Научная статья на тему 'Административно-правовое регулирование доменного имени как объекта информационного права'

Административно-правовое регулирование доменного имени как объекта информационного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
321
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Копченко И. Е.

Вопросы правового регулирования отношений, связанных с интеллектуальной собственностью, относятся к числу наиболее актуальных и важных как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Наличие эффективной правовой охраны интеллектуальной собственности является важным условием динамичного развития экономики любой страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административно-правовое регулирование доменного имени как объекта информационного права»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

тяжкие и особо тяжкие преступления, почти в два раза превышает соответствующую в среде привлеченных впервые. Почти треть лиц, выявленных за совершение убийств, изнасилований, грабежей и разбоев составляют ранее совершавшие. В современных условиях кризисного состояния экономики, отсутствия специализированного института социальной помощи для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, основная их масса испытывает непреодолимые сложности в трудоустройстве, приобретении материального источника существования кроме криминального [3, с.22].

Анализ распределения лиц, вновь совершивших преступления, по половому признаку показал, что рецидивная преступность в основной своей части - удел преступников мужчин. Доля женщин в общем количестве совершеннолетних рецидивистов в четыре раза меньше, чем соответствующая в общем числе, совершивших преступления впервые, а среди несовершеннолетних, доля женщин меньше почти в десять раз. Между тем, все рассуждения о тяжести преступных деяний, ответственность за которые несут женщины-рецидивисты, относятся к ним даже в большей степени, чем к мужчинам. Большинство ранее судимых женщин отличаются более стойкой антиобщественной направленностью личности, значительной социальной деградацией. Рецидивисты по сравнению с преступниками совершившими преступление впервые, характеризуются боле старшим возрастом. Доля несовершеннолетним среди них не велика и не протяжении рассматриваемого периода не превышает пяти процентов. Это объясняется тем, что между первым и последующим преступлениями проходит определенный промежуток времени. Тем не менее, несмотря на то, что доля несовершеннолетних-рецидивистов невелика, для них характерна та же жестокость при совершении преступлений, как и взрослым. Несовершеннолетние-рецидивисты в два раза чаще, чем сверстники привлекаемые к уголовной ответственности впервые, совершают тяжкие преступления: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования, грабежи. Статистика фиксирует повышение доли участия рецидивистов в экономических преступлениях. Для многих из них преступная деятельность играет роль основного источника доходов, с этим связан и рост корыстной направленности рецидивной преступности. Рецидив преступления свидетельствует, что ранее примененное к виновному уголовное наказание не привело к исправлению человека и оказалось вероятнее всего недостаточным.

Вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что в современных условиях, задача борьбы с повторной преступностью приобретает особую значимость, имеет комплексный характер и требует к себе повседневного внимания со стороны не только правоохранительной системы, но и всех органов государственной власти в целом.

Список использованной литературы:

1. Кобец П.Н. Основные организационные элементы деятельности органов внутренних дел МВД России по предупреждению рецидива насильственных преступлений против личности. Общество и право. Всероссийский научный журнал. № 2(16). Краснодар 2007.

2. Кобец П.Н. Организационные основы деятельности ОВД по предупреждению рецидива насильственных преступлений. Профессионал. М., 2010. № 2.

3. Кобец П.Н. Особенности предупреждения рецидивной преступности в подмосковном регионе. Профессионал. М., 2008. № 2.

© П.Н. Кобец, 2015

УДК 28.41

И.Е.Копченко

К.и.н., доцент кафедры философии, права и социально гуманитарных наук ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия», Российская Федерация

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОМЕННОГО ИМЕНИ КАК ОБЪЕКТА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА

Аннотация

Вопросы правового регулирования отношений, связанных с интеллектуальной собственностью,

110

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

относятся к числу наиболее актуальных и важных как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Наличие эффективной правовой охраны интеллектуальной собственности является важным условием динамичного развития экономики любой страны.

Ключевые слова Закон; кодекс; статья; доменное имя; информация.

С тех пор как в 1984 г. была разработана система доменных имен (Domain Name System - DNS), развитие технологий по передаче информации значительно ускорилось, что привело к созданию в 1989 г. в стенах Европейского совета по ядерным исследованиям концепции Всемирной паутины - Интернета. К середине 2008 г. число пользователей, регулярно посещающих Интернет, составило 1,5 млрд. человек и сам Интернет стал крупнейшей глобальной телекоммуникационной сетью информационных ресурсов.

Доменное имя определяет все функционирование сети Интернет, поскольку является тем объектом Сети, который связывает ее многочисленных пользователей. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и защите информации" под информацией в ст. 2 понимается информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Важно отметить, что в этой статье говорится именно о сведениях, а не о соответствующих им значениях (или смыслах) [1, с.14].

Таким образом, говоря о делегированных доменных именах как объектах информационного права нас интересует их защита, а также защита информационных ресурсов, расположенных на соответствующем сервере и под определенным доменным именем для удобного доступа к ним, не как набор знаков, в которых не отражено разнообразие состояний, свойств объективной действительности, а как сведений, имеющих ценность для государства, общественных организаций, юридических лиц, конкретного человека. Информация всегда объективна, поскольку она всегда является набором определенным образом организованных объектов (знаков) и именно они становятся формой представления информации.

Первоначально, с появлением Интернета, т.е. множества компьютеров и серверов, объединенных в сеть, каждый из них имел свой электронно-цифровой адрес (IP), что обеспечивало практически мгновенную передачу больших объемов данных между конечными абонентами, живущими в разных странах. По мере расширения Сети стало очевидно, что запоминать огромные цифровые значения электронно-цифровых адресов стало неудобно, и тогда была введена система доменных имен, не отменяя при этом систему IP. Для поиска информации в глобальной телекоммуникационной Сети введение DNS стало для ее пользователей поистине значимым событием, облегчившим пользование Сетью в целом.

Кроме выполнения функции адресации в сети Интернет, доменные имена стали индивидуализировать не безличную информацию, которой располагали различные юридические лица, индивидуальные предприниматели, решившие разместить свое электронное представительство в Сети, а информацию, которая индивидуализировала ту или иную продукцию различных компаний. Это послужило причиной конфликтов между владельцами схожих товарных знаков и других средств индивидуализации за обладание наиболее легко запоминающимися и простыми доменными именами. Техническая организация сети Интернет не позволяет зарегистрировать два одинаковых, идентичных доменных имени. Таким образом, доменные имена служат цели обособления одних информационных ресурсов (информационных образований), которые, как правило, являются товаром, от других информационных образований. Информация, делегированная соответствующим доменным именем, является предметом обладания определенного субъекта (государства, юридического лица, физического лица), а также объектом его прав. Следовательно, она нуждается в защите[2, с. 472].

Защита информационных ресурсов, которые принадлежат государству, государственным органам, не может быть обеспечена без рассмотрения роли института доменных имен в этом процессе. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)" (в ред. Постановления Правительства от 10.09.2009 № 721) основным результатом выполнения данной Программы должно стать создание инфраструктуры электронного правительства, обеспечивающей доступ к информации о деятельности и услугам органов государственной власти в электронном виде; межведомственное электронное взаимодействие и единый государственный контроль результативности деятельности органов государственной власти, что позволит снизить уровень

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

административной нагрузки на организации и граждан и даст ежегодную экономию до 10 млрд. рублей; уменьшение административной нагрузки на граждан и организации, связанной с предоставлением в органы государственной власти необходимой информации, обеспечение гарантированного уровня информационной открытости органов государственной власти[3, с. 41].

Речь идет о создании государственными органами РФ своего "электронного представительства" в сети Интернет. Данное "электронное представительство", находящееся под определенными сайтами, которые будут принадлежать Российской Федерации. Многими органами государственной власти уже созданы сайты в сети Интернет, на которых размещается нормативная правовая, справочная и новостная информация, связанная с деятельностью этих органов, которую граждане могут получить, зайдя в Интернете на сайт государственного органа. Итак, граждане значительно экономят свое время, заходя на сайт государственного органа власти для поиска необходимой информации. При использовании системы электронного правительства, которое располагается на специально выделенных делегированных доменных именах, происходит значительная экономия времени как государственными органами, так и обычными гражданами во взаимных правоотношениях. Используя систему DNS и ее важное свойство по мгновенному информационному обмену между различными абонентами Сети, федеральные государственные органы и органы субъектов РФ могут оперативно обмениваться между собой информацией с гарантией ее достоверности (т.к. вся "государственная" информация будет располагаться на группе родственных серверов, защищенных от несанкционированного доступа) для выполнения возложенных на них функций[4, с.22].

В течение 2010 г. вопросы электронного взаимодействия федеральных и региональных органов должны быть успешно реализованы. Важно, чтобы были предусмотрены не только центры публичного (общественного) доступа населения к сайтам органов государственной власти, но и доступ с компьютера, подключенного к Интернету, любого гражданина нашей страны (а также иностранных граждан). Должна быть доработана инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями. Следует внедрить доступные механизмы обеспечения "цифрового доверия" в виде системы удостоверяющих центров, применяющих технологию электронной цифровой подписи, в соответствии с Законом от 10 января 2002 г. "Об электронной цифровой подписи". Сбор гражданами необходимых справок и документов, общение и процессы передачи информации между различными органами государственной власти любого уровня без необходимости непосредственной встречи государственных чиновников между собой и с гражданами -важнейшее условие противодействия коррупции в настоящее время, а также важнейшая задача согласно Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства^, с.57].

В целях реализации Постановления Правительства РФ от 28 января 2002 г. "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" на федеральном уровне подготовлены нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы доступа к информации органов государственной власти и органов местного самоуправления. К таким актам относятся: ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" и Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

В Законе 8-ФЗ в ст. 1 указано, что официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления - сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления. Это является доказательством того, что доменные имена официально нашли свое отражение в российском информационном законодательстве и являются объектом не только гражданского, но и информационного права. Отношения по поводу носят смешанный характер. С одной стороны, создание, формирование, хранение, обработка, распространение и использование информационных ресурсов в глобальной сети Интернет осуществляется под определенным доменным именем, которому соответствует определенный IP-адрес. Эта часть общественных отношений включает в себя, по сути, гражданско-правовые отношения. Технологии передачи информационных ресурсов в Сети (с использованием доменных имен и сетевых протоколов), а также использование новых технологий работы с информацией в Сети составляют предмет информационно-правовых отношений.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

В пользу комплексности и межотраслевого (гражданско-информационного) характера отношений по поводу использования информационных ресурсов в Сети посредством доменов говорит и то, что гражданское информационное право опосредуется лишь нормами, которые регулируют отношения между равноправными, автономными и имущественно самостоятельными субъектами, т.е. нормами гражданского права (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Это нормы, посвященные регулированию абсолютных отношений между собственниками информационных объектов (владельцами доменных имен или, например, владельцами товарных знаков, желающими заполучить "электронное представительство" в Сети под наиболее удачным, запоминающимся доменным именем) и всеми другими лицами, а также обмен информацией между конкретными, точно известными субъектами гражданского права. Список использованной литература:

1. Лопатин В.Н. Информационно-правовой статус гражданина в административных правоотношениях // Административно-правовой статус гражданина. М., 2004.

2. Бачило И.Л. Административно-правовая ответственность в информационной сфере // Административная ответственность: вопросы теории и практики. М., 2005. С.472

3. Назаров П. Защита секретной информации // Законность. 2014. № 6.

4. Назаров П. Защита секретной информации // Законность. 2015. № 1.

5. Лебедева Н.Н. Доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2005. № 5.

©И.Е.Копченко

УДК 349.41

Д.А. Лукьянов бакалавр, Е.А.Гринь к.ю.н., доцент кафедра земельного, трудового и экологического права, юридический факультет Кубанский государственный аграрный университет,

г. Краснодар, РФ

ПРАВА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА И ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы правовой регламентации и реализации норм земельного законодательства, осложненных наличием в них иностранного элемента, проведен анализ особенностей данных земельных правоотношений

Ключевые слова

земельный участок, иностранный гражданин, лицо без гражданства, иностранное юридическое лицо,

собственность, аренда

Сегодня одним из актуальных вопросов российского земельного права является вопрос о земельных участках как объекте земельных правоотношений. Данные правоотношения осложняются в силу наличия в них иностранного элемента, в частности, иностранных граждан и иностранных юридических лиц. Таким образом, регулирование земельных отношений с иностранным участием обладает определенными юридическими особенностями.

В ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предусматривается, что права иностранных граждан и иностранных юридических лиц относительно приобретения в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ и иными федеральными законами [1]. Данное право напрямую вытекает из ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации [2], где устанавливается, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.