Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1500
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ / СЛУЖБА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гатаулина Г.Р.

В статье анализируется понятие административно-правового статуса сотрудника органа внутренних дел. Сопоставляются понятия сотрудника как государственного служащего и как личности, а также рассматривается комплекс прав и обязанностей, которыми наделяется сотрудник полиции в связи с выполнением им своих служебных обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 340

Г.Р. Гатаулина

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В статье анализируется понятие административно-правового статуса сотрудника органа внутренних дел. Сопоставляются понятия сотрудника как государственного служащего и как личности, а также рассматривается комплекс прав и обязанностей, которыми наделяется сотрудник полиции в связи с выполнением им своих служебных обязанностей.

Ключевые слова: административно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел, права и обязанности, законодательные акты, служба в правоохранительных органах, государственные служащие.

Правовое регулирование административно-правового статуса сотрудников органов внутренних дел определяет результативность выполнения ими полномочий Министерства внутренних дел, что, по мнению Д.М. Овсянко, заключается в следующем: «государственные служащие представляют собой государство, так как выполняют официальные функции, официальных органов» [5, с. 61].

Статья 10 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентирует: «сотрудником органов внутренних дел является гражданин Российской Федерации, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава» [1]. Из сказанного выше очевидно, что определяющими признаками сотрудника внутренних дел являются наличие гражданства РФ, вхождение в штатный состав правоохранительных органов, обладание специальным званием рядового или начальствующего состава.

Административно-правовой статус гражданина определен положением, которое он занимает в социально-экономической, политической и культурной жизни общества, в сфере управления государственными и общественными делами. Как справедливо отмечает Л.Д. Воеводин: «Правовой статус составляет совокупность разнообразных связей и отношений между обществом, государством и гражданами, урегулированных нормами права» [4, с. 294-296].

Можно отметить, что сотрудник органов внутренних дел пользуется теми же конституционными правами, которые доступны всем гражданам без исключения. Но происходит это только до тех пор, пока они не начнут идти в разрез порядку прохождения государственной службы и связанными с этим запретами. В этом случае вступает в действие ограничение общегражданских прав, причём это касается и государственных гражданских служащих, и сотрудников органов внутренних дел.

Несомненно, что требование соблюдения определённых норм в связи с особым правовым статусом сотрудника органов внутренних дел, предполагает серьезные изменения, которые вносятся в правовой режим сотрудника органов внутренних дел как представителя государства. Анализ действующего законодательства позволяет констатировать, что сотрудники правоохранительных органов обладают присущими только им правовыми возможностями, которые отличают их от иных лиц, в том числе от других государственных служащих, сотрудников других органов исполнительной власти.

Специфическое правовое положение сотрудников органов внутренних дел отмечает и Конституционный Суд РФ в своих пленумах. Он указывает, что на них возложена исключительная по своему объёму и характеру ответственность по защите жизни и здоровья граждан, противодействию преступности и охране общественного порядка. В связи с этим Е.Р. Абызова отмечает, что: «правовой статус сотрудников органов внутренних дел - это комплексная категория, аккумулирующая одновременно признаки нескольких видов специальных статусов: государственных служащих, должностных лиц, представителей власти» [3].

Сотрудники органов внутренних дел, обладая указанными составляющими административно-правового статуса, характерными только для них, имеют одновременно и индивидуальный правовой статус, который привязывается конкретно к наличию специального звания, а также определенному объёму прав и обязанностей, закрепленных за каждым конкретным сотрудником. Общий административно-правовой

© Гатаулина Г.Р., 2019.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 12-1 (99)

статус сотрудника органов внутренних дел един для всех, специальных статусов, примерно столько, сколько видов должностей в службе органов внутренних дел. Количество индивидуальных статусов всегда совпадает с количеством сотрудников органов внутренних дел, находящихся на службе.

Состояние в должности означает пребывание в ней с момента издания приказа о назначении на должность. В связи с этим моментом обретения индивидуального административно-правового статуса сотрудником органов внутренних дел следует считать получение таких вещественных атрибутов правового статуса, как служебное удостоверение и специальный жетон. Эти принадлежности отождествляют сотрудника полиции и отличают его от обычного гражданина. Служебное удостоверение, представляет собой официальный документ, удостоверяющий личность сотрудника и дающий ему право на реализацию как общих, так и должностных полномочий. В нём содержатся реквизиты и личный номер сотрудника, по которому его можно будет идентифицировать. Эти сведения представляют собой условный номер, который привязывается к каждому без исключения сотрудникам органов внутренних дел одновременно с присвоением первого специального звания.

Правоспособность сотрудника органов внутренних дел означает его способность иметь права и нести прямые обязанности, возникающие у него в связи с исполнением служебных обязанностей. Ограничения и запреты, связанные со службой известны со времен образования института государственной службы. Они нашли свое закрепление в достаточно широком списке нормативно-правовых актов и выступают в качестве обязательных правовых регуляторов поведения лиц, исполняющих полномочия государственных служащих.

Определяющими элементами в административно-правовом статусе сотрудников органов внутренних дел выступают также их субъективные права и обязанности. В соответствии с основными постулатами теории государства и права, субъективные права позволяют их обладателям осуществлять различную деятельность для удовлетворения своих потребностей, интересов, пользоваться теми или иными социальными благами, предъявлять законные требования к должностным лицам, гражданам и организациям. Статья 11 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержит перечень прав сотрудника правоохранительных органов, состоящий из 22 пунктов. Кроме того, согласно частям 2 - 4 той же статьи им предоставляются права на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств. Детально эти права закреплены в Федеральном законе «О полиции». Перечень прав расширяется с присвоением сотруднику специального звания. При занятии определенной должности в органах внутренних дел права сотрудника дополняются ещё и должностным регламентом. Более того, согласно п. 5 ст. 11 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник правоохранительных органов может быть наделен дополнительными правами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из чего следует, размытость правовых полномочий позволяет обратить внимания на то, что Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сконцентрирован на более детальной проработке отдельных элементов правового статуса, но в своем содержании не нашел отражение общего понятия правового статуса сотрудника органов внутренних дел.

Анализ административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел показал следующее:

1. Обязанности каждого сотрудника ОВД определяются должностной инструкцией на основании квалификационных требований. Будучи, составляющей частью специальной дееспособности эти обязанности является необходимым условием, при котором сотрудник органов внутренних дел обретает свой специальный (должностной) административно-правовой статус.

2. Обязанности по должности не носят индивидуальный характер для каждого сотрудника. Они обусловлены именно тем служебным положением, которое сотрудник занимает в структуре ОВД. Сфера охвата таких обязанностей в органах внутренних дел весьма широка. Их амплитуда основывается на их объеме, а во многом соотносится с конкретной должностью сотрудника, уровнем компетенции подразделения, в котором числится, а также задачами и функциями, выполняемыми органом внутренних дел или его структурной единицей.

3. Момент приобретения индивидуального административно-правового статуса сотрудником органов внутренних дел считается с момента получение неких атрибутов обозначения правового статуса. К ним относятся служебное удостоверение и специальный жетон.

Таким образом, анализ законодательства о службе в ОВД в части, касающейся правового статуса сотрудника органов внутренних дел, позволил сделать вывод о сложной многоуровневой модели административно-правового статуса сотрудника правоохранительных органов.

Библиографический список

¡.Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2.Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции».

3.Абызова, Е. Р. Правовой статус сотрудников органов внутренних дел: общетеоретические аспекты: автореферат дис. .. .кандидата юридических наук : 12.00.01 / Акад. упр. МВД РФ. - Москва, 2006. - 25 с.

4.Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд-во МГУ: ИНФРА - М - НОРМА, 2017. -

393 с.

5. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. Изд-во М.: НОРМА, 2017. - 112 с.

ГАТАУЛИНА ГУЛЬНАРА РАВИЛЬЕВНА - магистрант, Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.