Научная статья на тему 'Административно-правовые основы регламентации принципа транспортной безопасности как основополагающего принципа транспортного права России'

Административно-правовые основы регламентации принципа транспортной безопасности как основополагающего принципа транспортного права России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административное законодательство / транспортная безопасность / транспортное право / administrative legislation / transport security / transport law.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анатолий Юрьевич Олимпиев, Ирина Александровна Стрельникова

Исследуется вопрос административно-правового регулирования принципа транспортной безопасности, который является одним из основополагающих принципов транспортного права в настоящее время. Данный вопрос раскрывается через анализ действующего административного законодательства, а равно через призму международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL BASIS OF REGULATION OF THE PRINCIPLE OF TRANSPORT SECURITY AS A FUNDAMENTAL PRINCIPLE OF TRANSPORT LAW OF RUSSIA

The devoted to the study of the issue of administrative and legal regulation of the principle of transport security, which is one of the fundamental principles of transport law at the present time. This issue is revealed through the analysis of the current administrative legislation, as well as through the prism of international law.

Текст научной работы на тему «Административно-правовые основы регламентации принципа транспортной безопасности как основополагающего принципа транспортного права России»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10352

ББК 67 © А.Ю. Олимпиев, И.А. Стрельникова, 2019

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРИНЦИПА ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕГО ПРИНЦИПА ТРАНСПОРТНОГО ПРАВА РОССИИ

Анатолий Юрьевич Олимпиев, профессор кафедры частного права, кандидат юридических наук, доктор исторических наук

Государственный университет управления (109542, Москва, Рязанский пр-т, д. 99) E-mail: [email protected]

Ирина Александровна Стрельникова, доцент кафедры частного права, кандидат юридических наук, доцент Государственный университет управления (109542, Москва, Рязанский пр-т, д. 99) E-mail: irina.a.strelnikova@m ail.ru

Аннотация. Исследуется вопрос административно-правового регулирования принципа транспортной безопасности, который является одним из основополагающих принципов транспортного права в настоящее время. Данный вопрос раскрывается через анализ действующего административного законодательства, а равно через призму международного права. Ключевые слова: административное законодательство, транспортная безопасность, транспортное право.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL BASIS OF REGULATION OF THE PRINCIPLE OF TRANSPORT SECURITY AS A FUNDAMENTAL PRINCIPLE OF TRANSPORT LAW OF RUSSIA

Anatoliy Yu. Olimpiev, professor of department of private law, candidate of legal sciences, doctor of historical sciences State University of Management (109542, Moscow, Ryazansky pr-t, d. 99) E-mail: [email protected]

Irina A. Strelnikova, associate professor of department of private law, candidate of legal sciences, associate professor State University of Management (109542, Moscow, Ryazansky pr-t, d. 99) E-mail: irina.a.strelnikova@m ail.ru

Annotation. The devoted to the study of the issue of administrative and legal regulation of the principle of transport security, which is one of the fundamental principles of transport law at the present time. This issue is revealed through the analysis of the current administrative legislation, as well as through the prism of international law. Keywords: administrative legislation, transport security, transport law.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Олимпиев А.Ю., Стрельникова И.А. Административно-правовые основы регламентации принципа транспортной безопасности как основополагающего принципа транспортного права России. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(6):254—259.

Принцип обеспечения транспортной безопасности является одним из наиболее важных и ведущих принципов, пронизывающих всю транспортную деятельность.

Необходимо отметить, что понятие «транспортная безопасность» как правовая категория является юридической новеллой. Впервые указанный термин получил нормативное закрепление 11 июня 2004 г., когда постановлением Правительства РФ № 274 «Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации»1 транспортная безопасность была определена одним из основных вопросов, по которым Минтранс России самостоятельно осуществляет нормативно-правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ.

Сущность и содержание понятия «транспортная безопасность», его теоретическое и прикладное значение как юридической конструкции сразу привлекли к себе внимание исследователей. В научных изданиях появились публикации, посвященные выяснению этих вопросов. Показательна в этом отношении статья С.С. Сулакшина, М.В. Вилисова, А.В. Жуковой, А.Н. Тимченко, А.С. Сулакшиной и Е.А. Хру-сталевой о нормативных правовых проблемах обеспечения транспортной безопасности [4, с. 3-20]. В ней обосновывается необходимость междисциплинарного подхода к нормативно-правовому регулирова-

1 Постановление Правительства РФ от 11 июня 2004 г. № 274 (ред. от 28 декабря 2018 г.) «Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2429.

нию в сфере обеспечения транспортной безопасности, делается вывод о том, что объем правового регулирования соответствующих отношений должен быть определен политическим решением. Раскрывается понятие транспортной безопасности в гражданско-правовом и конституционном аспектах, рассматриваются ее виды, формулируется цель обеспечения транспортной безопасности, приводятся действующие в этой области нормативные правовые акты, исследуются другие актуальные вопросы.

Согласно общераспространенному в науке мнению под транспортной безопасностью при перевозке грузов и пассажиров понимается такое состояние транспортной системы, при котором обеспечивается биологическое равновесие окружающей среды. В свою очередь, под биологическим равновесием понимается такое состояние живых существ, организмов, а также среды их обитания, при котором сохраняются все формы и виды жизнедеятельности, в результате которой осуществляется естественное воспроизводство живых и органических веществ, необходимое и достаточное для продолжения существующей жизни на Земле [3, с. 69].

Таким образом, принцип обеспечения транспортной безопасности предполагает достижение такого уровня правового регулирования транспортных операций, при котором обеспечивается состояние транспортной системы, позволяющее достичь благоприятного состояния окружающей среды или эффективного снижения уровня риска возникновения вредных последствий, нарушающих биологическое равновесие среды обитания.

Обеспечение безопасности — одна из ведущих проблем современной науки, затрагивающая как всеобщий межгосударственный аспект, так гуманитарно-экономические и чисто технические проблемы. Давая определение транспортной безопасности при перевозке и транспортировке грузов и пассажиров, можно насыщать практически до бесконечности квалифицирующими признаками этот термин, однако, очевидно, что акцент следует делать, в первую очередь, на необходимый и достаточный признак, выделяемый среди прочих, — перевозку грузов и пассажиров. В случае перевозки имеет место транспортная безопасность, которая приобретает конкретное содержание при уточнении самой категории перевозимого объекта (груза или пассажиров) [3, с. 75]. Хотя по сути принципиальной разницы между видами перевозимых объектов нет, ибо и в том, и в другом случае могут наблюдаться человеческие жертвы.

Проблеме безопасности и охране человеческой жизни в целом, и на транспорте в частности на уровне как международно-правового, так и внутри-

государственного регулирования в последние десятилетия уделяется все больше и больше значения.

Иллюстрацией тому служит принятие ряда Конвенций, которые непосредственно затрагивают вопросы интересующей нас безопасности, и так или иначе под тем или иным ракурсом рассматривают ее связь с человеческой жизнью. Среди них можно назвать, например, Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 г.2, Варшавскую Конвенцию 1929 г.3, Конвенцию о пресечении противозаконного действия против безопасности мореплавания от 10 мая 1988 г., Международную конвенцию по спасанию 1989 г.4, Парижскую конвенцию 1919 г. о воздушной навигации, Чикагскую конвенцию 1944 г., Конвенцию о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна 1963 г., Конвенцию о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 г., в преамбуле которой непосредственно указывается на необходимость обеспечения высокого уровня безопасности на море, Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1979 г., Монреальскую конвенцию 1971 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации и т.д. Практически все транспортные конвенции и двусторонние договоры либо непосредственно посвящены, либо закрепляют нормы, способствующие обеспечению транспортной безопасности в отдельных главах или статьях, либо подразумевают их, исходя из целей и задач разработки и принятия конвенций, как это имело место, например, в Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ), где нет специальной главы или статьи, имеющей название или хотя бы включающее в название понятие «безопасность», но сам факт разработки данной Конвенции, ее цели и задачи делают очевидным учет транспортной безопасности как таковой в международной перевозке грузов.

Кроме международно-правого регулирования, принцип транспортной безопасности регламентируется и нормами внутреннего российского законодательства, которое состоит из Конституции РФ, соответствующих федеральных законов, центральным из которых является ФЗ «О транспортной безо-

2 Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛЛС/SOLAS) // Бюллетень международных договоров. 2011 (прилож. № 1, ч. 1). С. 3-211.

3 Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (вместе с «Дополнительным протоколом») (с изм. от 18 сентября 1961 г.) // Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. 1935. Вып. VIII. С. 326-339.

4 Международная конвенция о спасании 1989 г. (SALVAGE) // Treaty Series. Vol. 1953. New York: United Nations, 2001. P. 165-326.

пасности» от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ5, и принимаемых в соответствии с ними нормативно-правовых актов РФ, законов и нормативно-правовых актов субъектов РФ. Причем в каждой области транспорта действуют соответствующие нормативные акты, посвященные вопросам безопасности на данном виде транспорта. Так, например, в области железнодорожного транспорта вопросы транспортной безопасности отчасти регламентирует ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»6, ряд статей УЖТ РФ также затрагивает данную проблематику.

Исходя из норм ФЗ «О транспортной безопасности», под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Целями обеспечения транспортной безопасности, соответственно, являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

К основным задачам обеспечения транспортной безопасности можно отнести:

1) нормативно-правовое регулирование в области обеспечение транспортной безопасности;

2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства, под которыми понимаются противоправные действия (бездействия), в том числе террористические акты, угрожающие безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшие за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;

3) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, т.е. определение степени их защищенности от угроз совершения актов незаконного вмешательства;

4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, т.е. отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства;

5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;

6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;

7) подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;

8) осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности;

9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.

Кроме того, можно выделить следующие принципы обеспечения транспортной безопасности:

1) законность;

2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;

3) взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности;

4) непрерывность;

5) интеграция в международные системы безопасности;

6) взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, т.е. на юридических и физических лиц, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующих на ином законном основании.

На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности этих объектов, которые предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Эти планы утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Наконец, остановимся на правах и обязанностях субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности. Они имеют следующие права:

1) в установленном порядке получать от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти информацию по вопросам обеспечения транспортной безопасности;

2) вносить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, предложения по обеспечению транспортной безопасности.

5 Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ (ред. от 3 августа 2018 г.) «О транспортной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30 декабря 2018 г.) // СЗ РФ. 2007. № 7. Ст. 837.

6 Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ (ред. от 3 августа 2018 г.) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14 августа 2018 г.) // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 169.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны:

1) незамедлительно информировать об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах;

2) выполнять предписания, постановления должностных лиц об устранении нарушения требований по обеспечению транспортной безопасности;

3) оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения.

Помимо законов, вопросам транспортной безопасности внимание уделяется и в подзаконных актах. Так, Транспортная стратегия РФ на период до 2030 г.7 в качестве миссии государства в сфере функционирования и развития транспортной системы РФ называет содействие экономическому росту и повышению благосостояния населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, а в качестве одной из стратегических целей, направленных, соответственно, на реализацию данной миссии, называет повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы, что, в конечном счете приведет к повышению уровня общенациональной безопасности и снижению террористических рисков.

Кроме того, при раскрытии данной темы необходимо также отметить постановление Правительства РФ от 28 июля 2018 г. № 886, утвердившее требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта8.

В содержании общего принципа обеспечения транспортной безопасности следует отдельно выделить принципы обеспечения экологической безопасности при функционировании транспорта и безопасности в области дорожного движения, которые являются одними из наиболее актуальных его составляющих на сегодняшний день.

В последние годы в государстве и обществе происходят изменения политического, экономического, идеологического и иного характера, которые не могут не затрагивать правовую систему в целом и правовое регулирование в сфере «общество — природа», в частности. Закономерно возникает ряд вопросов: как влияют эти процессы друг на друга, адекватна ли реакция законодателя на эти изменения, в каком направлении пойдет развитие экологического законодательства и его составных частей.

Статьей 72 Конституции РФ предусмотрено, что охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. Ряд регионов воспользовался этим правом и принял собственные законы и иные нормативно-правовые акты по вопросам охраны окружающей среды.

Одной из важнейших причин повышения уровня загрязнения является и то, что недостаточно разработаны конкретные критерии, по которым должен проверяться транспорт. Сотрудники компетентных органов могут проверять транспорт на токсичность и дымность. Но даже эти критерии не разработаны в достаточной степени детально [2, с. 211].

В связи с этим правовое обеспечение экологической безопасности во всех отраслях транспорта необходимо рассматривать как одно из приоритетных направлений государственной политики РФ. Правовое обеспечение включает в себя: 1) деятельность по разработке законодательства, регулирующего отношения в обществе, связанные с обеспечением экологической безопасности; 2) исполнение органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, организациями и гражданами законодательства в области экологической безопасности [1].

Что касается транспортной безопасности в области дорожного движения, то она регулируется также, как и на всех остальных видах транспорта, международным и внутренним российским законодательством. Основным нормативно-правовым актом здесь является Закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ9, который определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ. Задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения ДТП, снижения тяжести их последствий.

7 Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р (ред. от 12 мая 2018 г.) «О Транспортной стратегии Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 50. Ст. 5977.

8 Постановление Правительства РФ от 28 июля 2018 г. № 886 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта» // СЗ РФ. 2018. № 32 (ч. II). Ст. 5345.

9 Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30 декабря 2018 г.) // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

Безопасность дорожного движения является, наряду с безопасностью на внутренне-водном, воздушном, железнодорожном и морском транспорте, составной частью общей транспортной безопасности и представляет собой состояние данного процесса (дорожного движения), отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

К принципам обеспечения безопасности дорожного движения можно отнести:

1) приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, под которым понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;

2) приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

3) соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством:

1) установления полномочий и ответственности Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;

2) координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц для предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;

3) регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

4) разработки и утверждения в установленном порядке нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движении;

5) осуществления деятельности по организации дорожного движения;

6) материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;

7) осуществления обязательной сертификации объектов, продукции и услуг транспорта и дорожного хозяйства, лицензирования деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения;

8) проведения социально ориентированной политики в области страхования на транспорте;

9) осуществления государственного надзора и контроля за выполнением требований, правил, рег-

ламентов и норм в области безопасности дорожного движения.

Закон «О безопасности дорожного движения» установил, что в ведении РФ находятся:

1) формирование и проведение единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;

2) установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения и единой системы правил, технических регламентов, норм и принятие нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

3) контроль за соответствием законов и иных нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения Конституции РФ и федеральным законам;

4) создание федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной политики в области безопасности дорожного движения.

В РФ осуществляется государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения. В целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на предотвращение дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести от их последствий.

Проектирование, строительство и реконструкция дорог, их ремонт и содержание производятся в соответствие с требованиями безопасности дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям строительных норм, правил, регламентов и других нормативных документов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актом приемки дороги в эксплуатацию. Ответственность за соответствие дорог установленным требованиям безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства — на исполнителя работ.

Опыт развитых стран говорит о том, что там, где жестче Правила дорожного движения и серьезнее наказание за их нарушение, показатели аварийности и травматизма ниже.

К примеру, в Великобритании полицейский имеет право открыть неправильно припаркованную машину и отогнать ее на штрафную стоянку даже в случае появления в этот момент владельца. В случае если это не удается сделать, вызывается эвакуатор. На владельца налагается штраф в размере 300 фунтов.

Пример Беларуси и стран Балтии показывает, что введение высоких ставок штрафов и неукосни-

тельное их применение способны снизить число нарушений на 30-50%.

В европейских странах с наиболее высокими ставками штрафов (Великобритания, Нидерланды, Швеция) отмечается наименьшее число жертв в ДТП. Такими государствами (в которых меньше всего гибнет людей на дорогах в расчете на 100 тыс. жителей — примерно шесть человек) являются Великобритания, Нидерланды Швеция.

В некоторых европейских странах и Америке штраф за проезд на красный свет достигает 25-30% от уровня средней зарплаты. Не пристегнутый ремень пассажира, едущего на заднем сиденье, в странах Евросоюза в среднем стоит 20-30 евро.

За пользование сотовым телефоном во время движения в автомобиле в Ирландии полагается штраф 435 евро или три месяца тюремного заключения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во Франции нарушителю скоростного режима направляется штраф в 135 евро. Однако, если провинившийся заплатит его в течение ближайших семи дней, то он уменьшается до 90 евро. Но для тех, кто забудет или не захочет его платить, размер вырастает в арифметической прогрессии.

В различных штатах США (где пристегиваться обязательно) штраф за не пристегнутый ремень составляет от 20 до 70 долл. Штраф за не пристегнутых детей — от 50 до 500 долл. Превышение скорости на 10 км/ч в разных штатах — от 100 долл., свыше 20 км/час — около 200-250 долл.

Штраф за превышение скорости в 250 евро установлен в Бельгии. Столько же стоит использование мобильного телефона, неправильная парковка. Превышение скорости на 20 км — 500 евро. Проезд на красный свет или езда в нетрезвом состоянии — от двух до пяти лет тюрьмы.

Там, где незначительные штрафы, негативная статистика подтверждает вывод, что в борьбе с нарушителями необходимы высокие штрафы. Италия — одна из худших стран Европы по дорожной безопасности: за десять лет 8 тыс. погибших и 250 тыс. раненых. Парковка — 32 евро. Превышение скорости на 10 км/ч — 30 евро, до 40 км/ч — уже 100-500 евро.

Представляется верным согласится с авторами, утверждающими, что «в целях современного осуществления мер по предотвращению кризисных ситуаций при транспортной деятельности для согласованной работы между федеральными органами власти и хозяйствующими субъектами должен быть создан Единый информационный банк данных о пассажирах и грузоотправителях, находящихся в собственности Российской Федерации» [5, с. 28-31]. Единый информационный банк формируется и поддерживается специально уполномоченным федеральным органом

исполнительной власти. Доступ к информационным ресурсам в банке данных должен быть разграничен по категориям пользователей, а круг самих пользователей ограничен.

Подводя итог необходимо еще раз подчеркнуть, что принцип обеспечения транспортной безопасности является одним из важнейших принципов транспортного права; он пронизывает всю деятельность транспорта на всех его видах, обеспечивает его надлежащую эксплуатацию и взаимодействует с другими принципами транспортного права.

Принцип транспортной безопасности базируется на основе комплекса норм разноотраслевой принадлежности как внутреннего, так и международного характера и распространяет свое влияние на абсолютно все общественные отношения, составляющие предмет транспортного права; он заложен в их фундаменте. Именно поэтому представляется возможным назвать данный принцип основополагающим и специальным принципом транспортного права.

Литература

1. Бакулина Т.В. Некоторые вопросы обеспечения экологической безопасности на железнодорожном транспорте // Актуальные проблемы правопорядка: Сб. науч. статей. М., 2001.

2. Бевзюк Е.А. Проблемы охраны среды на транспорте // Актуальные проблемы правопорядка: Сб. науч. ст.. М., 2004.

3. Макаров А.Д. Международное транспортное право. Теоретические аспекты. СПб., 1995.

4. Сулакшин С.С., Вилисов М.В., Жукова А.В. и др. Нормативные правовые проблемы обеспечения транспортной безопасности Российской Федерации // Проблемы нормативно-правового регулирования транспортной безопасности. М., 2004.

5. Целуйко А.В., Петроченко В.В. Вопросы информационного обеспечения транспортной безопасности в условиях современности // Транспортное право. 2017. N° 4. С. 28-31.

References

1. Bakulina T. V. Nekotorye voprosy obespecheniya ekolo-gicheskoy bezopasnosti na zheleznodorozhnom transporte // Äk-tual'nye problemy pravoporyadka: Sb. nauch. statey. M., 2001.

2. Bevzyuk Е.Л. Problemy okhrany sredy na transporte // Лktual'nye problemy pravoporyadka: Sb. nauch. st. M., 2004.

3. MakarovЛ.D. Mezhdunarodnoe transportnoe pravo. Teoreticheskie aspekty. SPb., 1995.

4. Sulakshin S.S., VilisovM. V., ZhukovaЛ. V. i dr. Norma-tivnye pravovye problemy obespecheniya transportnoy bezopas-nosti Rossiyskoy Federatsii // Problemy normativno-pravovogo regulirovaniya transportnoy bezopasnosti. M., 2004.

5. TseluykoЛ. V., Petrochenko V. V. Voprosy informatsion-nogo obespecheniya transportnoy bezopasnosti v usloviyakh so-vremennosti // Transportnoe pravo. 2017. № 4. S. 28-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.