Научная статья на тему 'Административно-правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации'

Административно-правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3411
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / SAFETY / NATIONAL SAFETY / SAFETY LEGAL ENSURING / TYPES OF LEGAL ENSURING OF NATIONAL SAFETY IN ADMINISTRATIVE LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудникова Т. А.

Анализируются некоторые аспекты правового обеспечения национальной безопасности России в контексте административно-надзорной деятельности органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL SAFETY LEGAL ENSURING OF RUSSIA FEDERATION

The article deals with several aspects of national safety legal ensuring of Russia in terms of public agencies supervisory jurisdiction.

Текст научной работы на тему «Административно-правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации»

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Т.А. Прудникова,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России Научная специальность:12.00.14 -административное право, финансовое право, информационное право E-mail: tanya_198307@mail.ru

Аннотация. Анализируются некоторые аспекты правового обеспечения национальной безопасности России в контексте административно-надзорной деятельности органов государственной власти.

Ключевые слова: безопасность; национальная безопасность; административно-правовое обеспечение безопасности; административно-правовые режимы обеспечения национальной безопасности

NATIONAL SAFETY LEGAL ENSURING OF RUSSIA FEDERATION

T.A. Prudnikova,

candidate of jurisprudence, senior teacher of chair of administrative law of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. The article deals with several aspects of national safety legal ensuring of Russia in terms of public agencies supervisory jurisdiction.

Keywords: safety, national safety, safety legal ensuring, types of legal ensuring of national safety in administrative law

Общенаучное понятие «безопасность», пройдя исторический этап развития, усложнило свое содержание, повысило теоретико-методологическое значение, столь необходимое для познания сущности различных видов безопасности, классификации и выявления прикладного содержания основных видов опасностей и угроз.

В юридической литературе все чаще исследуются вопросы обеспечения безопасности Российской Федерации, которая приобрела сегодня статус глобальной проблемы, актуальной для всего мирового сообщества.

В словаре русского языка С.И. Ожегова безопасность истолковывают как «положение, при котором не угрожает опасность кому, чему»1.

Безопасность, в том числе и ее понятие, долж-

на рассматриваться с позиции приоритета общечеловеческих ценностей, а сама деятельность по обеспечению безопасности человека, общества и государства — в качестве объективной необходимости, имеющей не только общесоциальную, но и нравственную ценность, а также непосредственно юридическую значимость2.

Институт безопасности в государстве является комплексным правовым институтом, характеризующим организацию защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом следует отметить, что «безопасность» связана с объектом — ее носителем. В связи с этим различают: личную, общественную и государственную безопасность, которые в комплексе составляют такую категорию,

как национальная безопасность. В юридической литературе на данный период нет единства мнений об объекте и содержании данных элементов национальной безопасности.

По мнению В.М. Редкоуса3, национальная безопасность — это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, достигаемая применением системы мер политического, экономического, организационного, правового, военного, идеологического и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, обеспечивающая их устойчивое прогрессивное развитие.

Национальная безопасность складывается из общественных отношений, определяющих систему внутренних и внешних условий, предотвращающих угрозу неопределенному кругу лиц. Анализ сферы национальной безопасности предполагает определение и установление круга общественных отношений, составляющих ее содержание. К ним можно отнести:

- отношения, создающие условия для безопасности;

- отношения, складывающиеся в процессе обеспечения безопасности;

- отношения, непосредственно обеспечивающие безопасность.

Закон Российской Федерации «О безопасности»4 определяет всю систему национальной безопасности, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении различных сфер национальной безопасности.

Административно-правовое обеспечение национальной безопасности представляет собой осуществляемую в рамках единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности деятельность уполномоченных субъектов, направленную на формирование административно-правовой основы обеспечения национальной безопасности, на закрепление в ней системы административно-правовых средств (административно-правовых норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.), при помощи которых достигается результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью

их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями обеспечения национальной безопасности страны, создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности государства.

Целью обеспечения национальной безопасности является защита личных, политических, социально-экономических прав человека и гражданина, интересов общества и государства.

В обеспечении национальной безопасности немаловажную роль играют следующие факторы: нравственное воспитание граждан, их правовая культура, интернационализм и др.; эффективная борьба с преступлениями и административными правонарушениями, и, в первую очередь, способность государства влиять на внешние и внутренние процессы, связанные с межнациональными конфликтами и сепаратистскими тенденциями, в ходе которых затрагиваются интересы личности, общества и государства.

Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Устанавливая компетенцию каждого из органов власти, государство тем самым определяет свойственные только им задачи и функции. При этом оно заботится о том, чтобы были охвачены все сферы общественных отношений, чтобы при этом не было ненужного параллелизма и дублирования. Но все это, в свою очередь, порождает необходимость возложить на ряд органов власти функции контроля, координации и направление деятельности всех субъектов к единой цели, в данном случае по обеспечению национальной безопасности.

Административно-правовая основа обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных основополагающих нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленные на административно-правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности с целью их упорядочения, охраны и развития в соответствии с общественными потребностями.

Государство посредством правовых норм регулирует общественные отношения в сфере обеспечения национальной безопасности, которые возникают, изменяются и прекращаются в связи с

воздействием на происходящие процессы в жизни общества, связанные с защитой и охраной государственных интересов.

Конкретным результатом административно-правового обеспечения национальной безопасности, в котором проявляется своеобразное сочетание используемых для обеспечения национальной безопасности правовых средств, форм и методов деятельности органов безопасности и иных субъектов обеспечения национальной безопасности, являются административно-правовые режимы, устанавливаемые в области обеспечения национальной безопасности.

Административно-правовой режим, устанавливаемый в области обеспечения национальной безопасности, — это нормативно закрепленный и организационно обеспеченный порядок регулирования поведения граждан и деятельности государственных и негосударственных организаций, их должностных лиц, направленный на четкую регламентацию общественных отношений в конкретной области обеспечения национальной безопасности, недопущение противоправной деятельности, допускающей возможность нанесения ущерба национальной безопасности, а также предусматривающий возможность применения специальных режимных мер, иных специальных форм и методов деятельности уполномоченных органов, характер которых обусловлен необходимостью адекватного противодействия реальным и потенциальным угрозам национальной безопасности.

Реализация административно-правовых режимов вносит значительный вклад в обеспечение национальной безопасности, так как оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения в той или иной области обеспечения национальной безопасности. Последнее проявляется в том, что реализация режимных мер, во-первых, способствует получению первичной информации о возникновении угроз безопасности личности, общества и государства, о готовящихся правонарушениях и, во-вторых, содействует недопущению совершения правонарушений из-за установления юридической ответственности за их нарушение.

Состояние национальной и общественной безопасности определяется повседневной деятельностью сил и средств обеспечения безопасности, благодаря которым внутренние и внешние угрозы находятся в допустимых пределах и не превышают

пороговых значений.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что обеспечение национальной безопасности, безопасности личности, общественной безопасности и охрана общественного порядка должны осуществляться в процессе единой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и в первую очередь — административно-надзорной.

Литература

1 Южегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 2009 С. 40.

2 2Степашин С.В. Безопасность человека и общества: Монография. 1994. С. 15-17.

3 В.М. Редкоус. «Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах-участниках Содружества Независимых Государств»// диссертация на соискание уч. ст. д.ю.н.. М., РУДН, 2011 г. С.16

4 Российская газета от 6 мая 1992 г. № 103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.