Евразийская адвокатура. 2024. № 6 (71). С. 125. Eurasian advocacy. 2024;(6(71)):125.
Актуальные проблемы адвокатской практики
Научная статья УДК 347.73
doi 10.52068/2304-9839_2024_71_6_125
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ВИЦКЕ Регина Эдуардовна
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры финансового и административного права Института права Уфимского университета науки и технологий
450005, г. Уфа, ул. Достоевского, д. 131, к. 308, Российская Федерация ЗАРИПОВ Шамиль Ришатович
Аспирант, ассистент кафедры финансового и административного права Института права Уфимского университета науки и технологий
450005, г. Уфа, ул. Достоевского, д. 131, к. 308, Российская Федерация ШАРЫГИН Ярослав Дмитриевич
Студент Института права Уфимского университета науки и технологий 450005, г. Уфа, ул. Достоевского, д. 131, к. 308, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассматриваются права налогоплательщиков в России и механизмы их административной и судебной защиты, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. Основное внимание уделено порядку обжалования ненормативных актов налоговых органов, а также действиям и бездействию их должностных лиц. Подробно описаны права налогоплательщиков, процедуры подачи жалоб, апелляционные механизмы, а также порядок принятия решений вышестоящими налоговыми органами и судебные перспективы защиты интересов граждан.
Ключевые слова: налогоплательщик, обжалование, права, жалоба, Налоговый кодекс Для цитирования: Вицке Р.Э., Зарипов Ш.Р., Шарыгин Я.Д. Административно-правовая защита налогоплательщика // Евразийская адвокатура. 2024. № 6 (71). С. 125. https://doi.org/10.52068/2304-9839_2024_71_6_125
Actual Problems of Advocacy Practice
Original article
ADMINISTRATIVE-LEGAL PROTECTION OF TAXPAYERS VITZKE Regina Eduardovna
Candidate of Law, Associate Professor of Department of Financial and Administrative Law of Institute of Law of Ufa University of Science and Technology
450005, Ufa, Dostoevsky st., bldg. 131, office 308, Russian Federation ZARIPOV Shamil Rishatovich
Postgrsduate Student and Assistant of the Department of Financial and Administrative Law of Institute of Law of Ufa University of Science and Technology
450005, Ufa, Dostoevsky st., bldg. 131, office 308, Russian Federation SHARYGIN Yaroslav Dmitrievich
Student of the Department of Criminal Law and Procedure of Institute of Law of Ufa University of Science and Technology 450005, Ufa, Dostoevsky st., bldg. 131, office 308, Russian Federation
Abstract: This article examines the rights of taxpayers in Russia and the mechanisms of their administrative and judicial protection provided by the Tax Code of the Russian Federation. The primary focus is on the procedure for appealing non-regulatory acts of tax authorities, as well as the actions and inaction of their officials. The article provides a detailed description of taxpayers' rights, the procedures for filing complaints, appeal mechanisms, and the process for decisions made by higher tax authorities, along with the judicial prospects for protecting citizens' interests.
© Вицке Р.Э., Зарипов Ш.Р., Шарыгин Я.Д., 2024
Распространяется по лицензии Creative Commons Attribution Noncommercial License 4.0 (CC BY-NC).
Keywords: taxpayer, appeal, rights, complaint, Tax Code
For citation: Vitzke R.E., Zaripov Sh.R., Sharygin YD. Administrative Legal Protection of Taxpayers = Eurasian advocacy. 2024;6(71):125. (In Russ.). https://doi.org/10.52068/2304-9839_2024_71_6_125
К сожалению, в современном мире нередки случаи, когда налогоплательщики сталкиваются с рядом проблем, которые усложняют их жизнь; большинство этих проблем заключаются в нарушении их прав и интересов со стороны налоговых органов. Рядовому гражданину тяжело уследить за динамичными изменениями в современном российском законодательстве, и из-за этого он может не знать множества нюансов. Но, к счастью, государство об этом позаботилось и создало ряд норм и способов административно-правовой защиты прав налогоплательщика. Об этом говорится в статье 22 Налогового кодекса, которая гарантирует административную и судебную защиту прав налогоплательщика и его законных интересов.
Большинство способов защиты прав налогоплательщика закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации. Каждый гражданин может обжаловать акты налоговых органов, если считает, что они ненормативные и нарушают его права, это право налогоплательщика закрепляется в статье 137 НК РФ. В данной статье говорится, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действие или бездействие должностных лиц, если, по мнению лица, такие акты, действия или бездействия нарушают его права. Если говорить простыми словами и смотреть, как подобные ситуации разворачиваются в повседневной жизни, то можно выделить простую цепочку действий. Предположим, что к вам пришла проверка из налогового органа, и после вы категорически отказываетесь соглашаться с вынесенным ими вердиктом касаемо ваших действий. В таком случае вы подаёте жалобу в вышестоящий налоговый орган, а если быть конкретнее, то, согласно пункту первому статьи 138 Кодекса, - в управление ФНС по вашему субъекту. Далее в течение некоторого времени выносится решение, которое вступает в силу в течение месяца со дня получения его налогоплательщиком (пункт 9 статьи 101 НК РФ).
Но не всегда ситуация складывается в вашу пользу, равно так же, как и не всегда вы можете быть согласны с решением ИФНС. В таком случае вы имеете право подать апелляционную жалобу до момента, пока решение не вступит в силу, то есть в течение месяца с момента получения. Право на подачу данной жалобы закрепляется в статье 139.1 НК РФ. В случае если вы решите подать 126
апелляционную жалобу, то решение по вашему вопросу будет отложено до тех пор, пока не будет принято решение по вашей жалобе.
В случае если вы упустили срок в месяц на подачу апелляционной жалобы, есть возможность подать жалобу в течение года, данная возможность появляется спустя день после вынесения решения по вашему вопросу.
По итогам рассмотрения жалобы УФНС может вынести следующие решения.
Оставить жалобу без удовлетворения. Это означает, что налоговая служба не нашла оснований для удовлетворения вашей жалобы, данное решение может быть обжаловано в суде.
Отменить акт налогового органа - вышестоящий орган решает, что есть весомые основания для жалобы в виде того, что есть ряд нарушений в действиях инспекции, и признаёт недействительным ненормативный правовой акт.
В случае если решение налогового органа было оспорено, вышестоящая инстанция может полностью или частично отменить его. Это происходит после рассмотрения апелляционной жалобы. Важно отметить, что налоговый орган не может отменить решение по части налоговой проверки, которая не была обжалована налогоплательщиком. В случае выявления вышестоящим налоговым органом существенных нарушений процессуальных норм при рассмотрении материалов налоговой проверки вышестоящий налоговый орган вправе полностью отменить решение нижестоящего налогового органа и принять новое решение по делу.
Основанием для таких действий является апелляционная жалоба налогоплательщика, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган приходит к выводу о наличии существенных нарушений. Эти нарушения лишают налогоплательщика возможности представить возражения против заключений инспекции и аргументировать свою позицию, в том числе путём представления документов. В таких обстоятельствах вышестоящий налоговый орган отменяет решение нижестоящего налогового органа и рассматривает материалы дела заново. На основании этого рассмотрения вышестоящий налоговый орган принимает решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении. Решение вышестоя-
EURASIAN ADVOCACY
6 (71) 2024
щего налогового органа по апелляционной жалобе должно быть вручено или направлено заявителю в течение трёх дней с момента его принятия.
Признание действий или бездействия должностных лиц налоговых органов неправомерными и вынесение решения по существу могут быть осуществлены вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения жалобы. Решение должно быть принято в течение 15 рабочих дней с момента получения жалобы. Однако если для рассмотрения жалобы требуется дополнительная информация от нижестоящих налоговых инспекций или если лицо, подавшее жалобу, предоставляет дополнительные документы, срок может быть продлён, но не более чем на 15 рабочих дней. Решение о продлении срока принимается руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа. Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, должно быть вручено или направлено лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней с момента его принятия. Если в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки вышестоящий налоговый орган не принимает решение по жалобе, лицо, подавшее жалобу, может обратиться в суд. Если налогоплательщик считает, что решение, принятое УФНС по его жалобе, является ошибочным, он может подать жалобу в ФНС (пункт 2 статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации) или в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения налогового органа (пункт 4 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 2 части 1 статьи 29, часть 1 статьи 34, статья 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В обоих случаях срок подачи жалобы составляет три месяца с момента принятия решения УФНС (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации). Только после того, как решение было оспорено в вышестоящей инстанции налогового ведомства, налогоплательщик получает право обратиться в суд (пункт 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации). В суде может быть оспорено решение ИФНС, если управление оставило жалобу на решение ИФНС без удовлетворения или отменило в части решение инспекции.
Решение УФНС по жалобе может быть оспорено в случаях, если: управление отменило решение ИФНС полностью и приняло новое; управление превысило свои полномочия; была нарушена процедура принятия решения. Порядок обжало-
вания закреплён в Налоговом кодексе Российской Федерации в главе 19, а указанные выше нормы - в пункте втором статьи 138 Кодекса.
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: установленные Налоговым кодексом Российской Федерации механизмы обжалования решений налоговых органов обеспечивают налогоплательщикам возможность защиты своих прав и законных интересов. Административные и судебные процедуры, описанные в статье, предоставляют эффективные инструменты для разрешения споров, возникающих в процессе взаимодействия с налоговыми органами. Эти положения способствуют формированию справедливой и правомерной системы налоговых правоотношений, что, в свою очередь, укрепляет доверие граждан к налоговой системе и правовым институтам в целом.
Список источников
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 30.09.2024).
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 08.08.2024).
3. Письмо ФНС России от 03.10.2023 № БВ-4-9/12603@ «Обзор правовых позиций, сформированных ФНС России по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков».
4. Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник для вузов. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2024. (Высшее образование) // Образовательная платформа Юрайт [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/ bcode/535411/p.1.
5. Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник для вузов / Ю.И. Мигачев, АА Попов, С.В. Тихомиров; под ред. АА Попова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2024. (Высшее образование) // Образовательная платформа Юрайт [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/536340/p.1.
6. Веселова Ю.Э, Галимов Ф.Х., Зарипов Ш.Р., Султанов А.Д., Шамсутдинов Ш.А. Административно-правовая защита прав потребителей // Образование и право. № 6. 2023. С. 474-478.
References
1. Nalogovy'j kodeks Rossijskoj Federadi (chasf per-vaya) ot 31.07.1998 № 146-FZ (red. Ot 30.09.2024).
2. Arbitrazhny"j processuakny"j kodeks Rossijskoj Federacii ot 24.07.2002 № 95-FZ (red. Ot 08.08.2024).
3. Pis"mo FNS Rossii ot 03.10.2023 № BV-4-9/12603@ «Obzor pravovy"x pozicij, sformirovanny"x FNS Rossii po rezuktatam rassmotreniya zhalob (apellyadonny"x zha-lob) nalogoplatekshhikov».
4. Kroxina Yu.A. Nalogovoe pravo: uchebnik dlya vuzov. 10-e izd., pererab. i dop. M.: Yurajt, 2024. (Vy'sshee obrazovanie) // Obrazovateknaya platfor-
ma Yurajt [E'lektronny'j resurs]. URL: https://urait.ru/ bcode/535411/p.1.
5. Migachev Yu.I. Administrativnoe pravo Rossi-jskoj Federacii: uchebnik dlya vuzov / Yu.I. Migachev, L.L. Popov, S.V. Tixomirov; pod red. L.L. Popova. 6-e izd., pererab. i dop. M.: Yurajt, 2024. (Vy'sshee obrazovanie) // ObrazovateFnaya platforma Yurajt [E'lektronny'j resurs]. URL: https://urait.ru/bcode/536340/p.1.
6. Veselova Yu.E", Galimov F.X., Zaripov Sh.R., Sul-tanov A.D., Shamsutdinov Sh.A. Administrativno-pra-vovaya zashhita prav potrebitelej // Obrazovanie i pravo. № 6. 2023. S. 474-478.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 26.12.2024; одобрена после рецензирования 28.12.2024; принята к публикации 28.12.2024.
The article was submitted 26.12.2024; approved after reviewing 28.12.2024; accepted for publication 28.12.2024.