Научная статья на тему 'Административная модернизация государственной службы - источник установления общественно-административного партнерства'

Административная модернизация государственной службы - источник установления общественно-административного партнерства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ / МИЛИЦИЯ / ПОЛИЦИЯ / ADMINISTRATIVE MODERNIZATION / PUBLIC SERVICE / SERVICES FOR THE PEOPLE / POLICE / MILITIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рюден Е. Ю.

Государственная служба рассматривается как институт, призванный оказывать разнообразные услуги гражданам и обществу. В процессе оказания подобных государственных услуг действия государственных служащих должны быть конкурентными и востребованными со стороны населения. Как следствие государственная служба и ее сотрудники находятся под мощным общественным давлением, которое вынуждает их корректировать цели и задачи своей деятельности, подстраивать методологию и организацию под запросы и потребности граждан. Деятельность, связанная с постоянным совершенствованием (оптимизацией) целей и направлений деятельности, организационно-структурного построения, а также профессиональной подготовки и обучения сотрудников составляет содержание процессов, которые могут быть определены как административная модернизация государственной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE MODERNIZATION OF THE PUBLIC SERVICE AS THE SOURCE OF ESTABLISHING OF SOCIALLY-ADMINISTRATIVE PARTNERSHIP

Public service is considered as the institution that renders various services to the citizens and society. In the process of rendering state services, the activity of the public servants should be competitive and needed by the people. As the consequence, public service and its employees are under public pressure that makes them to adjust the aims and targets of their activity, methodology and organization to the requirements of citizens. The activity, connected with the permanent optimization of activity, structure and professional training of the employees is the meaning of the processes, that could be determined as administrative modernization of the public service.

Текст научной работы на тему «Административная модернизация государственной службы - источник установления общественно-административного партнерства»

органами предварительного расследования, а также другими органами либо должностными лицами, органы прокуратуры на основании положений ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» «Постановление прокурора» обязаны реагировать соответствующим постановлением. Между тем представление подлежит внесению в соответствии с п. 27 ст. 5 УПК России лишь на судебные решения.

Внесение соответствующих дополнений в уголовно-процессуальное законодательство России позволит ликвидировать неточность законодателя в части определения актов, подлежащих вынесению при осуществлении производства предупредительных мер, а также упорядочит систему актов органов

предварительного расследования и прокуратуры, направленных на предупреждение преступлений.

1 См.: Жалинский А.Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР. Харьков. 1976. С. 161.

2 См.: Алексеев А.А. Внесение следователем представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений // Вопросы криминалистики. М., 1964. № 2 (27). С. 70—77.

3 Зуйков Г.Г., Гришанин П.Ф., Кривошеев А.С. и др. Выявление причин преступности и предупреждение преступлений. М., 1967. С. 130.

4 См.: Сахаров А.Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР. М., 1961. С. 274.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ — ИСТОЧНИК УСТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОГО ПАРТНЕРСТВА

Е.Ю. РЮДЕН,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры полицейского, европейского и международного права Высшей федеральной школы по подготовке руководящего состава

полиции Германии, г. Мюнстер, Германия

Аннотация. Государственная служба рассматривается как институт, призванный оказывать разнообразные услуги гражданам и обществу. В процессе оказания подобных государственных услуг действия государственных служащих должны быть конкурентными и востребованными со стороны населения. Как следствие — государственная служба и ее сотрудники находятся под мощным общественным давлением, которое вынуждает их корректировать цели и задачи своей деятельности, подстраивать методологию и организацию под запросы и потребности граждан. Деятельность, связанная с постоянным совершенствованием (оптимизацией) целей и направлений деятельности, организационно-структурного построения, а также профессиональной подготовки и обучения сотрудников составляет содержание процессов, которые могут быть определены как административная модернизация государственной службы.

Ключевые слова: административная модернизация, государственная служба, услуги населению, милиция, полиция.

ADMINISTRATIVE MODERNIZATION OF THE PUBLIC SERVICE AS THE SOURCE OF ESTABLISHING OF SOCIALLY-ADMINISTRATIVE PARTNERSHIP

E.Y. RUDEN,

master of laws, teacher of the chair of the Police, European and International Law Higher federal school of the

police administrative board training of Germany Munster, Germany

The summary. Public service is considered as the institution that renders various services to the citizens and society. In the process of rendering state services, the activity of the public servants should be competitive and needed by the people. As the consequence, public service and its employees are under public pressure that makes them to adjust the aims and targets of their activity, methodology and organization to the requirements of citizens. The activity, connected with the permanent optimization of activity, structure and professional training of the employees is the meaning of the processes, that could be determined as administrative modernization of the public service.

Key words: administrative modernization, public service, services for the people, police, militia.

Полицейские (милицейские) функции являются непременным атрибутом любого государства со времен появления понятия государственности. Работа полиции (милиции) на разных исторических отрезках времени отличалась спецификой и имела особенности. Она не могла оставаться неизменной, она эволюционировала в соответствии с требованиями общества, исторического момента и специфики ци-вилизационного развития.

Полиция (милиция) как орган государственной власти и основной субъект обеспечения общественной безопасности переживает изменения, которые можно сравнить только с самим фактом обособления полиции (милиции) в системе органов государственной власти.

Специфика перемен состоит в их латентном характере и содержании. При сохранении практически в неизменном виде административно-правовой формы качественным изменениям подвергаются сущностные составляющие полицейской работы: ее формы и методы, характер и содержание сотрудничества, ориентации взаимодействия с гражданами и общественными институтами. Концентрируются перемены в системе государственной службы, неотъемлемой частью которой является служба в полиции (милиции).

Развитие российской государственности характеризуется последовательной демократизацией, развитием и упрочением институтов гражданского общества. Особое место среди этих процессов занимает административная реформа, посредством которой в российскую практику администрирования впервые стали внедряться теоретические конструкции и методология обслуживания населения.

Эти процессы объективны в своей основе и связаны с общими тенденциями, имеющими место на европейском континенте. Их содержательную сторону составляют процессы модернизации государственной службы (административная модернизация), которая воплощается в модификациях концепции обслуживания населения органами государственной власти и представляет собой системное явление как собственно практики администрирования, так и всего государственно-правового развития. Качество государственной службы определяется содержанием и масштабами процессов модернизации государственной службы.

Особое место среди этих процессов занимает модернизация в системе полицейской (милицейской) службы. Полиция (милиция) становится лидером в создании и апробации инновационных подходов и схем, в последующем получающих распространение в организации и методологии деятельности всех органов государственной власти.

Исследование вопросов модернизации применительно к деятельности российской милиции приобретает остроактуальное значение ввиду общих процессов обновления государственной службы и модернизации России. Интеграция и развитие милицейской службы

в системе государственной службы в условиях общих процессов административной модернизации приобретает большое теоретическое и практическое значение.

Органы полиции Германии с 2003 по 2008 г. стали объектом интенсивных административных системно-структурных преобразований, обобщение и рассмотрение которых еще не стало предметом научного анализа в России. Изменения имели место и в организации и деятельности российской милиции, которые также не стали предметом специальных научных исследований в контексте общеевропейских административно-правовых исследований. В отечественной науке отсутствуют разработки, объектом исследования которых являются общественные отношения, урегулированные нормами административного права, связанные с административно-правовым обеспечением службы полиции (милиции) федеративного государства в условиях административной модернизации. Этот пробел должен быть ликвидирован. Важно провести исследования административно-правового обеспечения службы полиции (милиции) Германии и России для получения выводов и положений, совокупность которых позволила бы сформулировать новые подходы и предложения, направленные на совершенствование службы в милиции России в условиях административной модернизации.

Сущность демократического государства и гражданского общества состоит в том, что «народ, будучи источником власти, прямо и непосредственно формирует высокопрофессиональные представительные органы власти, активно участвует в управлении обществом, контролирует деятельность исполнительного аппарата»1. Обеспечение всестороннего развития прав и свобод человека является главной целью и смыслом государства и его служащих. Однако позиция автора отличается от общепринятой трактовки полиции как органа государственной власти, сущность которой состоит в применении методов принуждения.

Возможность использовать методы принуждения — общий универсальный признак органа, наделенного публичной властью. Специфика власти предполагает при определенных обстоятельствах использование методов принуждения. Орган, наделенный публичной властью, императивен по своей сути и содержанию деятельности. Это его важнейший признак. Однако трактовать его как единственный, посредством которого выражается сущность полиции (милиции), ошибочно. В странах Европейского союза суть полиции определяется посредством других атрибутов, которые позволяют утверждать о ней как об органе государственной власти, деятельность которого связана с помощью и оказанием разнообразных услуг гражданам, обществу и государству.

Развитие публичной (государственной) службы в условиях общеевропейской интеграции характеризуется ее последовательной модернизацией. Модернизация публичной службы — совокупность взаимообус-

ловленных и комплексных процессов, направленных на повышение эффективности и востребованности государственных услуг со стороны граждан и общества, в содержательном плане связанных с оптимизацией: ® целей и приоритетов деятельности государственной службы — общественно ориентированная стратегия деятельности;

® человеческих ресурсов — отбор, подготовка и управление государственными служащими; ® системно-структурной организации государственной службы — формирование и развитие административно-организационных уровней компетенции.

Административная модернизация государственной службы ведет к изменению природы и методологии деятельности современного государства в системе организации и деятельности государственной службы. Имеет место возникновение и развитие новой системы общественных отношений, которая может быть определена как общественно-административное партнерство.

Органы полиции Германии — профессиональная государственная (публичная) служба, входящая в систему государственной службы и наделенная властными полномочиями для оказания разнообразных услуг гражданам, обществу и государству, характеризующаяся специфическим отбором и обучением сотрудников, а также осуществляющая профессиональную деятельность на основе отношений общественно-административного партнерства. Полиция как государственная служба является активным субъектом и объектом процессов административной модернизации, в соответствии с которыми происходит качественная оптимизация (трансформация) полицейских целей и приоритетов деятельности, системно-структурного построения и человеческих ресурсов.

Полицейское образование и наука трансформируются в самостоятельную сферу человеческой деятельности и знаний. Полицейское образование — это целенаправленный процесс формирования профессиональных знаний и умений у сотрудника полиции на протяжении всей его профессиональной карьеры. В содержательном плане — поэтапное прохождение обязательных (бакалавриат) и дополнительных ступеней и систем профессиональной подготовки (повышение профессиональной квалификации и специализации, магистратура, докторантура).

Полицейская наука (полицеистика) — совокупность узкоспециализированных знаний, умений и навыков, связанных с изучением, анализом, организацией и методическим обеспечением деятельности полиции как профессиональной государственной службы и сотрудников полиции как представителей государства.

Профессиональная служба и служебный рост в полиции — это органическое сочетание профессиональных умений и знаний, полученных в результате успешного прохождения сертифицированных программ, курсов и семинаров в специализированных полицейских учреждениях с практическим стажем

профессиональной деятельности и положительной аттестацией, осуществляемой в рабочем порядке.

Процесс развития полиции как государственной службы, ее модернизация состоят в поэтапной минимизации объективно существующего противоречия между общественным пониманием и профессиональной трактовкой содержания задач, возлагаемых на полицию. Вследствие этого имеет место целенаправленный процесс переориентации деятельности полиции: с физического противодействия опасности на помощь и содействие законопослушным гражданам.

Необходимо констатировать первичность задач и вторичность организационной структуры органов полиции. Специфика задач, решаемых органами полиции как государственной службой, состоит в их общественно ориентированном характере, поэтому их содержание динамично. Изменение в содержании задач, возлагаемых на полицию, обусловливает существование постоянного процесса перестройки системно-структурной организации полиции, являющегося частным проявлением административной модернизации государственной службы.

Системно-структурная организация полиции является объектом разных по своему масштабу преобразований с периодичностью от трех до семи лет. Соответственно «срок жизни» в неизменном виде полицейских подразделений — не более семи лет, по истечении которых следуют преобразования. Их интенсивность определяется масштабами изменений в содержании задач, возложенных на полицию. Преобразования всегда носят внутриведомственный характер, они не затрагивают статус и принципы организации полиции как государственной службы.

Государственная служба России является субъектом и объектом процессов модернизации публичной службы, в содержательном отношении представляющих собой поэтапное внедрение в деятельность органов государственной власти философии и методологии общественно ориентированного (сервисного) государства.

Выделение в системе государственной службы России правоохранительной службы в качестве самостоятельного типа ошибочно и носит характер системного противоречия. Различия между гражданской и правоохранительной службой искусственны и не способствуют эффективной деятельности как самой милиции, так и обеспечению общественного порядка и безопасности.

Организация службы в милиции как профессиональной служебной деятельности граждан, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, требует системно-методологических изменений. Они должны быть направлены на поэтапное сокращение силовых методов деятельности и усиление общественного контроля над всеми сторонами деятельности милиции и ее сотрудников.

Развитие современной государственности характеризуется последовательным увеличением объема государственного управления, изменением задач, организации и методологии деятельности государственной службы. Еще несколько десятилетий назад основное внимание уделялось исключительно административной распорядительно-исполнительной деятельности. Однако активное развитие интеграционных процессов на европейском континенте и поэтапное внедрение концепции «электронного правительства» привели к качественным изменениям в системе государственной службы.

Государственная служба рассматривается как институт, призванный оказывать разнообразные услуги гражданам и обществу. В процессе оказания подобных государственных услуг действия государственных служащих должны быть конкурентными и

востребованными со стороны населения. Как следствие — государственная служба и ее сотрудники находятся под мощным общественным давлением, которое вынуждает их корректировать цели и задачи своей деятельности, подстраивать методологию и организацию под запросы и потребности граждан. Деятельность, связанная с постоянным совершенствованием (оптимизацией) целей и направлений деятельности, организационно-структурного построения, а также профессиональной подготовки и обучения сотрудников, составляет содержание процессов, которые могут быть определены как административная модернизация государственной службы.

1 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.

Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2002. С. 95.

КАТЕГОРИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И СИСТЕМА САНКЦИЙ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ УК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

СТ САМЕДОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии

Бакинского государственного университета, Баку

ShahlaTS@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются проблемы классификации преступлений и построение санкций в Особенной части УК Азербайджанской Республики 1999 г. Автор обращает внимание на несовершенство института классификации преступлений и вносит предложения о реформе как ст. 15, так и всей системы санкций Особенной части.

Ключевые слова: категории преступлений, общественная опасность, менее тяжкие преступления, тяжкие преступления, особо тяжкие преступления, дифференциация уголовной ответственности, санкции.

CATEGORIES OF CRIMES AND SISTEM OF SANCTIONS OF SPESIAL PART OF THE CRIMINAL CODE OF THE AZERBAIJAN REPUBLIC

S.T. SAMEDOVA,

candidate of Law Sciences, docent of Criminal Law and Criminology Baku State University

The summary. The institute of classification of crimes on a category is new, and as any new institute requires theoretical and practical analysis. In article, questions of the classification of crimes and construction of sanctions in the Criminal Code of the Azerbaijan Republic consider revising.

Key words: categories of crimes, social danger, crimes of average gravity, grave crimes, especially grave crimes, differentiation of the criminal responsibility, sanctions.

Классификация преступлений на разные по тяжести категории преступлений впервые в полном объеме осуществлена лишь в УК Азербайджанской Республики (далее — АР) 1999 г. В ст. 15 материальным критерием классификации преступлений законодатель определяет характер и степень общественной опасности преступлений1, формальным — типовую санкцию, которая выражает в сжатой и концентриро-

ванной форме тяжесть преступлений определенного вида через размер и вид наказания2. Особенная часть (по состоянию на 1 января 2009 г.) устанавливает ответственность за 599 составов преступлений. Из них 33,4% (200 составов) относятся к преступлениям, не представляющим большой общественной опасности (I категория); 40,4% (242) — к менее тяжким преступлениям (II категория); 19,4% (116) — к тяжким пре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.