Научная статья на тему 'Административно-правовое обеспечение исполнения уголовных наказаний учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы: постановка проблемы'

Административно-правовое обеспечение исполнения уголовных наказаний учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
258
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ / КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сенатова Е. В.

В статье акцентируется внимание на недостаточности административно-правового обеспечения исполнения уголовных наказаний учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Автор отмечает, что до настоящего времени отечественная наука административного права не выработала комплексного взгляда на роль и место административно-правовых средств в системе правового обеспечения обозначенной сферы. Обосновывается необходимость разработки концепции административно-правового обеспечения исполнения уголовных наказаний учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, в рамках которой следует четко обозначить основные пути и способы воздействия административного права на соответствующие общественные отношения. Определен круг проблем, на которые необходимо обратить внимание при формировании указанной концепции. Первый их блок касается сущности применения норм административного права в процессе исполнения уголовных наказаний, второй сводится к содержанию административно-правового обеспечения исполнения уголовных наказаний, третий охватывает специфику субъектов применения норм административного права в сфере исполнения уголовных наказаний, четвертый раскрывает существо индивидуальной административно-правовой регламентации рассматриваемых общественных отношений, которое состоит в выработке на основе норм административного права обязательных установок, адресованных персонально определенным субъектам. По мнению автора, все это возможно осуществить в рамках комплексного исследования вопросов административно-правового обеспечения сферы исполнения уголовных наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal support for the execution of criminal sentences by institutions and authorities of the penal system: problem statement

The article focuses on the insufficiency of administrative and legal support for the execution of criminal sentences by institutions and bodies of the penal system. The author notes that to date the domestic science of administrative law has not developed a comprehensive view of the role and place of administrative-legal means in the legal system of the indicated sphere. The necessity of developing a concept of administrative and legal support for the execution of criminal sentences by institutions and bodies of the penal system is justified, within the framework of which the main ways and means of influencing administrative law on relevant public relations should be clearly defined. The circle of problems that need to be addressed when forming this concept is defined. Their first block deals with the essence of the application of administrative law in the process of executing criminal sentences, the second is reduced to the content of administrative and legal support for the execution of criminal sentences, the third covers the specifics of the subjects of application of administrative law in the field of criminal penalties, the fourth reveals the essence of the individual administrative and legal regulation of public relations, which consists in the development on the basis of administrative law plant installations addressed to personally defined subjects. According to the authors opinion all this is possible to carry out as part of a comprehensive study of administrative and legal issues in the field of criminal penalties.

Текст научной работы на тему «Административно-правовое обеспечение исполнения уголовных наказаний учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы: постановка проблемы»

приведение порядка и условий отбывания наказания осужденных в соответствие с целями и задачами уголовно-исполнительного законодательства позволят уменьшить число осужденных, находящихся в розыске

и скрывающихся от отбывания наказания, а также более эффективно организовать розыскную работу оперативных и иных подразделений уголовно-исполнительной системы [4, с. 102].

I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бакунчев, А. Г. Понятие, сущность розыскной работы оперативных подразделений ФСИН России и проблемы, возникающие при ее организации / А. Г Бакунчев // Вестник Кузбасского института. - 2011. - № 5 (8). - С. 18-23.

2. Долматов, В. Т. Организация розыскной работы оперативных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы : учебное пособие / В. Т. Долматов. - Владимир, 2010. - 89 с.

3. Котляров, И. Д. Новый взгляд на функции уголовно-исполнительной системы: сервисный подход / И. Д. Котля-ров // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. - 2014. - № 1. - С. 95-99.

4. Кутуков, С. А. Актуальные проблемы розыска лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества / С. А. Кутуков, С. Н. Смирнов // Человек: преступление и наказание. - 2016. - № 3. - С. 100-104.

5. Мальчук, О. И. Оперативно-розыскная профилактика преступности в исправительных учреждениях: теоретический аспект / О. И. Мальчук, А. А. Нуждин // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2018. - № 1. - С. 29-31.

I REFERENCES

1. Bakunchev A. G. Ponyatie, sushchnost' rozysknoj raboty operativnyh podrazdelenij FSIN Rossii i problemy, voznikayushchie pri ee organizacii [The concept, essence of the search work of the operational units of the Federal Penal Service of Russia and the problems arising from its organization]. Vestnik Kuzbasskogo instituta - Bulletin of the Kuzbass Institute, 2011, no. 5 (8), pp. 18-23. (In Russ.).

2. Dolmatov V. T. Organizaciya rozysknoj raboty operativnyh podrazdelenij uchrezhdenij i organov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Organization of investigative work of operational units of institutions and bodies of the penal system]. Vladimir, 2010. 89 p. (In Russ.).

3. Kotlyarov I. D. Novyj vzglyad na funkcii ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: servisnyj podhod [A new look at the functions of the penal system: a service approach]. YUridicheskij vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta - Legal Bulletin of Dagestan State University, 2014, no. 1, pp. 95-99. (In Russ.).

4. Kutukov S. A., Smirnov S. N. Aktual'nye problemy rozyska lic, osuzhdennyh k nakazaniyam bez izolyacii ot obshchestva [Actual problems of the search for persons sentenced to panishments without isolation from society]. CHelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2016, no. 3, pp. 100-104. (In Russ.).

5. Mal'chuk O. I., Nuzhdin A. A. Operativno-rozysknaya profilaktika prestupnosti v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah: teoreticheskij aspekt [Detective crime prevention in correctional facilities: theoretical aspect]. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie - Penal System: Law, Economics, Management, 2018, no. 1, pp. 29-31. (In Russ.).

УДК 342.9 DOI 10.46741/2686-9764-2019-13-3-403-409

Административно-правовое обеспечение исполнения уголовных наказаний учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы: постановка проблемы

■ Е. В. СЕНАТОВА - доцент кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент

Реферат

В статье акцентируется внимание на недостаточности административно-правового обеспечения исполнения уголовных наказаний учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Автор отмечает, что до настоящего времени отечественная наука административного права не выработала комплексного взгляда на роль и место административно-правовых средств в системе правового обеспечения обозначенной сферы.

Обосновывается необходимость разработки концепции административно-правового обеспечения исполнения уголовных наказаний учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, в рамках которой следует четко обозначить основные пути и способы воздействия административного права на соответствующие общественные отношения.

Определен круг проблем, на которые необходимо обратить внимание при формировании указанной концепции. Первый их блок касается сущности применения норм административного права в процессе исполнения уголовных наказаний, второй сводится к содержанию административно-правового обеспечения исполнения уголовных наказаний, третий охватывает специфику субъектов применения норм административного права в сфере исполнения уголовных наказаний, четвертый раскрывает существо индивидуальной административно-правовой регламентации рассматриваемых общественных отношений, которое состоит в выработке на основе норм административного права обязательных установок, адресованных персонально определенным субъектам. По мнению автора, все это возможно осуществить в рамках комплексного исследования вопросов административно-правового обеспечения сферы исполнения уголовных наказаний.

Ключевые слова: административно-правовое обеспечение; исполнение уголовных наказаний;концепция.

12.00.14 - Административное право; административный процесс

Administrative and legal support for the execution of criminal sentences by institutions and authorities of the penal system:

problem statement

E. V. SENATOVA - Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law of the Academy of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Law, Associate Professor

Abstract

The article focuses on the insufficiency of administrative and legal support for the execution of criminal sentences by institutions and bodies of the penal system. The author notes that to date the domestic science of administrative law has not developed a comprehensive view of the role and place of administrative-legal means in the legal system of the indicated sphere.

The necessity of developing a concept of administrative and legal support for the execution of criminal sentences by institutions and bodies of the penal system is justified, within the framework of which the main ways and means of influencing administrative law on relevant public relations should be clearly defined.

The circle of problems that need to be addressed when forming this concept is defined. Their first block deals with the essence of the application of administrative law in the process of executing criminal sentences, the second is reduced to the content of administrative and legal support for the execution of criminal sentences, the third covers the specifics of the subjects of application of administrative law in the field of criminal penalties, the fourth reveals the essence of the individual administrative and legal regulation of public relations, which consists in the development on the basis of administrative law plant installations addressed to personally defined subjects. According to the authors opinion all this is possible to carry out as part of a comprehensive study of administrative and legal issues in the field of criminal penalties.

Key words: administrative and legal support; execution of criminal sentences; concept.

12.00.14 - Administrative law; administrative process

Исполнение уголовных наказаний является разновидностью деятельности системы государственных учреждений и органов, состоящей в реализации наказаний в отношении осужденных уполномоченными на то субъектами. Исполнением большинства уголовных наказаний занимаются учреждения и органы уголовно-исполнительной системы во главе с Федеральной службой

исполнения наказаний, которая в настоящее время находится в ведении Министерства юстиции Российской Федерации, а то в свою очередь - в ведении президента.

Уголовно-исполнительную систему, помимо ФСИН России, образуют территориальные управления в субъектах Российской Федерации (некоторое время назад и в федеральных округах) и учреждения и органы

уголовно-исполнительной системы, непосредственно исполняющие уголовные наказания. Таким образом, система пенитенциарных учреждений и органов в нашей стране представлена несколькими уровнями и является частью государственного аппарата, имеющего своей целью противодействие преступности.

Длительное время уголовно-исполнительная система в основном изучалась и во многом продолжает исследоваться с позиций отраслей уголовно-правового блока, хотя сферу правового регулирования исполнения уголовных наказаний, без сомнения, необходимо расширять, не ограничиваясь развитием только уголовно-исполнительного законодательства [11, с. 44].

Закономерно, что в сфере исполнения уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера важными представляются множество правоотношений, так или иначе влияющих на достижение целей уголовного наказания либо обеспечивающих данный процесс. Согласимся с мнением В. Н. Чорного о том, что такое расширение предмета уголовно-исполнительного права может привести к универсализации отрасли и неразберихе как в предмете, так и в принципах ее построения, средствах исправительного воздействия, что в итоге способно вызвать отрыв теоретической части уголовно-исполнительного права от системы исполнения уголовных наказаний [15, с. 60].

В связи с этим серьезную значимость приобретают вопросы обособленности уголовно-исполнительных правоотношений, разграничения их и правоотношений, имеющих иную правовую природу, а также взаимодействия с последними.

Правоотношения в сфере исполнения уголовных наказаний носят сложный комплексный характер, поскольку включают административно-правовые, уголовно-исполнительные и иные составляющие. Сотрудники уголовно-исполнительной системы одновременно являются субъектами и административно-правовых, и уголовно-исполнительных правоотношений в зависимости от того, какие цели и задачи лежат в основе их деятельности. Таким образом, они осуществляют управление уголовно-исполнительным и административно-правовым процессом, но на различных уровнях. При этом административные правоотношения, возникающие по поводу исполнения уголовных наказаний, принимают уголовно-исполнительную специфику и подчиняются целям уголовно-исполнительного законодатель-

ства. Изменение или расширение предмета отрасли уголовно-исполнительного права влечет аналогичные процедуры в предмете административно-правового регулирования в сфере исполнения уголовных наказаний. Так, например, введение обязательных работ и еще ряда новых уголовных наказаний, электронных браслетов для осужденных к наказаниям,не связанным с изоляцией от общества, способствовало расширению предмета административно-правового регулирования в данных сферах.

В то же время согласимся с В. И. Селиверстовым в том,что уголовно-исполнительное законодательство должно базироваться на достижениях научной мысли, отраженных в концептуальных документах и нормах административного и иного законодательства [8, с. 27].

Цель нашего исследования связана с определением предмета административно-правового регулирования при исполнении уголовных наказаний, поэтому в центре анализа находятся общественные отношения, возникающие на стыке отраслей административного и уголовно-исполнительного права. При этом в качестве ядра предмета мы рассматриваем общественные отношения, связанные с исполнением уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, применением к осужденным средств исправления. Этого мнения придерживаются представители классической школы уголовно-исполнительного права И. В. Шмаров, В. И. Селиверстов и др. [12, с. 16; 13, с. 32].

Некоторые авторы предлагают иное понимание предмета отрасли уголовно-исполнительного права. Так, В. А. Уткин, в целом разделяя представления классической школы, предметом уголовно-исполнительного права предлагает именовать уголовно-исполнительную деятельность, которую определяет как «общественные отношения, возникающие по поводу осуждения, назначенного наказания, иной меры уголовно-правового характера и направленные на их реализацию» [14, с. 41]. Сущностное содержание уголовно-исполнительной деятельности близко к понятию предмета уголовно-исполнительного права, предлагаемого представителями классической школы уголовно-исполнительного права, но не тождественно ему. Уголовно-исполнительная деятельность, на наш взгляд, несколько однобокое понятие, так как подразумевает под собой, прежде всего, деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Нам ближе определение

предмета уголовно-исполнительного права как именно общественных отношений, возникающих между субъектами уголовно-исполнительных отношений, а не самой уголовно-исполнительной деятельности.

Ряд ученых предлагают расширить предмет уголовно-исполнительного права за счет включения отношений по реализации мер пресечения в отношении обвиняемых, подозреваемых (содержание под стражей, домашний арест и др.) [10, с. 26], социальной адаптации освобождаемых из мест лишения свободы [5, с. 19], исполнению административных наказаний (административного ареста, обязательных работ, лишения специального права и т. д.), осуществлению административного надзора за отдельными категориями освобождаемых из мест лишения свободы [1, с. 15-16]. Однако, на наш взгляд, упомянутые общественные отношения явно противоречат самой природе уголовно-исполнительного права.

В то же время предмет административно-правового регулирования сферы исполнения уголовных наказаний, как нам представляется, составляют те общественные отношения, которые связаны с административной, организующей деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по обеспечению исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, применения к осужденным средств исправления. Они нуждаются в формировании системы действенных административно-правовых средств, которые могли бы сделать функционирование уголовно-исполнительной системы более эффективным вне зависимости от того, касается ли это организации работы, взаимодействия учреждений и органов, их отделов и служб, работников либо взаимоотношений УИС с гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями и другими институтами гражданского общества.

До настоящего времени отечественная наука административного права не выработала комплексного представления о роли и месте административно-правовых средств в системе правового обеспечения сферы исполнения уголовных наказаний. Необходима концепция административно-правового обеспечения данных общественных отношений. В рамках ее следует четко определить основные пути и способы воздействия административного права на общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний, причем не только существую-

щие, но и те, которые будут актуальны в будущем. При этом необходимо понимать, что административно-правовое регулирование, будучи отраслевым, имеет прикладное значение по отношению к общему понятию правового регулирования сферы исполнения уголовных наказаний. На него влияет большое количество факторов: политическая ситуация в стране и за рубежом, социальные и экономические процессы в обществе, уголовная и уголовно-исполнительная политика, развитие науки, отраслей административного и уголовно-исполнительного права, правоприменительной практики и др. Каждый из них нуждается в самостоятельном осмыслении.

Различные аспекты развития и правового обеспечения деятельности системы государственных учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, на протяжении многих лет исследуются российскими учеными.

Вместе с тем в настоящее время ощущается острый недостаток комплексных научных работ, в полной мере раскрывающих административно-правовые аспекты государственного управления сферой исполнения уголовных наказаний. Данной научной проблематике уделяется мало внимания, она остается в тени исследований науки управления и уголовно-исполнительного права.

Проблемы административно-правовой организации управления деятельностью исправительных учреждений получили освещение в научных трудах М. Г. Деткова, А. В. Верещагиной, В. Б. Романовской, В. А. Рогова, Р. В. Нагорных [7, с. 5], И. Л. Бачило, О. С. Кузьминой, Л. И. Беляевой, Е. А. Скрипилева и др.

Отдельные направления деятельности органов и учреждений УИС изучались такими учеными, как А. И. Зубков, В. И. Селиверстов, А. Е. Наташев, Б. Б. Казак, А. С. Михлин, Н. А. Стручков, В. Е. Южанин, С. Х. Шамсу-нов, А. Г. Чириков, В. У. Ялунин и др.

Ряд направлений административно-правового обеспечения сферы исполнения уголовных наказаний освещен в монографических и диссертационных исследованиях А. В. Каляшина, Н. А. Мельниковой, В. А. По-никарова, С. М. Зубарева и др. [2; 3; 4; 6; 9], хотя некоторые из них уже не вполне отвечают действующим реалиям [3].

Что касается обеспечения сферы исполнения уголовных наказаний нормами административного права, то их явно недостаточно. В основном ситуация в данной области сводится к принятию комплексных законов

по отдельным направлениям деятельности уголовно-исполнительной системы, например Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В рамках административного законодательства существуют и отдельные федеральные законы, касающиеся, например, кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы. К таковым относится принятый 19 июля 2018 г. федеральный закон № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации ''Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы''».

Однако и этот, и ряд других федеральных законов нуждаются в обеспечении системой подзаконных нормативно-правовых актов, а не в точечном вспомогательном законотворчестве. Необходимость ведомственной нормативной регламентации в пенитенциарной сфере обусловлена потребностью в том, чтобы разгрузить закон, освободить его от деталей технологического, процедурного порядка. К этому же призывает и динамическое развитие политической, правовой, экономической и социальных сфер государства.

К усовершенствованию ведомственной нормативно-правовой базы подталкивает и правоприменительная практика. Так, несмотря на принятие в 2001 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и потребности правоприменителей, ведомственный акт о перечне должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, появился только в 2013 г., требования же к местам, где содержатся такие лица в учреждениях и органах УИС, до сих пор не разработаны.

Нередки случаи обнаружения в уголовно-исполнительном законодательстве отдельных вкраплений норм административного права. Они касаются, например, подачи осужденными обращений, контроля и надзора за уголовно-исполнительной системой, посещения исправительных учреждений.

Насколько такая ситуация в уголовно-исполнительном законодательстве оправдана и обоснована, еще предстоит выяснить.

Существует несколько блоков проблем, исследование которых, на наш взгляд, составляет перспективное направление, открывающее новые возможности для совер-

шенствования науки, административного законодательства и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере.

Первый блок касается сущности применения норм административного права в процессе исполнения уголовных наказаний и имеет методологическое значение.

Второй блок сводится к содержанию административно-правового обеспечения исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы и не связанных с изоляцией от общества.

Третий блок охватывает специфику субъектов применения норм административного права в сфере исполнения уголовных наказаний, их место и роль в системе средств обеспечения интересов государства, общества и личности.

Четвертый блок раскрывает существо индивидуальной административно-правовой регламентации рассматриваемых общественных отношений, которое заключается в выработке на основе норм административного права обязательных установок, адресованных персонально определенным субъектам. Такого рода деятельность представлена в соответствующих формах, а ее результатом является правоприменительный акт, входящий в механизм административно-правового регулирования сферы исполнения уголовных наказаний в качестве одного из самостоятельных элементов.

Для решения обозначенных проблем необходимо, на наш взгляд:

1. Определить сущность категории «предмет административно-правового регулирования сферы исполнения уголовных наказаний», разграничить его с предметом уголовно-исполнительного регулирования. В настоящее время уголовно-исполнительное законодательство иногда выходит за рамки предмета уголовно-исполнительного права, включая в себя нормы других отраслей права, в том числе и административного. Необходимо установить, насколько это оправдано с позиций теории права и правоприменительной практики, целесообразно и аргументировано. Ведь такое расширение предмета уголовно-исполнительного законодательства может привести к универсализации этой отрасли и неразберихе как в предмете, так и в принципах ее построения, разночтениях при применении.

2. Исходя из понятия предмета административно-правового регулирования сферы исполнения уголовных наказаний, классифицировать административно-правовые отношения, в него входящие и нуждающиеся

в обеспечении административно-правовыми средствами. В практической плоскости классификация обеспечит научный подход к выбору оптимальных форм административно-правового регулирования сферы исполнения уголовных наказаний.

3. Исследовать понятие административно-правового средства обеспечения исполнения уголовных наказаний, установив суть диалектической взаимосвязи между ним и такими категориями, как правовое средство и административно-правовое средство, выработать критерии классификации данных средств.

4. Систематизировать административное законодательство в сфере исполнения уголовных наказаний, назвав его обеспечительным, для чего предложить в качестве критериев следующие направления:

- нормы административного права, обеспечивающие исполнение отдельных видов уголовных наказаний;

- нормы административного права, регулирующие отдельные направления деятельности уголовно-исполнительной системы (кадровое обеспечение, пенсионное обеспечение, юрисдикционные полномочия учреждений и органов УИС, деятельность учреждений и органов УИС в режиме особых условий (чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, военное положение и т. п.), контрольные полномочия и т. д.);

- нормы административного права, обеспечивающие взаимодействие учреждений и органов УИС с органами государственной власти и местного самоуправления, институтами гражданского общества, включая общественные объединения, гражданами, юридическими лицами.

5. Определить пути и тенденции повышения эффективности обеспечения кадрами исполняющих уголовные наказания учреждений и органов как основного звена, реализующего административно-правовые средства сопровождения исполнения уголовных наказаний, после принятия Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации ''Об учрежде-

ниях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы''».

6. Внести предложения по закреплению новых административно-правовых средств обеспечения исполнения уголовных наказаний и усовершенствованию имеющихся.

Все это возможно сделать в рамках комплексного исследования проблемы административно-правового обеспечения сферы исполнения уголовных наказаний, которого до настоящего момента не проводилось.

Существует потребность в разработке концепции административно-правового обеспечения исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, применения к осужденным средств исправления учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Заметим, что исполнением уголовных наказаний занимаются и другие субъекты: судебные приставы, суды, командование воинских частей, военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации. Однако административно-правовое обеспечение этого направления исполнения уголовных наказаний нуждается в отдельном осмыслении и исследовании.

Научная новизна такого исследования будет определяться необходимостью разработки концепции административно-правового обеспечения сферы исполнения уголовных наказаний, через которую последнее предстанет как целостная система, состоящая из административно-правых средств обеспечения исполнения наказаний в виде лишения свободы и не связанных с изоляцией осужденного от общества.

Также необходимо принимать во внимание современные условия, в которых осуществляется государственное управление и реализуется государственная политика в сфере исполнения уголовных наказаний, на которые влияют динамично меняющиеся политические, экономические, социальные и духовные факторы, что требует постоянного критического осмысления действующего законодательства, практики его применения и внесения аргументированных научно обоснованных предложений по его совершенствованию.

I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горобцов, В. И. Проблемы реализации мер постпенитенциарного воздействия: вопросы теории и практики : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / В. И. Горобцов. - Екатеринбург, 1995. - 30 с.

2. Зубарев, С. М. Теория и практика контроля за деятельностью персонала пенитенциарной системы : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / С. М. Зубарев. - Москва, 2006. - 50 с.

3. Каляшин, А. В. Административно-правовой статус сотрудника уголовно-исполнительной системы : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / А. В. Каляшин. - Москва, 2008. - 26 с.

4. Каляшин, А. В. Государственная служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: теория и практика развития : монография / А. В. Каляшин. - Владимир, 2018. - 100 с. -ISBN 536-901-5880.

5. Королева, Е. В. Предмет, цели и задачи уголовно-исполнительного права : монография / Е. В. Королева. - Москва : Изд-во АФ МОСА, 2010. - 82 c. - ISBN 978-5-89774-197-2.

6. Мельникова, Н. А. Административная деятельность учреждений Федеральной службы исполнения наказаний : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Н. А. Мельникова. - Москва, 2011. - 23 с.

7. Нагорных, Р. В. Административно-правовое регулирование государственной службы Российской Федерации в правоохранительной сфере : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / Р. В. Нагорных. - Москва, 2017. - 40 с.

8. Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: итоги и обоснования теоретического моделирования / под редакцией В. И. Селиверстова. - Москва : Юриспруденция, 2017. - 328 с. - ISBN 978-5-9516-0789-8.

9. Поникаров, В. А. Теоретико-прикладные основы организации и осуществления административно-юрисдикци-онной деятельности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / В. А. Поникаров. - Рязань, 2009. - 52 с.

10. Российское уголовно-исполнительное право: учебник : в 2 т. Т. 1. Общая часть / Ю. А. Кашуба, В. Б. Малинин, В. Н. Орлов [и др.] ; под редакцией В. Е. Эминова, В. Н. Орлова. - Москва : МГЮА им. О. Е. Кутафина, 2010. -344 с. -ISBN 978-5-902406-08-2.

11. Сенатова, Е. В. Предмет административно-правового регулирования при исполнении уголовных наказаний / Е. В. Сенатова // Административное право и процесс. - 2018. - № 9. - С. 44-48.

12. Уголовно-исполнительное право : учебник / под общей редакцией проффессора И. В. Шмарова. - Москва : БЕК, 1996. - 418 с. - ISBN 5-85639-131-4.

13. Уголовно-исполнительное право России : учебник / под редакцией В. И. Селиверстова. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Норма, Инфра-М, 2012. - 543 с. - ISBN 978-5-91768-246-4.

14. Уткин, В. А. Уголовно-исполнительная деятельность и предмет уголовно-исполнительного права / В. А. Уткин // Уголовно-исполнительное право. - 2016. - № 2 (24). - С. 39-43.

15. Чорный, В. Н. Предмет уголовно-исполнительного права и его отражение в уголовно-исполнительном законодательстве / В. Н. Чорный // История и современное состояние пенитенциарной науки, медицины и практики исполнения наказаний : международная научно-практическая конференция (9-10 апреля 2009 г.). - Москва : НИИ ФСИН России, 2009. - С. 60-64.

Щ REFERENCES

1. Gorobcov V. I. Problemy realizacii mer postpenitenciarnogo vozdejstviya: voprosy teorii i praktiki. Avtoref. diss. dokt. yurid. nauk [Problems of implementing measures of post-prison impact: issues of theory and practice. Author's abstract of the diss. Dsc. in Law]. Yekaterinburg, 1995. 30 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Zubarev S. M. Teoriya ipraktika kontrolya za deyatel'nost'yupersonala penitenciarnojsistemy. Avtoref. diss. dokt. yurid. nauk [Theory and practice of monitoring the activities of the staff of the penal system. Author's abstract of the diss. Dsc. in Law]. Moscow, 2006. 50 p. (In Russ.).

3. Kalyashin A. V. Administrativno-pravovoj status sotrudnika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. Avtoref. diss. kand. yurid. nauk [Administrative and legal status of a member of the penal system. Author's abstract of the diss. PhD. in Law]. Moscow, 2008. 26 p. (In Russ.).

4. Kalyashin A. V. Gosudarstvennaya sluzhba v uchrezhdeniyah i organah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii: teoriya ipraktika razvitiya [Public service in institutions and bodies of the penal system of the Russian Federation: theory and practice of development]. Vladimir, 2018. 100 p. (In Russ.).

5. Koroleva E. V. Predmet, celi i zadachi ugolovno-ispolnitel'nogo prava [The subject, goals and objectives of criminal enforcement law]. Moscow, 2010. 82 p. (In Russ.).

6. Mel'nikova N. A. Administrativnaya deyatel'nost' uchrezhdenij Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij. Avtoref. diss. kand. yurid. nauk [Administrative activities of institutions of the Federal Penal Service. Author's abstract of the diss. PhD. in Law]. Moscow, 2011. 23 p. (In Russ.).

7. Nagornyh R. V. Administrativno-pravovoe regulirovanie gosudarstvennoj sluzhby Rossijskoj Federacii v pravoohranitel'noj sfere. Avtoref. diss. dokt. yurid. nauk [Administrative and legal regulation of the public service of the Russian Federation in law enforcement. Author's abstract of the diss. Dsc. in Law]. Moscow, 2017. 40 p. (In Russ.).

8. Seliverstov V. I. (red.) Obshchaya chast' novogo Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii: itogi i obosnovaniya teoreticheskogo modelirovaniya [The general part of the new Penal Code of the Russian Federation: the results and justifications of theoretical modeling]. Moscow, 2017. 328 p. (In Russ.).

9. Ponikarov V. A. Teoretiko-prikladnye osnovy organizacii i osushchestvleniya administrativno-yurisdikcionnoj deyatel'nosti v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme Rossijskoj Federacii. Avtoref. diss. dokt. yurid. nauk [Theoretical and applied foundations of the organization and implementation of administrative and jurisdictional activities in the penal system of the Russian Federation. Author's abstract of the diss. Dsc. in Law]. Moscow, 2009. 52 p. (In Russ.).

10. Eminov V. E., Orlov V. N. (red.) Rossijskoe ugolovno-ispolnitel'noe pravo v 21. T. 1. Obshchaya chast' [Russian penal law in 2 vol. Vol. 1. General part]. Moscow, 2010. 344 p. (In Russ.).

11. Senatova E. V. Predmet administrativno-pravovogo regulirovaniya pri ispolnenii ugolovnyh nakazanij [The subject of administrative regulation in the execution of criminal sentences]. Administrativnoe pravo i process - Administrative Law and Process, 2018, no. 9, pp. 44-48. (In Russ.).

12. SHmarov I. V. (red.) Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal Law]. Moscow, 1996. 418 p. (In Russ.).

13. Seliverstov V. I. (red.) Ugolovno-ispolnitel'noe pravo Rossii [Penal Law of Russia]. Moscow, 2012. 543 p. (In Russ.).

14. Utkin V. A. Ugolovno-ispolnitel'naya deyatel'nost' i predmet ugolovno-ispolnitel'nogo prava [Criminal executive activity and the subject of criminal executive law]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal Law, 2016, no. 2 (24), pp. 39-43. (In Russ.).

15. CHornyj V. N. Predmet ugolovno-ispolnitel'nogo prava i ego otrazhenie v ugolovno-ispolnitel'nom zakonodatel'stve [The subject of penal law and its reflection in penal legislation]. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Istoriya i sovremennoe sostoyanie penitenciarnoj nauki, mediciny i praktiki ispolneniya nakazanij» [International scientific-practical conference «History and current state of the penal science, medicine and practice of the execution of sentences»]. Moscow, 2012, pp. 60-64. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.