Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРА ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРА ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
центр по вопросам миграции / центр / миграция / полномочия / правовое положение / иностранные граждане / лица без гражданства / федеральный государственный контроль / Center for Migration Issues / center / migration / powers / legal status / foreign citizens / stateless persons / federal state control

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Летаева Е. А., Майорова Е. Н.

Регулирование миграционных процессов является одной из основных задач государства. Эффективность деятельности субъектов, осуществляющих контрольно-надзорные функции в сфере миграции, зависит от возложенных на них компетенций в рассматриваемой сфере. В статье рассматривается вопрос создания Центра по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации. В частности, обращено внимание на то, что данный Центр был создан в рамках имеющихся у МВД России полномочий, что повлекло за собой перераспределение функциональных обязанностей между существующими подразделениями МВД России в сфере миграции. Кроме того, авторами исследуются полномочия, цели, задачи, а также место рассматриваемого Центра в системе подразделений МВД России по вопросам миграции. Особое внимание уделяется отличительным признакам его деятельности. Кроме того, в статье приводится анализ нормативных правовых актов, в которые были внесены изменения в связи с принятием Центра по вопросам миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF THE CENTER ON MIGRATION ISSUES

Regulation of migration processes is one of the main tasks of the state. The effectiveness of the activities of entities exercising control and oversight functions in the field of migration depends on the competencies assigned to them in this area. The article discusses the issue of creating a Center for Migration Issues of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. In particular, attention was drawn to the fact that this Center was created within the framework of the powers available to the Russian Ministry of Internal Affairs, which entailed a redistribution of functional responsibilities between existing units of the Russian Ministry of Internal Affairs in the field of migration. In addition, the authors examine the powers, goals, objectives, as well as the place of the Center in question in the system of units of the Russian Ministry of Internal Affairs on migration issues. Particular attention is paid to the distinctive features of its activities. In addition, the article provides an analysis of regulatory legal acts that were amended in connection with the adoption of the Center for Migration Issues.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРА ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

Научная статья С.29-35

УДК 342.95

001:10.47475/2311-696Х-2024-41-2-29-35

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРА ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ

Елена Андреевна Летаева1, Елена Николаевна Майорова2

1 Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВДРоссии, Тюмень, Россия letaeva_lena@mail.ru

2 Челябинский государстеенныйуниеерситет, Челябинск, Россия major.a@mail.ru

0 И НрБ://огаё.огд/0000-0002-3705-0402

Аннотация. Регулирование миграционных процессов является одной из основных задач государства. Эффективность деятельности субъектов, осуществляющих контрольно-надзорные функции в сфере миграции, зависит от возложенных на них компетенций в рассматриваемой сфере. В статье рассматривается вопрос создания Центра по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации. В частности, обращено внимание на то, что данный Центр был создан в рамках имеющихся у МВД России полномочий, что повлекло за собой перераспределение функциональных обязанностей между существующими подразделениями МВД России в сфере миграции. Кроме того, авторами исследуются полномочия, цели, задачи, а также место рассматриваемого Центра в системе подразделений МВД России по вопросам миграции. Особое внимание уделяется отличительным признакам его деятельности. Кроме того, в статье приводится анализ нормативных правовых актов, в которые были внесены изменения в связи с принятием Центра по вопросам миграции.

Ключевые слова: центр по вопросам миграции, центр, миграция, полномочия, правовое положение, иностранные граждане, лица без гражданства, федеральный государственный контроль

Для цитирования: Летаева Е. А., Майорова Е. Н. Административно-правовой статус центра по вопросам миграции // Правопорядок: история,теория, практика. 2024. № 2 (41). С. 29-35.001:10.47475/2311-696Х-2024-41-2-29-35

Research article

ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF THE CENTER ON MIGRATION ISSUES

Yelena A. Letaeva1, Yelena N. Mayorova2

1 Tyumen Institute forAdvanced Training ofEmployees ofthe MIA ofRussia, Tyumen, Russia letaeva_lena@mail.ru

2 ChelyabinskState University, Chelyabinsk, Russia major.a@maiI.ru

© https://orcid.org/0000-0002-3705-0402

Abstract. Regulation of migration processes is one of the main tasks of the state. The effectiveness of the activities of entities exercising control and oversight functions in the field of migration depends on the competencies assigned to them in this area. The article discusses the issue of creating a Center for Migration Issues of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. In particular, attention was drawn to the fact that this Center was created within the framework ofthe powers available to the Russian Ministry of Internal Affairs, which entailed a redistribution of functional responsibilities between existing units of the Russian Ministry of Internal Affairs in the field of migration. In addition, the authors examine the powers, goals, objectives, as well as the place of the Center in question in the system of units of the Russian Ministry of Internal Affairs on migration issues. Particular attention is paid to the distinctive features of its activities. In addition, the article provides an analysis of regulatory legal acts that were amended in connection with the adoption of the Center for Migration Issues.

Keywords: Center for Migration Issues, center, migration, powers, legal status, foreign citizens, stateless persons, federal state control

For citation: Letaeva YeA, Mayorova YeN. Administrative and legal status of the center on migration issues. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal and Order: History, Theory, Practice], 2024;(2):29-35. DOI: 10.47475/2311-696X-2024-41-2-29-35 (In Russ.)

Введение

Миграционные процессы, происходящие в современном обществе, обуславливают возникновение проблем, связанных с регулированием этих процессов и пресечением неблагоприятных последствий миграционных явлений [6, с. 51]. Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» была упразднена Федеральная миграционная служба (ФМС) как самостоятельная ведомственная структура [1,с. 49].

В научной и специальной литературе уже не раз затрагивались вопросы, касающиеся административного законодательства в сфере миграции [8], регламентации деятельности деятельность МВД по вопросам миграции [9], о полномочиях Министерства внутренних дел в сфере миграции [5], а также изучалось современное состояние, проблемы и направления реформирования контрольно-надзорная деятельность МВД России в сфере миграции [7]. Однако стоит отметить, что в свете последних мировых событий, связанных со сложной обстановкой, проводимая государствами миграционная политика, основанная на традиционных представлениях о миграционном процессе, не справляется с объемами миграции населения и новыми миграционными вызовами [4, с. 142].

Одним из знаменательных событий в организационном построении миграционных органов стало образование в 2023 г. в системе МВД России Центра по вопросам миграции. Создание Центра по вопросам миграции МВД России (далее — ЦВМ МВД России, Центр) согласно приказу МВД России от 20 февраля 2023 г. №80 «О создании Центра по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации»1 обусловлено целями совершенствования деятельности МВД России по реализации государственной политики в сфере миграции.

Материалы и методы исследования

При написании настоящей научной статьи были использованы ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов государственной власти в сфере миграции, теоретические разработки и научные труды по рассматриваемой проблеме, а также данные, опубликованные в открытых источниках. При анализе ведомственных нормативных правовых актов использованы правовые базы данных — система СТРАС «Юрист», справочно-право-вая система «КонсультантПлюс», а также другие правовые базы данных расположенные в отрытых источ-никахв сети Интернет.

1 СТРАС «Юрист». Доступ авторизированный.

Основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания, анализ теоретических и нормативных правовых источников, а также методы анализа и синтеза, индукции и дедукции. Применение указанных методов познания позволили авторам рассмотреть и раскрыть особенности административно-правового статуса центра по вопросам миграции (ЦВМ МВД России).

Описание исследования

В целях рассмотрения административно-правового статуса ЦВМ МВД России необходимо обратится к правовой основе, регламентирующей его деятельность. Наряду с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, межведомственными нормативными правовыми актами, правовую основу ЦВМ МВД России составляют нормативные правовые акты МВД России, в том числе следующие акты, определяющие организацию деятельности: приказ МВД России от 20 февраля 2023 г. №80 «О создании Центра по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации»; Положение о Центре по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённое приказом МВД России от 1 апреля 2023 г. № 203; приказ МВД России от 1 апреля 2023 г. № 174 «О некоторых вопросах Центра по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации»2; приказ МВД России от 30 октября 2023 г. №813 «Об установлении размеров месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»3.

Анализ правовой базы позволяет говорить о том, что создание ЦВМ МВД России в системе действующих миграционных органов МВД России определило ряд особенностей его административно-правового статуса.

Во-первых, ЦВМ МВД России создан в качестве территориального органа МВД России на межрегиональном уровне, реализующего в рамках предоставленных полномочий задачи и функции органов внутренних дел Российской Федерации в сфере миграции, в том числе территориальных органов МВД России на региональном уровне в части предоставления государственных услуг и осуществления функций в сфере

2 СТРАС «Юрист». Доступ авторизированный.

3 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202312040003 (дата обращения: 25.01.2024).

миграции. Таким образом, ЦВМ МВД России наделен собственными полномочиями и рядом полномочий территориальных органов на региональном уровне. Задачи и функции ЦВМ МВД России определены в Положении о Центре по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации.

К задачам и функциям Центра относятся:

1. Предоставление в установленном порядке го-сударственныхуслуг и осуществление функций в сфере миграции:

1.1. Осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России визовой работы, работы по приглашениям иностранным гражданам и лицам без гражданства, оформления разрешений на временное проживание, вида нажительство, регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства, регистрационного учета граждан Российской Федерации, согласования решений по вопросам гражданства Российской Федерации, принимаемых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями Российской Федерации, выдачи и замены гражданам Российской Федерации основных документов, удостоверяющих личность на территории Российской Федерации гражданина Российской Федерации, производства по делам об административных правонарушениях, принятия и обеспечения исполнения решений о депортации иностранных граждан и лиц без гражданства и др.;

1.2. Осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением правил миграционного учета, иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства, правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда; правил трудовой деятельности иностранных работников на территории Российской Федерации, сроков пребывания (проживания), передвижения или порядка выбора места пребывания (жительства) на территории Российской Федерации, исполнением иностранными гражданами или лицами без гражданства назначенного им административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации и др.;

1.3. Обеспечение реализации прав и обязательств Российской Федерации, предусмотренных международными договорами Российской Федерации о реад-миссии, в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;

1.4. Осуществление реализации мер по профилактике, предупреждению и пресечению административных правонарушений и преступлений в сфере миграции;

1.5. Осуществление в пределах компетенции ЦВМ МВД России федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за оказанием услуг

по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

1.6. Участие в пределах полномочий в разработке мер по совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере миграции; в подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, международных документов в установленной сфере деятельности;

2. Рассмотрение в пределах своей компетенции обращений граждан и организаций по вопросам в сфере миграции;

3. Участие в формировании и ведении в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России, информационных банков (баз) данных, информационно-аналитических систем и их использование.

Созданный ЦВМ МВД России наделен достаточно обширными полномочиями в сфере миграции, в том числе конкурирующими с полномочиями территориальных органов МВД России на региональном уровне, что в отсутствии четкого разграничения может вызывать сложности с субъектами их реализации.

Наряду с полномочиями по предоставлению государственных услуг, контролю и надзору, исполнения законодательства в сфере миграции ЦВМ МВД России может осуществлять организационно-управленческие полномочия: 1) привлечение в установленном порядке для выработки решений по предмету ведения Центра соответствующих подразделений территориальных органов МВД России на региональном уровне; 2) оказание методической и практической помощи в сфере миграции территориальным органам МВД России на региональном уровне, управлениям, отделам, отделениям МВД России по федеральным территориям; 3) выполнение иных поручений в сфере миграции.

Во-вторых, создана новая модель организационно-правовой формы ЦВМ МВД России. В качестве организационной формы используется «центр», что является вполне оправданным для территориального органа межрегионального уровня и установленной для него компетенцией. Согласно толковому словарю русского языка, понятие «центр» означает «главенствующее, ведущееучреждение какой-нибудь отрасли»1. В соответствии с этим же словарем «учреждение — организация, ведающая какой-нибудь отраслью работы, деятельности (например, государственное учреждение, научное учреждение)»2. Следует отметить, что в системе МВД России центр как организационно-правовая форма используется трех типов.

Первый тип предполагает центры как самостоятельные структурные подразделения территориальных органов МВД России на региональном и (или) районном уровнях, например, центры временного

1 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., дополненное. Москва, 1999. С. 874.

2 Там же. С. 876.

содержания иностранных граждан1, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей2, обеспечивающие и выполняющие функции специальных учреждений МВД России. Так, центры временного содержания иностранных граждан являются специальными учреждениями МВД России, осуществляющими правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции или его территориального органа, предназначенные для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии [2, с. 27]. В некоторых случаях такие центры могут быть самостоятельными учреждениями, находящиеся в подчинении территориального органа МВД России по субъекту Российской Федерации [3, с. 19, 56].

Второй тип центров предполагает создание организаций для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел. К их задачам могут относиться научное обеспечение, аналитическое и иное обеспечение деятельности органов внутренних дел. К данным центрам относятся Главный информационно-аналитический центр МВД России, Научный центр безопасности дорожного движения МВД России, Экспертно-криминалистический центр МВД России и др. В частности, Научный центр безопасности дорожного движения МВД России является головной научной организацией МВД России по проведению и координации научных исследований и опытно-конструкторских работ в области обеспечения безопасности дорожного движения, входящей в систему Госавтоинспекции3.

Третий тип предполагает функционирование центров в качестве территориальных органов МВД России на межрегиональном уровне, подчиняющихся наряду с курирующим его подразделением центрального аппарата МВД России непосредственно МВД России. Примерами таких центров являются Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, который является территориальным органом МВД России на межрегиональном уровне, реализующим в рамках предоставленных полномочий задачи и функции органов

1 Типовое положение о центре временного содержания иностранных граждан территориального органа МВД России на региональном и районном уровнях : приказ МВД России от 29 ноября 2022 г. № 911 // CTPAC «Юрист». Доступ авто-ризированный.

2 Типовое положение о центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей территориальных органов МВД России на региональном и районом уровнях : приказ МВД России от 26 мая 2020 года № 372 // СТРАС «Юрист». Доступ авторизированный.

3 Устав федерального казенного учреждения «Научный

центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» : приказ МВД России от 23 марта 2018 г. №155 // СТРАС «Юрист». Доступ авторизированный.

внутренних дел Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, подчиняется МВД России и входит в систему ГИБДД МВД России4. К данному типу центров также относится ЦВМ МВД России, который подчиняется МВД России, при выполнении возложенных на него задач в установленном порядке осуществляет взаимодействие с подразделениями и организациями МВД России, территориальными органами МВД России, соответствующими подразделениями иных правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов, организациями, общественными объединениями, гражданами, средствами массовой информации.

Кроме того ЦВМ МВД России является юридическим лицом, в гражданско-правовых отношениях участвует в порядке, установленном для казенных учреждений, наделен обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в валюте Российской Федерации, открытые в территориальном органе Федерального казначейства, имеет круглую печать установленного образца со своим полным и сокращенным наименованием, а также изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы, бланки со своим наименованием, символику и другие средства индивидуальной идентификации.

В-третьих, важной особенностью ЦВМ МВД России является наделение его полномочиями в рамках имеющейся в сфере миграции компетенции МВД России. Согласно приказу МВД России от 20 февраля 2023 г. № 80, ЦВМ МВД России реализует в пределах предоставленных полномочий задачи и функции органов внутренних дел в сфере миграции. Это потребовало перераспределить полномочия в сфере миграции в системе миграционных органов МВД России, что предполагает сложный организационно-правовой процесс, который продолжается в настоящее время. На первом его этапе был определен перечень задач и функции ЦВМ МВД России, как уже было отмечено в статье, в Положении о ЦВМ МВД России. Однако такие же перечни полномочий в миграционной сфере определены для ГУВМ МВД России и территориальных органов МВД России на региональном уровне. Поэтому следующим этапом стало распределение компетенции ГУВМ МВД России и ЦВМ МВД России. Приказом МВД России от 20 февраля 2023 г. №80 изначально было установлено, что ГУВМ МВД России осуществляет координацию, организационно-методическое обеспечение и контроль задеятельностью ЦВМ МВД России.

В результате изменений, внесенных в Положение о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, определено взаимодействие ГУВМ МВД России и ЦВМ МВД России, а также его место в системе миграционных

4 Положение о Центре специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России : приказ МВД России от 19 апреля 2022 г. №274 // СТРАС «Юрист». Доступ авторизированный.

органов МВД России1. В частности, установлено, что ГУВМ МВД России, ЦВМ МВД России наравне с территориальными органами МВД России на региональном уровне, управлениями, отделами, отделениями МВД России по федеральным территориям обеспечивает эффективность деятельности подразделений по вопросам миграции. Уточнены основные функции и полномочия ГУВМ МВД России применительно к ЦВМ МВД России.

Вместе с тем последующие изменения нормативных правовых актов свидетельствуют, что ЦВМ МВД России также были преданы следующие полномочия ГУВМ МВД России: 1) по осуществлению функций и реализации полномочий в области трудовой миграции2; 2) обеспечивающие функции, связанные с предоставлением жилищной субсидии участникам Государственной программы3.

Одновременно с этим уточнялась компетенция в сфере миграции территориальных органов МВД России на региональном уровне. Приказом МВД России от 25 мая 2023 года № 323 были внесены изменения в Типовое положение о подразделении по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне4.

Однако наиболее сложным является этап приведения актов МВД России в сфере миграции в соответствие с новой системой миграционных органов.

Особенностью ведомственной системы регулирования отношений в сфере миграции стала многочисленность субъектов и подробная регламентация вопросов,

1 О внесении изменений в Положение о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное приказом МВД России от 13 декабря 2019 г. №940 : приказ МВД России от 1 апреля 2023 года № 202 // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_447381/ (дата обращения: 25.01.2024).

2 О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации : приказ МВД России от 3 октября 2023 г. № 745 // СПС «Гарант». URL: https://base. garant.ru/407961695/ (дата обращения: 25.01.2024); 0 внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации : приказ МВД России от 22 ноября 2023 г. № 887 // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/408152565/ (дата обращения: 25.01.2024).

3 О внесении изменений в приложения №№4-6, 9 к приказу МВД России от 7 декабря 2021 г. № 997 «Об организации работы по предоставлению участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей жилищной субсидии для приобретения или строительства жилых помещений» : приказ МВД России от 23 ноября 2023 г. № 893 // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://publication.pravo.gov.ru/ document/0001202312280017 (дата обращения: 25.01.2024).

4 См.: Об утверждении Типового положения о подразделении по вопросам миграции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональ-

ном уровне : приказ МВД России от 27 апреля 2016 г. № 214 // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/71448512/ (дата обращения: 25.01.2024).

предусматривающих рассмотрение и принятие по ним решений. Создание ЦВМ МВД России в такихусловиях потребовало внесения изменений практически во все нормативные правовые акты в сфере миграции, эта работа была начата в 2023 году и осуществляется в настоящее время. К числу наиболее важных нормативных правовых актов следует отнести:

1. Административный регламент МВД России по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, утвержденный приказом МВД России от 28 июня 2022 г. № 4685. Приказом МВД России от 21 ноября 2023 г. № 882 в указанный административный регламент были внесены изменения: дополнен перечень должностных лиц, осуществляющих государственный контроль (надзор) должностными лица ЦВМ МВД России; дополнен перечень органов государственной власти, организации и уполномоченные на рассмотрение жалобы лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке ЦВМ МВД России;

2. Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденный приказом МВД России от 4 декабря 2019 г. №907, относит ЦВМ МВД России к числу территориальных органов МВД России, уполномоченных на оформление, выдачу, продление срока действия и восстановление виз иностранным гражданам и лицам без гражданства;

3. Порядок реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии МВД России, его территориальными органами и специальными учреждениями, предназначенными для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, и Порядок прекращения процедуры реадмиссии в связи с добровольным выездом иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации, утвержденные приказом МВД России от 24 сентября 2020 г. № 669 наделили ЦВМ МВД России отдельными полномочиями по реализации обязательств Российской Федерации, предусмотренных международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, а также совершенствования деятельности территориальных органов МВД России при реализации ре-адмиссионных процедур, в том числе при вынесении решения о реадмиссии и транзите, в отношении иностранного гражданина, подлежащего передаче;

5 См.: Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции : приказ МВД России от 28 июня 2022г. №468 // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_428883/ (дата обращения: 25.01.2024).

4. Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 10 декабря 2020 года № 8561, дополняющий положения о полномочиях ЦВМ МВД России, в части приема и рассмотрения заявлений о регистрации по месту жительства и уведомлений о постановке на учет по месту пребывания, внесения необходимых сведений в информационные учеты МВД России.

5. Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 8 июня 2020 г. №4072, закрепляющий за ЦВМ МВД России полномочия по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации;

6. Порядок представления в системе МВД России материалов, свидетельствующих о наличии обстоятельств, являющихся основанием для принятия (отмены) решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и их рассмотрения, утвержденный приказом МВД России от 8 августа 2022 г. № 5933 — наделяющий ЦВМ МВД России

1 См.: Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг : приказ МВД России от 10 декабря 2020 года № 856 // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_376871/ (дата обращения: 25.01.2024).

2 См.: Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственнойуслуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации : приказ МВД России от 8 июня 2020 г. №407 // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/74344238/ (дата обращения: 25.01.2024).

3 См.: О вопросах представления в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации материалов, свидетельствующих о наличии обстоятельств, являющихся осно-

ванием для принятия (отмены) решения о нежелательности

пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, их рассмотрения и реализации решения о нежелательности пребывания

полномочиями по подготовке материалов, свидетельствующих о наличии обстоятельств, являющихся основанием для принятия (отмены) решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации;

7. Порядок депортации иностранных граждан и лиц без гражданства МВД России и его территориальными органами, утвержденный приказом МВД России от 24 апреля 2020 г. № 2394, — включивший ЦВМ МВД России в число территориальных органов МВД России, уполномоченных на принятие решений по проведению отдельных процедур в рамках исполнения решений о депортации и отмене решения о депортации;

8. Приказ МВД России от 12 октября 2022 г. № 750 «Об утверждении форм решений об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации, разрешения на временное проживание в Российской Федерации в целях получения образования и вида на жительство в Российской Федерации и порядков их принятия»5 — наделяющий ЦВМ МВД России полномочиями по аннулированию соответствующих разрешительных документов, кроме того предлагается внесение в формы решений об аннулировании и порядки их принятия корреспондирующих изменений.

Заключение

Таким образом, образование ЦВМ МВД России в системе МВД России позволило перераспределить функциональные обязанности ГУВМ МВД России путем частичной передачи своих функций и полномочий новому территориальному органу межрегиональной компетенции. С учетом административно-правового статуса ЦВМ МВД России реализует в рамках своих полномочий задачи и функции органов внутренних дел Российской Федерации в сфере миграции, в том числе территориальных органов МВД России на региональном уровне

(проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (вместе с «Порядком представления в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации материалов, свидетельствующих о наличии обстоятельств,являющихся основанием для принятия (отмены) решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и их рассмотрения», «Порядком информирования Федеральной службы безопасности Российской Федерации о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, а также отмене такого решения в отношении лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации») : приказ МВД России от 8 августа 2022 г. № 593 // СПС «КонсультантПлюс». URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_431042/7012d774f29 70a51ac938864d9dfa5548463267f/(датаобращения: 25.01.2024).

4 См.: Об утверждении Порядка депортации иностранных граждан и лиц без гражданства Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами: приказ МВД России от 24 апреля 2020 г. № 239 // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74200534/ (дата обращения: 25.01.2024).

5 URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/405484041/ (дата обращения: 25.01.2024).

в части предоставления государственных услуг и осуществления функций в сфере миграции. Проведенный контент-анализ нормативной базы показал, что создание ЦВМ МВД России потребовало совершенствования не только ведомственной нормативной правовой базы

МВД России в сфере миграции. Процесс реформирования контрольно-надзорная деятельность МВД России в сфере миграции продолжается и в настоящее время, в связи с чем об эффективности работы можно будет судить чуть позже.

Список источников

1. ИшмаеваТ.П., ПальчиковаМ. А. Федеральная миграционная служба России: становление и ликвидация // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2017. Т. 2, № 3. С. 49-52. ЕОИ: ЩТТЕО.

2. Летаева Е. А. Административно-правовой статус специальныхучреждений МВД России для содержания иностранных граждан // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2021. № 2 (56). С. 26-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Летаева Е. А. Специальные учреждения МВД России для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, депортации или реадмиссии (теоретико-прикладной аспект): монография. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2022.160 с.

4. Липунцова А. В. Правовое положение органов власти, осуществляющих государственный контроль в сфере миграции // Правовая политика и правовая жизнь. 2018. № 3. С. 140-146. ЕОИ: Х7ВРНЕ.

5. Локтева Д. Д. К вопросу о полномочиях Министерства внутренних дел в сфере миграции // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции. 2016. №2 (41). С. 113-118. ЕОИ: УЩРХУ

6. Майорова Е. Н. К вопросу об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. № 4 (7). С. 51-55. ЕОИ: УРКЬУИ.

7. ПоляковаН. В., Запорожский Н.С. Контрольно-надзорная деятельность МВД России в сфере миграции: современное состояние, проблемы и направления реформирования // Вестник Воронежского института МВД России. 2021. № 4. С. 240-246. ЕОИ: ОВЫШЬ.

8. Столярова 3. Н. Административное законодательство в сфере миграции: новые тренды // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2022. № 1 (33). С. 124-129. ЕОИ: ЯКЕЯСТ.

9. Усик В. А. Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность МВД по вопросам миграции: актуальные вопросы // Научный аспект. 2020. Т. 3, № 3. С. 338-343. ЕОИ: МИОМЕ1.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Конфликт интересов отсутствует.

CONFLICT OF INTEREST

There is no conflict of interest.

ВКЛАД АВТОРОВ

Вклад авторов равноценный.

CONTRIBUTION OF THE AUTHORS

The contribution of the authors is equivalent.

Дата поступления статьи / Received: 30.01.2024. Дата рецензирования статьи / Revised: 24.03.2024. Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 28.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.