АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА: СУТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
А. Ю. КАЗАК, доктор экономических наук, профессор, заслуженныйдеятель науки РФ, заведующий кафедрой финансов, денежного обращения и кредита E-mail: akazak@k66.ru Уральский государственный университет им. А. М. Горького
Е. Ю. ВАЛОВА, соискатель кафедры государственных и муниципальных финансов E-mail: valova-eyu@mail.ru Уральский государственный экономический университет
Проводимая административная реформа направлена в первую очередь на создание оптимальной системы государственного управления. Преобразования должны способствовать сокращению административного давления на предпринимательские структуры, наведению должного порядка в сферах, где присутствует избыточное государственное вмешательство. Эффективность деятельности государства определяется реальным соблюдением общественных интересов, действенностью политических и правовых механизмов в стране.
Ключевые слова: административная реформа, орган исполнительной власти, государственная функция (услуга), стандарт, эффективность.
Проводимая административная реформа в России является одним из важнейших условий ускорения социально-экономического развития страны. Основными препятствиями на пути экономических реформ признаны недостаточная эффективность государственного аппарата, множественность его полномочий и несоответствие их качеству власти.
Под термином «административная реформа» принято понимать преобразования в системе органов исполнительной власти, которые способствуют созданию реально действующей единой
системы исполнительной власти, работающей в «автоматическом режиме» в интересах общества. Объектами реформы стали федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов, государственные организации при органах исполнительной власти, иные системы управления, обладающие государственно-властными полномочиями [4].
Исследователи отмечают, что реформирование управления — это не только и не столько изменение структуры и штатов, сколько пересмотр полномочий органов исполнительной власти, совершенствование механизмов реализации этих полномочий и функций. При этом перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишних функций могут рассматриваться как самостоятельная, функциональная составляющая административной реформы [1].
Административная реформа проводится в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006—2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р. Целями проведения административной реформы являются: повышение качества и доступности госу-
дарственных услуг; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Проведение административной реформы в 2006—2010 гг. на федеральном уровне можно разделить на четыре этапа [2]:
I этап (2006 г.) — передача ряда государственных функций саморегулируемым организациям; передача части государственных организаций с федерального на региональный уровень; разработка нормативной базы для применения процедур управления по результатам; разработка стандартов массовых общественно значимых государственных услуг; разработка нормативных актов для совершенствования контроля за процессом закупок для государственных нужд, аутсорсингом административно-управленческих процессов и др.;
II этап (2007 г.) — ликвидация и приватизация избыточных государственных функций; разработка и внедрение большинства административных регламентов в федеральных и региональных органах исполнительной власти; внедрение процедур управления по результатам приоритетных стандартов государственных услуг и др.;
III этап (2008 г.) — корректировка нормативно-правовой базы реформы с учетом анализа накопленного опыта; обеспечение широкого внедрения успешного опыта государственного управления на региональном уровне; развитие форм участия гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти; мониторинг мероприятий административной реформы;
IV этап (2009—2010 гг.) — создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территориях субъектов Российской Федерации и переход федеральных органов исполнительной власти на оказание государственных услуг в электронном виде с использованием общероссийского государственного информационного центра.
Административная реформа предусматривает реализацию мероприятий по 8 основным направлениям:
• управление по результатам;
• стандартизация и регламентация;
• предоставление государственных услуг на базе многофункциональных центров;
• предоставление информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме;
• оптимизация функций органов исполнитель-
ной власти и противодействие коррупции;
• повышение эффективности взаимодействия
органов исполнительной власти и общества;
• модернизация системы информационного
обеспечения органов исполнительной власти;
• обеспечение административной реформы.
Каждое направление представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2003 № 451 образована комиссия по проведению административной реформы в целях обеспечения реализации приоритетных направлений административной реформы. На нее возложено предварительное рассмотрение проектов федеральных законов, других нормативных правовых актов и предложений по вопросам: исключения дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти; организационного разделения функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам и др. Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.05.2004 № 682-р при Правительственной комиссии по проведению административной реформы созданы рабочие группы по вопросам оптимизации структуры и функций. Эти группы подведомственны федеральным органам исполнительной власти федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий, действующих в соответствующих сферах государственного регулирования.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 утверждены система и структура федеральных органов исполнительной власти и принята следующая типология функций органов исполнительной власти [4]:
1) по принятию нормативных правовых актов;
2) по контролю и надзору;
3) по управлению государственным имуществом;
4) по оказанию государственных услуг.
В Свердловской области также образована и действует областная комиссия по проведению административной реформы, основная цель которой является подготовка нормативных правовых актов, регулирующих вопросы реализации административной реформы, а также оказание методической
помощи исполнительным органам государственной власти в ходе реализации реформы.
Принята Программа проведения административной реформы в Свердловской области на 2009—2010 годы, которая включаетв себя комплекс мероприятий, которые необходимо реализовать исполнительным органам государственной власти в 2009—2010гг. [3].
Авторы полагают, что необходимым фактором успешной реализации программы является ее правовое, организационное, информационное, кадровое и ресурсное обеспечение. Основное внимание следует уделить мониторингу хода реализации мероприятий программы.
Кроме того, правительством Свердловской области принят порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, и подготовлены методические рекомендации по их разработке.
Однако надо признать, что количество разработанных и планируемых к разработке административных регламентов не соответствует реальному объему полномочий региональных органов власти.
Таким образом, можно сделать вывод, что в целом административная реформа в Свердловской области идет успешно, но исполнительными органами государственной власти мало внимания уделяется разработке стандартов государственных услуг, предоставляемых гражданам и организациям. Отсутствие стандартов качества и доступности государственных услуг в Свердловской области не позволяет упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом, т. е. обязательства субъектов Российской Федерации, обусловленные законами, иными нормативными правовыми актами, договорами или соглашениями, перед физическими или юридическими лицами, а также внедрить процедуры контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти.
Кроме того, регламентацию общественных отношений в рассматриваемой сфере усложняет то обстоятельство, что процесс организационного разделения функций в системе органов исполнительной власти как на федеральном уровне, так и в регионах не завершен:
1) не все государственные функции (полномочия) органов исполнительной власти, атакже административные управленческие процессы и процедуры сформулированы и юридически закреплены;
2) требуют более детального регулирования процессы государственного учета потребности населения в объемах социальных услуг, мониторинга и контроля качества оказываемых услуг;
3) не установлены формы и порядок предоставления информации о потребностях в социальных услугах по их формам и видам;
4) недостаточна степень урегулирования процедур в работе с заявлениями, обращениями и жалобами граждан, связанными с принятием решения об условиях оказания социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой);
5) не конкретизированы основания для установления ответственности должностных лиц и иных работников органов исполнительной власти за нарушения прав граждан, неисполнение (ненадлежащее исполнение) административных регламентов;
6) из содержания административных регламентов трудно определить рамки и последовательность административных действий (административные процедуры) органа исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций в процессе исполнения государственных функций.
В первую очередь, на взгляд авторов, необходимо разработать и внедрить стандарты массовых общественно значимых государственных услуг, непосредственно затрагивающих конституционные права и свободы граждан.
Следует отметить, что в общественном мнении граждан и правоприменителей уже сформировано позитивное отношение к необходимости проведения административной реформы, ее целям.
Список литературы
1. Административная реформа в России. Научно-практическое пособие / под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006.
2. О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006—2010 годах: распоряжение Правительства Российской Федерации от25.10.2005 № 1789-р.
3. О Программе проведения административной реформы в Свердловской области на 2009—2010 годы: постановление правительства Свердловской области от31.12.2008 № 1446-ПП.
4. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314.