Научная статья на тему 'Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения'

Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
561
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ / КОДЕКС ЗАКОНОВ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Евдокименко Ю. А.

Настоящая статья содержит анализ проблем правового регулирования оказания медицинских услуг на практике. В процессе исследования проблем, связанных с порядком оказания медицинских услуг, автор полагает необходимым усовершенствовать законодательство и ввести административно-правовую ответственность за нарушение конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Меры административного воздействия в отношении виновных лиц позволят пре-дупредить повторное нарушение медицинскими работниками законодательства в области здравоохранения и улучшат качество предоставляемых медицинских услуг населению страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения»

Новый университет. 2012. № 7-8 (17-18).

ISSN 2221-7347

УДК 342.951

Ю. А. Евдокименко

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Настоящая статья содержит анализ проблем правового регулирования оказания медицинских услуг на практике. В процессе исследования проблем, связанных с порядком оказания медицинских услуг, автор полагает необходимым усовершенствовать законодательство и ввести административно-правовую ответственность за нарушение конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Меры административного воздействия в отношении виновных лиц позволят предупредить повторное нарушение медицинскими работниками законодательства в области здравоохранения и улучшат качество предоставляемых медицинских услуг населению страны.

Ключевые слова: право на медицинскую помощь, Кодекс законов об охране здоровья населения, медицинские услуги, административно-правовая ответственность.

Здравоохранение относится к числу приоритетных направлений социальной политики государства в современных странах, так как здоровье нации представляет самостоятельную ценность и выступает важной составляющей общего потенциала страны.

На сегодняшний день очень часто нарушается конституционное право граждан на оказание качественной медицинской помощи [1, ст. 3]. Практика показывает, что пациенты, обратившиеся за медицинской помощью в медицинские учреждения, не знают, какие услуги им должны предоставляться бесплатно, а за какие необходимо платить. Лечащие врачи пользуются неинформированностью пациентов и оказывают на платной основе гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.

При этом отечественная система государственного регулирования здравоохранения не в полном объеме обеспечивает условия для оказания качественной и доступной медицинской услуги, так как препятствуют следующие факторы: малочисленность имеющегося высококвалифицированного персонала; использование в лечебно-профилактических учреждениях изношенного оборудования; отсутствие правового института экспертов качества медицинской помощи; несовершенство административного законодательства в сфере здравоохранения. Поэтому необходимы система контроля качества оказания медицинских услуг лечебнопрофилактических учреждений и система экспертизы их качества.

Так же существует специфика юридической ответственности медицинских учреждений и их работников за причинение вреда здоровью пациентов в результате врачебной ошибки [2, с. 27]. Отсутствие данного понятия в законодательстве приводит к тому, что медицинские работники, совершая те или иные действия, по их мнению, подпадающие под понятие «врачебная ошибка», на самом деле совершают деяния, ответственность за которые предусматривают конкретные статьи Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 109, 118 смерть и причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности).

В ходе изучения правового обеспечения современной отечественной системы здравоохранения установлено, что формирование правовой базы здравоохранения на федеральном уровне во многом отстает от потребностей субъектов Федерации, что сдерживает развитие регионального законодательства. Многие институты медицинского законодательства урегулированы ведомственными актами субъектов Российской Федерации, поэтому уровень реализации

© Евдокименко Ю. А., 2012.

74

ISSN 2221-7347

Экономика и право

политики в сфере здравоохранения в каждом регионе разный. В связи с этим необходимо объединить нормативные акты, посвященных вопросам охраны здоровья граждан, в единый законодательный комплекс, например, путем принятия Кодекса законов об охране здоровья населения (медицинский кодекс), который определял бы систему здравоохранения, гарантии, принципы, финансирование, ответственность, права и обязанности пациентов (нигде неурегулированы) в соответствии с общепризнанными началами, закрепленных в нормах международных договоров [3, с. 17].

Для осуществления Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. необходимо:

1) повысить авторитет медицинской профессии;

2) наладить систему обратной связи для самокорректировки системы регулирования здравоохранением

3) обеспечить взаимодействие между государственными органами, медицинскими учреждениями и населением;

4) разработать нормативные правовые документы и принятие системных и действенных мер по совершенствованию системы обеспечения и контроля качества медицинской помощи населению;

5) государственную политику здравоохранения нужно проводить с учетом мнения ведущих специалистов в данной области;

6) необходимо ужесточить надзор за исполнением законодательства в области здравоохранения со стороны органов государственной власти [4, с. 23].

7) усовершенствовать административное законодательство в сфере охраны здоровья, в некоторых случаях нарушения законодательства привлекать не к уголовно-правовой, дисциплинарной ответственности, а к административно-правовой ответственности.

Например, необходимо ввести административно-правовую ответственность:

1. за непредоставление пациентам полной информации о предстоящем лечении, неоформление должным образом необходимой документации по оказанию медицинских услуг при приеме пациентов (Данные действия должны быть наказуемы в виде административного штрафа);

2. за предоставление лечащим врачом на платной основе гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в медицинских учреждениях. Введение ответственности за нарушение стандартов медицинской помощи позволит повысить качество оказания медицинских услуг персоналом ЛПУ, т.к. медицинский персонал под угрозой административного наказания будет добросовестно оказывать необходимую медицинскую помощь (такое нарушение конституционного права на охрану здоровья должно быть наказуемо штрафами и (или) временной дисквалификацией заниматься медицинской деятельностью);

3. за причинение в процессе оказания медицинской помощи легкого вреда здоровью гражданина лицом, обязанным оказывать медицинскую помощь, по неосторожности, т.к. на сегодняшний день данное деяние является ненаказуемыми в административном и уголовном порядке (Такое причинение вреда здоровью должно быть наказуемо штрафами и (или) временной дисквалификацией с обязанностью пройти обучение для последующей сертификации медицинского работника);

4. за отказ, непредставление, несвоевременное представление, сокрытие, приписки и другие искажения данных правовой статистики и специальных учетов в области здравоохранения медицинским учреждением (Такое нарушение общеобязательной статистики должно быть наказуемо административными штрафами).

Вышеуказанные меры административного воздействия в отношении виновных лиц позволят не только предупредить повторное нарушение медицинскими работниками законодательства в области здравоохранения, но и значительным образом позволят улучшить качество предоставляемых медицинских услуг населению страны, позволят реализовать конституционные права человека на охрану здоровья, социальную справедливость, равноправие и защиту его интересов в области здравоохранения.

75

Новый университет. 2012. № 7-8 (17-18).

ISSN 2221-7347

Библиографический список

1. Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию: утв. Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 г. № 230: в ред. Приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования № 144 от 16 августа 2011г. // Российская газета. - 2011 г. - № 20.

2. Сучков, А.В. Проблемы доказывания профессиональных преступлений, совершенных медицинскими работниками / А.В. Сучков // Медицинское право. - 2010. - № 2. - С. 27-30.

3. Клык, НА. Медицинский кодекс России: каким ему быть? / Н.А. Клык, В.А. Соловьев // Российская юстиция. - 2002. - № 9. - С. 15-19.

4. Сергеев, Ю.Д. Медицинское право в современной России: становление, успехи, проблемы, перспективы / Ю.Д. Сергеев // Экономика здравоохранения. - 2009. - № 11. - С. 21-25.

Статья поступила в редакцию 05.09.2012.

ЕВДОКИМЕНКО Юлия Анатольевна - магистрант Института права, экономики и управления Тюменского государственного университета.

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.