Научная статья на тему 'Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на земельные участки'

Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на земельные участки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5409
561
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукьянов Д.А., Гринь Е.А.

В данной статье рассматриваются вопросы правовой регламентации и реализации норм земельного законодательства, осложненных наличием в них иностранного элемента, проведен анализ особенностей данных земельных правоотношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лукьянов Д.А., Гринь Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на земельные участки»

В пользу комплексности и межотраслевого (гражданско-информационного) характера отношений по поводу использования информационных ресурсов в Сети посредством доменов говорит и то, что гражданское информационное право опосредуется лишь нормами, которые регулируют отношения между равноправными, автономными и имущественно самостоятельными субъектами, т.е. нормами гражданского права (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Это нормы, посвященные регулированию абсолютных отношений между собственниками информационных объектов (владельцами доменных имен или, например, владельцами товарных знаков, желающими заполучить "электронное представительство" в Сети под наиболее удачным, запоминающимся доменным именем) и всеми другими лицами, а также обмен информацией между конкретными, точно известными субъектами гражданского права. Список использованной литература:

1. Лопатин В.Н. Информационно-правовой статус гражданина в административных правоотношениях // Административно-правовой статус гражданина. М., 2004.

2. Бачило И.Л. Административно-правовая ответственность в информационной сфере // Административная ответственность: вопросы теории и практики. М., 2005. С.472

3. Назаров П. Защита секретной информации // Законность. 2014. № 6.

4. Назаров П. Защита секретной информации // Законность. 2015. № 1.

5. Лебедева Н.Н. Доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2005. № 5.

©И.Е.Копченко

УДК 349.41

Д.А. Лукьянов бакалавр, Е.А.Гринь к.ю.н., доцент кафедра земельного, трудового и экологического права, юридический факультет Кубанский государственный аграрный университет,

г. Краснодар, РФ

ПРАВА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА И ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы правовой регламентации и реализации норм земельного законодательства, осложненных наличием в них иностранного элемента, проведен анализ особенностей данных земельных правоотношений

Ключевые слова

земельный участок, иностранный гражданин, лицо без гражданства, иностранное юридическое лицо,

собственность, аренда

Сегодня одним из актуальных вопросов российского земельного права является вопрос о земельных участках как объекте земельных правоотношений. Данные правоотношения осложняются в силу наличия в них иностранного элемента, в частности, иностранных граждан и иностранных юридических лиц. Таким образом, регулирование земельных отношений с иностранным участием обладает определенными юридическими особенностями.

В ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предусматривается, что права иностранных граждан и иностранных юридических лиц относительно приобретения в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ и иными федеральными законами [1]. Данное право напрямую вытекает из ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации [2], где устанавливается, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, помимо случаев, которые прямо установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Установление данного режима для иностранных граждан и организаций нашло отражение в ЗК РФ. Существовали разнообразные дискуссии в отношении предоставления иностранцам права иметь в собственности земельные участки, хотя и с наличием ряда определенных ограничений, что рассматривалось даже как нарушение норм Конституции РФ. Однако своим Постановлением от 23 апреля 2004 года Конституционный Суд признал не противоречащими положения ЗК РФ, относящиеся к правам иностранцев, со ссылкой на ч. 3 ст. 62 Конституции РФ [3]. Таким образом, Конституция РФ устанавливает особый режим для иностранных лиц и лиц без гражданства.

Что касается прав иностранных граждан и организаций на земельные участки, то они определенным образом ограничены. Их условно подразделяют на два вида: установленные для всех, и те, которые установлены только для иностранцев [4, С.26]. Так, для иностранцев действуют ограничения, характерные и для российских граждан. Данные ограничения содержатся как в нормах Гражданского кодекса Российской Федерации [5], так и в ЗК РФ, и заключаются в том, что осуществление правомочий собственника землей и другими природными ресурсами возможно в той мере, в какой это допускается законом, собственники вправе осуществлять свои права свободно, если этим не нарушаются права и интересы иных лиц и не наносится ущерба окружающей среде. Также, в соответствии с ч. 1 ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан и организаций возможно нахождение любого имущества, за исключением ограниченных и изъятых из оборота, подразумевается, что права всех собственников имеют одинаковую правовую защиту в соответствии с правилам гражданского и земельного законодательства. Что касается ограничений, вводимых исключительно для иностранцев, важно отметить, что установление таких ограничений возможно только принятием федерального закона или присоединением Российской Федерации к международному договору. Таким образом, признавая за иностранными гражданами и организациями право частной собственности на землю, ЗК РФ одновременно ввел ряд ограничений. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранным гражданам и юридическим лицам не предоставляется право приобретать в собственность земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, устанавливаемых Президентом РФ. Дискуссионным является вопрос о понятии таких территорий, т.к. закон не содержит этого определения. Существуют лишь предположения, что следует понимать под приграничной территорией, некоторые считают, что данное определение исходит из смысла Закона РФ «О государственной границе РФ» [6], некоторые, что приграничными территориями являются все территории муниципальных образований, которые граничат с Государственной границей РФ [7].

Также ограничением права иностранцев на землю является наличие того факта, что иностранным гражданам и юридическим лицам земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться только за плату, а российским гражданам в определенных случаях земельные участки могут предоставляться безвозмездно. Ст. 39.5 ЗК РФ не предполагает предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно иностранным гражданам или иностранным юридическим лицам.

Следующим ограничением, является запрет о нахождении в собственности иностранцев земельных участков сельскохозяйственного назначения. Данное ограничение вытекает из Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 171-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [8], который предоставляет иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на правах аренды. Также, Федеральный закон № 66-ФЗ [9] устанавливает, что только на правах аренды такие лица и организации могут быть членами садоводческих, огороднических и дачных товариществ, если земельные участки предоставлены им в аренду.Такие арендаторы не имеют права на льготы и привилегии, которые предоставляются российским гражданам, а также на государственную финансовую поддержку, что предусмотрено с целью обеспечить интересы прежде всего именно российских граждан. Но несмотря на это, в ЗК РФ установлена возможность юридических лиц с иностранными инвестициями приобрести земельные участки не только на праве аренды, но и в собственность. Такая возможность установлена ст. 3 Федерального закона № 171-ФЗ только для юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых менее 50% иностранного капитала.

Как и в отношении российских граждан, ЗК РФ (п.5 ст.35) наделяет правом преимущественной покупки и аренды земельных участков иностранных граждан и иностранных юридических лиц в тех случаях, когда они обладают правом собственности на здания, сооружения и строения, которые находятся на чужом земельном участке..

Проанализировав законодательство, регулирующее земельные отношения с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц можно сделать вывод, что права иностранных граждан и организаций на земельные участки хотя и предоставляются с определенными ограничениями, но нельзя говорить об их дискриминационном характере, а вызваны они лишь стремлением обеспечить прежде всего интересы российских граждан и юридических лиц. Список использованной литературы:

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ с изм. и доп. от 31 декабря 2014 года // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; 2015. № 1. Ст. 52.

2. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря

3. По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы: Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 года N 8-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. № 4

4. Дихтяр А.И., Селифонова С.Ю. Права иностранцев и организаций с иностранным участием на земельные участки // Юридический мир. 2010. № 4. С. 24 - 28

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ с изм. и доп. от 22 октября 2014 года // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2014. № 43. Ст. 5799

6. О Государственной границе Российской Федерации: Закон РФ от 01 апреля 1993 года № 4730-1 с изм. и доп. от 31 декабря 2014 года // Российская газета. 1993. 4 мя;2015. 12 января

7. К вопросу о принудительном прекращении права на земельный участок, который в силу закона не может принадлежать собственнику // Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ (Научный журнал КубГАУ). [Электронный ресурс]. Краснодар: КубГАУ, 2011. - № 71(07). Режим доступа: М1р://е1 .kubagro.ru/2011/07/pdf/04.pdf

8. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ с изм. и доп. от 23 июня 2014 года // СЗ РФ.2002. № 30. Ст. 3018; 2014. № 26 (часть I). Ст. 3377

9. Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ 23 июня 2014 года // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1801; 2014. № 26 (часть I). Ст. 3377

© Д. А. Лукьянов, Е. А. Гринь, 2015

УДК 346.62

Н.Г. Медведева

К. э. наук, доцент Инженерно-экономический институт Тюменский государственный архитектурно- строительный университет, г. Тюмень, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И

МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ЗАКУПКАМИ

Аннотация

Несмотря на перманентное изменение законодательства о закупках вот уже в течение более чем двух последних десятилетий, оно не становится эффективным, обеспечивающим реализацию двух ключевых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.