Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ КАРАТЕГИНСКОГО БЕКСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ КАРАТЕГИНСКОГО БЕКСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
63
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАТЕГИН / БЕК / ЭМИР / РОССИЯ / БУХАРСКИЙ ЭМИРАТ / АДМИНИСТРАЦИЯ / ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Наврузов Ғолибшоҳ Лоиқович

В статье речь идёт об административно-политическом строе Каратегинского бекства в составе Бухарского эмирата. Автор пишет, что после подписания в 1868 г. Договора между Россией и Бухарой, эмират стал зависимым от Российского государства. Поэтому генерал-губернатор Кауфман завоевание самостоятельных и полусамостоятельных шахов Восточной Бухары возложил на эмира. Бухарский эмир Музаффар организовал восточный поход. Таким образом, административно-политический строй Каратегина был организован по примеру других бекств эмирата

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE-POLITICAL DEVELOPMENT OF THE KARATEGINIANBEKSTVA IN THE SECOND HALF OF THE XIX TH CENTURY

The article discusses the administrative and political system of Karategin as part of the Bukhara Emirate. The author writes that after the signing in 1868 of the Тreaty between Russia and Bukhara, the emirate became dependent on the Russian state. Therefore, Governor-General Kaufman conquered the independent emir and independent semi-independent shahs of Eastern Bukhara. The Emir of Bukhara, Muzaffar, organized an eastern march. Thus, the administrative and political system of Karategin was organized on the example of the other beats of the emirate.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ КАРАТЕГИНСКОГО БЕКСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА»

ANTICAL IDEAL PREREQUISITES OF THE THEORY OF CLASSIFICATION OF SCIENCES

The author in his article explores the ancient ideological prerequisites of the theory of classification of the sciences. Particular attention is given to Greek culture, in which the idea of science and theory was formed as a system in the logical order of knowledge, on the example of the ideas of various philosophers of that time. It is emphasized that the culture of Ancient Greece formed the main basis of the scientific worldview. Especially the first correct understanding of reality in the form of philosophical concepts and categories arose from the side of ancient Greek philosophers.

Key wоrds: ancient period,idea prerequisites,classification of sciences,Ibn Sina.

Маълумот дар бораи муаллиф: Ниёзй Ёрмадмад Бобо-директори Института омузиши масъаладои Осиё ва Аврупо.СуроFа:Ч,умxурии Точикистон, ш.Душанбе, хиёбони Рудакй, ЗЗ.Телефон: (+992)919-16-90-42. E-mail:niyozi74@mail.ru.

Information about the author: Niazi Yormahmad Bobo-Director of the Institute for Asian and European Studies. Address: Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Ave., 33. Phone: (+992) 919-16-90-42.E-mail: niyozi74 @ mail.ru

УДК-32 (575.3)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ КАРАТЕГИНСКОГО БЕКСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

НАВРУЗОВ Г. Л., Таджикский педагогический институт в Раштском районе

После военного поражения, нанесенного русскими войсками эмиру бухарскому и подписания в 1868 г. договора между Россией и Бухарой, эмират стал зависимым от Российского государства, а эмир стал исполнителем воли его царя. Но учитывая сложные международные дипломатические конфликты, русское правительство воздержалось непосредственно присоединить Бухару к Российской империи. Стремительное продвижение русских войск в Средней Азии весьма встревожило Англию, преследовавшую цель упрочить свое положение в Индии, установить господство в Афганистане и в Средней Азии. Поэтому генерал Кауфман завоевание самостоятельных и полусамостоятельных шахов Восточной Бухары возложил на эмира.

Исполнения волю Кауфмана эмир Музаффар организовал так называемый «восточный поход», на местах поступая очень жестоко. Казнил многих местных жителей, наложил на население большую сумму «амонпули» («сбор за пощаду»).Воспользовавшись внутренними раздора-

ми шахов горных областей, эмир Музаффар захватил в 70-х годах XIX в. Каратегин, Дарваз и двинулся в сторону Памира [3,431].

Из военных эмира Музаффара против горных шахов, Мирзо-Салимбек в своей книге-«Кашкул-и-Салими» описывал это в следующих эпизодах: на «салям» (поклон Н.Г.) эмиру Музаффару обычно приезжали чиновники со всех концов страны. Прежде всего поспевали правители Гиссара-Абдул-Карим девонбеги, Куляба и Бальджувана Сарабек-додхо. Но шахи Каратегина и Дарваза к нему не явились, поэтому в суровую зиму, несмотря на сильный мороз, эмир сам с большим количеством войск двинулся к Гиссару. На пути в Денау между бухарцами и гиссарцами завязался кровопролитный бой. Эмир пролил столько людской крови, что его жестокость превзошла кровопролитных действий Чингисхана.

После завоевания Денау эмир Музаффар осадил город Гиссар и через15 дней его покорил. Абдул-Карима девон-беги с семьей взял в плен. После чего эмир Музаффар направился в Куляб и Бальджуван, овладев ими, правителей казнил. Дарвазский и Каратегинский шахи, увидев все это, сами прибыли к эмиру на «салям» с подарками. Эмир правителем Каратегина назначил Сираджиддин-шаха. Во всех других покоренных областях правителей назначил из своих людей и вернулся обратно в Бухару [7,271].

По словам бухарского историка М. Салимбека следует, что с «восточным походом эмира Музаффара завоевания Каратегина и Дарваза не кончились, они продолжались еще несколько лет". Кроме того, согласно сведениям А. Маджлисова Сироджиддин был последним шахом Дарваза, а в Каратегине последним шахом являлся Мухаммадрахим [6,22].

В Восточную Бухару, эмир Музаффар возобновил новый поход в 1877 г. и осенью его войско под началом Худойназара-додхо вступил в пределы Каратегина, но овладел им только в середине февраля 1878 г.

Этот факт подтвержден в рапорте IV отдела канцелярии Туркестанского генерал - губернатора на имя Кауфмана 12 декабря 1878 г. В нем извещено, что: «Десять месяцев тому назад прибыл из Бухары Ху-дойназар, по приказу эмира стал ловить всех старших людей в Кара-тегине и отправлять их в Бухару...».

Таким образом, Худойназар вошел в Каратегин, как колонизатор и стал первым наместником эмира Бухары, на должности бека.1 *

Худойназар по национальности был таджик. В чине бека Карате-гина он был назначен в очень преклонном возрасте, после долгой службы при дворе эмира. Он получил чин «аталыка»2* и в качестве особой

1 «Бек»-это слово турецкого происхождения, заменяет ранние термины: «хаким», «мир», «эмир» и традиционного для правителей Каратегина слова «шах».

2«Аталык»-самый высший Бухарский чин, дававшийся особо почитаемым и уважаемым лицам.

милости -право собирать закят в Гитаре, Кулябе и Курган-Тюбе, причем сбор с последнего шел в его личную пользу. Когда эмир Муза-ффар предпринял военный поход в Восточную Бухару, как доверенное лицо возложил на него должность бека и дал войско, чтобы завоевать Каратегин и присоединить его к эмирату, как новое владение, под названием «бекство».

Появление Худойназара на место Мухаммадрахима, которого отозвали в Бухару, в цитадели прежних шахов - Гарме, населением Карате-гина было принято довольно равнодушно. Местная знать, подкупавшаяся эмиром уже со времен Рахимхона различными пожалованиями и подарками, с полным безучастием отнеслась к происшедшим политическим изменениям, особенно к смене власти. Что касалось трудящихся, население не имело ни сил, ни желания заступиться за последних, бывших правителей, тем более, что Рахимхон был не так популярен, да и правил он фактически согласно указаниям из Бухары.

По поручению эмира, Худойназар стал заниматься вопросами усмирения непокорных и непослушных местных феодалов - чиновников, упорядоченных административным устройством и проведением практических мероприятий по укреплению власти бухарского эмира, которая фактически определялась со стороны русской Туркестанской администрации, во всех горных областях. Свою резиденцию он основал в Гарме и отсюда, с весны 1878 г. по 1886 г., управлял фактически всей Восточной Бухарой.

Следовательно, все это осуществлялось параллельно, с уничтожением власти местных шахов и крупных феодалов, которые боролись за сохранение своего влияния. Наряду с этим, он занимался налаживанием функционирования путей сообщения от Файзабада до Гарма и Дарваза, подбором новой, поддерживающих его, местной знати в управленческом аппарате бекства. Каратегин, по образцу управления западно-бухарскими бекствами, разделил на ряд административных субъектов в виде амляков-поземельно-податных владений, число которых постепенно увеличилось и, с административной точки зрения, совершенствовалось. Он открыл новые конфессиональные школы, мечети и ряд других религиозных учреждений.

Стремясь опереться в управлении новым бекством на своих сторонников, Худойназар назначил амляк-даров из бухарцев, а должности муфтия, раиса и прочих представителей духовенства раздал местным духовным лицам.

По количеству «амляков» в Каратегине у ученых имелись разногласия: А. Маджлисов пишет: «С момента прихода к власти Худойназара Каратегин сначала делился на пять, а затем на семь амляк - дарств» [6,24]. Это соответствует с данными Г. А.Арандаренко, который пере-чесляет следующих «амляков»: Киргизские, Калаи Лаби Обские, Хаит-ские, Гармские, Навдонакские, Камаровские и Оби Гармские [1,148149]. Им составлены списки населенных пунктов с указанием количе-

ства дворов во всех названных «амляках». Васильев, капитан в 1887 г. сообщал, что Каратегинское бекство состоит из восьми «амляков» и к вышеуказанным «амлякам» добавляет Яхакский «амляк» [2,115]. Но Н.А. Кисляков пишет: «При Мангитах те же наместничества стали называться «амлоками». Не останавливаясь здесь на некоторых изменениях, происходивших временами в числе и местонахождении наместничеств («амляков» Н.Г.), указывает, что, в основном, их было десять»[4,134]. К названным добавляет Муджихарфские, Пумбачинские и Яфучские, а Гармского не называет. Но это не имеет значения, потому что может быть, Гарм как центр бекства, не брался в учет или вошел в состав какого-либо другого «амляка». Но это не главное, важным является точность последней цифры о количестве административных единиц Каратегинского бекства, которая утверждается также поздними авторами.

Следует отметить, что никто из ранних и поздних авторов, кроме А. Маджлисова, не занимался уточнениями границ и географических названий административных субъектов Каратегина. Заслуга названного автора заключается в том, что, на основании расспросных сведений, полученных им на месте у стариков и представителей бывших бухарских чиновников, уточнил их точное название и занимавшие территории. Мы их, по мере возможности, на основе новых материалов, унифицировали и дополнили некоторыми сведениями. Дополнения и уточнения, произведенные нами, больше всего коснулись миразоров, из которых образовались «амляки»:

1.Оби-Гармский «амляк»-расположился на западной части бек-ства, и его территория была ограничена на западе с правой стороны рекой Вахш, с ущельем Урии Азизбека, вблизи Сарая нынешнего хуку-мата Оби-Гарма. На востоке ограничивалось у реки Оби Борик, правому притоку реки Вахш и левой стороне реки Вахш, до перевала Мур-дун, противоположного кишлаку Чорсада. Названный «амляк» образовался со следующими «миразорами»: Майданское, Оби Гармское, Бе-дакское и Лангарское;

2.Муджихарфский «амляк» занимал территорию обоих берегов рек Оби Муджихарфа и Хакими на восточной стороне Оби Гармского «амляка», до перевала Мугана и делился на два «миразора»: Муджи-харф и Хакими;

3.«Амляк» Пумбачи находился восточнее Муджихарфского «амля-ка». На западе его граница проходила мимо перевала Мугана, на востоке распространялся до кишлака Пандаучи и состоял из двух «ми-разоров" Пумбачинское и Тэгирминское;

4. На левом берегу реки Вахш с одним «миразором»-Яхак-Юстское был образован Яхак Юстский «амляк»;

5. В ущелье Камарова функционировал «амляк» Камарова, в который вошли кишлаки Шинглич, Пинган и Шульмак, подчинявшие

нынешнему Гармскому хукумату. Оно разделялось на два «миразора»: Шинглич и Пинган;

6. По левому берегу реки Сурхоб, напротив поселка, нынешнего Навобада, на расстоянии около 20 км, между кишлаком Сари Джара, на западе и возвышенности Бодравака, на востоке, находил«амляк» Навданак, объединивший Навданакское и Яфучское «миразоров»3*;

7. Гармский «амляк», которого пропустил Н..А. Кисляков, занимал территории обоих берегов среднего течения реки Сурхоб. На правом берегу, с запада, его граница начиналась от кишлака Пандовчи и доходила до кишлака Джафра. По левому берегу Сурхоба занимал территории на западе от возвышенности Бадравак до кишлака Дийя и Ишана - на востоке Гармский «амляк» являлся самой крупной и центральной административной единицей Каратегина и объединял девять миразаров: Яхакпаст, Булкос, Хост, Шул, Хилмони, Мазар, Самсолик, Шали и Гарм.;

8. Хаитский «амляк» был образован из четырех «миразоров»: Ясманд, Ярхич, Якбара и Хаит. Он занимал территорию правых верховьев берега Сурхоба, оба берега Оби Кабуд и Оби Ясманд. Его границы на западе проходили у кишлака Джафра, а на востоке - Сайрона;

9. Второй крупной административной единицей в Каратегине считался «амляк» Калаи Ляби Об. Он состоял из пяти «миразоров» и занимал территории верховьев обоих берегов реки Сурхоб, где расположен Таджикабадский хукумат, Лангари Шо, Калаи Ляби Об, Куло, Саринай и Канишбек.;

10. Киргизский «амляк», состоял из трёх «миразоров»: Пильдун, Ляхш и Джиргаталь. Он занимал восточную часть Каратегина, где ныне расположен хукумат Джиргаталь.

Следует отметить, что Каратегин делился на множество административных субъектов еще во времена шахов, в центре которых имелись восемнадцать курганов [8,234].В этих центрах сидели наместники шаха, так называемые «шабача», «саломчииша» или же «мирами», [4,134] имевшие, вероятно,1000 воинов, за что их называли «мири хазор». Следовательно, мангиты, завоевавшие престолы шахов, вели свои удобные административные порядки, из 34 «ми-разоров»3* образовали 10 «амляк», их управляющих называли «амлякдорами» и «миразорами».

В административном устройстве мангитов существовали следующие иерархия и порядок;

Верховным правителем являлся бек, которого назначал эмир Бухары, из числа знатных мангитов или бухарских таджиков, имевших в бекстве неограниченные права. После бека, вторым важным лицом яв-

3«Мири ^азор»-означает владыка или правитель тысячи. Вероятно, эти тысячи являлись войнами - наукарами.

лялся «девонбеги» - начальник канцелярии, имевший большое влияние на бека и на хозяйственно-политическую жизнь страны. Он заведовал государственной казной, наблюдал за сбором и поступлением налогов, ведал раздачей наград, жалованных халатов, сельскохозяйственными работами на землях подведомственным бекам и т. п. Его назначал сам бек из местных знатных домов. Подобные канцелярии со своими начальниками функционировали также в каждом «амляке».

При особе бека постоянно находился «есаул боши»-глава личной охраны бека, носивший чин караулбеги или мирохура. Он тоже подбирался самим беком из числа местных знатных лиц, находясь в крепости Гарма, обеспечивал безопасность цитадели. В его распоряжении находились несколько караулбеги, мирахуров и арбабов.

Курбаши выполнял задачу начальника охраны и обеспечивал надле-жаший порядок и охрану арсенала в цитадели, называвшейся курхона и в бекстве в целом. Лиц, выполнявших эту должность, в Западной Бухаре называли миришабом-«управляющий ночи».У него на службе находились несколько наукаров.

Управляли бекством местные феодалы и родственники бека из бухарских таджиков или мангитов, которые получали чин и занимали ту или иную должность по поручению правителя.

Хазиначи-казначей, назначался беком из числа наиболее доверенных и преданных ему лиц, в основном, из своих родственников, так как в его ведении находились все материальные ценности.В его подчинении находилось несколько персоналов в качестве помощников: мушрифы-секретари, счетоводы,-дафтардоры, и другие, которые вели учет доходов и расходов, принимали и отпускали материальные ценности.

В штатной иерархии бекства значилась также должность главного мираба, но в Каратегине, из-за незначительности роли искусственного орошения, она не имела столь важного значения. Здесь посевы производились, в основном, на богаре, арыки, орошающие земли, встречались в нижних селениях, где земли было мало. Ввиду этого, из-за воды в Ка-ратегине большие споры не возникали. Вытекающей воды в оросительных сетях вполне хватало для полива существующих земель. Главному мирабу надо было лишь наблюдать на использованием оросительных сооружений и их исправности, а этим делом, в основном, занимались кишлачные мирабы и арбабы.

Руководил делопроизводством саркотиб, который считался главным секретарём канцелярии бека и, по сути дела, являлся вторым лицом в административном аппарате бекства. В его подчинении находились несколько мирзохо-секретарей, которые делились на мирзохоимушрифия и мирзохоимуншия. Первых было обычно два-три человека и работали они в кабинете «девонбеги». Они занимались перепиской, учетом и отчетностью по сбору хараджазаката, налогов и других доходов. Вторые, тоже в количестве двух-трех человек, но более грамотные, владевшие ис-

кусством сочинения письма, заявления и других важных документов, подчинялись непосредственно беку. Им приходилось оформлять и отправлять его переписки в эмират, ко всем бекам, русским правителям в Фергане, Самарканде и других областях. Имелись свои секретари также в «амляках» и «миразорах».

Определенная административная служба с необходимым числом персонала была налажена и в «амляках и миразорах» во главе их правителей.

Руководство «амляком» осуществялось «амлякдаром» с помощью девон-беги, секретарей, арбабов, кади, муфти, раис и др. Амляки делились на «миразоров», а «миразоры» на «арбабов».Однако должности ми-разоров и арбабов являлись формальными, общественными исполнителями, но назначались сверху. Они, как представители амлякдара, занимались сбором хараджа, закята и разных налогов у населения, а также мобилизацией рабочих на выполнение различных трудовых повинностей: строительство помещений, дорог и т. д.

В политической и духовной жизни каратегинского общества значительное место занимало духовенство, делившся на две части: лиц, поддерживающих интересы клерикально-феодальной верхушки и лиц, соблюдавших прогрессивные идеалы ислама.

Представители духовенства работали в весьма ответственных должностях и выполняли сложные задачи. Так, роль судьи, так называ-емы-«кади», юрисконсультантов-«муфти», как раис являлись блюстителями нравственности, наблюдатели тарозу-веса, отвечали за точность мер и длины.

Кади выполнял задачу верховную и назывался «козикалон». Он назначался эмиром, а остальных судей назначал бек, по представлению козикалон с согласия эмира. Козикалон имел два заместителя, в нижней и верхней части бекства. Он осуществлял судебные функции на территории Гармского, Науданакского и Камаровского амляков и вел все дела, связанны с земельными вопросами.Сельские кади разбирали лишь гражданские и мелкие уголовные дела.

Муфти, по представлению главного кади, назначался беком, в его функции входили рассматривания дел, согласно шариата ислама, на основании которых кади выносил свое решение. Муфти в каждом амляке. из хорошо разбирающихся в шариату ислама людей, имел своих помощников, от одного до трех человек. Ввиду того, что Каратегинское бекство не имело регулярного войска, военные судьи, кади, муфти и раис для сар-бозов отсутствовали.

В Бухарском эмирате и в его административных субъектах - бек-ствах имелась специальная должность-«блюститель шариата», которого называли раис (начальник). Он назначался по представлению главного кади из духовенства. В круг его деятельности входили-контроль за точным выполнением требований шариата населением, наблюдение за де-

ятельностью торговцев на базаре, чтобы не обманывали покупателей. Раис Каратегина, в каждом амляке имел по одному или два заместителя (наиба). Как у раиса, так и у его заместителей было по нескольку человек «мулазимов» (следователей) и «дурадастов» («носителей плетей»).

По доносу «мулазима» раис определял меру наказания виновному лицу и «дурадаст» вел их к исполнению. Раис имел своего секретаря, который наблюдал за работой мечетей и назначал в них имамов и хатибов.

Принятые раисом меры наказания выполнялись его наибами без всякого суда. Наказывали нарушителей мер веса и длины при торговле на базаре, тех, которые не соблюдали обрядов религии ислам. «Дура-даст» злостных нарушителей, установленным шариатом ислама порядков, сваливал на живот и бил его плетью, нанося от 10 до 75 ударов, а затем налагал взыскание, по своему усмотрению.

Однако в Бухарском эмирате и в его административных субъектах должность по регулировке ежегодных финансовых смет и контроль над доходами и расходами государства, а также за деятельностью административного персонала, что играло на руку чиновникам и поступали по отношению трудового народа жестоко и самовольно. Это обстоятельство породило чудовищную эксплуатацию и угнетение крестьян и ремесленников. Чиновники хорошо знали свои права при эмире и о временности и долгосрочности должностей, и использовали их, насколько могли эффективнее. Каждый из них всячески стремился к тому, чтобы побыстрее и побольше собирать богатство и наполнить казну. «.каждый из них,-писал Логофет в 1912 г.,- боялся опоздать, старался в короткое время нажиться и наесться до полной сытости» [5,65]. Особенно больше грабили крестьян бухарские чиновники, беззастенчиво присваивали земли местных крестьян на правах «танх,о» и являлись полновластными хозяевами над населением. У последних мангитских эмиров вошло в традицию дарение и продажа не только земель, но и должностей. Зная это, кто смог, тот стал важным чиновником и грабителем трудового народа. Все стремились приобрести звание повыше, владеть «танхо» и стать «танх,одо-ром».

Эта традиция началась еще с периода первого мангитского бека -Худойназара-аталыка. Тогда по сведениям Арандаренко, число правительственных служащих в Каратегине доходило до 4000, а в Дарвазе до 6000, причем каратегинские чиновники получали содержание наполо -вину меньше, чем дарвазские [1,149].

О порядке набора наукеров-служащих 4* в Каратегине и вербов -ке регулярного войска из мирного населения Арандаренко писал сле-

4А. Маджлисов утверждает, что все светские служащие назывались наукарами.

дующее: «...в наукарах зачислялись горцы добровольно, а не принудительной вербовкой, причем более родовитые или же отличившиеся какой-либо услугою получали бухарские чины, жалование, халаты и со -ответственные чинам оклады годового содержания -100 батманов (400 пудов зерна) для полковника («бия»), до 48 пудов зерна для аламана, т. е. простого наукара» [1,149].

По мере постепенного укрепления власти бухарского; правительства над горными владениями, в частности, в Каратегине, порядок набора наукаров изменился. Велась система добровольного набора наукаров наличными деньгами. Уже во времена бекства Мухаммадмурада-«бия» «парвоначи» (1892-1904 гг.) в Каратегине все чины, начиная с «бия» до рядового наукара, раздавались за деньги.

Бывший амлякдар Хаита-Мирзо-Нурулло-бек, А.Маджлисову рассказывал: "Желающим стать простым наукером, платили от 1200 до 2000 тенге.

В замене, если лицо, приобретавшее чин простого наукара, не работал на земле, а занимался охраной города, крепости и другими обязанностями, то освобождался от всяких податей и на свое содержание получал два («буна») крестьянских хозяйств, а если он занимался на своем хозяйстве, то он не получал «буна», а только частично был освобожден от уплаты налогов.

Караул-беги платил за свой чин 2-4 тыс. тенге. Он получал четыре «буна», если же он был связан исполнением должности и занимался хозяйством, то был обязан платить государству 21 тенгу [6,33] «амал». 1/юушр от урожая зерна со своей земли.

Мирохур платил за получение своего чина 3-5 тыс. тенге. Получал от 4 до 10 буна и был освобожден от всякой государственной подати, за исключением утра.

Туксаба получал этот чин, уплачивая 5-10 тыс. тенге, зато получал до 300 «буна» и полностью был освобожден от всяких видов налога и податей. Ишик-огобоши получал чин, уплатив 6-15 тыс. тенге и получал в добавок 150 - 200 «буна» и был свободен от налогов и податей. Бий платил за получение своего чина 10 - 20 тыс. тенге, вместе с чином приобретал еще 300 «буна». Количество биев в Каратегине оказалось очень мало, не более 10 человек.

А. Маджлисов, перечисляя все это, утверждает, что ярлык на чин бия давал эмир, а остальные чины люди получали у бека .За деньги покупались и духовные звания, в том числе за звание козикалон, его два наиба и раис получали большой «тортук» - подарок сверху, деньги -эмир, а остальное - бек [1,34].

Все административные и государственные должности находились в руках знатных чиновников духовно находившиеся в вере ислама, но оказавшиеся в плену своих алчных, ненасытных интересов. Крестьяне, ремесленники, мелкие кишлачные наукеры и остальная часть насе-

ления, как бесправные труженики, являлись лишь невольными производителями материальных благ.

Такое положение создавалось не по соображениям мангитских эмиров, а обусловливалось планомерно, волею новообразований промышленного слоя царской России, которая реализовала военную диктаторскую администрацию Туркестанского генерал-губернаторства.Вся Средняя Азия, держалась соответственно военных условий и управлялась военным персоналом. А Каратегин и Дарваз, согласно своим трудным географическим и социальным условиям, находились еще под особым пристальным наблюдением отделов русской администрации в Туркестане:

Во-первых, они находились на стыке русских владений Ферганы и Памира, в которых царствовало сложное политическое положение. Памир находился под постоянным давлением Англии через Афганистан. В Фергане недовольства трудящихся масс жестокостью Худоярхона переросли в борьбу против колониальной политики русской Туркестанской администрации во главе с генералом губернатором Кауфманом. Эти обстоятельства, естественно, имели влияние в Каратегине и Дарвазе.

Во-вторых, в ходе завоевания русскими северных районов современного Таджикистана и других регионов Средней Азии, а также военных походов эмира Бухары Музаффара в Восточную Бухару, многие представители политических сил эти районь выбирали как удобные труднодоступные места для убежища и продолжения борьбы.

За Каратегином и Дарвазом с двух сторон из Памира и Ферганы следили русские войска, к тому же почти все беки Каратегина были военные персоны, находились в чине «бийя»-полковника и назначались по согласию Генерал-губернатора. Свидетелем постоянного повышенного интереса генерал-губернаторов к Каратегину может служить с большим волнением, запроса генерала полковника Кауфмана о положении региона у IV отдела своей канцелярии, в 1878 году. В ответ сотрудники названного отдела специальным письмом от 12 декабря 1878 г. известили ему, что десять месяцев тому назад прибыл из Бухары в Каратегин Худой-назар-додхо, задержал всех страшных, опасных людей и отправил их в Бухару [1].

Однако не бухарским мангитам и не русской администрации не удалось удержать народы Средней Азии и, в особенности, каратегин-цев под постоянным повиновением. В 1871-1920 гг. правители Карате-гинского бекства вынужденно делили его на три части, чтобы смогли следить за политически настроенным населением. Во главе каждой из них назначали несколько жестоких и суровых чиновников в военных чинах. Так, за «спокойствие» в верхней части бекства несли ответственность Дарвози-«бий», Гадой-«бий» и Аббасходжа-«судур»; по ущельям находившие по обоим берегам среднего течения реки Сурхоб - Балад-жан-«бий», Мухаммадсаид-«бий», Давлятбек-«бий» Мухаммадрахим-«судур»;за нижнюю часть бекства отвечали Хак-Берды-«бий», ишан

Мирзозухайл, мулла Курбан-«судур» и др. Все остальные чиновники им подчинялись, кроме бухарских чиновников, как мангитского происхождения так и таджиков. Разделение бекства было произведено с таким соображением, что легче будет обеспечение безопасности власти для дальнейшего продолжения безмерного сбора податей у населения и привлечения крестьян к трудовой повинности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арандаренко Г.А. Указанная работа, С.148 -149.

2. Василев капитан, указанная р. С. 115.

3. Гафуров Б. Г. История таджикского народа.- М.:- 1955, с.- 431.

4. Кисляков Н.А. Указанная работа, С.102.С. 134.

5. Логофет Д.Н. В забитой стране.- СПб.- 1912, С. 65.

6. Маджлисов А. Указанная работа, С.22,24,33.

7. Мирзо Салимбек Кашкул и Салими.-Ташкент.-1331 хиджри, С. 271

8. Мухаммад Гулшани, Указанная работа, С. 234.

9. ЦГА. Уз.ССР-Ф.П.-Оп.3.-Д.413.-Л.2.

СОХТИ МАЪМУРЙ-СИЁСИИ БЕКИГАРИ ЦАРОТЕГИН ДАР НИМАИ ДУЮМИ АСРИ XIX

Дар маколаи мазкур дар бораи сохти маъмурй-сиёсии манотики ^аротегин дар нимаи дуюми асри XIX сухан меравад.

Муаллиф зикр менамояд, ки баъди ба имзо расидани Шартномаи сулхд соли 1868 Бухоро тобеи Россия гардид. Барои хдмин тибки супориши генерал-губернатор Кауфман мири Бухоро Музаффархон ба забт намудани мулк^ои Бухорои Шаркй огоз намуд.

Хулоса, аз чихдти сохти маъмурй-сиёсй низоми чорй намудаи аморат дар минтакаи Кдротегин дар нимаи дуюми асри XIX шабехд дигар бекигарих,ои он буд.

Калидвожа^о: Царотегин, бек, амир, Россия, аморати Бухоро, маъмурият, сиёсат.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

КАРАТЕГИНСКОГО БЕКСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

В статье речь идёт об административно-политическом строе Каратегин-ского бекства в составе Бухарского эмирата.

Автор пишет, что после подписания в 1868 г. Договора между Россией и Бухарой, эмират стал зависимым от Российского государства. Поэтому генерал-губернатор Кауфман завоевание самостоятельных и полусамостоятельных шахов Восточной Бухары возложил на эмира. Бухарский эмир Музаффар организовал восточный поход.

Таким образом, административно-политический строй Каратегина был организован по примеру других бекств эмирата.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: Каратегин, бек, эмир, Россия, Бухарский эмират, администрация, политика.

ADMINISTRATIVE-POLITICAL DEVELOPMENT OF THE

KARATEGINIANBEKSTVA IN THE SECOND HALF OF THE XIX TH

CENTURY

The article discusses the administrative and political system of Karategin as part of the Bukhara Emirate.

The author writes that after the signing in 1868 of the Treaty between Russia and Bukhara, the emirate became dependent on the Russian state. Therefore, Governor-General Kaufman conquered the independent emir and independent semi-independent shahs of Eastern Bukhara. The Emir of Bukhara, Muzaffar, organized an eastern march.

Thus, the administrative and political system of Karategin was organized on the example of the other beats of the emirate.

Key words: Karategin, Bek, Emir, Russia, Bukhara Emirate, administration, politics.

Маълумот дар бораи муаллиф: Наврузов Fолибшоx Лоикович-номзади илмх,ои таърих, мудири кафедраи таърих ва методикаи таълими они Донишкадаи омузгории Точикистон дар но^ияи Рашт.Телефон:(+992) 981069786.

Information about the author: Navruzov Golibshoh Loikovich-Candidate of Historical Sciences, Head of the Department of History and Teaching Methods of the Pedagogical Institute of Tajikistan in Rasht district. Phone: (+ 992) 9810697

УДК-37(581) (09)

ВАЗЪИ МАОРИФИ АФГОНИСТОН БАЪДИ ВОЦЕАИ 11 СЕНТЯБРИ СОЛИ 2001

К. ФАХ,ИМ,

Донишгохи миллии Точикистон

Афгонистон дар давоми сол^ои 1996-2001 ба лонаи терроризм, ифротгарой ва исломгарой мубаддал шуда буд. Шикаст додани нерух,ои исломгаро дар симои «Толибон» аз чониби чомеаи чах,онй дастгирй ёфт. Вазъи рух дода мархдлаи муборизаи зидди нерух,ои ифротй ва исломгароро сабаб донист, то амалиётх,ои ифротй, террористии х,укумати «Толибон» зери иттих,одх,ои кишварх,ои чах,он нест гардад [15, 6].

11-уми сентябри соли 2001 ифротгароён бо се хдвопаймои мусофирбар, террористон дар ИМА, ба марказ^ои му^иммтарини тичоратй ва кисмате аз сохтмони Пентагони Вазорати мудофиаи ИМА х,учум карданд. Дар натича тахминан се хдзор нафар сокини кишвар чони худро аз даст доданд. Вокеаи рух дода боис гардид, ки муборизаи зидди терроризм вусъат гирад. ИМА дар мадди аввал куввах,ои хдрбиро барои шикаст додани х,окимияти «Толибон» хдмчун неруи пуркудрати террористй истифода кард.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.