Научная статья на тему 'Административная ответственность за нарушения в сфере сервиса по законодательству субъектов Российской федерации'

Административная ответственность за нарушения в сфере сервиса по законодательству субъектов Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1205
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сервис / Закон / субъект / Правонарушение / Наказание / Services / Law / Subject / Violation / Penalty / Correction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тихомирова Н. А.

Проанализированы установленные законами субъектов РФ положения административной ответственности за правонарушения в сфере сервиса. Рассмотрены вопросы об основных направлениях сервисной деятельности в современной России, связанных с предпринимательством. Раскрыты основные понятия, выработанные наукой административного права по определению содержания административной ответственности, административного правонарушения, административного наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тихомирова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author examines the provisions of the administrative responsibility for the violations in the services industry established by laws for the subjects in the Russian Federation. The article dis-cusses the entrepreneurial trends in this sector and defines the key concepts developed by the science of administrative law to outline the content of responsibility, violation and correction

Текст научной работы на тему «Административная ответственность за нарушения в сфере сервиса по законодательству субъектов Российской федерации»

УДК 342.9

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ СЕРВИСА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СУБЪЕКТОВ

российской федерации

Тихомирова Н.А., доцент, zhanovaen@mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The author examines the provisions of the administrative responsibility for the violations in the services industry established by lawsfor the subjects in the Russian Federation. The article dis-cusses the entrepreneurial trends in this sector and defines the key concepts developed by the science of administrative law to outline the content of responsibility, violation and correction.

Проанализированы установленные законами субъектов РФ положения административной ответственности за правонарушения в сфере сервиса. Рассмотрены вопросы об основных направлениях сервисной деятельности в современной России, связанных с предпринимательством. Раскрыты основные понятия, выработанные наукой административного права по определению содержания административной ответственности, административного правонарушения, административного наказания.

Key Words: services, law, subject, violation, penalty, correction.

Ключевые слова: сервис, закон, субъект, правонарушение, наказание.

Сфера сервиса сегодня — это многочисленные отношения, возникающие в связи с реализацией различных услуг. В названных отношениях участвуют, с одной стороны, многочисленные субъекты, которые желают приобрести необходимые для них блага, с другой, — исполнители, оказывающие определенные услуги. Сервисная деятельность в современной России осуществляется в следующих направлениях: торговля (оптовая и розничная); услуги по обеспечению питания и проживания (гостиницы, предприятия общественного питания); транспорт; связь и информационное обслуживание; сделки с недвижимостью, кредит, финансы, страхование; образование, культура и искусство; здравоохранение, физическая культура и спорт; услуги домашнего направления (ремонт квартир, ведение домашнего хозяйства, коммунальные услуги); ритуальные услуги; услуги личного характера (обслуживание транспорта, охрана) и многие другие. Цель сервисной деятельности — это удовлетворение необходимых по-

требностей человека посредством предоставления разнообразных услуг.

Сфера сервиса неотделима от понятия «предпринимательская деятельность». Согласно ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской называется деятельность, осуществляемая самостоятельно на свой страх и риск, которая направлена на получение прибыли, носящей систематический характер в результате использования имущества, продажи товаров, а также выполнения работ или оказания услуг [2].

Административные правонарушения в сфере сервиса совершаются субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность: руководителями юридических лиц (должностными лицами), непосредственно юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Если предпринимательская деятельность осуществляется без государственной регистрации или имеет место продажа товаров без сертификата соответствия, если нарушается порядок ценообразования, нару-

17

ГОСУДАРСТВО и ПРАВО

шаются правила продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции и этилового спирта, осуществляется систематический обман покупателей и иных потребителей; нарушаются правила транспортного обслуживания населения, правила предоставления ритуальных услуг, — все это может рассматриваться как основание для привлечения к административной ответственности.

Как любая сфера общественной жизни, сфера сервиса и все, что в ней происходит, требует государственно-правового регулирования. От этого в значительной степени зависит правомерность осуществления сервисной деятельности в любом ее направлении. Законность должна стать мерилом любой деятельности, особенно в сфере сервиса, где удовлетворяются ежедневные, насущные потребности людей. Поэтому государство, осуществляя законодательное регулирование в указанных направлениях сервиса, вправе и обязано реагировать на любые негативные проявления.

Россия — федеративное государство, которое объединяет на своей территории многочисленных субъектов, наделенных относительной самостоятельностью. Все субъекты Российской Федерации наделены определенными элементами государственности. Не только республики, которые имеют особый статус, но и другие субъекты федерации — края, области, автономная область, города федерального значения, автономные округа — имеют свои органы законодательной и исполнительной власти, определенную законодательством судебную систему.

Конституция РФ, закрепляя принцип федерализма, проводит разграничение вопросов, относящихся к предметам ведения и полномочиям федеральных и региональных органов власти государства. Конституция РФ определяет вопросы, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в частности, законодательство административное и административнопроцессуальное [1].

Субъекты Российской Федерации, действуя в пределах своих полномочий, реализуют свое право принимать соответствующие законы. Во многих субъектах приняты законы, устанавливающие административную ответственность за совершение правонарушений в различных сферах жизнедеятельности, в т.ч. в сфере сервиса. Устанавливая ответ-

ственность за административные правонарушения, все субъекты РФ должны исходить из приоритета конституционных положений, установлений федерального законодательства об административных правонарушениях. Необходимость установления административной ответственности за нарушения, возникающие в процессе осуществления сервисной деятельности, продиктована также особенностями региональных проблем, возникающих в повседневной жизни.

Административная ответственность, являясь одним из видов юридической ответственности, представляет собой меры принудительного воздействия, применяемые к лицу (лицам), виновному (виновным) в совершении административного правонарушения. Являясь мерой государственного принуждения, административная ответственность означает наступление неблагоприятных юридических последствий, которые могут выражаться в ограничении прав и законных интересов правонарушителей (физических и юридических лиц).

Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения и означает возможность применения административного наказания.

Административное правонарушение — это противоправное виновное действие (бездействие), причиняющее вред важнейшим интересам государства или всего общества, нарушающее установленный правопорядок в государстве, обществе, а также право собственности, иные права и свободы граждан.

Административное наказание — это установленная государством мера, которая применяется в случае совершения административного правонарушения и имеет превентивное значение, поскольку нацелена на предотвращение совершения новых противоправных деяний.

Законы некоторых субъектов федерации об административных правонарушениях содержат определение понятия административной ответственности и административного правонарушения, устанавливают виды административных наказаний. Так, статья 1.4 Закона Ленинградской области об административных правонарушениях от 2 июля 2003 года № 47-ОЗ определяет, что «административным правонарушением в целях настоящего областного закона признается противоправное, ви-

18 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1

Административная ответственность за нарушения в сфере сервиса...

новное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим областным законом установлена административная ответственность» [5]. Аналогичные определения содержат законы об административных правонарушениях Рязанской области [6], республики Адыгея [11], Эвенкийского автономного округа и других субъектов Российской Федерации. Все субъекты предусматривают два вида административных наказаний: предупреждение и штраф.

Анализ санкций административноправовых норм, установленных законодательством субъектов федерации и предусмотренных за совершение правонарушений в сфере сервиса, показывает, что основой законотворчества субъектов в этом направлении является федеральное законодательство. Это подчеркивает стремление законодательных органов субъектов соблюдать конституционное установление о законодательном соответствии, непротиворечивости законодательства на федеральном уровне и в регионах.

Рассмотрим некоторые положения законов субъектов федерации об административных правонарушениях, которые так или иначе связаны с сервисной деятельностью.

Важное место в данных законодательных актах занимает установление административной ответственности за нарушения при осуществлении торговли, оказании бытовых услуг, услуг в сфере общественного питания. Так, статья 11.1 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях предусматривает ответственность в случаях осуществления мелкорозничной торговли, оказания бытовых услуг, услуг общественного питания без надлежащих документов, которые подтверждают право на размещение объектов мелкорозничной сети [4]. Санкция данной нормы устанавливает наложение штрафа на организации — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на должностных лиц — от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на физических лиц в размере от 1 тыс. до 2,5 тыс. руб. [4].

Статья 3.3 Закона Ленинградской области об административных правонарушениях предусматривает ответственность за торговлю в не отведенных для этого местах и устанавливает наказание в виде административного штрафа на должностных лиц — от 1 тыс. до 4 тыс. руб. и на физических лиц — до 1,5 тыс. руб. [5].

В соответствии со ст. 32 Закона Смоленской области об административных правонарушениях от 25 июня 2003 года № 28-з (ст. 32) за осуществление торговли в неустановленных местах на организации налагается административный штраф — от 6 тыс. до 15 тыс. руб.; на должностных лиц — от 3 тыс. до 6 тыс. руб.; на физических лиц — от 1 тыс. до 3 тыс. руб. [8].

Закон Владимирской области об административных правонарушениях от 14 февраля 2003 года № 11-ОЗ (ст. 8) за «нарушение установленных органами государственной власти или соответствующими органами местного самоуправления правил торговли на специально отведенных территориях (рынках)» предусматривает предупреждение либо наложение административного штрафа на организации — от 1 тыс. до 2 тыс. руб.; на должностных лиц — от 200 до 1 тыс. руб.; на физических лиц — от 100 до 200 руб. [10].

Статья 23 Закона Костромской области об административных правонарушениях от 31 марта 2003 года № 107-ЗКО за торговлю в неустановленных местах предусматривает наложение административного штрафа на физических лиц в размере до 1 тыс. руб.; на должностных лиц — от 500 до 2,5 руб.; на организации — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. [9].

Закон Алтайского края от 10 июля 2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» (ст. 48) предусматривает ответственность за «обман потребителей гражданами». Под «гражданами» в названном законе понимают физических лиц, которые не обладают статусом индивидуального предпринимателя в сфере торговли (услуг), не являются должностными лицами и не состоят в трудовых отношениях с организациями, осуществляющими реализацию товаров, выполняющими работы либо оказывающими услуги населению. Санкция статьи предусматривает административный штраф в размере от 500 до 1 тыс. руб. [13].

В настоящее время не все субъекты РФ использовали свое право на издание самостоятельного закона об административных правонарушениях. Однако ими издаются законодательные акты, устанавливающие административную ответственность за различные правонарушения, в том числе в сфере сервиса. Так, Закон Московской области от 7 октября

19

ГОСУДАРСТВО и ПРАВО

2006 года № 171 «Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области» устанавливает административную ответственность за нарушение правил работы рынков организациями, управляющими рынками, и, безусловно, их должностными лицами; за торговлю с рук, лотков и автомашин в не отведенных для этой цели местах [15]. Все, что касается торговли, так или иначе связано с сервисной деятельностью. Например, за предоставление организацией, управляющей рынком, торговых мест на территории рынка таким организациям, которые не имеют документов о государственной регистрации в качестве юридического лица, а также предоставление торговых мест гражданам, не имеющим установленного законом документа о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, предусмотрен административный штраф, который устанавливается в следующих размерах: на должностных лиц в размере 5—10 тыс. руб.; на организации в размере 30—50 тыс. руб. [15].

В случаях торговли с рук, лотков, а также автомашин продовольственными и (или) непродовольственными товарами в не отведенных для этой цели местах предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 тыс. до 2, 5 тыс. руб. [15].

Нарушение порядка ценообразования тесно взаимосвязано с иными нарушениями в сфере сервиса. Административная ответственность предусмотрена федеральным законодательством за случаи повышения или занижения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на определенную в законе продукцию, а также товары, услуги; случаи повышения или занижения предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного); завышения или занижения установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), либо за нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно за иное нарушение установленного порядка ценообразования (ст.14.6 КоАП РФ) [3].

Наряду с Кодексом РФ об административных правонарушениях, ответственность за нарушение порядка ценообразования предусмотрена и законами об административных правонарушениях субъектов РФ. Так, Кодекс

города Москвы об административных правонарушениях за нарушение порядка ценообразования предусматривает наложение административного штрафа на физических лиц в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб.; на должностных лиц — от 4 тыс. до 5 тыс. руб.; на организации — от 40 тыс. до 50 тыс. руб. [4]. Закон Ленинградской области об административных правонарушениях в качестве основания административной ответственности рассматривает завышение (занижение) цен, регулируемых органами местного самоуправления (ст. 3.2), и предусматривает за совершение данного деяния наложение административного штрафа на физических лиц в размере от 1 тыс. до 2,5 тыс. руб.; на должностных лиц — от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на организации — от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. [5]. В таких же размерах за указанные нарушения установлен штраф согласно законодательству Рязанской области (ст. 9.3) [6].

За нарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, нравственность, предусмотрена ответственность практически каждым субъектом федерации. Указанные нарушения разнообразны и, к сожалению, довольно часто встречаются при осуществлении сервисной деятельности.

При осуществлении различных работ, оказании разнообразных услуг имеет место нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выражающееся в негативных последствиях для людей, что является сегодня острой проблемой. Нарушаются (не соблюдаются) гигиенические нормативы, санитарно-эпидемиологические требования, определенные санитарными правилами, а также не выполняются санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия (ст. 6.3 КоАП РФ) [3].

Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» санитарными правилами признаются те нормативные правовые акты, которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования определенного характера при осуществлении соответствующей деятельности и в случае их несоблюдения создается угроза не только здоровью, но и жизни человека, а также угроза возникновения и распространения различных заболеваний. Например, ст. 4.5 Кодекса города Москвы (закон г. Москвы) от

20 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1

Административная ответственность за нарушения в сфере сервиса...

21 ноября 2007 года № 45 об административных правонарушениях предусматривает ответственность за случаи сброса или поступления иным способом различных загрязняющих веществ на определенный рельеф местности и устанавливает административный штраф, который налагается на должностных лиц в размере 50 тыс. руб., а на организации — 300 тыс. руб. [4].

Закон об административных правонарушениях Орловской области (ст. 3.3) устанавливает ответственность за загрязнение территорий населенных пунктов бытовыми и промышленными отходами, за что предусматривает наказание в виде административного предупреждения либо административный штраф, который предусмотрен для физических лиц в размере от 500 до 2 тыс. руб.; для должностных лиц — от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; для организаций — от 5 тыс. до 10 тыс. руб. [7].

Трудно переоценить важность благоприятной окружающей среды в повседневной жизни человека, что является неотъемлемым жизненным условием существования людей, их жизнедеятельности. Однако создание такой благоприятной окружающей среды всегда являлось и является на сегодняшний день достаточно сложным и проблемным вопросом всего общества. Граждане и юридические лица в своей деятельности не всегда помнят, что право на благоприятную окружающую среду одновременно является и конституционной обязанностью, требующей беречь природу и окружающую среду. Поэтому не только на федеральном уровне, но и в субъектах РФ издаются законодательные акты, устанавливающие ответственность за нарушения в этой области. В частности, Закон Московской области от 30 ноября 2004 года № 161-2004-ОЗ «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области» устанавливает административную ответственность в тех случаях, когда нарушается чистота и порядок не только в местах общественного пользования, но и массового посещения, а также отдыха граждан на территории поселений [14]. Указанный закон предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на организации в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на физических лиц — в размере от 100 до

1 тыс. руб.; на должностных лиц — от 1 тыс. до 4 тыс. руб. [14].

Административная ответственность за правонарушения, причиняющие вред здоровью населения и нравственности, предусмотрена, например, законом Краснодарского края об административных правонарушениях от 23 июля 2003 года № 608-КЗ. В частности, основаниями административной ответственности является (ст. 2.8) изготовление или хранение с целью сбыта, а равно сбыт крепких спиртных напитков домашней выработки, а также случаи не обеспечения безопасности детей в возрасте до 16 лет в местах, предназначенных для использования в сфере развлечений и (или) досуга (2.14).

Нередко встречающееся в наше время нарушение тишины и покоя граждан также влечет за собой административную ответственность, предусмотренную указанным законом и законами многих субъектов [12]. Аналогичные составы административных правонарушений и санкции за их совершение включены практически во все действующие законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

Законодательство субъектов РФ об административных правонарушениях находится на стадии развития. В органах законодательной и исполнительной власти регионов идет постоянная работа по разработке и внесению изменений в уже действующие нормативные правовые акты, обобщению опыта правотворческой деятельности. Законы об административных правонарушениях совершенствуются.

В свою очередь, отношения, складывающиеся в сфере сервиса, находятся в постоянной динамике: появляются новые, изменяются прежние, возрастает их количество, сложность. В связи с этим становится весьма акутальным вопрос о совершенствовании законодательного регулирования сервисной деятельности, и в этих целях, по мнению автора, назревает необходимость выделения оснований ответственности за административные правонарушения, связанные с сервисной деятельностью, в обособленную часть (главу) в законах об административных правонарушениях как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ.

Кодификация нормативных правовых актов, предусматривающих ответственность за административные правонарушения, является сложной и объемной работой. Результатом

21

ГОСУДАРСТВО и ПРАВО

указанной деятельности станет более совер- правовая охрана отношений, складывающих-шенная и эффективная административно- ся в большой и сложной сфере сервиса.

Литература

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья, четвертая.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (в ред. ФЗ от 13 мая 2008 года).

4. Кодекс города Москвы об административных правонарушениях (Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 (в ред. Закона г. Москвы от 1 апреля 2008 года).

5. Закон Ленинградской области об административных правонарушениях от 2 июля 2003 года № 47-ОЗ. (в ред. Закона Ленинградской области от 6 мая 2008 года № 29-ОЗ).

6. Закон Рязанской области об административных правонарушениях от 6 октября 2003 года № 63-ОЗ (в ред. Закона Рязанской обл. от 9 апреля 2008 года № 36-ОЗ).

7. Закон Орловской области от 4 февраля 2003 года № 34-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения» (в ред. Закона Орловской обл. от 4 апреля 2008 года № 754-ОЗ).

8. Закон Смоленской области от 25 июня 2003 года № 28-з «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» (в ред. Закона Смоленской обл. от 29 сентября 2007 года № 98-З).

9. Закон Костромской области об административных правонарушениях от 31 марта 2003 года № 7-ЗКО (в ред. Закона Костромской обл. от 9 ноября 2007 года № 219-4-ЗКО).

10. Закон Владимирской области от 14 февраля 2003 года № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях во Владимирской области».

11. Закон Республики Адыгея от 19 апреля 2004 года № 215 об административных правонарушениях (в ред. Закона Республики Адыгея от 18 декабря 2007 года № 132).

12. Закон Краснодарского края об административных правонарушениях от 23 июля 2003 года № 608-КЗ (в ред. Закона Краснодарского края от 5 июня 2008 года № 1493-КЗ).

13. Закон Алтайского края от 10 июля 2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» (в ред. Закона от 11 февраля 2008 года № 10-ЗС).

14. Закон Московской области от 30 ноября 2004 года № 161-2004-ОЗ «О государственном административнотехническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области» (в ред. Закона Московской области от 10 ноября 2009 года № 132-2009-ОЗ).

15. Закон Московской области от 7 октября 2006 года № 171-2006-ОЗ «Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области» (в ред. Закона Московской области от 19 октября 2007 года № 181-2007-ОЗ).

УДК 342.9

ГРАЖДАНСКОЕ И СЛУЖЕБНОЕ ОРУЖИЕ:

ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Степовой Р.А., соискатель, gos_pd@mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The author discusses the definition and the classification parameters for weapons. The article reviews the provisions regulating the legitimate arms trade, as well as theoretical studies and practice in the legal system.

Исследуются проблемы определения оружия и его классификации. Анализируются законодательные положения, регулирующие законный оборот оружия, рассматриваются теоретические исследования и практика применения закона.

22 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.