Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) '

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административно-правовое принуждение / законность / контроль / контрольно-надзорная деятельность / надзор / общественная безопасность / общественный порядок / правоохранительная деятельность / субъекты контроля (надзора) / administrative and legal coercion / legality / control / control and supervisory activities / supervision / public safety / public order / law enforcement / subjects of control (supervision)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стручков Юрий Николаевич

В статье раскрываются теоретические особенности соотношения административно-правового принуждения и государственного контроля (надзора), реализуемого ОВД. Особое место уделено теоретическим понятиям административно-правового принуждения, реализуемого ОВД в сфере государственного контроля (надзора). Проведен анализ правовой природы административно-правового принуждения, реализуемого ОВД в сфере государственного контроля (надзора). Обоснована необходимость применения отдельных мер административно-правового принуждения в рамках правоохранительной направленностью всей деятельности ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стручков Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL COERCION AS A SPECIAL TYPE OF ACTIVITY OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES, WITHIN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF STATE CONTROL (SUPERVISION)

The article reveals the theoretical features of the correlation of administrative and legal coercion and state control (supervision) implemented by the Department of Internal Affairs. A special place is given to the theoretical concepts of administrative and legal coercion implemented by the Department of Internal Affairs in the field of state control (supervision). The analysis of the legal nature of administrative and legal coercion implemented by the Department of Internal Affairs in the field of state control (supervision) is carried out. The necessity of applying certain measures of administrative and legal coercion within the framework of the law enforcement orientation of all the activities of the Department of Internal Affairs is substantiated.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) »

DOI 10.47643/1 B15-1337_2023_11 _1 B4 УДК 342.951

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ADMINISTRATIVE AND LEGAL COERCION AS A SPECIAL TYPE OF ACTIVITY OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES, WITHIN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF STATE CONTROL (SUPERVISION)

СТРУЧКОВ Юрий Николаевич,

адъюнкт кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений Академии управления МВД России. 125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, B. E-mail: okudgava32@rambler.ru;

Struchkov Yuri Nikolaevich,

Adjunct of the Department of Management of the Activities of Public Order Units of the Center for Command and Staff Exercises Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 125171, Russia, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., B. E-mail: okudgava32@rambler.ru

Краткая аннотация: В статье раскрываются теоретические особенности соотношения административно-правового принуждения и государственного контроля (надзора), реализуемого ОВД. Особое место уделено теоретическим понятиям административно-правового принуждения, реализуемого ОВД в сфере государственного контроля (надзора). Проведен анализ правовой природы административно-правового принуждения, реализуемого ОВД в сфере государственного контроля (надзора). Обоснована необходимость применения отдельных мер административно-правового принуждения в рамках правоохранительной направленностью всей деятельности ОВД.

Abstract: The article reveals the theoretical features of the correlation of administrative and legal coercion and state control (supervision) implemented by the Department of Internal Affairs. A special place is given to the theoretical concepts of administrative and legal coercion implemented by the Department of Internal Affairs in the field of state control (supervision). The analysis of the legal nature of administrative and legal coercion implemented by the Department of Internal Affairs in the field of state control (supervision) is carried out. The necessity of applying certain measures of administrative and legal coercion within the framework of the law enforcement orientation of all the activities of the Department of Internal Affairs is substantiated.

Ключевые слова: административно-правовое принуждение, законность, контроль, контрольно-надзорная деятельность, надзор, общественная безопасность, общественный порядок, правоохранительная деятельность, субъекты контроля (надзора).

Keywords: administrative and legal coercion, legality, control, control and supervisory activities, supervision, public safety, public order, law enforcement, subjects of control (supervision).

Для цитирования: Стручков Ю.Н. Административно-правовое принуждение как особый вид деятельности органов внутренних дел, в рамках реализации государственного контроля (надзора) //Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 184-186. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_184.

For citation: Struchkov Yu.N. Administrative and legal coercion as a special type of activity of the internal affairs bodies, within the framework of the implementation of state control (supervision) // Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 184-186. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_ 11_ 184.

Статья поступила в редакцию: 30.10.2023

Формирование административного и административно-процессуального права является оной из важнейших задач не только законодательного органа, но и большой вызов для научного сообщества. Важность решить поставленную задачу, обуславливает роль каждого участвующего в повешении эффективности института государственного контроля (надзора). Сложность в повышении эффективности системы мер административно-правового принуждения затрудняет постоянный рост количества правонарушений. Необходимость определения места мер административного принуждения в деятельности органов внутренних дел, по реализации государственного контроля (надзора), ставит конкретные цели перед научным сообществом.

Исследование государственного контроля (надзора), который реализует ОВД позволяет выделить его, как особый вид государственного управления. В тоже время ставится вопрос, о месте в системе правоохранительной деятельности и значении для охраны общественного порядка и общественной безопасности. Вопрос о соотношении мер административного принуждения и государственного контроля (надзора), реализуемого ОВД, вызывает сомнения в принудительном характере государственного контроля (надзора). В этой связи, необходимо раскрыть основные понятия, содержание, цели и задачи государственного контроля (надзора), который осуществляют ОВД.

Одним из видов государственного управления выступает государственный контроль (надзор). Существование негосударственного контроля (надзора) в научном сообществе не оспаривается. Как точно определил В. И. Ленин: «Чем обеспечивается исполнение законов. Первое - надзор за их исполнением. Второе - наказание за неисполнение закона». Данное суждение четко показывает принудительный характер всего института государственного контроля (надзора). Раскрыв понятие и сущность принуждения, позволяет подтвердить связь государственного контроля (надзора) с системой мер административно-правового принуждения [3, с. 293].

По мнению Л. А. Мицкевич «принуждение - это воздействие на лиц, не выполняющих установленные предписания». Подобное суждение состоит в подавлении воли субъектов управления подчиняться предписаниям закона. Государственное принуждение выступает особым методом в системе государственного контроля (надзора), посредством которого государство оказывает воздействие на лиц (физических или

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

юридических). Особенностью такого принуждения является его законодательное закрепление в различных нормативно-правовых актах. Прочное нормативное закрепление различных форм принуждения в деятельности ОВД, реализуемой в сфере государственного контроля (надзора), говорит о принудительном характере всей реализуемой ОВД деятельности в данной сфере [186, с. 34].

Анализ правовой природы административно-правового принуждения, позволяет выделить как материальные, так процессуального нормы права, которые регулируют систему государственного управления. Из этого следует, что вся система государственного управления прямо вытекает из норм законодательства, регулирующих именно сферу государственного контроля (надзора). Процессуальный порядок применения различных мер административно-правового принуждения, строго предусмотрен законодательством.

Как отметил И.И. Веремеенко, институциональная особенность административного принуждения, обусловлена наличием предусмотренных законодательством санкций. Подобный подход отмечает, что именно в санкциях заключается основа существующих мер административно-правового принуждения, потенциал принуждения в наличии предусмотренной административной ответственности. Подчеркивая, что значение административно-правовых санкций в поддержании общественного порядка и общественной безопасности, позволяет реализовывать охранительную функцию права.

По мнению А.П. Коренева, в системе государственного принуждения, необходимо выделить административное принуждение, так как последнее обладает всеми присущими признаками и направлено на обеспечение общественного порядка [186, с. 239].

А.С. Огиенко раскрывает административное принуждение через форму государственного принуждения, которое осуществляет физическое или психологическое воздействие на лиц, с целью предупреждения противоправного поведения [8, с. 11].

Анализ мнения ученых позволяет сформировать понятие и сущность административно-правового принуждения. Характеризуя институт административно-правового принуждения, необходимо отметить его функциональную направленность, такое воздействие обеспечивается конкретными мерами административно-правового принуждения. Необходимо отметить, многие ученые обращают внимание, что без принудительного воздействия на физических и юридических лиц, обеспечить охрану общественного порядка и общественной безопасности невозможно.

Проблема соотношения административно-правового принуждения и государственного контроля (надзора), реализуемого ОВД, проявляется в несколько правовых конструкций, нуждающихся в разрешении. Масштабная реформа системы государственного контроля (надзора), затронула всю систему контрольно-надзорной деятельности ОВД. Принятый Федеральный закон от 31.07.2020 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее по тексту - 248-ФЗ) [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. По нашему мнению, данный закон ограничил меры административно-правового принуждения применяемые ОВД при реализации государственного контроля (надзора). Закон ввел новые принципы функционирования системы государственного контроля (надзора), отдельные принципы закреплённые 248-ФЗ, ограничивают возможность применения отдельных мер административно-правового принуждения, в частности, оперативность в принятии решении в таких сферах подконтрольных ОВД, как безопасность дорожного движения, непосредственно угрожает жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

Закрепление в 248-ФЗ таких мер принуждения, как предупреждение, выявление, пресечение, можно сделать вывод, что система государственного контроля (надзора), реализуемая ОВД, имеет принудительный характер и обеспечивается мерами административно-правового принуждения. Анализируя содержание государственного контроля (надзора) реализуемого ОВД, необходимо выделить следующие признаки:

• самостоятельный вид государственного управления;

• регулируется нормами административного права;

• представляет самостоятельный метод правоохранительной деятельности;

• обеспечивается мерами административно-правового принуждения;

• субъектами контрольно-надзорной деятельности выступают физические или юридические лица;

• применяется должностными лицами ОВД;

• наличие юрисдикционных полномочий должностных лиц ОВД.

Можно сделать вывод, что меры административно-правового принуждения — это средства, которыми наделены органы внутренних дел в сфере государственного контроля (надзора), необходимы для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, а также воздействия на лиц с целью предупреждения противоправного поведения. Нормативно не закрепленное понятие «административно-правового принуждения», требует от ученого сообщества формулирования понятия и содержания данной категории. Исходя из этого, относить все полномочия органов внутренних дел к мерам административного принуждения нельзя. Существующее разнообразие мер административно-правового принуждения, позволяет выделить отдельные нормативно закрепленные меры принуждения, которыми наделены ОВД, при реализации государственного контроля (надзора).

Гарантия защиты прав и свобод человека и гражданина, закрепляет за должностными лицами ОВД, обязанность выявлять и пресекать правонарушения. Закрепленная в пункте 11 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» (далее - закон «О полиции») обязанность выявлять обусловлена задачами, поставленными обществом перед ОВД. Система государственного контроля (надзора) направлена на оценку соблюдения лицами, обязательных требований в различных сферах жизни общества и государства.

Анализ различных мер административно-правового принуждения, позволяет сделать вывод, что меры принуждения выступают средством для достижения государственной политики в сферах подлежащих государственному контролю (надзору). Подконтрольность ОВД таких

сфер жизни общества, как безопасность дорожного движения, административный надзор, контроль в сфере миграции или сфере противодействия незаконного оборота наркотических средств, требует от должностных лиц ОВД, воздействия на неподконтрольных лиц.

акая необходимость вызвана правоохранительной направленностью всей деятельности ОВД. В компетенцию должностных лиц ОВД, входит оценка соблюдения обязательных требований неподчиненными лицами. Сложившаяся обстановка, очевидно, требует от должностных лиц ОВД, применять отдельные меры административно-правового принуждения. С учетом субъекта контрольно-надзорной деятельности излишнее ограничение мер принуждения, не позволит в полной мере, соблюдать такой принцип, закрепленный в 248 - ФЗ, как оперативности при осуществлении государственного контроля (надзора). Существующий порядок возбуждения дел об административных правонарушениях, закрепленный в ч.3.1- 3.5 ст. 28.1 КоАП РФ, установил новый процессуальный порядок, что прямо ограничивает применение полицией мер административно-правового принуждения и не позволяет в полной мере соблюдать принцип оперативности при осуществлении государственного контроля (надзора), реализуемого ОВД [9. с. 52-59].

аким образом, нормативно не закрепленное понятие административно-правого принуждения вызывает множество разногласий в научном сообществе. Проблема определения сущности административно-правового принуждения и правовой природы, не позволяет в полной мере сказать о принудительной форме такой деятельности ОВД, как государственный контроль и надзор. При этом отдельные меры административно-правого принуждения, указаны в п. 1 ст. 1 248-ФЗ, а именно меры профилактического, пресекательного и восстановительного характера. Необходимость в законодательном закреплении понятия «административного принуждения» устранит существующие споры в научном сообществе и позволит правоприменителю, своевременно реагировать на угрозы общественному порядку и достичь общественно значимых результатов, минимизируя риски причинения вреда охраняемым законом ценностям, которые зачастую обусловлены несоблюдением обязательных требований.

Библиография:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.№ 195-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О полиции» // [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 31.07.2020 г. 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования. Понятие и структура: монография. — М.: Юрист, 2003. С. 39.

5. Коренев А.П. Административное право России: учебник. — М.: Проспект, 2010. С. 239.

6. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.2. С. 293.

7. Мицкевич Л.А. Очерки теории административного права: современное наполнение: монография. — М.: Норма, 2017. С. 34.

8. Огиенко А.С. Административно-правовое принуждение в сфере миграции: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. — М., 2019. С. 11.

9. Шевцов Александр Валерьевич. Некоторые юридические особенности возбуждения дела об административном правонарушении, выражающем-

ся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 2 (66). С. 52-59.

References:

1. Code of the Russian Federation on Administrative Offences of December 30, 2001 No. 195-FZ [Electronic resource] // Access from the legal reference system "Con-

sultantPlus".

2. Federal Law No. 3-FZ of 07.02.2011 (ed. of 06.02.2023) "On the Police" // [Electronic resource] // Access from the ConsultantPlus legal reference system.

3. Federal Law of 31.07.2020 248-FZ "On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation". [Electronic resource] // Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

4. Veremeenko I.I. Mechanism of administrative and legal regulation. Concept and structure: monograph. — M.: Lawyer, 2003. p. 39.

5. Korenev A.P. Administrative law of Russia: textbook. — M.: Prospect, 2010. p. 239.

6. Lenin V.I. Complete works. Vol.2. P.293

7. Mickiewicz L.A. Essays on the theory of administrative law: modern content: monograph. — M.: Norm, 2017. p. 34.

8. Ogienko A.S. Administrative and legal coercion in the field of migration

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.