ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА
личий. Статистика обнаруживает преимущественно женскую занятость в туризме, и, что особенно характерно, очевидно доминирование представителей женского пола при выборе профессии в туризме. Таким образом, представляется возможным сформулировать следующие выводы:
1) в силу психофизиологических и ролевых различий мужчины и женщины распределяются на рынке труда неравномерно, на сложившемся рынке труда в туризме преимущественно работают женщины;
2) эффективная профессиональная социализация в туризме невозможна вне учитывающей гендерную идентификацию стратегии профессионального становления и роста;
3) отбор содержания и педагогических технологий в образовательных учреждениях туристского профиля целесообразно осуществлять с учетом объективно складыва-
ющегося контингента (преимущественно женского); интеграция в образовательный процесс гендероориентированного подхода позволит сформировать более комфортную социально-культурную среду вуза, положительно влияющую на профессиональную социализацию обучаемых и выпускников;
4) внедрение гендерных стратегий в профессиональное туристское образование позволяет акцентировать особенности гендерной стратификации, связанные с трудоустройством в туризме, а следовательно, вызвать определенный общественный резонанс, способный воздействовать на ценностные установки абитуриентов выпускников образовательных учреждений туристского профиля, на их осознанный профессиональный выбор и поиск оптимальных траекторий персонального роста.
Литература
1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности».
2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2007.
3. Труд и занятость в России 2009: Стат. сб. М., 2010.
4. Энциклопедия социологии/Составители: Грицанов А.А., Абушенко В.Л., Евелькин Г.М., Соколова Г.Н., Терещенко О.В. М., 2003.
5. minstm.gov.ru (дата обращения 29.10.2011).
6. https: //members.wefomm.org (дата обращения 29.10.2011).
7. Федеральная служба государственной статистики. gks.ru. (дата обращения 29.10.2011).
8. epp.eurostat.ec.europa.eu (дата обращения 29.10.2011).
УДК 338.482:316.3
АДАПТИВНЫЙ ТУРИЗМ — СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ
Сигида Евгений Антонович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и социальной работы, [email protected],
Лукьянова Инна Евгеньевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии и социальной работы,
ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва,
The authors considered the tourism as an adaptive complex of relationships of social, psychological, medical, sports and recreation, and other types that are included in the maintenance of tourist activities in meeting the tourism services to people with special needs to ensure their active social functioning. The article considered
38 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 4
Адаптивный туризм — социальное направление развития туристских услуг
a specific form of psychosocial work with people with special needs in the tourism services at all levels of the tourism industry.
Авторы рассматривают адаптивный туризм как комплекс взаимоотношений социального, психологического, медицинского, спортивно-оздоровительного и иного характера, которые включаются в содержание туристской деятельности при удовлетворении туристских услуг лицам с особыми потребностями для обеспечения их активного социального функционирования. Анализируется специфическая форма психосоциальной работы с лицами, имеющими особые потребности в туристских услугах на всех уровнях туристской индустрии.
Keywords: adaptive tourism, people with special needs in the tourism services, psycho-social work
Ключевые слова: адаптивный туризм, лица хосоциальная работа
В системе мер социальной защиты большое значение приобретает предоставление населению адаптивных видов услуг, наиболее малодоступными из которых остаются использование средств туризма и спорта. В особой степени это касается отдельных категорий населения с особыми потребностями, проблемы которых до последнего времени не рассматривались. Лица с особыми потребностями в туристских и спортивных услугах относятся к числу выключенных из жизни общества, вопросы, связанные с предоставлением им туристских услуг решались не в полной степени и не создавались условия для подобной деятельности, в связи с чем многие сферы общественной жизнедеятельности были для них закрыты [1].
Забота общества о своих согражданах, имеющих особые потребности в туристских и спортивных услугах, является своего рода мерилом его культурного и социального развития, что предполагает развитие условий, которые должны создаваться государственными и общественными структурами. Интеграция в жизнь общества лиц, имеющих по разным причинам особые потребности, должна быть, прежде всего, мотивирована со стороны общества: обеспечением медицинского обслуживания и психологической адаптации, созданием социальных условий, методическим, техническим и профессиональным сопровождением соответствующей деятельности. Появляется потребность в решении многих вопросов специальных аспектов туризма, формирования туристско-рекреационных кластеров, создания социально-ответственных проектов в туризме и спорте, подготовки профессиональных кадров, способствующих реализации основной функции туризма — воспроизводство биосо-
с особыми потребностями в туристских услугах, пси-
циального потенциала человека, крайне важного для данных групп населения [2].
В большинстве экономически развитых стран для лиц с особыми потребностями в туристских и спортивных услугах разработаны разнообразные программы и системы социального обеспечения. Основной целью программ является восстановление утраченного контакта человека с окружающим миром, создающее необходимые условия для воссоединения с обществом, участие в общественной деятельности, психическое и физическое совершенствование, что способствует тем самым социальной интеграции, физической реабилитации и сохранению здоровья. Туристско-оздоровительная активность является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности человека, причем речь идет о восстановлении не только основных функций организма, но и социальной активности. При этом поощряются все виды деятельности путем предоставления надлежащих средств и правильной организации оказания туристских и спортивных услуг.
Многие авторы отмечают следующие причины имеющихся недостатков оказания туристских услуг лицам с особыми потребностями: отсутствие нормативно-правовых основ и социально-экономических условий для решения проблемы, неразработанность методологии проектирования туристско-рекреационных кластеров. Неограниченное предпринимательство в сфере туризма обусловливает ситуацию, при которой для многих слоев населения существующие условия предоставления туристских услуг являются часто неприемлемыми.
Актуальность совершенствования кадров социальной работы в туризме связана с со-
39
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА
временными тенденциями, направленными на усиление психолого-социальной компоненты туристских услуг и требующими специальных знаний теории и практики социальной работы, а также основ технологии и организации туристской деятельности. Необходимость обеспечения синтеза профессиональных знаний, формирование общекультурных и профессиональных компетенций выдвигает на первый план потребность поиска инновационных подходов и разработки новых профилей подготовки социальных работников для работы с лицами, имеющими различные формы ограничения жизнедеятельности.
С этих позиций рассмотрение области профессиональной деятельности и подготовка кадров для расширения возможностей адаптивного туризма как социального направления развития туристских услуг нам представляется своевременным и важным с точки зрения науки и практики.
Адаптивный туризм — это комплекс взаимоотношений социального, психологического, медицинского, спортивно-оздоровительного и иного характера, обуславливающих специфику туристского продукта при предоставлении туристских услуг лицам с особыми потребностями.
Специфические особенности туристского продукта обусловлены важностью психосоциальной работы с лицами, которые по тем или иным причинам, в том числе социального характера, не могут воспользоваться возможностями современной туристической индустрии. При оказании туристских услуг подобной категории лиц современный туристский бизнес не должен отходить от принципа социальной ответственности перед обществом. Необходимо создавать условия и стимулировать позитивные сдвиги в создании равных возможностей для лиц с ограничением жизнедеятельности, изыскивать пути социального маневрирования для улучшения благополучия членов общества [3].
Специфика туристских услуг, обусловленная характером взаимоотношений, возникающих при организации путешествий лиц с особыми потребностями, формирует социально-адаптированную профессиональную деятельность в сфере обслуживания на всех уровнях туристской индустрии, включающей в себя меры, направленные на адаптацию и адекват-
ную реабилитацию лиц с ограничениями жизнедеятельности. В этом случае туризм в наибольшей степени удовлетворяет требованиям адаптивной рекреационной двигательной деятельности по сравнению с другими методами двигательной рекреации в решении проблем физической реабилитации, оздоровления и социальной интеграции.
Направлением адаптивного туризма является формирование социальной активности, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также осознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества всех групп населения.
Основное назначение адаптивного туризма состоит в том, чтобы способствовать решению задач предоставления равных возможностей для лиц с особыми потребностями в туристских услугах с целью их полноценной интеграции в общество.
Рассмотрим отличительные признаки адаптивного туризма. Адаптивный туризм реализует проблемы лиц, имеющих особые потребности в туристских услугах связанные как с условиями и возможностями туристской деятельности, так и спецификой самих потребностей. В отличие от массового (общего), данный вид туризма по своему воздействию носит строго индивидуальный характер и должен проходить с участием специально подготовленных профессионалов. Исходя из этого, адаптивный туризм предполагает наличие специализированного (медицинского, социального, психологического и др.) комплекса туристского сопровождения, поэтому необходима соответствующая специализация социальной работы с выделением соответствующих профилей подготовки и расширением сотрудничества с представителями других наук (педагогика, психология, медицина, физиология и др.), что позволит обеспечить комплексный подход в решении проблемы.
В условиях реальной действительности адаптивный туризм как часть социально-культурной сферы не занимает своего места в общественном фонде потребления, что снижает гарантию общедоступности социально-культурного обслуживания. Специфика его развития в социальной работе, туризме и российской экономике исследована еще не в полной мере, нет комплексного освещения взаимосвязи теоретико-методических и инструментарно-при-
40 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 4
Адаптивный туризм — социальное направление развития туристских услуг
кладных аспектов деятельности субъектов туристской деятельности.
Недостаточное методическое обеспечение туристской деятельности с лицами, имеющими особые потребности в туристских услугах, предопределяет необходимость разработки организационно-управленческого психосоциального сопровождения адаптивного туризма по иерархическим (мега-, макро-, мезо- и микро-) уровням его организации.
Адаптивный туризм необходимо рассматривать как социальное направление развития туристских услуг в контексте расширения всей туристской индустрии и совершенствования механизма создания структуры частного и социального управления, развития методики бизнес-планирования, операционного проектирования туристских предприятий, формирования туристско-рекреационных кластеров.
Требуют научного рассмотрения вопросы психофизиологического характера: управления нагрузкой и отдыхом, установления величины физических и психических напряжений в период получения туристской услуги, возможности ускорения социализации и интеграции в процессе совместного общения. Акцент при этом делается на изучении нетрадиционных форм оказания туристских услуг, ориентирующих на самостоятельную активность, использование комплекса нагрузок, в том числе связанных с субъективным риском, направленных на профилактику депрессии, фрустрации, различных социально неприемлемых видов девиации [4].
Оказание туристских и спортивных услуг лицам с ограничением жизнедеятельности в значительной степени связано с необходимостью подготовки соответствующих социальных работников и разработкой социально-адаптированных условий для продвижения туристского продукта.
Учитывая потребности рынка услуг, связанных с развитием современных технологий профессиональной туристской деятельности, в том числе при проведении крупномасштабных международных мероприятий (олимпиада, универсиада, чемпионат мира по футболу), в ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» разработана программа подготовки социальных работников, способных к организационно-управленческой деятельности в туризме и спорте.
Особенность профиля подготовки заключается в том, что выпускники университета будут обладать всеми компетенциями для проведения психосоциальной работы с лицами, имеющими особые потребности в туристских и спортивных услугах.
Разработанный профиль представляет собой совокупность стандартных требований подготовки социальных работников и базируется на принципах:
— соответствия квалификационным требованиям к профессии «Социальная работа» с учетом изменения запросов к профессиональным компетенциям, связанным с совершенствованием психолого-социальных технологий профессиональной деятельности при оказании услуг лицам, имеющим особые потребности в туристских и спортивных услугах;
— соответствия цели и содержания подготовки социальных работников для сферы обслуживания требованиям работодателей сферы туризма и спорта;
— применения компетентностного подхода при разработке и реализации практикоориентированной образовательной программы и обеспечение на этой основе возможности построения индивидуальных образовательных траекторий;
— ориентации на современные образовательные технологии и средства обучения с учетом использования активных и интерактивных форм проведения занятий, реализующих современные технологии социальной работы в туризме.
Область применения адаптивного туризма достаточно широкая и включает различные области организационно-управленческой профессиональной деятельности: паломничество, социально-психологическое сопровождение экстремального туризма, туристские услуги лицам пожилого возраста, туристско-реабилитационные услуги, социальная работа с ветеранами олимпийского спорта, волонтерское движение, параолимпийский спорт, социально-ориентированный бизнес и др.
Творческий потенциал кафедры «Психология и социальная работа» ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» (10 докторов наук, включая медицинское, психологическое, социальных и др. направления), позволяет рассматривать возможность участия названного университета в работе в рамках программы
41
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА
«Доступная среда» на 2011—2015 годы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 года № 175. Участие в программе в части подготовки кадров психосоциальной работы профессорско-преподавательского состава, с одной стороны, позволит сделать туристские и спортивные услуги более доступными для лиц с ограниче-
нием жизнедеятельности. С другой стороны, будет способствовать расширению возможностей профессионального потенциала будущих социальных работников и работников сферы туризма, связанных с получением дополнительных компетенций, направленных на обеспечение доступной среды для лиц с ограничением жизнедеятельности.
Литература
1. Зорин И.В., Квартальное В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 269-289.
2. Сахарчук Е. С. Социальные последствия развития туризма: Монография. М.: ФГОУВПО «РГУТиС», 2009. 75 с.
3. ТюрикоеА.Г. Качество жизни и качество сферы услуг: приоритеты в социальной политике государства //Теоретические и прикладные проблемы сервиса. 2006. № 1 (18). С. 20-23.
4. Шалькое Ю.Л. Здоровье туриста. М., 1998.
42 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 4