Публично-правовые (государственно-правовые) науки
DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_197 УДК 342.9
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ЗАКОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА, В РОССИИ И СТРАНАХ СНГ Administrative responsibility for inexecution of legal orders of persons participated in protection of public order in Russia and CIS countries
БАРАНОВА Светлана Анатольевна,
кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД Восточно-Сибирского института МВД России. Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110. E-mail: svetlana.myshenko@gmail.com;
BARANOVA Svetlana Anatolievna,
PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor
at the Department of Administrative Law and Administrative Activity
of the internal affairs bodies of the East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lermontov str., 110. E-mail: svetlana.myshenko@gmail.com
Краткая аннотация. Статья посвящена исследованию российского и зарубежного опыта в сфере привлечения граждан к административной ответственности за невыполнение законных требований лиц, участвующих в охране общественного порядка. Выявлено несовершенство норм административно-деликтного законодательства Российской Федерации в рассматриваемой области. Изучены положения кодексов об административных правонарушениях ряда стран СНГ (Казахстан, Таджикистан, Туркменистан), предусматривающих административную ответственность за неповиновение законному требованию лиц, участвующих в обеспечении общественного порядка. Проведен сравнительно-правовой анализ норм об административной ответственности за игнорирование законных требований лиц, принимающих участие в охране общественного порядка, в России и странах СНГ.
Abstract. The article is devoted to the study of Russian and foreign experience in bringing citizens to administrative responsibility for inexecution of legal orders of persons participated in protection of public order. The imperfection of the norms of the administrative legislation of the Russian Federation in the region under consideration is revealed. Autor studied provisions of the Codes of administrative offenses of CIS countries (Kazakhstan, Tajikistan, Turkmenistan), which provide for administrative responsibility for inexecution of legal orders of persons participated in protection of public order. Autor did a comparative legal analysis of the rules of law on administrative responsibility for inexecution of legal orders of persons participated in protection of public order in Russia and the CIS countries.
Ключевые слова: общественный порядок, охрана общественного порядка, правопорядок, участие граждан, полиция, зарубежный опыт. Keywords: public order, protection of public order, law and order, participation of citizens, police, foreign experience.
Для цитирования: Баранова С.А. Административная ответственность за невыполнение законных требований лиц, участвующих в охране общественного порядка в России и странах СНГ//Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 197-198. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_197.
For citation: Baranova S.A. Administrative responsibility for inexecution of legal orders of persons participated in protection of public order in Russia and CIS countries //Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 197-198. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_197.
Статья поступила в редакцию: 06.04.2023
Участие граждан в охране общественного порядка регламентировано Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [1]. Указанный закон закрепил основные формы участия граждан в охране общественного порядка (далее - ООП), правовой статус лиц, принимающих участие в данной общественно-полезной деятельности, включая различные льготы и компенсации [2].
В соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка» Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) был дополнен новыми составами правонарушений. В частности, была введена административная ответственность за воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий (ст. 19.35 КоАП РФ). Введение данного состава административного правонарушения, с одной стороны, может быть оценено положительно, поскольку обеспечивает охрану общественных отношений, складывающихся в процессе обеспечения общественного порядка и поддержания общественной безопасности. С другой стороны, конструкция рассматриваемого состава административного правонарушения, порождает ряд проблемных аспектов для правоприменителя.
Во-первых, ряд исследователей указывает на несогласованность правовых норм в случае, если требование о прекращении противоправного поведения одновременно выдвинуто сотрудником полиции и народным дружинником, по какой статье необходимо привлечь правонарушителя: 19.35 КоАП РФ или 19.3 КоАП РФ (неисполнение требований сотрудника полиции).
Во-вторых, наряду с нормой федерального административно-деликтного законодательства, в некоторых субъектах РФ имеются региональные нормы, устанавливающие административную ответственность за невыполнение требований лиц, участвующих в ООП. Например, ст. 3.3 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях предусматривает в ст. 3.3 административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности народного дружинника или члена общественного пункта охраны порядка [3]; ст. 29 Закона Республики Калмыкия от 19 ноября 2012 г. № 384-IV-3 «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия» содержит аналогичный состав правонарушения «Воспрепятствование законной деятельности народного дружинника» [4]. Подобная норма законодательства субъекта РФ закреплена и в ст. 13.8 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности от 11 июня 2008 г. № 1693-ОД «Воспрепятствование законной деятельности члена муниципальной казачьей дружины» [5]. В качестве административного наказания по указанным составам применяются предупреждение и административный штраф. Как справедливо указывает К.А. Султанов, «региональные нормы об установлении административной ответственности за игнорирование требований народных дружинников должны быть исключены из законов субъектов РФ, так как возникает необоснованная «конкуренция» федеральных и региональных положений административного принуждения» [6, с. 92].
В-третьих, некоторые авторы полагают, что «ст. 19.35 КоАП РФ не криминализирует действия по воспрепятствованию законной деятельности: 1) народного дружинника по защите государственной границы РФ; 2) гражданина, принимающего участие в поиске без вести пропавших людей; 3) лица, оказывающего содействие правоохранительным органам в иных формах» [7, с. 25]. Иными словами, предлагается расширить перечень лиц, которые вправе принимать участие в ООП в формах, предусмотренных действующим законодательством, и которым в связи с этим требуется повышенная правовая охрана.
Первая категория лиц - народный дружинник по защите государственной границе, - заслуживает внимание, поскольку данные «правоотношения не включены в диспозицию указанной статьи в качестве самостоятельного предмета правового регулирования» [7, с. 24]. Действительно, в соответствии с Постановлением Правительства от 15 апреля 1995 г. № 339 «О порядке привлечения граждан к защите государственной границы Российской Федерации» граждане могут участвовать на добровольных началах в защите государственной границы РФ, в том числе для совместного решения задач по обеспечению контроля за соблюдением режима государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ, что может предполагать выдвижение требований о прекращении противоправного поведения в целях решения указанных задач. Необходимость включения в перечень субъектов ООП в рамках ст. 19.35 КоАП РФ лиц, участвующих в поиске граждан, пропавших без вести,
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)
и лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел, представляется сомнительной. Участие граждан в поиске пропавших без вести лиц, а также содействие правоохранительным органам в таких формах как информирование о правонарушениях, участие в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов по вопросам ООП хотя и законодательно являются формами участия граждан в ООП, но фактически непосредственно не связаны с пресечением противоправного поведения, которое потребует применения соответствующих мер пресечения в виде требования прекратить такое поведение от нарушителя.
У граждан стран СНГ также законодательно закреплена возможность добровольно принимать участие в обеспечении общественного порядка. Правовые основы участия населения в обеспечении общественного порядка в странах СНГ (Казахстан [8], Таджикистан, Республика Беларусь, Туркменистан) представлены также специальными законами: Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 г. № 590-П «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка» [9], Закон Республики Таджикистан от 3 декабря 2009 г. № 566 «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка» [10] и др.
В административно-деликтном законодательстве стран СНГ имеются подобные правовые нормы, предусматривающие привлечение к административной ответственности за невыполнение законных требований лиц, участвующих в ООП (таблица 1).
Таблица 1. Административная ответственность за невыполнение законных требований лиц, участвующих в ООП, в странах СНГ
Статья нормативно-правового акта Противоправное деяние Административное наказание
Ст. 443 КоАП Республики Казахстан [11] Ч. 1. Неповиновение законному требованию лица, участвующего в обеспечении общественного порядка штраф в размере пяти месячных расчетных показателей
Ч. 2. Действие (бездействие), предусмотренное ч. 1, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания штраф в размере десяти месячных расчетных показателей либо административный арест до пяти суток
Ст. 479 КоАП Республики Таджикистан [12] Ч. 1. Неповиновение законному приказу и требованию сотрудника милиции или других лиц, осуществляющих обязанности по охране общественного порядка штраф на физических лиц в размере от трех до пяти показателей для расчетов или административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток
Ч. 2. Те же действия, предусмотренные ч. 1, совершенные в местности, где объявлено чрезвычайное положение штраф в размере от пятнадцати до десяти до пятнадцати для расчетов или административный арест на срок от пятнадцати до тридцати суток
Ст. 378 КоАП Республики Туркменистан [13] Ч. 1. Умышленное неповиновение законному указанию или требованию работников органов внутренних дел, выполняющих служебный долг, а равно военнослужащих и иных лиц, выполняющих служебный и общественный долг по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, а также умышленное воспрепятствование их законным действиям штраф в размере от 0,5 до одного размера базовой величины или общественных работ на срок от двенадцати до двадцати четырёх часов
Ч. 2. Совершение действий, предусмотренных ч. 1, на территориях, на которых введён режим чрезвычайного положения штраф в размере от пятнадцати до десяти до пятнадцати для расчетов или административный арест на срок от пятнадцати до тридцати суток
Сравнительно-правовой анализ положений об административной ответственности за игнорирование законных требований лиц, принимающих участие в ООП, в России и странах СНГ позволил сформулировать ряд выводов. Во-первых, в некоторых странах СНГ в отличие от России при конструировании указанных составов правонарушений избран подход, уравнивающий в своем статусе лицо, участвующее в ООП, и сотрудника органов внутренних дел. Во-вторых, в административном законодательстве государств-участников СНГ в отличие от Российской Федерации имеются квалифицирующие признаки исследуемого правонарушения: повторное совершение аналогичного деяния в течение года, либо совершение неповиновения или воспрепятствования законной деятельности в условиях чрезвычайного положения, что вполне логично влечет ужесточение административного наказания. В-третьих, перечень административных взысканий за невыполнение законных требований лиц, принимающих участие в ООП, в странах СНГ гораздо шире: это не только возможность наложения денежного взыскания, но и применение общественных работ, административного ареста.
Б иблиография:
1. Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.
2. Добров А.Н., Баранова С.А., Рачёв Д.Н. Об эффективности отдельных организационно-правовых мер по привлечению граждан к охране общественного порядка // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2019. № 4. С. 219-226.
3. Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях: Закон г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 // Ведомости Московской городской Думы. 2007. № 12.
4. Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия: Закон Республики Калмыкия от 19 ноября 2012 г. № 384-IV^ // Хальмг Унн. 2012. 20 нояб.
5. Кодекс Волгоградской области об административной ответственности от 11 июня 2008 г. № 1693-ОД // Волгоградская правда. 2008. 18 июня.
6. Султанов К.А. Некоторые вопросы законодательства субъектов Российской Федерации об участии граждан в охране общественного порядка // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2020. Т. 36. № 4. С. 86-93.
7. Административно-правовая и уголовно-правовая охрана общественных отношений в сфере участия граждан в охране общественного порядка: учебное пособие / Р.С. Галиев, И.В. Ботвин, А.А. Алимов. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2022. 44 с.
8. Добров А.Н., Культемирова Л.Т. Правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка: опыт России и Казахстана // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2021. № 4. С. 248-258.
9. Об участии граждан в обеспечении общественного порядка: закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 г. № 590-II [Электронный ресурс] // URL:https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1049312 (дата обращения: 12.01.2023).
10. Об участии граждан в обеспечении общественного порядка: Закон Республики Таджикистан от 3 декабря 2009 г. № 566 [Электронный ресурс] // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30545662 (дата обращения: 12.01.2023).
11. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. № 235-V [Электронный ресурс] // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31577399 (дата обращения: 17.01.2023).
12. Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях от 31 декабря 2008 г. № 455 [Электронный ресурс] // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30414710 (дата обращения: 17.01.2023).
13. Кодекс Туркменистана об административных правонарушениях от 29 августа 2013 г. № 457-IV [Электронный ресурс] // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31443571 (дата обращения: 17.01.2023).
References:
1. On the participation of citizens in the protection of public order: Federal Law of April 2, 2014 № 44-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2014. № 14. Art. 1536.
2. Dobrov A.N., Baranova S.A., Rachev D.N. On the efficiency of certain organizational-legal measures to attract citizens to the public order protection // Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. № 4. S. 219-226.
3. Code of the City of Moscow on Administrative Offenses: Law of the City of Moscow dated November 21, 2007 № 45 // Vedomosti of the Moscow City Duma. 2007. № 12.
4. On administrative offenses in the Republic of Kalmykia: Law of the Republic of Kalmykia dated November 19, 2012 № 384-IV-Z // Khalmg Unn. November 20, 2012.
5. Code of the Volgograd region on administrative responsibility dated June 11, 2008 № 1693-OD // Volgogradskaya Pravda. 2008. June 18.
6. Sultanov K.A. Some issues of legislation of constituent entities of the Russian Federation on the participation of citizens in public order protection // Legal Bulletin of the Dagestan State University. 2020. V. 36. № 4. S. 86-93.
7. Administrative-legal and criminal-legal protection of public relations in the sphere of citizens' participation in the protection of public order: study guide / R.S. Galiev, I.V. Botvin, A.A. Alimov. Barnaul: Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022. 44 p.
8. Dobrov A.N., Kultemirova L.T. Legal regulation of the participation of citizens in the protection of public order: experience of Russia and Kazakhstan // Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 4. S. 248-258.
9. On the participation of citizens in ensuring public order: Law of the Republic of Kazakhstan dated July 9, 2004 № 590-II [Electronic resource] // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1049312 (date of access: 12.01.2023).
10. On the participation of citizens in ensuring public order: Law of the Republic of Tajikistan dated December 3, 2009 № 566 [Electronic resource] // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30545662 (date of access: 12.01.2023).
11. Code of the Republic of Kazakhstan on Administrative Offenses dated July 5, 2014 № 235-V [Electronic resource] // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31577399 (date of access: 17.01.2023).
12. Code of the Republic of Tajikistan on Administrative Offenses dated December 31, 2008 № 455 [Electronic resource] // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30414710 (date of access: 17.01.2023).
13. Code of Administrative Offenses of Turkmenistan dated August 29, 2013 № 457-IV [Electronic resource] // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31443571 (date of access:
17.01.2023).