Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
896
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федотов В.А.

Совершенствование форм и методов государственного управления в сфере защиты прав потребителей с целью создания согласованной системы государственных гарантий прав и законных интересов потребителей является приоритетной задачей для Российской Федерации как правового государства. Приоритет прав и свобод человека закреплен в статье 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой признание, соблюдение и защита этих прав являются обязанностью государства. Представленное исследование направлено на определение и систематизацию принципов защиты прав и законных интересов потребителей, выявление пробелов в законодательстве, регулирующем правоотношения с их участием, а также недостатков в правоприменительной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION IN THE SPHERE OF CONSUMER PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Improving the forms and methods of public administration in the field of consumer protection in order to create a coherent system of state guarantees of the rights and legitimate interests of consumers is a priority task for the Russian Federation as a legal state. The priority of human rights and freedoms is enshrined in article 2 of the Constitution of the Russian Federation, according to which the recognition, observance and protection of these rights are the responsibility of the state. The presented research is aimed at defining and systematizing the principles of protecting the rights and legitimate interests of consumers, identifying gaps in the legislation regulating legal relations with their participation, as well as shortcomings in law enforcement practice.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.А. Федотов, магистрант

Научный руководитель: Н.В. Азарова, канд. юрид. наук, доцент

Калужский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-4-164-169

Аннотация. Совершенствование форм и методов государственного управления в сфере защиты прав потребителей с целью создания согласованной системы государственных гарантий прав и законных интересов потребителей является приоритетной задачей для Российской Федерации как правового государства. Приоритет прав и свобод человека закреплен в статье 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой признание, соблюдение и защита этих прав являются обязанностью государства. Представленное исследование направлено на определение и систематизацию принципов защиты прав и законных интересов потребителей, выявление пробелов в законодательстве, регулирующем правоотношения с их участием, а также недостатков в правоприменительной практике.

Ключевые слова: защита прав, государственное управление, потребители.

В настоящее время вся жизнь человека, с чем бы он не сталкивался, преимущественно связана с правом. Каждый день мы вступаем в различного рода правоотношения, иногда даже не осознавая этого. Покупая продукты в магазине, мы заключаем договор купли-продажи, пользуясь услугами общественного транспорта, мы становимся стороной в договоре перевозки, даже заходя в лифт, мы пользуемся жилищно-коммунальными услугами. В процессе осуществления данных ежедневных действий мы приобретаем статус потребителей товаров или услуг. Права и свободы человека и гражданина устанавливаются и гарантируются огромным количеством нормативных актов, однако это не влечет за собой отсутствия факта их нарушения и подобающего обеспечения в полном объеме. Трудности и проблемы защиты прав потребителя не теряют актуальности на протяжении многих лет, так как нередко наблюдается их систематическое нарушение. В свете сказанного, следует сделать вывод о том, что условия современного рынка требуют подробного урегулирования отношений сторон в правовом поле. Говоря о правах потребителя, их нарушении и защите, необходимо понимать, кого

можно называть потребителем. В Законе «О защите прав потребителя» содержится следующее определение потребителя: «потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

Однако не только Конституция РФ и Закон 2О защите прав потребителя» входят в перечень нормативно-правовых актов, регулирующих данные правоотношения. В него входит целая группа нормативных актов, законов и постановлений. Защита прав потребителя охватывается различными отраслями права: административным, гражданским, уголовным. Реестр нормативных актов открывает Конституция РФ, 18 статья которой гласит, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. От наиболее существенных нарушений прав потребителей за-

щищают нормы административного и уголовного законодательства. А именно глава 14 КоАП РФ («Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности») закрепляет ряд деяний, непосредственно нарушающих права потребителей. Об административно правовом регулировании в сфере защиты прав потребителей и пойдет речь в данной статье.

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Так как, к сожалению, несмотря на обилие и разнообразие законодательной базы, в настоящее время существует множество трудностей, связанных с обеспечением защиты прав потребителей. Целью данной статьи является рассмотрение общих положений, метода и системы административно-правового регулирования, а также анализ и подробное изучение основных вопросов, связанных с правовым регулированием защиты прав потребителей и практическим применением законодательства по защите прав потребителей.

На данный момент Россия находится на этапе развития рыночной экономики, где единая система взаимоотношений производителей, продавцов и потребителей еще не до конца сформирована в полной мере, что и порождает проблему развития законодательства, обеспечивающего защиту прав потребителей. Именно в такой обстановке потребитель наиболее уязвим и потому нуждается в усиленной защите государства. Хотелось бы остановиться на некоторых недостатках и недочетах действующего законодательства, а также предложить возможные методы по их устранению. Под правовым обеспечением сферы защиты прав потребителей понимается совокупность правовых норм, посредством которых регулируются отношения с участием потребителей, устанавливаются права и обязанности субъектов правоотношений, определяется механизм реализации и принципы защиты прав потребителей, а также правовой статус участников системы защиты прав потребителей.

Положениями Закона «О защите прав потребителей» определены правовые ос-

новы государственной защиты прав потребителей, осуществляемой в административном порядке, направления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и основы общественного контроля за соблюдением прав потребителей. В свою очередь, сфера защиты прав потребителей как предмет административно-правового регулирования объединяет отношения по принятию мер предупредительного характера. Данные меры направлены на недопущение правонарушений в рассматриваемой сфере, а также на повышение потребительской и правовой грамотности граждан, оказание административного воздействия в отношении нарушителей, восстановлении нарушенных прав потребителей и организации взаимодействия участников системы защиты прав потребителей.

В структуру механизма административно-правового регулирования в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации можно выделить следующие элементы:

1) нормы административного права, регулирующие правоотношения в рассматриваемой сфере;

2) принципы административного права, объективно выраженные в законах, указах и других нормативных актах;

3) издаваемые уполномоченными органами акты толкования норм административного права;

4) акты применения норм административного права;

5) административно-правовые отношения;

6) правосознание, юридические факты, законность.

В сфере потребительского рынка формируются различные правоотношения: гражданские, налоговые, информационные. Значительную часть отношений в этой сфере составляют отношения административно-правового характера. Эти отношения складываются в рамках осуществления контрольно-надзорных функций в сфере потребительского рынка, выдачи лицензий на отдельные виды деятельности, а также регистрации субъектов хозяйственной деятельности и в связи с привле-

чением граждан и юридических лиц к административной ответственности.

К характерным принципам потребительских отношений можно отнести их договорный характер и наличие конкретной цели, а именно удовлетворение личных потребностей, не связанных с осуществлением потребительской деятельности. Отсюда следует, что дела об административной ответственности за нарушение прав потребителей включают в себя правонарушения, предусмотренные следующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: 14.4-14.8, 14.15-14.16, 14.28, ч. 2 ст. 14.33, ч. 5 ст. 14.34, ч. 2 ст. 15.12 (о продаже немаркированных товаров), ч. 3 ст. 19.19 (в части нарушения метрологических правил и норм в торговле, продажи и проката населению средств измерений, типы которых не утверждены), 20.14 (в части оборота оружия и патронов к нему). Проанализировав эти статьи, мы можем сделать вывод, что его функции данного нормативного акта заключаются в обеспечении основных прав потребителей на безопасность, качество и информацию.

Рассмотрим правоотношения, одним из участников которых является орган, наделенный юридически властными полномочиями. Административно-правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей использует метод централизованного императивного регулирования. Среди субъектов, осуществляющих соответствующие правоотношения в сфере потребительского рынка, относят различные органы исполнительной власти. Наиболее существенна компетенция в сфере управления потребительским рынком у Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральной налоговой службы, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Необходимость государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отноше-

ния в сфере защиты прав потребителей закреплена 40 статьей Закона РФ «О защите прав потребителей, однако единая комплексная система норм обеспечения контроля и надзора отсутствует. Это привело к тому, что в настоящее время можно заметить явное несоответствие масштабов нарушений прав потребителей осуществляемому государственному контролю и надзору. Снижая свое надзорное присутствие, государство не обеспечивает в полной мере исполнения судебных решений в пользу потребителей, что приводит к неэффективности механизма правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей. Реализация более детального и тщательного надзора со стороны органов исполнительной власти может способствовать решению этой проблемы. Правоохранительные органы, в отличие от органов управления общей и специальной компетенции в сфере потребительского рынка, в большей степени обеспечивают правопорядок. Таким образом, органами внутренних дел проводятся мероприятия по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений и административных правонарушений на потребительском рынке товаров и услуг, а также по выявлению лиц, их совершивших. Для достижения этой цели, ОВД ведет производство по делам об административных правонарушениях и контролирует исполнение решений о наложении административных штрафов. Несомненно, компетенция данного правоохранительного органа способствует активному выявлению причин и условий совершения преступлений на рынке потребительских товаров и услуг, что, хотя и является ощутимой гарантией защиты потребителей, но не всегда оказывается достаточным для обеспечения должной защиты прав потребителей. К сожалению, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях нет специальной главы, посвященной защите прав потребителей. Часто это упущение приводит к многочисленным спорам и противоречиям в правоохранительной и судебной практике.Отсюда следует сделать вывод, что можно усилить защиту прав потребителей путем внесения изменений в Кодекс

Российской Федерации об административных правонарушениях в части определения дополнительных составов административных правонарушений, связанных с несоблюдением обязательных требований законодательства о защите прав потребителей. Также стоит предположить, что данную проблему можно решить, увеличив размер соответствующих штрафных санкций. Посредством ужесточения санкций, хотя бы за нарушения, влекущие реальное причинениелибо угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, в связи с производством и реализацией товаров, то есть с выполнением работ и оказанием услуг, можно в значительной мере сократить имеющиеся в этой сфере антагонизмы. В области административно-правовой защиты прав потребителей следует обратить внимание на особую роль общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов). Характерной чертой их административно-правового статуса является наличие определенных полномочий, а именно общественного контроля за соблюдением прав потребителей и осуществления конкретных административных и юридических полномочий. К таким полномочиям можно отнести внесение предложений в органы власти о принятии мер по повышению качества товаров, работ или услуг, а также по приостановлению производства, реализации и отзыву с внутреннего рынка товаров, не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям. В свою очередь участие совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров также может повлиять на усиление защиты прав потребителей.

Особое внимание законодатель уделяет обману потребителей, выделяя это правонарушение в отдельную норму - ст. 14.7 КоАП РФ. Однако в этой статье не определяется максимальный размер ущерба, причиненного потребителям. Это является очевидным недостатком, который приводит к отсутствию реального содержания

статьи. В этой связи, независимо от того, каков размер ущерба, правонарушитель подлежит только административной ответственности. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в настоящее время законодатель недооценивает общественную опасность данного деяния. Разрешить эту проблему можно путем включения в состав ст. 14.7 КоАП РФ примечания, в котором будет определен максимальный размер ущерба, при причинении которого рассматриваемое деяние будет признано административным правонарушением.

В Российской Федерации право потребителя на информацию провозглашено на законодательном уровне, однакоЗакон о защите прав потребителей не дает четкого определения понятию «информация». Вероятнее всего, за основу данной формулировки законодатель взял положения ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно данной статье, информацией являются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Декларируя данное право, Закон предусматривает состав информации, ее качество, момент доведения до потребителя и язык изложения, а также лиц, обязанных предоставлять соответствующую информацию. Законом предусмотрено право на информацию как о продавце, то есть изготовителе или исполнителе, так и о товарах- работах, услугах.

Кодекс об административных правонарушениях прямо предусматривает право на информацию в двух статьях, содержание которых дублируется: ст. 14.5 и часть 1 ст. 14.8. Дифференциация данных составов должна реализовываться в зависимости от момента совершения правонарушения и его объективной стороны. Статья 14.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за отсутствие информации о производителе или продавце на момент продажи товара (выполнения работы, оказания услуги), а ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ - за не предоставление необходимой и достоверной информации потребителю, намеревающемуся приобрести товар (заказать ра-

боту, услугу). В данном случае важно отметить нецелесообразность закрепления административной ответственности за нарушение права потребителя на информацию в двух статьях Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В условиях активного развития и совершенствования информационного общества, а также эволюции и процветания науки и современных технологий,стоит прояснить вопрос о применении ответственности за нарушение прав потребителей в сфере интернет-услуг. В настоящее время покупка товаров через интернет-магазины с оплатой товаров электронными платежными средствами становится все более актуальной и доступной. При этом стоит отметить, что в КоАП нет отдельной статьи и, соответственно, нет наказания за это правонарушение. Для привлечения к ответственности недостаточно установления фактов нарушения прав потребителей. Сегодня на законодательном уровне отсутствует единая база данных, в которой потребитель мог бы получить подробную информацию об интернет-магазине и его продавце. К таким сайтам и интернет-магазинам не установлены требования, согласно которым можно было бы получить достаточную информацию о купленном товаре, его характеристиках, безопасности и качества. Считаю необходимым обратить внимание на необходимость внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в нормы, регулирующие юридическую ответственность за нарушение прав потребителей, связанных с продажей и поставкой товаров, а также с оказанием услуг с использованием электронных платежных средств. Также важно на законодательном уровне установить требования к ведению Единого реестра поставщиков, исполнителей, изготовителей интернет-услуг (интернет-сайтов и интернет-магазинов), а также единые требования к качеству поставляемых ими товаров и оказанию услуг. Нельзя оставить незамеченным вопрос об ответственности юридических лиц за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших

совершению административного правонарушения. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает такую ответственность только для должностных лиц (статья 19.6 КоАП РФ). Стоит отметить, что административная ответственность за неисполнение законного предписания об устранении нарушений законодательства имеется как для должностных, так и для юридических лиц (статья 19.5 КоАП РФ). Следовательно, можно сделать вывод о том, что ответственность за нарушение прав потребителей несоизмерима с выгодой от нарушений. Это и является катализатором к осознанному и умышленному нарушению прав потребителей недобросовестными производителями, целью которых служит извлечение максимальной прибыли. Поэтому статью 19.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях после слов «влечет наложение административного штрафа на должностных лиц» необходимо дополнить фразой «и юридических лиц». Результаты проведенного анализа позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для данного исследования. Законодатель предусматривает несколько способов защиты прав и законных интересов потребителей, одним из которых является административно-правовой. Административно-правовая защита таких основных прав потребителей, как право на качество, информацию и безопасность, обеспечивается более, чем десятью нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с тем, что в кодексе нет отдельной главы, посвященной даннымправонарушениям, эти нормы содержатся в разных главах нормативного документа. Важно обратить внимание на то, что в некоторых статьях присутствуют разного рода неточности и недочеты, что, безусловно, влияет на уровень качества защиты прав и законных интересов потребителей. Из вышесказанного становится очевидным, что нормы Кодекса об административных правонарушениях, регулирующие защиту прав потребителей, требуют глубокого и детального законодательного анализа и корректировки. Оче-

видно, что внесение в некоторые статьи уверенностью сказать, что механизм ад-изменений и дополнений, является необ- министративной и правовой защиты прав ходимостью, поскольку правила юридиче- потребителей может быть эффективно ской ответственности должны быть мак- реализован только при соблюдении изло-симально ясными, точными и конкретны- женных условий. ми. Таким образом, можно с достаточной

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей».

3. Федеральный закон27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. -№ 1.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996 - № 25.

6. Дудченко А., Колкарева И. Проблемные вопросы применения закона РФ «О защите прав потребителей» // «Аллея науки». - 2017. - № 14. - С. 546-550.

7. Казиева А., Джиоева Л. Актуальные проблемы защиты прав потребителей // «Аллея науки». - 2017. - №10. - С. 20-25.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION IN THE SPHERE OF CONSUMER PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

V.A. Fedotov, Graduate Student

Supervisor: N.V. Azarova, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Kaluga Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of justice of Russia) (Russia, Kaluga)

Abstract. Improving the forms and methods of public administration in the field of consumer protection in order to create a coherent system of state guarantees of the rights and legitimate interests of consumers is a priority task for the Russian Federation as a legal state. The priority of human rights andfreedoms is enshrined in article 2 of the Constitution of the Russian Federation, according to which the recognition, observance and protection of these rights are the responsibility of the state. The presented research is aimed at defining and systematizing the principles of protecting the rights and legitimate interests of consumers, identifying gaps in the legislation regulating legal relations with their participation, as well as shortcomings in law enforcement practice.

Keywords: human rights, state administration, consumers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.