Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ'

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
251
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / административная ответственность / туроператор / инфраструктура / экскурсионное обслуживание / tourism / administrative responsibility / tour operator / infrastructure / excursion services

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Я.И. Фатьянов, М.Ю. Гордеев, А.С. Скоробогатова

В статье оценивается текущее состояние туристического бизнеса в России, анализируются существующие законодательные нормы и их применение на практике, рассматриваются основные причины исключения туроператоров из государственного реестра, раскрываются недостатки существующей системы регулирования экскурсионной деятельности в России, а также представлены рекомендации, направленные на повышение ответственности туроператоров для повышения доверия к ним со стороны населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY IN THE SPHERE OF TOURISM

The article assesses the current state of the tourism business in Russia, analyzes the existing legislative norms and their application in practice, examines the main reasons for excluding tour operators from the state register, reveals the shortcomings of the existing system for regulating excursion activities in Russia, and presents recommendations aimed at increasing the responsibility of tour operators for increasing public confidence in them.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ»

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Я.И. Фатьянов, магистрант М.Ю. Гордеев, магистрант А.С. Скоробогатова, магистрант Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

Б01: 10.24411/2500-1000-2020-10967

Аннотация. В статье оценивается текущее состояние туристического бизнеса в России, анализируются существующие законодательные нормы и их применение на практике, рассматриваются основные причины исключения туроператоров из государственного реестра, раскрываются недостатки существующей системы регулирования экскурсионной деятельности в России, а также представлены рекомендации, направленные на повышение ответственности туроператоров для повышения доверия к ним со стороны населения.

Ключевые слова: туризм, административная ответственность, туроператор, инфраструктура, экскурсионное обслуживание.

Туризм - одно из развивающихся направлений индустрии услуг России. В связи с политической нестабильностью РФ на мировой арене, в результате которой наблюдается введение санкций, падение курса рубля, ситуация на туристическом рынке постоянно меняется. В настоящее время не уделяется должное внимание развитию инфраструктуры регионов, привлечению иностранных потоков, разработке новых направлений, и в том числе, корректировке федерального и регионального законодательства.

Туристическая деятельность, формирование туристического продукта, права и обязанности туриста и т.д. регулируются Федеральным законом «Об основах туристкой деятельности в РФ» (с изменениями на 4 июня 2018 года). За нарушение установленных правил и норм Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. Так, например, КоАП РФ ст. 14.51. устанавливает, что осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом запрещено без внесения туроператора в единый федеральный реестр туроператоров [1]. Если сведения о лице, который осуществляет туроператорскую деятельность, отсутствуют в реестре, то на должностных лиц налагается административный штраф в

размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пяти миллионов до десяти миллионов рублей.

Причинами исключения туроператора из единого федерального реестра туроператоров могут служить прекращение туроператорской деятельности, недостаточное финансовое обеспечение, непредставление бухгалтерской отчетности, исключения туроператора (осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма) из членов объединения туроператоров в сфере выездного туризма и др. Вносит в реестр и исключает из него по требованию туроператора Ростуризм, а вот самостоятельным исключением туроператоров и наложением административной ответственности за неисполнение требований ФЗ раньше занимался Роспотребнодзор. С 3 сентября 2018 г. в закон об основах туристской деятельности внесли изменения. Согласно новой редакции, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) сможет исключать из реестра туроператоров компании, фактически не исполняющие своих обязательств [2].

Так, например, в сентябре из федерального реестра туроператоров была исключена компания «Натали турс» в связи с неисполнением всех обязательств по догово-

рам. Туроператор прекратил осуществление деятельности сразу, после исключения его из реестра, и административная ответственность по факту осуществления туристической деятельности после исключения из реестра не была наложена. Однако, в отношении должностного лица было возбужденно уголовное дело по факту мошенничества.

Таким образом, регулирование туроператорской деятельности входит в введение как Ростуризма, так и Роспотребнодзора.

Однако, ничем не регулируется экскурсионная деятельность в Российской Федерации. Она упоминается в Федеральном законе «Об основах туристкой деятельности в РФ»: «Экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания». Однако, что имеется в ввиду под понятием «профессионально» не прокомментировано [3].

В Москве, Санкт-Петербурге и в Крыму введена государственная аккредитация экскурсоводов. Некоторыми музеями, например, Третьяковской галереей в Москве, Государственным Эрмитажем, Русским музеем в Санкт-Петербурге, предусмотрены правила экскурсионного обслуживания, по которым запрещено предоставление экскурсионного обслуживания лицам,

нако, даже при нарушении правил, лицам, нарушивших их, не грозит административная ответственность. Таким образом, в городах появляется огромное количество экскурсоводов, не имеющих специального образования. И если в музеях, специальных учреждениях, их деятельность могут приостановить или прекратить сотрудники этих заведений, то на улицах контролировать этот процесс невозможно.

В связи с этим, еще в 2015 году Министерством Культуры было предложено ввести обязательную аккредитацию экскурсоводов и установить административную ответственность без её наличия. К сожалению, общефедерального закона так и не было предусмотрено.

В заключении хочется добавить, что регулирование туристической сферы должно происходить не только на федеральном, но и региональном уровне. По мнению автора, контроль туристской и экскурсионной деятельности способствует росту экономических показателей регионов. Так, туроператор не сможет избежать ответственности за неисполнение Федерального Закона (т.к. часто на региональном уровне операторы работают без внесения в реестр), а профессионально подготовленные экскурсоводы будут вести легальные исторически-обоснованные экскурсии, платя налог за получение дохода в процессе предпринимательской деятельности.

не прошедшим аккредитацию в музее. Од-

Библиографический список

1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.11.2018).

2. Ростуризм сам признает «Натали турс» недействующим туроператором. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/08/06/777454-natali-turs

3. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996.

4. Об утверждении государственной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан» (с изменениями на 29 декабря 2018 года) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/450340600 (дата обращения: 11.02.2020)

5. Итоги года для туризма Башкирии: рынок растет, но медленнее, чем в 2015-м // РБК. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ufa.rbc.ru/ufa/27/02/2017/58b3f5099a7947cf22f74aab (дата обращения: 15.03.2019)

6. Анализ рынка гостеприимства Уфы, 2017 // USTA Hotels. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ustamanagement.ru/analitika-i-novosti/analiz-rinka-gostepriimstva-ufi-2017. (дата обращения: 22.01.2020)

7. Статистика за 2018. Пассажиропоток на Ж/Д вокзалах России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zd-media.ru/statistika/stations-2018.htm (дата обращения: 19.04.2019)

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY IN THE SPHERE OF TOURISM

Y.I. Fatyanov, Graduate Student M.Y. Gordeev, Graduate Student A.S. Skorobogatova, Graduate Student Saint Petersburg State University (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article assesses the current state of the tourism business in Russia, analyzes the existing legislative norms and their application in practice, examines the main reasons for excluding tour operators from the state register, reveals the shortcomings of the existing system for regulating excursion activities in Russia, and presents recommendations aimed at increasing the responsibility of tour operators for increasing public confidence in them.

Keywords: tourism, administrative responsibility, tour operator, infrastructure, excursion services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.