Научная статья на тему 'Адекватность финансовой системы потребностям экономики и оценка эффективности её функционирования'

Адекватность финансовой системы потребностям экономики и оценка эффективности её функционирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
825
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ / ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ / FINANCIAL SYSTEM / EVALUATION OF THE EFFICIENCY IN THE FUNCTIONING OF THE FINANCIAL SYSTEM / FINANCIAL FLOWS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федулова Светлана Федоровна

Даётся анализ термина «система», обосновывается применение системоаналитического подхода к оценке эффективности функционирования финансовой системы страны и её регионов, доказывается неадекватность финансовой системы страны потребностям экономики, рассматриваются недостатки финансовой системы, предлагаются критерии оценки эффективности функционирования финансовой системы и направления анализа финансовых потоков региональных финансовых систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The adequacy of the financial system to the economy needs and the evaluation of the efficiency in its functioning

The article presents the analysis of the term system and proves the use of the systematic and analytical approach to the evaluation of the efficiency in the functioning of the financial system at the regional and national levels. The author confirms inadequacy the national financial systems to the economy needs. The drawbacks of the financial system are also considered. The article suggests the criteria to the efficiency of functioning of the financial system and offers the directions for the analysis of financial flows in regional financial systems.

Текст научной работы на тему «Адекватность финансовой системы потребностям экономики и оценка эффективности её функционирования»

50

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 336.01(045)

С.Ф. Федулова

АДЕКВАТНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ПОТРЕБНОСТЯМ ЭКОНОМИКИ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЁ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Даётся анализ термина «система», обосновывается применение системоаналитического подхода к оценке эффективности функционирования финансовой системы страны и её регионов, доказывается неадекватность финансовой системы страны потребностям экономики, рассматриваются недостатки финансовой системы, предлагаются критерии оценки эффективности функционирования финансовой системы и направления анализа финансовых потоков региональных финансовых систем.

Ключевые слова: финансовая система, оценка эффективности функционирования финансовой системы, финансовые потоки.

В научной литературе рассматривается множество дефиниций термина «система». Наиболее ёмкое и точное определение принадлежит, на наш взгляд, академику П.К. Анохину: «Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлечённых компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретает характер взаимосодействия компонентов на получение сфокусированного полезного результата» [1]. Думается, в современных условиях особенно важно последнее положение этого определения. Система должна состоять не просто из множества взаимодействующих элементов, эти элементы должны быть взаимозависимыми и взаимосодействующими, причём взаимосодействие должно быть направлено на достижение конкретного, определённого результата.

В современной экономической литературе термин «система» применяется очень часто, но далеко не всегда авторы понимают под ним определённое выше понятие. В практической деятельности также зачастую не применяется системный подход при принятии тех или иных управленческих решений, связанных с функционированием экономических систем, в частности, финансовой системы. При принятии решений, влекущих изменения в одном из звеньев (элементов) системы, не анализируются и не прогнозируются процессы, которые могут произойти в результате претворения этих решений в практической деятельности в других звеньях системы. Между тем любое решение, направленное на повышение результативности функционирования какого-то одного звена системы, может привести к отрицательным последствиям в другом звене. Причём эти отрицательные последствия могут нивелировать положительный результат в целом для системы или даже привести к отрицательным результатам. Изменения в одном элементе системы оказывают особенно сильное влияние на другие элементы, если связь в системе двухсторонняя. Если же под системой понимать, по П.К. Анохину, «комплекс избирательно вовлечённых компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретает характер взаимосодействия компонентов на получение сфокусированного полезного результата», то при управлении любой системой необходим комплексный подход, учитывающий характер влияния изменений в одном звене или элементе системы на её другие звенья или элементы.

Финансовая система, так же как и любая другая система, представляет собой целостность, состоящую из некоторых единиц (звеньев). В учебной и научной финансовой литературе даются разные определения финансовой системы. В основном финансовую систему рассматривают с двух позиций: как совокупность определённых сфер и звеньев финансовых отношений и как совокупность финансовых учреждений страны. По мнению автора, финансовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимосодействующих звеньев и элементов, сгруппированных по сферам финансовых отношений, посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование фондов денежных средств, денежных доходов и накоплений для достижения целей финансовой политики и финансового обеспечения материальных интересов всех участников общественного воспроизводства.

Практическая значимость финансовой системы состоит в том, что посредством финансового распределения должно быть обеспечено достижение материальных интересов всех участников общественного воспроизводства. Государство, хозяйствующие субъекты и население при распределении ВВП и национального дохода должны получать такие доли доходов, которые обеспечили бы им дос-

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2010. Вып. 1

таточный уровень социально-экономического развития и жизни. В настоящее время перекосы в финансовом распределении очевидны и задачей финансовой науки является достижение оптимальности пропорций распределения, что возможно только при эффективной финансовой системе.

К сожалению, сегодня финансовая система России довольно слаба и не может обеспечить экономический рост финансовыми ресурсами. В совместном проекте Ассоциации региональных банков «Россия» и рейтингового агентства «Эксперт РА» при поддержке Общественной палаты РФ «О концепции развития финансовой системы России: мощь, открытость, суверенитет» был проведён анализ российской финансовой системы. К основным недостаткам финансовой системы были отнесены её зависимость от внешних рынков, несоразмерность масштабам экономики, ложные финансовые цели, нерациональная аллокация финансовых ресурсов, дефицит долгосрочных финансовых ресурсов. Действительно, совокупные активы финансового сектора составляют немногим более 60 % ВВП, что недостаточно для эффективного обслуживания экономики даже по меркам развивающихся стран. В большинстве развитых стран этот показатель превышает 300 % ВВП. При этом более 90 % активов финансовых институтов составляют активы банковского сектора, но и этот сектор по уровню развития отстаёт от развитых стран. По-прежнему недостаточно развиты долгосрочное кредитование, ипотека, страхование и другие финансово-кредитные услуги.

Развитие финансовой системы невозможно без объединённого синхронного развития всех её звеньев. Поэтому только системоаналитический подход - как наиболее обобщённая методология современной науки - способен привести к адекватной оценке сегодняшнего состояния финансовой системы и к формированию действенных рекомендаций по её целенаправленному развитию. В связи с этим очевидна необходимость оценки взаимодействия всех факторов, влияющих на функционирование финансовой системы. Дело учёных - выявить направления этих взаимодействий. В настоящее время много статей в литературе посвящено изучению государственных финансов и финансов предприятий, но мало изучено влияние развития предприятий на государственные финансы, и наоборот.

Для оценки эффективности функционирования финансовой системы не разработаны критерии, нет методологии оценки. Критерий должен соответствовать существу задачи, для решения которой предназначена оцениваемая система, а задачи финансовой системы не обозначены ни в каком документе, да и задачи отдельных её звеньев формулируются по-разному разными авторами и весьма расплывчато. История отечественной экономики показывает, что критерии эффективности не были удачными ни для какого периода её развития, вследствие неверной постановки задач. Например, в начале 90-х гг. ставилась задача поиска оптимальных источников финансирования дефицита бюджета, а к ним относили выпуск государственных ценных бумаг в отличие от займов Минфина РФ в Центробанке в предыдущие годы. Бумаги стали выпускать, начиная с 1993 г., но при этом никто не компенсировал отвлечение средств из реального сектора экономики. Напротив, расходы федерального бюджета на финансирование народного хозяйства снижались все годы, в течение которых осуществлялся выпуск государственных ценных бумаг.

Отрицательные изменения, происходившие в таком звене финансовой системы, как «Финансы хозяйствующих субъектов»: рост числа убыточных организаций, снижение объёмов производства, рост недоимки по платежам в бюджет, во многом были связаны с недостаточной проработанностью вопросов системного подхода к развитию финансовой системы и реализации финансовой политики. Отвлечение ресурсов из реального сектора экономики не было компенсировано ни увеличением объёмов государственного финансирования, ни льготным налогообложением, ни созданием возможностей для более широкого использования банковских кредитов.

Чтобы выбрать адекватный критерий эффективности функционирования финансовой системы, необходимо в полном соответствии с принципами системоанализа вернуться к изначальному вопросу

- для чего существует финансовая система. На наш взгляд, в соответствии с распределительной концепцией финансов главной задачей финансовой системы является обеспечение таких пропорций распределения ВВП между звеньями и элементами финансовой системы, которые позволили бы развиваться каждому из них, причём не одному за счёт других, а одновременно и совместно. Никакое звено финансовой системы не должно развиваться в отрыве от других, без учёта развития других звеньев. Финансовые ресурсы ограничены, и ни одно звено не вправе использовать их только для собственных целей. В настоящее время при функционировании финансовой системы этот принцип не соблюдается.

В настоящее время довольно много научных статей и диссертационных исследований посвящено определению научно обоснованных пропорций распределения средств консолидированного бюд-

жета между звеньями бюджетной системы России, при этом об обоснованности пропорций распределения средств между звеньями финансовой системы научных изысканий проводится явно недостаточно, а возможно, не проводится вообще, так как автору данной статьи и его коллегам не встречались исследования на данную тему.

При создании и функционировании системы оптимизировать нужно не только её параметры, но и её цели, которые, в свою очередь, должны соответствовать наложенным на систему ограничениям. В финансовой системе распределяется общественный продукт, который создаётся в реальном секторе, но распределение его осуществляется в основном на федеральном уровне и не в пользу регионов. Можно долго спорить о степени централизации финансовых и, в частности, бюджетных ресурсов, но статистика показывает отрицательную динамику состояния региональных бюджетов при увеличении степени централизации.

Вследствие стабилизации экономики в докризисный период увеличивался сальдированный финансовый результат организаций. При этом доля чистой прибыли, являющейся сегодня одним из двух основных источников финансирования инвестиций, в ВВП в среднем за 2000-е гг. составляла немногим более 10 % , тогда как доходы федерального бюджета составляли более 20 % ВВП. Конечно, мы не считаем, что доли доходов всех звеньев финансовой системы в ВВП должны быть равными, но полагаем, что темпы роста доли доходов в ВВП такого базового звена финансовой системы, как финансы предприятий, должны быть хотя бы такими же, как у государственных финансов. Плачевное состояние основных фондов во многих отраслях (физический износ около 50 %, а в некоторых отраслях более 70 %) требует 7-10 трлн. руб. ежегодных инвестиций в основной капитал. Прибыль и амортизационные отчисления предприятий не дают таких сумм, а эффективность трансформационного механизма финансовой системы для перелива сбережений в инвестиции крайне низка, что не позволяет развиваться основному звену финансовой системы на должном уровне.

Критерий оценки эффективности финансовой системы должен быть репрезентативным и релевантным, критичным (чувствительным) к изменениям всех параметров системы и отображать основную цель функционирования финансовой системы. Объективной необходимостью становится создание целостной системы планирования и мониторинга функционирования финансовой системы и оценки её социально-экономической эффективности с помощью количественных и качественных индикаторов.

Обобщающим показателем оценки эффективности функционирования финансовой системы может быть уровень финансовых ресурсов на душу населения. На объём финансовых ресурсов влияет множество факторов. Общий объём финансовых ресурсов складывается из ресурсов всех звеньев финансовой системы. Поскольку эффективность экономики в целом определяется платежеспособным спросом потребителей, то объём финансовых ресурсов на душу населения будет отражать эффективность функционирования не только финансовой системы, но и социально-экономического развития общества в целом. Для более полного анализа необходимо сформировать комплекс показателей мониторинга эффективности функционирования финансовой системы. Такими показателями могут быть:

1) коэффициент финансовой результативности - рассчитывается как отношение финансовых ресурсов на душу населения;

2) коэффициент финансовой независимости - показывает соотношение собственных и заёмных финансовых ресурсов;

3) коэффициент автономии - рассчитывается как отношение заёмных финансовых ресурсов к их общей сумме;

4) коэффициент дефицита - отношение дефицита баланса финансовых ресурсов к сумме расходов или к ВВП (для субъектов федерации - к ВРП);

5) коэффициент соотношения темпов роста доходов и расходов в балансе финансовых ресурсов в случае его дефицита или профицита;

6) темп роста (снижения) государственного (муниципального) долга - отношение задолженности субъекта федерации на конец периода к задолженности на начало периода.

Эти коэффициенты следует анализировать в динамике, предназначены они для оценки состояния всей финансовой системы. Для коэффициентов со второго по шестой необходимо установить экономически обоснованные нормативы, при этом можно ориентироваться на статистику данных в среднем по России или по группе благополучных в финансовом отношении регионов (для оценки

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2010. Вып. 1

финансовой системы субъектов РФ), или на усреднённые зарубежные данные с учётом их корректировки после построения оптимизационных моделей для России.

В последние годы некоторые авторы стали выделять финансовые системы на уровне региона или субъекта Российской Федерации. В экономической и финансовой литературе вопросам определения состава финансовой системы субъектов РФ уделяется незначительное внимание. Возникает вопрос о правомерности выделения финансовых систем на субфедеральном уровне. На наш взгляд, такое выделение не только обоснованно, но и целесообразно в условиях развития самостоятельности субфедеральных властей, становления новой государственности на подлинно федеративных началах. В настоящее время большое внимание в научной литературе уделяется реформированию бюджетного устройства Российской Федерации, совершенствованию межбюджетных отношений, разделению бюджетных полномочий между федеральными и субфедеральными органами власти, а также между субъектами федерации и органами местного самоуправления. Однако, на наш взгляд, данные проблемы необходимо решать в комплексе, рассматривая не только обеспеченность субъекта федерации бюджетными ресурсами, но и развитие его финансовой системы в целом. Под финансовой системой субъекта федерации автор понимает совокупность звеньев и элементов, посредством которых реализуются финансовые отношения на территории субъекта.

Состояние финансовых систем субъектов федерации определяет состояние финансовой системы страны в целом, так как именно в рамках субъектов федерации происходит создание ВВП, осуществляется собственно экономическое и социальное развитие страны в целом. На уровне субъекта федерации проверяется степень эффективности управления финансовой системой страны в целом. Слабость экономического состояния регионов неминуемо приведёт к ослаблению федерального бюджета. Именно поэтому важно, чтобы финансовые системы субъектов были эффективными.

Материальное воплощение отношения между звеньями финансовой системы как на федеральном, так и на региональном уровне получают в движении финансовых ресурсов и финансовых потоков. Для целей эффективного управления финансовыми потоками необходимо обоснование их сущности и классификации, определение региональных органов власти, которые будут осуществлять управление ими, и их функций.

Проблема управления финансовыми потоками субъектов федерации усложняется тем, что нет достоверных данных для проведения их анализа и нет единого мнения по вопросу их сущности и состава. Отсутствуют теоретические разработки, посвящённые определению объёма и комплексному анализу финансовых потоков государства и территорий, что, безусловно, затрудняет эффективное управление ими.

На наш взгляд, в настоящее время в качестве основы для анализа и прогнозирования финансовых потоков субъекта РФ можно использовать данные финансовых органов о бюджетах и бюджетах внебюджетных фондов, данные Центрального банка РФ и его территориальных отделений, а также данные финансовых балансов субъектов РФ. Наибольший удельный вес внутри финансовых потоков регионов занимают бюджетные потоки. Анализ движения бюджетных средств и средств внебюджетных фондов осуществляют различные финансовые органы, пожалуй, это самые изучаемые и наиболее исследуемые в научном плане финансовые потоки. Аналитический департамент Центрального банка России исследует кредитные потоки. Документом, в котором все эти потоки исследуются в комплексе, является финансовый баланс.

Финансовый баланс субъекта Российской Федерации представляет собой свод всех доходов и расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, территориальных отделений государственных внебюджетных фондов, он включает также прибыль расположенных на территории субъекта Российской Федерации организаций, остающуюся в их распоряжении, и амортизацию. Однако, несмотря на то что в финансовом балансе наиболее полно отражается движение финансовых потоков, в нём всё-таки отражаются не все финансовые потоки. В частности, в нём не отражается движение сбережений населения, а ведь это важнейший источник финансирования инвестиций. Данные о движении денежных средств населения можно получить из баланса денежных доходов и расходов населения. Все эти документы разрознены, составляются разными ведомствами, зачастую их данные по одним и тем же показателям и за один и тот же период времени различаются между собой, и поэтому управление и анализ финансовых потоков на основании данных этих документов затруднителен.

Для повышения эффективности функционирования финансовой системы необходимы:

- разработка методики определения видов и величины финансовых потоков и их классификация;

- разработка баланса финансовых потоков;

- разработка методики анализа финансовых потоков.

Для определения видов и величины финансовых потоков можно воспользоваться данными казначейских органов и кредитных организаций, так как именно в этих органах осуществляются финансовые операции и происходит фиксация перемещения финансовых потоков.

При составлении баланса финансовых потоков необходимо учитывать приток и отток финансовых ресурсов в регионе по разным видам классификации финансовых потоков. Наиболее важной и существенной для целей управления является классификация по отраслям экономики и назначению.

На сегодняшний день оценить эффективность управления финансовыми потоками территории достаточно проблематично, поскольку не существует конкретных целей управления ими и системы оценочных индикаторов эффективности. На наш взгляд, диагностировать качество управления финансовыми потоками территории можно по следующей схеме.

Во-первых, необходимо выделить и классифицировать финансовые потоки территории, а затем оценить их состояние. Для этого нужно провести выборочную проверку достоверности отчётных данных о состоянии финансовых потоков, оценить степень их сбалансированности (приток - отток) и ликвидности (совпадение по времени источников и обязательств), выявить влияние факторов, определяющих состояние и тенденции динамики финансовых потоков в целом и их составляющих, сформировать систему показателей (индикаторов) для мониторинга финансовых потоков.

Во-вторых, следует оценить платёжеспособность субъекта федерации. Для этого необходимо составить кредитную историю субъекта, собрать и систематизировать данные о долге субъекта федерации, определить показатели, характеризующие нагрузку на субфедеральный и муниципальные бюджеты по обслуживанию и погашению долговых обязательств, обосновать максимально допустимый объём и условия дополнительных заимствований, выявить и оценить факторы, влияющие на кредитоспособность субъекта федерации.

В-третьих, нужно оценить динамику инвестиционного потенциала региона.

В-четвёртых, необходимо оценить качество управления финансовыми потоками и проводимой финансовой политики. Для этого следует разработать систему оценочных индикаторов и критерии для формализованной оценки финансовой политики, проводимой субфедеральными властями.

Научная разработка проблем оценки эффективности функционирования финансовой системы страны и её регионов позволит принимать решения, направленные на улучшение финансового состояния региона и рост его экономики.

* * *

1. Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.

Поступила в редакцию 16.12.09

S.F. Fedulova, candidate of economics, associate professor

The adequacy of the financial system to the economy needs and the evaluation of the efficiency in its functioning

The article presents the analysis of the term “system” and proves the use of the systematic and analytical approach to the evaluation of the efficiency in the functioning of the financial system at the regional and national levels. The author confirms inadequacy the national financial systems to the economy needs. The drawbacks of the financial system are also considered. The article suggests the criteria to the efficiency of functioning of the financial system and offers the directions for the analysis of financial flows in regional financial systems.

Keywords: financial system, evaluation of the efficiency in the functioning of the financial system, financial flows.

Федулова Светлана Федоровна, кандидат экономических наук, доцент Институт экономики и управления ГОУВПО «УдГУ»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

E-mail: fin@inem.uni.udm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.