Научная статья на тему 'Административная ответственность несовершеннолетних: правовые коллизии'

Административная ответственность несовершеннолетних: правовые коллизии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административная ответственность / несовершеннолетние / административные правонарушения / виды наказания / освобождение от наказания / возраст административной ответственности / administrative responsibility / minors / administrative offenses / types of punishment / exemption from punishment / age of administrative responsibility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миннигулова Д. Б.

В статье анализируются отдельные дискуссионные аспекты административной ответственности несовершеннолетних. В материале отмечается, что в Российской Федерации сложилась система административной ответственности несовершеннолетних и нормативно-правовая база, регулирующая обозначенную сферу, что позволяет выделить специфические черты такой ответственности. По мнению автора, к таким особенностям относятся: специфические органы, рассматривающие административные правонарушения несовершеннолетних; отсутствие специальных административных наказаний для несовершеннолетних; особые возможности освобождения от административной ответственности; особый возраст административной ответственности для несовершеннолетних; специфический круг лиц, защищающий несовершеннолетних в производстве по делам об административных нарушениях. Автор предлагает закрепить принцип индивидуализации наказания в отношении несовершеннолетних лиц в общей части КоАП РФ, применять к несовершеннолетним лицам административную санкцию в виде обязательных работ вместо административного штрафа, снижение возраста административной ответственности до 14 лет, в качестве обязательных мер для несовершеннолетних лиц – правонарушителей закрепить меры воспитательного воздействия на них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative responsibility of minors: legal collisions

The article analyzes some controversial aspects of the administrative responsibility of minors. The article notes that in the Russian Federation there is a system of administrative responsibility of minors and a regulatory framework governing the designated area, which allows us to identify the specific features of such responsibility. According to the author, such features include: specific bodies dealing with administrative offenses of minors; the absence of special administrative penalties for minors; special opportunities for exemption from administrative responsibility; a special age of administrative responsibility for minors; a specific circle of persons protecting minors in proceedings on administrative violations. The author proposes to consolidate the principle of individualization of punishment against minors in the general part of the Administrative Code of the Russian Federation, to apply administrative sanctions to minors by the form of compulsory work instead of an administrative fine, to reduce the age of administrative responsibility to 14 years, and to consolidate educational measures on minors as mandatory measures for offenders.

Текст научной работы на тему «Административная ответственность несовершеннолетних: правовые коллизии»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

УДК 342.922

DOI: 10.70569/2949-5725.2024.4.3.008

Административная ответственность несовершеннолетних: правовые коллизии

Д.Б. Миннигулова

Санкт-Петербургский университет МВД России Санкт-Петербург, Российская Федерация civilistmvd@mail.ru

Аннотация. В статье анализируются отдельные дискуссионные аспекты административной ответственности несовершеннолетних. В материале отмечается, что в Российской Федерации сложилась система административной ответственности несовершеннолетних и нормативно-правовая база, регулирующая обозначенную сферу, что позволяет выделить специфические черты такой ответственности. По мнению автора, к таким особенностям относятся: специфические органы, рассматривающие административные правонарушения несовершеннолетних; отсутствие специальных административных наказаний для несовершеннолетних; особые возможности освобождения от административной ответственности; особый возраст административной ответственности для несовершеннолетних; специфический круг лиц, защищающий несовершеннолетних в производстве по делам об административных нарушениях. Автор предлагает закрепить принцип индивидуализации наказания в отношении несовершеннолетних лиц в общей части КоАП РФ, применять к несовершеннолетним лицам административную санкцию в виде обязательных работ вместо административного штрафа, снижение возраста административной ответственности до 14 лет, в качестве обязательных мер для несовершеннолетних лиц - правонарушителей закрепить меры воспитательного воздействия на них.

Ключевые слова: административная ответственность, несовершеннолетние, административные правонарушения, виды наказания, освобождение от наказания, возраст административной ответственности.

Для цитирования: Миннигулова Д.Б. Административная ответственность несовершеннолетних: правовые коллизии // Право и государственность. 2024. № 3 (4). С. 55-58.

Administrative responsibility of minors: legal collisions

D.B. Minnigulova

Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Saint-Petersburg, Russian Federation

civilistmvd@mail.ru

Abstract. The article analyzes some controversial aspects of the administrative responsibility of minors. The article notes that in the Russian Federation there is a system of administrative responsibility of minors and a regulatory framework governing the designated area, which allows us to identify the specific features of such responsibility. According to the author, such features include: specific bodies dealing with administrative offenses of minors; the absence of special administrative penalties for minors; special opportunities for exemption from administrative responsibility; a special age of administrative responsibility for minors; a specific circle of persons protecting minors in proceedings on administrative violations. The author proposes to consolidate the principle of individualization of punishment against minors in the general part of the Administrative Code of the Russian Federation, to apply administrative sanctions to minors by the form of compulsory work instead of an administrative fine, to reduce the age of administrative responsibility to 14 years, and to consolidate educational measures on minors as mandatory measures for offenders.

Keywords: administrative responsibility, minors, administrative offenses, types of punishment, exemption from punishment, age of administrative responsibility.

For citation: Minnigulova D.B. Administrative responsibility of minors: legal collision // Law and statehood. 2024. № 3 (4). P. 55-58.

Несовершеннолетние относятся к особым субъектам административной ответственности [1, с. 97]. Средства массовой информации все чаще размещают сообщения

о деструктивном поведении несовершеннолетних. Примерами могут послужить трагедии, произошедшие, к примеру, в Казани и Перми в 2021 году. В мае 2021 года «казан-

ский стрелок» совершил массовое убийство в гимназии1; в сентябре того же года в Перми студент беспощадно расстрелял обучающихся и преподавателей, находящихся в университете2; в апреле 2023 года 16-летний подросток забил молотком 13-летнюю девочку в Санкт-Петербурге3 и т. д.

Согласно данным Росстата, в 2021 году количество выявленных несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения, составило 198 900 человек, в 2022 году - 170 458, в 2023 году - 157 4094. Обозначенная редукция количества выявленных несовершеннолетних лиц, совершивших административные правонарушения, не умаляет сложности дифференциации административной ответственности такого особого субъекта, как несовершеннолетние.

В то же время спад количества административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними, обусловлен тем, что указанные правонарушения, совершенные лицами от 14 до 16 лет, не фиксируются. Фактически количество таких несовершеннолетних было бы выше при условии регистрации административных правонарушений, совершенных лицами, не достигшими 16 лет [2, с. 58]. Эти факты не могут не вызывать опасения со стороны общества за подрастающее поколение.

Несмотря на то, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях5 (далее - КоАП РФ) присутствует несколько статей, где субъектами ответственности выступают исключительно несовершеннолетние граждане, привлечение их к подобной ответственности требует четкой регламентации, поэтому нуждается в совершенствовании. Так, к примеру, в проекте КоАП РФ от 30 января 2020 года6, выделена специальная глава, которая регламентирует особенности административной ответственности несовершеннолетних.

Тем не менее она вызывает дискуссии ад-министративистов, так как остается несовершенной.

Административная ответственность представляет собой вид государственного принуждения, выражающийся в применении административного наказания к субъектам права, совершившим административное правонарушение, виновность которых была установлена в процессе производства по делам об административных правонарушениях. Порядок применения административной ответственности формируется в соответствии с ее системой принципов. Законодательно закреплены субъекты административной ответственности, к ним относятся физические и юридические лица. Отдельные виды административной ответственности (должностных лиц, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания, иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, собственников транспортных средств, собственников или иных владельцев земельных участков либо других объектов недвижимости) регламентированы соответствующими статьями КоАП РФ.

В Российской Федерации сложилась система административной ответственности несовершеннолетних, нормативно-правовая база, регулирующая правоотношения несовершеннолетних в сфере административных правонарушений, что позволяет выделить специфические черты такой ответственности:

1. К административной ответственности несовершеннолетних привлекают особые органы (ст. 23.2 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, рассматривают районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту их жительства. К примеру, в случаях совершения несовер-

1 «Казанский стрелок» Ильназ Галявиев // РБК. URL: https://rt.rbc.ru (дата обращения: 30.08.2024).

2 Стрельба в университете в Перми // РБК. URL: https://www.rbc.ru (дата обращения: 30.08.2024).

3 Рождественский Д. «Вырву волосы и выпущу кишки»: что известно о школьнике-блогере, который зверски убил на камеру 13-летнюю девочку / Дмитрий Рождественский // Комсомольская правда. 2023. 3 мая. URL: https://www.spb. kp.ru/daily/27498/4757727/ (дата обращения: 30.08.2024).

4 Количество выявленных несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения // ЕМИСС. Государственная статистика. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/36187 (дата обращения: 30.08.2024).

5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 8 августа 2024 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 сентября 2024 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ст. 1.

6 Проект «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (подготовлен Минюстом России, ID проекта 02/04/01-20/00099059) (текст по состоянию на 30 августа 2024 г.).

Law and statehood № 3 (4) 2024

шеннолетним правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ), а также правонарушений, предусмотренных ст. 11.18 КоАП РФ, дела указанной категории могут быть рассмотрены комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав лишь постольку, поскольку орган или должностное лицо передает (в установленном порядке) дело об административном правонарушении указанным комиссиям1.

2. Законом не предусмотрено специальных видов наказания, применяемых только к несовершеннолетним, но закреплены некоторые особенности. Так, несовершеннолетним не может быть назначено административное наказание в виде административного ареста. Чаще всего к ним применяются такие виды наказаний, как предупреждение и штраф. При этом сумма административного штрафа взыскивается с самого несовершеннолетнего правонарушителя, а при отсутствии у него самостоятельного заработка - с его родителей, иных законных представителей2.

3. В соответствии со ст. 2.3. КоАП РФ привлечение к административной ответственности несовершеннолетних возможно только после достижения несовершеннолетним 16-летнего возраста.

4. Несовершеннолетние граждане, достигшие 16-летнего возраста, могут быть освобождены от административного наказания с применением к ним мер воспитательного характера, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о личности несовершеннолетнего. К примеру, при малозначительности совершенного административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может освободить несовершеннолетнего от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним ст. 4.2 КоАП РФ само по себе отнесено к обстоя-

тельствам, смягчающим административную ответственность3.

5. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его родители, иные законные представители (прокурор, представители воспитательных и учебных заведений, иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела и разрешения его в соответствии с законом), примерами могут служить ст. 25.3, 29.7, 25.11 КоАП РФ.

Анализ судебной и административной практики позволяет сделать следующие предложения по устранению существующих коллизий.

1. Целесообразно закрепить принцип индивидуализации наказания в отношении несовершеннолетних лиц в общей части КоАП РФ, предусматривающий также единый порядок освобождения последних от административной ответственности с применением в их отношении мер воспитательного воздействия.

2. Применять к несовершеннолетним лицам административную санкцию в виде обязательных работ вместо административного штрафа.

3. Предусмотреть в качестве обязательных для несовершеннолетних правонарушителей меры воспитательного воздействия: профилактическую беседу для разъяснения норм действующего законодательства, ограничений и запретов, которые они нарушили, социальных и правовых последствий продолжения антиобщественного поведения и т. д.

4. Рассмотреть возможность повышения порога административной ответственности до 14 лет. Данное положение показало свою целесообразность в практике регулирования привлечения несовершеннолетних к административной ответственности. Так, законодатель Республики Беларусь закрепил

1 Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних // Официальный сайт администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный округ Калининградской области». URL: https://che.gov39.ru/poleznaya-informatsiya/3261/ (дата обращения: 30.08.2024).

2 Соблюдение прав несовершеннолетних при привлечении их к административной ответственности. URL: https:// che.gov39.ru/poleznaya-informatsiya/3261/ (дата обращения: 30.08.2024).

3 Соблюдение прав несовершеннолетних при привлечении их к административной ответственности. URL: https:// советский43.рф/prokuratura/obsh/?ELEMENT_ID=19431 (дата обращения: 30.08.2024).

в кодифицированный акт, регулирующий административные правонарушения, строго установленный перечень, состоящий из 16 деликтов, за совершение которых административная ответственность наступает с 14 лет (ч. 2 ст. 4.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонару-шениях1).

На наш взгляд, уже в возрасте 14-ти лет подросток отдает отчет своим поступкам, он в состоянии оценить негативный характер своих противоправных действий, а также принять и оценить неблагоприятные последствия, наступающие в случае привлечения к уголовной ответственности. Более того, физические возможности ребенка, достигшего 14-летнего возраста, позволяют ему совершать деяния, признаваемые административными правонарушениями. Уровень восприятия мира подростками, достигшими возраста 14 лет, несмотря на то, что он еще не является оформившимся,

требует возможности применения к ним мер административной ответственности. Ответственность несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, по иным статьям КоАП РФ представляется оправданной с той точки зрения, что уровень жестокости детей в современном мире существенным образом возрос, в то время как уровень ответственности остался прежним. Тем более что уголовное законодательство допускает привлечение лиц, достигших возраста 14 лет, к уголовной ответственности за совершенные ими преступления.

Полагаем, что вышеуказанные пути совершенствования правового регулирования привлечения несовершеннолетних к административной ответственности будут способствовать проведению более эффективной предупредительной деятельности в сфере криминализации несовершеннолетних и позволит снизить уровень совершаемых ими административных правонарушений.

Список литературы

1. Административное право. Общая часть : учебно-методическое пособие / А.А. Мамедов, Е.И. Маторина, Д.Н. Палагин; под ред. А.Ю. Соколова; ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». 2-е изд., испр. и доп. Саратов : ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2018. - 108 с.

2. Арсланбекова А.З. Проблемы применения административных наказаний к несовершеннолетним // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2019. № 3. С. 57-61.

References

1. Administrativnoe pravo. Obshchaya chast' : uchebno-metodicheskoe posobie / A.A. Mamedov, E.I. Matorina, D.N. Palagin; pod red. A.Yu. Sokolova; FGBOU VO «Saratovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya». 2-e izd., ispr. i dop. Saratov : FGBOU VO «Saratovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya», 2018. - 108 s.

2. Arslanbekova A.Z. Problemy primeneniya administrativnyh nakazanij k nesovershennoletnim // Yuridicheskij vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 3. S. 57-61.

Информация об авторе (авторах): Миннигулова Динара Борисовна, профессор кафедры гражданского права и гражданского процесса ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет МВД России» (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1), доктор юридических наук, доцент.

Information about the author(s): Minnigulova Dinara Borisovna, Professor of the Department of Civil Law and Civil Procedure of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (198206, St. Petersburg, Pilyutova Str., 1), Doctor of Law, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 14.08.2024; одобрена после рецензирования 06.09.2024; принята к публикации 25.09.2024.

The article was submitted to the editorial office of the 14.08.2024; approved after 06.09.2024 review; accepted for publication 25.09.2024.

1 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2013 г. № 194-З // Официальный сайт Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by (дата обращения: 25.08.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.