Научная статья на тему 'Административно-правовой запрет на управление транспортными средствами в болезненном и утомленном состоянии'

Административно-правовой запрет на управление транспортными средствами в болезненном и утомленном состоянии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
373
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление транспортным средством / болезненное и утомленное состояние / нарушение ПДД / ответственность / профилактика дорожно-транспортных происшествий / driving / painful and tired state / traffic violations / responsibility / prevention of traffic accidents

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимир Вячеславович Журавлев

Рассматриваются вопросы правовой регламентации запретов на управление транспортными средствами в состояниях, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Анализируется комплекс мер, направленных на профилактику дорожно-транспортных происшествий, причиной которых является болезненное или утомленное состояние водителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE LEGAL PROHIBITION FOR MANAGING VEHICLES IN A PAIN AND WATERFUL STATE

Discusses the legal regulation of prohibitions on driving in conditions that pose a threat to road safety. The complex of measures aimed at the prevention of traffic accidents caused by the painful or tired state of the driver is analyzed

Текст научной работы на тему «Административно-правовой запрет на управление транспортными средствами в болезненном и утомленном состоянии»

УДК 343.8 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10036

ББК 67.409 © В.В. Журавлев, 2020

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ЗАПРЕТ НА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ В БОЛЕЗНЕННОМ И УТОМЛЕННОМ СОСТОЯНИИ

Владимир Вячеславович Журавлев, преподаватель кафедры административного права и административной деятельности

Рязанский филиал ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя» (390043, г. Рязань, ул. 1-ая Красная, д. 18) E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматриваются вопросы правовой регламентации запретов на управление транспортными средствами в состояниях, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Анализируется комплекс мер, направленных на профилактику дорожно-транспортных происшествий, причиной которых является болезненное или утомленное состояние водителя.

Ключевые слова: управление транспортным средством, болезненное и утомленное состояние, нарушение ПДД, ответственность, профилактика дорожно-транспортных происшествий.

ADMINISTRATIVE LEGAL PROHIBITION FOR MANAGING VEHICLES IN A PAIN AND WATERFUL STATE

Vladimir V. Zhuravlev, teacher of the department of administrative law and administrative activity

Ryazan Branch of FGKOU VO «Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'»

(390043, g. Ryazan', ul. 1-aya Krasnaya, d. 18)

E-mail: [email protected]

Abstract. Discusses the legal regulation of prohibitions on driving in conditions that pose a threat to road safety. The complex of measures aimed at the prevention of traffic accidents caused by the painful or tired state of the driver is analyzed. Keywords: driving, painful and tired state, traffic violations, responsibility, prevention of traffic accidents.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Журавлев В.В. Административно-правовой запрет на управление транспортными средствами в болезненном и утомленном состоянии. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(1) :166—169.

Правовые запреты в области обеспечения безопасности дорожного движения являются неотъемлемым элементом общественных отношений и направлены на сохранение жизни и здоровья его участников, предотвращение дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий. Одним из краеугольных ограничений является недопустимость управления транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, а равно под воздействием веществ, которые оказывают на организм человека негативное воздействие и могут повлечь наступление неблагоприятных последствий для участников дорожного движения. В отмеченную группу запретов законодатель включил недопустимость управления транспортным средством водителем, находящимся в болезненном или утомленном состоянии1.

Это обусловлено тем, что у больного или утомленного водителя основные функции восприятия могут значительно снижаться. Так, у утомленного человека страдает зрительное восприятие, что при-

водит к ухудшению видимости удаленных объектов, неверной оценке расстояния до них и скорости движения других транспортных средств. Отмеченные обстоятельства приводят к необходимости более длительной концентрации внимания на объектах дорожного движения и увеличению времени реагирования на внезапные изменение обстановки. Обратной реакцией утомленного организма может являться принятие слишком быстрых, необдуманных решений.

Резкое падение работоспособности водителя в силу болезненного или утомленного состояния значительно повышает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, в особенности у водителей, осуществляющих пассажирские, междугородние и международные перевозки.

1 Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») // СПС «КонсультантПлюс».

Так, в 2016 г. на территории Рязанской области произошло 16 дорожно-транспортных происшествий, находящихся в причинно-следственной связи с утомленным состоянием водителей, в которых восемь человек погибли и 28 человек получили травмы различной степени тяжести. В 2017 г. таких происшествий было зарегистрировано 27 (пять человек погибло, 75 ранено), а в 2018 г. — 25 (36 ранено). За шесть месяцев 2019 г. зарегистрировано шесть ДТП рассматриваемой категории, в которых семь человек получили травмы. Следует отметить, что приведенная статистика является достаточно условной, поскольку в большинстве случаев факт утомленного состояния водителя и, как следствие, сон за рулем устанавливается с его слов. В связи с этим, есть достаточные основания полагать, что указанная причина дорожно-транспортных происшествий в большой степени латентна, особенно когда виновник ДТП погибает.

Объединение отмеченных запретов в единую группу, по мнению законодателя, свидетельствует об их сравнительно равной общественной опасности, что, как мы считаем, обусловливает необходимость их четкой правовой регламентации. Действия, связанные с управлением в состоянии опьянения, имеют четкую нормативную основу, которая в достаточной степени изучена учеными административистами. В свою очередь, вопросы управления транспортными средствами водителями, находящимся в болезненном или утомленном состоянии проработаны не в полной мере и требуют дальнейшего совершенствования.

Необходимо отметить отсутствие законодательно закрепленных определений указанных понятий.

Так, современная энциклопедия определяет болезнь как нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными и морфологическими изменениями2. Научно-технический энциклопедический словарь определяет болезнь (заболевание) в медицине как любое отклонение от нормы здоровья, сопровождающееся ухудшением функций тела в целом либо одной или нескольких его частей3.

Краткий психологический словарь определяет утомление как временное снижение работоспособности под влиянием длительной физической нагрузки, возникающее вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем4.

В соответствии с Википедией, утомление — физиологическое состояние человека, являющееся следствием напряжённой или длительной работы, ощущаемое как усталость. Утомление проявляется во временном снижении работоспособности5.

Анализ приведенных определений позволяет выделить их общую основу, которая выражается в негативном изменении состояния организма человека, нарушающем его функции.

Освещение данной темы позволяет выделить три основные группы мер, направленных на профилактику и пресечение фактов управления транспортными средствами в болезненном состоянии и утомлении: медицинские, правовые и технические.

1. К медицинским мерам, в первую очередь, относится комплекс мероприятий, связанных с ежедневным предрейсовым осмотром водителя медицинским работником, целью которого является выявление противопоказаний, препятствующих управлению им транспортного средства. Так, например, нормативные правовые акты органов исполнительной власти устанавливают обязанность проверять работников, приступающих к выполнению обязанностей, связанных с управлением транспортными средствами, на наличие признаков опьянения или болезненного состояния. При обнаружении медицинским работником соответствующих отклонений, водитель отстраняется от управления транспортными средствами6.

К этой же группе относится медицинское освидетельствование водителя (кандидата в водители) на предмет наличия медицинских противопоказаний и ограничений к управлению транспортным средством. Следует отметить, данный вид обследования является по своей сути эпизодическим и применяется при получении или замене водительского удостоверения, а равно для принятия решения об отсутствии ранее выявленных противопоказаний к управлению транспортными средствами по результатам проведенного лечения7.

2. Перечень правовых мер, направленных на пресечение управление транспортным средством в болез-

2 URL://https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/8842

3 URL://https://dic.academic.ru/dic.nsf/ntes/547

4 URL: //https://psychology.academic.ru/2735

5 URL://https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1882137

6 Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольного безрельсового колесного транспорта) ПОТ РМ-008-99 (утверждены постановлением Минтруда России от 7 июля 1999 г. № 18) // СПС «КонсультантПлюс».

7 Приказ Минздрава России от 15 июня 2015 г. № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (вместе с «Порядком проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)», «Порядком выдачи медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами») // СПС «КонсультантПлюс».

ненном или утомленном состоянии достаточно узок и в полной мере не детализирован. В первую очередь, это выражается в отсутствии законодательного закрепления юридической ответственности за нарушение требований п. 2.7 правил дорожного движения в рассматриваемой части. Следствием этого является практически полное отсутствие мер государственного принуждения, которым наделен сотрудник Госавтоинспекции в случае выявления водителя, у которого визуально определимы признаки нахождения в болезненном или утомленном состоянии. Так, в отмеченном случае инспектор дорожно-патрульной службы лишь вправе предложить водителю выйти из транспортного средства, в случае обнаружения у последнего признаков болезненного состояния8. Невыполнение данного «пожелания» не влечет для водителя наступления каких-либо юридических последствий и является его правом, но никак не обязанностью.

Следующим правовым «аргументом», которым обладает сотрудник Госавтоинспекции, является возможность прекращения сопровождения транспортных средств в случае болезненного состояния их водителей, а также иных обстоятельств, создающих угрозу безопасности дорожного движения9. К последним, несмотря на отсутствие конкретизации, на наш взгляд, возможно отнести и утомление.

Следует отметить, что изучение судебной практики позволило выявить единичный случай привлечения водителя транспортного средства к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии утомления. Так, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 76 Ворошиловского района г. Волгограда 29 июля 2013 г. вынесено постановление N° 5-383/2013, в соответствии с которым водитель Х. управлял автомобилем «в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения». Действия водителя были квалифицированы по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, а назначенное ему наказание составило 1 год и 6 месяцев лишения специального права10.

Отметим, что отсутствие четко закрепленных в законодательстве признаков, позволяющих делать сотруднику полиции вывод о наличии признаков заболевания и (или) утомления у водителя, а также механизма его документирования и доказывания, делают описанную судебную практику единичной, субъективной и крайне спорной с позиции права.

3. К техническим мерам, направленным на профилактику дорожно-транспортных происшествий и травматизма, при управлении транспортными средствами в состоянии утомления или болезни относится использование технических средств. Как отмечалось

ранее, не смотря на наличие закрепленного в Правилах дорожного движения запрета на управление источником повышенной опасности в рассматриваемых состояниях, ответственность за его нарушение ни в административном, ни в уголовном законодательстве отсутствует. Пожалуй, единственным исключением является ответственность за нарушение лицом, осуществляющим перевозку грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха11. Вместе с тем, следует отметить, что указанная норма в большей степени носит превентивный характер и основана на использовании показаний тахографа — специального технического устройства, основной задачей которого является контроль и учет времени, проведенного водителем за управлением транспортным средством. В связи с этим ее применение основывается не на выраженных признаках, свидетельствующих об усталости водителя, а на невыполнении требований по обязанности отдыхать в определенные временные интервалы, имеющие своей целью не допустить наступление состояние утомления.

Следующим этапом профилактики дорожно-транспортных происшествий, по нашему мнению, должно стать повсеместное применение в автомобилях технических систем контроля состояния водителя, которые призваны оповещать его о наступлении болезненного или утомленного состояния. Многие крупные иностранные автопроизводители: Mercedes-Benz, Volvo, Lexus, Volkswagen и другие активно работают в этом направлении, внедряя инновационные решения, направленные на контроль физического состояния водителя, определения степени его утомления. Отмеченные системы призваны обнаружить наступление усталости водителя и предупредить сон за рулем. Их действие предполагает оценку действий водителя, изменения манеры управления транспортным средством, которые анализи-

8 Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» // СПС «КонсультантПлюс».

9 Приказ МВД России от 22 марта 2019 г. № 177 «Об утверждении порядка осуществления сопровождения транспортных средств с применением автомобилей Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России» // СПС «КонсультантПлюс».

10 URL://https://auto.mail.m/artide/43486-ustalogo_voditelya_pri-ravnyali_k_pyanomu/

11 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «Кон-сультантПлюс».

руются программным обеспечением на основе показаний датчиков, камер видеонаблюдения и пр.

Перечень предлагаемых автопроизводителями мер является обширным. Так, выявив соответствующие отклонения в поведении водителя, электронные системы могут предложить остановить автомобиль для отдыха путем подачи предупреждающего звукового сигнала или выведения информации на панель приборов («чашка кофе»). Более продвинутые системы безопасности предлагают экстренную помощь водителю. Например, при потере сознания, определив, что водитель не может управлять транспортным средством, автомобиль берет управление на себя, принимая меры к снижению скорости и изменению траектории движения вплоть до его остановки. Одновременно с этим автомобиль предупреждает о создании аварийно-опасной ситуации других участников дорожного движения путем подачи звуковых и визуальных сигналов12.

Рассматривая вопрос правового статуса водителя, ставшего виновником дорожно-транспортного происшествия, необходимо отметить различия правовых последствий нахождения такого лица в состоянии опьянения и нахождения в утомленном (болезненном) состоянии.

Так, Верховный Суд указывает, что нарушение водителем транспортного средства п. 2.7 Правил дорожного движения, выразившееся в совершении дорожно-транспортного происшествия в результате управления транспортным средством в состоянии опьянения, является основанием для освобождения страховщика от исполнения своих обязательств по выплате страхового возмещения по риску «ущерб от ДТП»13.

Одновременно с этим, нарушение того же пункта Правил дорожного движения водителем, находившемся в утомленном или болезненном состоянии, обязывает страховщика компенсировать страховое возмещение по договору добровольного страхования автогражданской ответственности в не зависимости от степени его вины14.

Подобная правоприменительная практика, по нашему мнению, является дискуссионной. Это, в первую очередь, обусловлено тем, что степень общественной опасности управления транспортными средствами в состоянии опьянения и утомленном (болезненном) состоянии сопоставима, как и негативные последствия дорожно-транспортных происшествий, являющиеся следствием таких состояний, что и послужило объединению данных запретов в одном пункте ПДД РФ.

Подводя итог, отметим, что обозначенные проблемы правовой регламентации запрета на управление транспортными средствами в болезненном и утомленном состоянии требуют последовательного

и системного нормативного регулирования. По нашему мнению, их решение кроется в двух основных плоскостях: информационной и правовой.

В первом случае требуется последовательно продолжать работу по пропаганде безопасности дорожного движения, доводя до его участников недопустимость управления транспортными средствами в состояниях, ставящих под угрозу охраняемые государством общественные отношения, жизнь и здоровье граждан.

Во втором случае комплекс правовых мер требует изменения действующего законодательства. Существует необходимость в юридическом закреплении терминов «болезненное состояние» и «состояние утомления» и критериев, свидетельствующих о нахождении водителей в указанных состояниях, механизма их процессуального документирования. Решение этого вопроса возможно путем издания межведомственного нормативного правового акта, регламентирующего порядок действия сотрудников полиции и медицинских работников.

Кроме этого, полагаем, что требует корректировки система мер административного принуждения. Нам видится, что в этой части возможно наделение сотрудников Госавтоинспекции правом отстранения водителей, у которых установлены признаки болезненного или утомленного состояния, от управления транспортными средствами, путем внесения соответствующих поправок в ст. 27.12 КоАП РФ. Принятие указанных изменений сделает возможным и правомерным исключение из дорожного движения водителей транспортных средств, представляющих потенциальную опасность для безопасности его участников.

Одновременно с этим, нам представляется разумным, рассмотреть вопрос, связанный с возможностью усиления административной ответственности водителей, допускающих нарушение режима труда и отдыха при эксплуатации транспортных средств, оснащенных тахографами. В этой связи предлагается дополнить ст. 11.23 КоАП РФ особо квалифицированным составом, предусматривающим ответственность за длительное (например, в течение 4-5 часов) или повторное нарушение режима труда и отдыха, предусмотрев наказание за его совершение, связанное с лишением права на управление транспортными средствами.

12 URL://http://systemsauto.ru/active/moшtoring-conditюn-dri-ver.html

13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» // Российская газета. 2013. 5 июля.

14 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 января 2017 г. по делу № А40-3284/16 // СПС «Консуль-тантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.