Научная статья на тему 'Административно-правовое регулирование квалификационных требований к должностям федеральной противопожарной службы'

Административно-правовое регулирование квалификационных требований к должностям федеральной противопожарной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полякова Н.В.

В статье проводится анализ административно-правового регулирования квалификационных требований, установленных законодательством о государственной службе, к должностям федеральной противопожарной службы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Полякова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административно-правовое регулирование квалификационных требований к должностям федеральной противопожарной службы»

УДК 342.922 Н.В. Полякова

Воронежский институт МВД России

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ДОЛЖНОСТЯМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

В статье проводится анализ административно-правового регулирования квалификационных требований, установленных законодательством о государственной службе, к должностям федеральной противопожарной службы

N. V. Polyakova

ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION OF QUALIFICATION REQUIREMENTS FOR POSITIONS OF THE FEDERAL FIRE SERVICE

The article analyzes the administrative and legal régulation of qualification requirements established by the législation on public service to the positions of the Fédéral fire service

Одним из основополагающих принципов государственной службы РФ является профессионализм и компетентность государственных служащих.

В словаре по профориентации и психологической поддержке профессионализм рассматривается как высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности и дает возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий [1].

Подготовленность к выполнению профессиональных задач государственными служащими обеспечивается соответствием определенным критериям, которые позволяют осуществлять отбор наиболее способных кандидатов.

Разновидностью иных видов государственной службы выступает федеральная противопожарная служба. Следует отметить, что правовое регулирование данная служба получила относительно недавно, федеральный закон был принят 23 мая 2016 г. Основу для закрепления многих положений положило законодательство о государственной гражданской службе РФ и правовое регулирование большинства вопросов организации и прохождения противопожарной службы ГПС традиционно не отличается от законодательства о других видах службы.

Федеральным законом в число квалификационных требований к должностям в федеральной противопожарной службе входят: а) требования к уровню образования; б) требования к стажу службы в федеральной противопожарной службе или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки; в) требования к профессиональным знаниям и навыкам; г) требования к состоянию здоровья сотрудников федеральной противопожарной службы, необходимым для выполнения служебных обязанностей [2]. Детализируются установленные законом квалификационные требования в соответствующем приказе МЧС России.

Первое требование - к уровню образования. В ч. 2 статьи 9 уровень образования конкретизируется в зависимости от категории должностей, рядового или начальствующего состава. Так, кандидаты на замещение должностей рядового состава и младшего начальствующего состава должны иметь среднее общее образование; должностей среднего

начальствующего состава - образование не ниже среднего профессионального, соответствующее направлению деятельности; для должностей старшего и высшего начальствующего состава - высшее образование, соответствующее направлению деятельности.

Отметим, что по последним двум группам должностей уровень образования конкретизируется и соответствующим направлением деятельности. Данное требование ограничивает круг лиц, которые могут поступать на противопожарную службу, так как кандидаты должны иметь соответствующий профиль подготовки. Так, например, письмо МЧС России от 10 июня 2014 г. № 43-2610-4 «О направлении Перечня должностей среднего и старшего начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России, подлежащих замещению специалистами, имеющими соответствующее высшее образование» устанавливает следующие специальности, которые соответствуют направлению деятельности служащих: пожарная безопасность; защита в чрезвычайных ситуациях; управление персоналом; юриспруденция; техносферная безопасность; информационная безопасность и другие.

Вместе с тем, при рассмотрении кандидатур к назначению на должность приоритет отдается лицам, имеющим профильное образование образовательных организаций МЧС России.

Таким образом, следует констатировать, что требования к уровню образования основного состава сотрудников ГПС учитывают профиль (направление деятельности) при установлении уровня образования.

Установление следующего требования к стажу службы в федеральной противопожарной службе или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки позволяет отбор на вышестоящие должности наиболее опытных сотрудников. Некоторые ученые считают, что установление стажа работы по специальности в качестве одного из основных требований недостаточно оправданно и это позволяет назначать на должности лиц, ни одного дня не проработавших в системе государственной службы [3].

Исчисление стажа осуществляется по тем периодам, в которые включается работа гражданина, при выполнении которой получены знания и умения, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, после получения им документа о профессиональном образовании того уровня, который соответствует квалификационным требованиям для замещения соответствующей должности.

Следует обратить внимание на то, что законодателем не установлено, каким образом, гражданин может подтвердить получение в определенный временный период знаний и навыков, необходимых для исполнения определенных должностных обязанностей гражданской службы.

Данный вопрос необходимо выявлять в процессе обора на государственную противопожарную службу ГПС, основываясь на должностной инструкции, должностном регламенте претендента, на основании которого он выполнял служебную или трудовую функцию (если учитывается стаж работы по специальности) в соответствующий период. Однако, данные документы могут подтверждать только возможность получения знаний и навыков, фактически же их наличие возможно выявить только в процессе проведения конкурса. Однако, круг должностей, замещаемых в ГПС по конкурсу, достаточно ограничен, так как по конкурсу могут замещаться должности только в образовательных организациях высшего образования и научно-исследовательских учреждениях МЧС России.

Следующая группа квалификационных требований предъявляется к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудниками ГПС. Они устанавливаются по направлениям деятельности, осуществляемым в государственном органе, специализациям по указанным направлениям, по рядовому или

начальствующему составу. Профессиональные знания и навыки приобретаются в рамках получения профессионального образования посредством получения профессионального образования по конкретному направлению подготовки (специальности), а также впоследствии в ходе профессиональной служебной деятельности [4].

Профессиональные знания и навыки утверждены нормативным правовым актом МЧС России, так как позволяют конкретизировать их в тех направлениях его деятельности, которые являются приоритетными. Так, требования о наличии профессиональных знаний устанавливаются применительно к рядовому и начальствующему составу, а также к руководителям различных уровне.

Так, в качестве общих профессиональных знаний, необходимых для всех категорий должностей, можно выделить знание Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, международных договоров Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, необходимых для выполнения служебных обязанностей; структуры и полномочий органов государственной власти; законодательства о службе в федеральной противопожарной службе, о государственной гражданской службе Российской Федерации, о пожарной безопасности и другие.

Профессиональные навыки отличаются по категориям и составу должностей. Например, для руководителей наиболее важными являются эффективного руководства подразделениями, учреждениями и подчиненными должностными лицами; постановки задач и организации их выполнения; оперативного принятия и реализации управленческих решений; обеспечения контроля за исполнением поручений; осуществления подбора кадров и организации воспитательной работы с подчиненными; своевременного выявления и разрешения ситуаций, приводящих к конфликту интересов; анализа прогнозирования и планирования работы; ведения деловых переговоров и публичного выступления; для остальных сотрудников - подготовки служебных документов; уверенного пользования компьютерной техникой и оргтехникой; исполнительской дисциплины.

С учетом особенностей противопожарной службы устанавливаются и требования к уровню физической подготовки сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

Требования к состоянию здоровья, на наш взгляд, нецелесообразно рассматривать в качестве квалификационного требования, так как оно не направлено на установление профессиональных знаний и навыков, а рассматривается в качестве условия поступления на противопожарную службу.

Следует отметить, что указанные квалификационные требования и соответствие им способствует более качественному отбору кандидатов на службу с учетом их профессиональных возможностей. Следует расширять на федеральной противопожарной службе круг должностей, замещаемых по конкурсу, так как данный способ замещения должностей позволит более эффективно выявить наиболее способных кандидатов. Оценка соответствия квалификационным требования должна быть неотъемлемой частью аттестационных процедур и основой для дальнейшего построения карьеры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Словарь по профориентации и психологической поддержке// https://vocabulary.rn/

2. О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.05.2016 № 141-ФЗ (ред. от 03.08.2018)// Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 22. - Ст. 3089.

3. Матирко В.И. Проблемы кадровой политики в государственном аппарате: Учеб. пособие. - М.: Дело, 1996. - 288 с.

4. Бахтаирова Е.А. Формирование компетенций, соответствующих квалификационным требованиям к должностям государственной гражданской служб ы//материалы ежегодной международной научно-практической конференции: «Публичное и территориальное развитие: новые тенденции и перспективы», 2016.

УДК 341

А. С. Попов, Е. Ф. Баскакова

Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России

ВАЖНОСТЬ ОБМЕНА ОПЫТОМ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОРГАНОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В современном мире, когда прогресс не стоит на месте, для спасения жизней людей от пожара и его последствий бывает недостаточно только личного опыта структур по борьбе с пожарами какой-либо страны. Очень важно анализировать новые разработки и применение особых решений в борьбе со стихией и спасению жизни людей, не только обмениваться опытом демонстрируя свои достижения в этой области, но и применять зарубежный опыт в своей стране.

Ключевые слова: спасение, безопасность, результат, эффективность.

A.S. Popov, E.F. Baskakova

THE IMPORTANCE OF EXCHANGE OF EXPERIENCE FOR IMPROVING THE PERFORMANCE OF FIRE PROTECTION BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

In today's world, when progress does not stand still, to save people's lives from the fire and its consequences, it is not enough just the personal experience of the fire-fighting structures of any country. It is very important to analyze new developments and the use of special solutions in the fight against the elements and save lives, not only exchange experiences demonstrating their achievements in this field, but also apply foreign experience in their country. Keywords: rescue, safety, result, efficiency.

Какую роль играет обмен опытом между странами в том или ином вопросе, в случае происшествий, несущих угрозу жизни? Россия имеет одни из самых высоких в мире показателей смертей, происходящих из-за пожаров — за период с 2001 по 2015 годы этот показатель составил 7,5 смертей на 100 тыс. жителей по сравнению с 1 в США, 2,7 в Казахстане и 0,5 во Франции и Германии [1]. По данным Всемирной организации здравоохранения в 2014 году Россия с показателем в 7 смертей от пожаров на 100 тыс. человек занимала 45 место между Алжиром и Зимбабве, уступая по этому показателю 127 странам. После пожара в торговом центре «Зимняя вишня» в г. Кемерово, в общественности очень остро встал вопрос безопасности людей в повседневной жизни.

Россия сотрудничает с многими странами перенимая опыт в тушении пожаров и спасении людей, но это не означает, что Российская Федерация и в частности министерство МЧС имеет низкую эффективность и с трудом справляется со своими задачами. Следует обратить внимание, что сотрудничество располагает не только в том, чтобы учиться у заграничных коллег, но и делится своим опытом и разработками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.