УДК 615.322 Э.А. Алексеева, Л.Н. Шантанова
АДАПТОГЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ КОМПЛЕКСНОГО РАСТИТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА «КАРДЕКАИМ»
Многокомпонентное растительное средство «Кардекаим» обладает широким спектром адаптогенного действия, повышая резистентность организма лабораторных животных к действию экстремальных факторов различной природы.
Ключевые слова: кардекаим, адаптогенная активность, тибетская медицина.
E.A. Alekseeva, L.N. Shantanova adaptogenic action of the complex herbal drug «kardekaim»
The multicomponent herbal drug «Kardekaim» has a wide range of adaptogene effect, raising the resistance of organisms of laboratory animals to the influence of extreme factors of different nature.
Key words: «Kardekaim», adaptogene activity, Tibetan medicine.
Введение
В настоящее время, несмотря на значительные успехи медицинской и фармацевтической науки, во многих странах отмечается существенный рост заболеваемости населения «болезнями цивилизации», к которым относят рак, ишемическую болезнь сердца, гипертоническую болезнь, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет, иммунодефицитные состояния и др. Как свидетельствуют эпидемиологические и экспериментальные исследования, в возникновении всех этих заболеваний существенную, а иногда и решающую роль играет чрезмерно интенсивная и длительная стресс-реакция, вызванная воздействием факторов окружающей среды [8]. Анализ природы факторов указывает на несомненное негативное влияние резкого изменения среды обитания, связанного с ухудшением экологической обстановки, изменением режима и рациона питания, условий труда и проживания, неизмеримо возросшим, особенно в городах, темпом жизни, на современного человека. Наряду с этим быстрое повышение потока информации и широкое внедрение новых информационных технологий вызывают нервно-психическое перенапряжение с развитием синдрома хронического эмоционального стресса. Эти исторически обусловленные процессы протекают на фоне ослабления организма вследствие ограничения физической подвижности (гиподинамии, гипокинезии), недостаточного использования закаливающих мероприятий, злоупотребления медикаментозными средствами, а также табаком и алкоголем. В результате, подвергаясь разного рода антропогенным стрессорным воздействиям, современный человек зачастую не в состоянии справиться с перегрузками и адаптироваться к новым условиям существования, вследствие чего наблюдается повсеместное распространение «болезней цивилизации».
В связи с этим изучение закономерностей адаптационного процесса и поиск средств и способов повышения функциональных резервов организма находятся в русле приоритетных задач современных медико-биологических наук. Все большую актуальность приобретает повышение неспецифической сопротивляемости организма с помощью фармакологических средств - адаптогенов. Наиболее перспективным направлением является разработка адаптогенных препаратов на основе сырья природного происхождения, обладающих рядом преимуществ по сравнению с синтетическими средствами: они, как правило, содержат широкий спектр биологически активных веществ; обладают несколькими видами фармакологической активности; характеризуются плавным нарастанием фармакологического эффекта, отсутствием неблагоприятных побочных реакций при длительном приеме [6, 10].
Традиционная тибетская медицина располагает большим арсеналом общеукрепляющих средств - «жудлэнов», рекомендуемых при астенических состояниях ослабленным больным, а также лицам преклонного возраста «для усиления памяти и ума», «укрепления сил тела», «долголетия и здоровья» [12]. На основе одной из рецептурных прописей «жудлэнов» нами разработано средство в виде 40%-ной спиртовой настойки из побегов караганы гривастой (Caragana jubata (Pall) Poir.), семян кардамона (Elettaria cardamonum White et maton), корневищ девясила высокого (Inula helenium L.) и имбиря (Zingiber officinale Rose.), условно названное «Кардекаим».
59
Целью настоящего исследования является определение спектра адаптогенной активности комплексного растительного средства «Кардекаим».
Материалы и методы
Эксперименты выполнены на белых крысах линии Wistar обоего пола массой 160-200 г и белых мышах линии СВА обоего пола массой 18-20 г. Животные находились в стандартных условиях содержания в виварии Института общей и экспериментальной биологии СО РАН на обычном рационе (Приказ МЗ СССР №1179 от 10.10.83 г.). Эксперименты проводили в соответствии с «Правилами Европейской конвенции по защите позвоночных животных, используемых для экспериментальных и иных научных целей». Животных умерщвляли методом мгновенной декапитации под легким эфирным наркозом.
Животным опытной группы превентивно в течение семи дней до стрессорного воздействия вну-трижелудочно вводили деалкоголизированный раствор кардекаима в объеме 5 мл/кг за 1 ч до кормления. Животные контрольной группы получали эквиобъемное количество дистиллированной воды. В качестве препарата сравнения вводили эквиобъемное количество деалкоголизированного раствора экстракта элеутерококка [3].
С целью определения спектра адаптогенной активности испытуемого средства определяли его влияние на общую, скоростную и силовую физическую выносливость; устойчивость к гипобарической и тканевой гипоксии, действию радиации, интоксикации, а также к иммобилизационно-болевому стрессу. Общую физическую выносливость определяли общепринятым методом по продолжительности плавания с грузом, составляющим 7% от массы тела до полного утомления, критерием которого служило 10-секундное погружение животного под воду. Скоростную физическую выносливость оценивали по продолжительности бега мышей в третбане при скорости 40 м/мин [7]. Силовую выносливость оценивали по времени виса мышей на шесте от начала удержания до момента падения [2]. Острую гипо-барическую гипоксию воспроизводили в барокамере путем «подъема» мышей на «высоту» 10000 м (атм. давление - 196,8 мм рт.ст., парциальное напряжение кислорода - 50 мм рт.ст.). Модель тканевой гипоксии создавали путем внутрибрюшинного введения мышам водного раствора ацетата свинца в дозе 2 г/кг. Устойчивость животных к гипоксии определяли по продолжительности жизни животных [4]. Рентгеновское облучение осуществляли на установке РУМ-II. Мощность дозы облучения составляла 50 рентген/мин. Критерием радиозащитного действия служило количество выживших животных в течение 30 суток после облучения, а также средняя продолжительность жизни погибших мышей. Интоксикацию гепатотропным ядом осуществляли путем внутрибрюшинного введения 50% масляного раствора четыреххлористого углерода в дозах ЛД16, ЛД50, ЛД84 что составляет соответственно 1,5, 2,0, 2,5 мг/кг. Гепатопротекторное действие кардекаима определяли по количеству выживших животных в течение 48 часов после интоксикации. Модель иммобилизационно-болевого стресса воспроизводили путем иммобилизации животных в течение 18 часов, болевой компонент вызывали электрическим раздражением области хвоста сериями импульсов силой тока 50 мА [11]. Для оценки антистрессорной активности определяли массу надпочечников и тимуса, а также количество деструктивных повреждений слизистой желудка. Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием критерия Стьюдента и критерия Манна-Уитни [9].
Результаты и их обсуждение
Результаты проведенных исследований показали, что превентивное введение кардекаима в объеме 5 мл/кг оказывает выраженное актопротекторное действие, повышая общую, скоростную и силовую физическую выносливость лабораторных животных (табл. 1).
Таблица 1
Влияние кардекаима на физическую выносливость животных
Группы животных Объем, мл/кг Продолжительность
плавания мышей, мин (n=10) бега мышей, мин (n=8) виса мышей, мин (n=8)
при однократном введении
Контрольная (Н2О) 5,0 мл/кг 4,6 ± 0,42 6,0 ± 0,8 6,8± 1,7
Опытная і (карде -каим) 5,0 мл/кг б,4±0,41* 10,2±1,7* 18,2±2,2*
Опытная 2 (элеутерококк) 5,0 мл/кг б,5±0,32* - 12,4±1,1*
при многократном введении
Контрольная (Н2О) - 5,5 ± 0,5 5,8± 0,б -
Опытная і (карде -каим) 5 мл/кг 9,70±1,1* 13,7±1,7* -
Опытная 2 (элеутерококк) 5 мл/кг б,7±0,82 10,5±1,9* -
Примечание: * - здесь и далее значения, достоверно отличающиеся от данных о животных контрольной группы при р<0,05
Данные, приведенные в таблице 1, свидетельствуют, что на фоне однократного введения кардекаима отмечается достоверное увеличение продолжительности плавания и бега животных в третбане на 40 и 70% соответственно, продолжительность виса животных на шесте, характеризующая силовую выносливость, увеличивалась в среднем в 2,5 раза по сравнению с данными животных контрольной группы. Курсовое введение кардекаима существенно усиливало его актопротекторное действие. Причем эффективность испытуемого средства по показателям скоростной и силовой выносливости превосходит аналогичные показатели в группе животных, получавших препарат сравнения - экстракт элеутерококка.
Результаты следующей серии экспериментов показали, что превентивное курсовое введение кар-декаима повышает толерантность животных к гипоксии, о чем свидетельствует увеличение продолжительности жизни животных опытной группы при гипоксической и тканевой гипоксии на 60 и 32% соответственно по сравнению с контролем. При этом антигипоксический эффект исследуемого средства был выше, чем у препарата сравнения (табл. 2).
Таблица 2
Влияние кардекаима на продолжительность жизни мышей при различных видах гипоксии
Группы Продолжительность жизни, мин
при гипобарической гипоксии (n=10) при тканевой гипоксии (n=10)
Контрольная (Н2О) 25б±22,5 81,0 ± 4,9
Опытная і (кардекаим) 410±38,5* 107,0 ± 5,5*
Опытная 2 (элеутерококк) 344±35,5* 93,5±5,4
Установлено, что курсовое превентивное введение кардекаима в указанном объеме оказывает умеренное радиозащитное действие, предотвращая гибель и увеличивая среднюю продолжительность жизни облученных животных. Так, при облучении 450 Р кардекаим предотвращает гибель 50% мышей и существенно увеличивает среднюю продолжительность жизни животных. Защитное действие кардекаима обнаруживается даже при облучении б50 Р: через 30 суток после облучения выжило 30% животных и в 3 раза увеличивалась средняя продолжительность жизни погибших мышей. Радиозащитное действие кардекаима было сопоставимо с эффективностью препарата сравнения (табл. 3).
Таблица 3
Радиопротекторная активность кардекаима при его курсовом введении мышам
Группы животных Доза облучения
450 Р 550 Р б50 Р
% выживания СПЖ, сут. % выживания СПЖ, сут. % выживания СПЖ, сут.
Контрольная (n=10) 0 11 0 7 0 3
Опытная і (кардекаим) (n=10) 40 19 30 15 10 10
Опытная 2 (элутеро-кокк) (n=10) 4 20 30 15 10 7
Как следует из данных, приведенных на рис. 1, при введении СС14 в дозе ЛД1б (1,5 мг/кг) в контрольной группе через 48 часов погибло 20% мышей, в опытной группе животных, получавших кардекаим, гибели животных не отмечалось.
120 -і
loo
Рис.1 Антитоксическая активность кардекаима при интоксикации СС14. А-/1Д16, Б-/ІД50, В-/1Д84. 1 -контроль, 2-кардекаим, 3 - элеутерококк.
Рис. 1. Антитоксическая активность кардекаима прим интоксикации СС14 А-ЛД , Б-ЛД50, В-ЛД84.
1-контроль, 2-кардекаим, 3-элеутерококк
Введение СС14 в дозе ЛД50 (2,05мг/кг) вызвало гибель 50% мышей контрольной группы, превентивное введение кардекаима предотвращало ее в 10% случаев. На фоне введения СС14 в дозе ЛД84 (2,5мг/ кг) выживало 20% животных, введение кардекаима увеличивало данный показатель в 2,5 раза. Антитоксическая активность кардекаима превышала таковую у препарата сравнения.
Установлено, что в результате иммобилизационно-болевого стресса у белых крыс развивается комплекс изменений во внутренних органах, характерный для стресс-реакции, т.н. «триада Се-лье»: гипертрофия надпочечников, инволюция тимуса, формирование макроскопически различимых геморрагически-язвенных дефектов слизистой оболочки желудка. Профилактическое введение карде-каима в указанном объеме оказывает выраженное стресспротективное действие, о чем свидетельствует уменьшение степени гипертрофии надпочечников на 15%; увеличение относительной массы тимуса на 40% по сравнению с аналогичными показателями животных контрольной группы (табл. 4).
Кроме того, курсовое введение испытуемого средства задерживает развитие деструктивных изменений в слизистой оболочке желудка крыс. Так, у животных опытной группы имелись лишь единичные точечные геморрагически-язвенные дефекты, тогда как у животных контрольной группы повреждений было почти в 5 раз больше. Антистрессорная активность испытуемого средства была сопоставима с
б2
таковой у препарата сравнения - экстракта элеутерококка.
Таблица 4
Антистрессорная активность кардекаима при иммобилизационно-болевом стрессе
Группы животных Относительная масса, мг/100 г Количество деструкций в слизистой желудка на одно животное
надпочечников тимуса
Интактная 17,3 ±± 0,8 152,6 ±± 12,0 0
Контрольная (стресс) 27,1 ±± 1,4 96,4 ±± 8,5 6,1±0,5
Опытная 1 (кардекаим) 23,3 ± 1,1* 134,1 ± 10,1* 1,3±0,7*
Опытная 2 (элеутерококк) 22,7±1,7 99,8±4,12 1,5±0,6*
Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что кардекаим обладает широким спектром адаптогенной активности, повышая неспецифическую резистентность животных к действию экстремальных факторов различной природы - интенсивным физическим нагрузкам, гипоксии, радиации, интоксикации, а также препятствует развитию катаболических изменений, обусловленных иммобилизационно-болевым стрессом. Показано, что только курсовое введение обеспечивает достоверное увеличение устойчивости животных к воздействию экстремальных факторов. Этот факт согласуется с данными о том, что протекторное действие адаптогенных препаратов обусловлено в большей степени геномными эффектами: изменением транскрипции генов, синтеза белков de novo, что наиболее отчетливо проявляется при длительном курсовом введении [5].
Выявленная в наших экспериментах высокая эффективность кардекаима обусловлена, по-видимому, наличием в его составе широкого спектра биологически активных веществ, относящихся к различным классам химических соединений - флавоноидам, сапонинам, кумаринам, эфирным маслам, полисахаридам, органическим кислотам, витаминам, минеральным веществам и др. [3]. Можно предположить, что указанные вещества стимулируют эрготропные и трофотропные процессы в клетках, обеспечивая тем самым формирование состояния неспецифически повышенной сопротивляемости организма к воздействию экстремальных факторов различной природы.
Литература
1. Амосова Е.Н., Зуева Е.П., Разина Т.Г. Поиск новых противоязвенных средств из растений Сибири и Дальнего Востока // Экспериментальная и клиническая фармакология. - 1998. - Т. 61. - С. 31-35.
2. Арбузов С.Я., Сташков А.М., Короткова В.П. Влияние проникающей радиации и некоторых средств химической защиты на физическую выносливость животных // Фармакология и токсикология. - 1960. -Т. 23. Вып. 5. - С. 459-464.
3. Головкин Б.Н., Руденская И.А., Трофимова И.А. Биологически активные вещества растительного происхождения. -М.: Наука, 2001. - Т.1. - 350 с.
4. Лукьянова Л.Д. Методические рекомендации по экспериментальному изучению препаратов, предлагаемых для клинического изучения в качестве антигипоксических средств. - М., 1990. - 18 с.
5. Маслов Л.Н., Лишманов Ю.Б. Сосудистые эффекты препаратов женьшеня // Экспериментальная и клиническая фармакология. - 2008. Т.71. №. - 5. - С. 58-69.
6. Кукес В.Г и др. Методические указания по доклиническому изучению новых препаратов, разрабатываемых из природного сырья // Руководство по экспериментальному (доклиническому) изучению новых фармакологических веществ. - М., 2000. - С. 346-348.
7. Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище //Методические указания МУК 2.3.2.721 - 98 / Минздрав России. М., 1999. - 88 с.
8. Пшенникова М.Г. Феномен стресса. Эмоциональный стресс и его роль в патологии // Патология физиологии. - 2001. - № 1. - С. 26-30.
9. Сергиенко В.И., Бондарева И.Б. Математическая статистика в клинических исследованиях. - М.: Гэотар Медицина, 2000. - 263 с.
10. Сур С.В., Гриценко Э.Н. Проблемы и перспективы разработки и внедрения современных лекарственных средств растительного происхождения // Фарматека. - 2001. - № 9. - С.10-14.
11. Юматов Е.А. и др. Устойчивость к эмоциональному стрессу и сердечно-сосудистые реакции при действии нейропептида - субстанции «Р» // Вазоактивные пептиды. - София, 1980. С. 44-45.
12. «Чжуд-ши»: Канон тибетской медицины / пер. с тибет. Д.Б. Дашиева. - М.: Восточная литература, 2001. - 766 с.
Алексеева Эльвира Алексеевна - кандидат медицинских наук, зав. кафедрой анатомии и физиологии, медицинского факультета Бурятского государственного университета. 670002, Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 36 а, тел. 66-20-62, е-mail: [email protected]
Шантанова Лариса Николаевна - доктор биологических наук, профессор, зав. лабораторией безопасности биологически активных веществ Института общей и экспериментальной биологии СО РАН, тел. 43-37-13, е-mail: [email protected]
Alekseeva El'vira Alekseevna - candidate of medical sciences, head of department of anatomy and physiology, medical faculty of Buryat State University. 670002, Ulan-Ude, Oktyabr’skaya str., 36 а, ph. 66-20-62, e-mail: [email protected]
Shantanova Larisa Nikolaevna - doctor of biological sciences, professor, head of the laboratory of safety of biological active substances, Institute of General and Experimental Biology SB RAS. 670047, Ulan-Ude, Sakhiyanova str.. 6, ph. 43-37-13, e-mail: [email protected]
УДК 616921.5-053.2 Е.Н. Цыбикова, И.П. Убеева,
Л.Р. Абидуева, К.Ж. Маланов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК В ПРОФИЛАКТИКЕ ОСТРЫХ РЕСПИРАТОРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В ОРГАНИЗОВАННЫХ ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ
Статья посвящена использованию новых средств растительного происхождения в профилактике респираторных инфекций у часто болеющих детей в организованных детских коллективах.
Ключевые слова: биологически активные добавки, острые респираторные заболевания, часто болеющие дети.
E.N. Tsybikovа, I.P. Ubeeva, L.R. Abidueva, K.Zh. Malanov
THE USE OF DIETARY SUPPLEMENTS IN PREVENTION OF THE ACUTE RESPIRATORY INFECTIONS IN ORGANIZED GROUPS OF CHILDREN
The article is devoted to the new remedies of plant origin, which turns out an exhaustive pronounced anti-inflammatory effect and have the prospect of further use.
Key words: dietary supplements; acute respiratory infection; children, who frequently ill.
Острые респираторные заболевания (ОРЗ) являются самыми распространенными инфекциями, составляя почти 90% всей инфекционной патологии у детей. Ежегодно регистрируется 66 471-72 632 случая ОРЗ и гриппа на 100 000 населения по данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [5, 8, 9]. В последние годы наблюдается отчетливая тенденция к повышению заболеваемости ОРВИ у детей [8, 10, 11].
Этиологическая структура ОРЗ на 70-75% представлена вирусами, на 16-23% — бактериями, как вирусы, так и бактерии являются причинами развития массовых эпидемий. Одной из групп риска, инициирующей начало подъёма заболеваний респираторного тракта, являются организованные коллективы, как наиболее активная часть детского населения [3, 6]. Зачастую именно с детских коллективов начинаются эпидемии респираторных инфекций в населенных пунктах.
Выраженная полиэтиологичность респираторных инфекций не позволяет ограничиться вакцинными препаратами, а диктует необходимость использования различных неспецифических средств профилактики [1, 10, 11, 12]. Поиск новых высокоэффективных, безвредных и удобных в применении средств профилактики ОРЗ привлек внимание исследователей к лекарственным растениям, содержащим различные биологически активные вещества, обладающие разнообразной фармакотерапевтической активностью. Применение многокомпонентных фитосредств является новым направлением поиска эффективных форм неспецифических средств для лечения и профилактики ОРЗ и гриппа [2, 7].
В Институте общей и экспериментальной биологии СО РАН разработаны комплексные растительные средства - биологически активные добавки (БАД) «Байкальский-5» и «Байкальский-8» (РУ