УДК 796.071.4
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ С ВЫСШИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ДЛЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Георгий Яковлевич Шестак, Министр спорта Республики Крым, Андрей Николаевич Черных, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Дмитрий Сергеевич Цветков, заместитель директора по научно-исследовательской
работе, институт туризма, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматривается современная система подготовки кадров для спортивно-оздоровительного направления индустрии туризма и предлагается образовательная траектория трехуровневой подготовки работников с высшим профессиональным образованием для спортивно-оздоровительного туристско-рекреационного комплекса Республики Крым, учитывающая много-профильность деятельности и региональные особенности туристских дестинаций. Предлагаемые в работе методические подходы построения образовательной траектории подготовки кадров высшей квалификации (от бакалавра - до аспиранта и повышения уровня квалификации) для спортивно-оздоровительного туристско-рекреационного комплекса Республики Крым позволяет учесть в процессе обучения проблемы организации предоставления многопрофильных спортивно-оздоровительных туристских услуг и организационные особенности их технологии, а также экономико-управленческие принципы формирования системы регионального менеджмента на территории туристской дестинации.
Ключевые слова: Федеральный образовательный стандарт, компетентностный подход, образовательная траектория, спортивно-оздоровительный туризм, организация, туристская дестина-ция, экономика, менеджмент, учебный план, образовательные технологии.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p204-208
METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR IMPROVING THE TRAINING SYSTEM FOR THE PERSONNEL WITH HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION FOR TOURIST AND RECREATIONAL SPORTS AND FITNESS COMPLEXES OF THE
CRIMEA REPUBLIC
George Yakovlevich Shestak, Minister of Sports of the Republic of Crimea, Andrei Nikolaevich Chernykh, member of the Legislative Assembly of St. Petersburg, Dmitry Sergeevich Tsvetkov, deputy director for research work, Institute of Tourism, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article deals with the modern system of the staff training for the sports and recreational areas of the tourism industry and offers the educational trajectory of three-level training of workers with higher education for the sports tourist and recreational complex of the Republic of Crimea, taking into account the multidisciplinary activities and regional characteristics of the tourist destinations. The offered methodological approaches for constructing the educational trajectory for training the highly qualified personnel (from the Bachelor to postgraduate students and to qualification perfection level) for the sports tourist and recreational complex of the Crimea allow to take into account in the process of learning the problems of the organization of multi-sports and recreational tourist services rendering and organizational features of their technology, as well as the economic and management principles of the system of regional management on the territory of the tourist destination.
Keywords: Federal educational standard, competence approach, educational trajectory, sports tourism, organization, tourist destination, economics, management, curriculum, educational technology.
Спортивно-оздоровительное направление становится одним из наиболее значимых в системе внутригосударственного туризма. В настоящее время на его долю приходится более 20% всех туристов, а в перспективе за счет создания туристско-рекреационных комплексов спортивно-оздоровительного типа на Камчатке, Алтае, в Адыгее роль этого вида туризма, естественно, будет возрастать [5, с. 227]. Особое место в этом процессе отводится формированию спортивно-оздоровительного туристско-рекреационного комплекса (СОТРК) в Республике Крым.
Среди наиболее важных проблем, возникающих при создании СОТРК в Крыму, является организация и проведение подготовки специализированных высококвалифицированных кадров для успешного его функционирования.
В Российской Федерации в настоящее время централизованная и узкоспециализированная подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для спортивно-оздоровительных туристских комплексов как в области техники и технологии, так и организации управления в едином комплексе не осуществляется. Ограниченные знания можно получить лишь при изучении отдельных дисциплин профиля «организация спортивно-оздоровительного туризма» направления 43.03.02 «Туризм» (бакалавриат) и направления 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» (бакалавриат). Причем организационно-управленческие и финансово-экономические дисциплины в данных Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС) практически отсутствуют (или количество учебных часов в дисциплинах минимально). Положение усугубляется еще и тем, что положение обучения в магистратуре по направлению «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» приказом Минобрнауки РФ от 12.09.2013 г. № 1061 [6] не предусмотрено, а вводимыми с 01.09.2015 г. в образовательный процесс «скорректированными ФГОС третьего поколения» определен принцип сквозной подготовки в рамках избранного направления.
В этой связи возникает объективная необходимость разработки принципиально новой образовательной технологии подготовки работников с высшим профессиональным образованием для спортивно-оздоровительной подотрасли индустрии туризма, учитывающей региональную специфику туристических дестинаций и включающей изучение вопросов проектирования и технологий спортивно-оздоровительных объектов, организации обслуживания специальной техники и оборудования, экономики, организации и управления деятельностью СОТРК, в том числе, финансового менеджмента [3, с. 67].
С учетом кластерного подхода к основным организационно-управленческим функциям, выполнение которых должно быть отнесено к компетенции выпускника ВУЗа со стороны СОТРК, следует отнести [2, с. 48]:
- организация спортивно-оздоровительной деятельности предприятия;
- управление региональными спортивно-оздоровительными комплексами их подразделениями;
- разработка стратегии региональных спортивно-оздоровительных комплексов, составление текущих перспективных планов;
- управление финансово-экономической деятельностью региональных спортивно-оздоровительных комплексов;
- осуществление научных исследований в сфере технологии и организационно-управленческой деятельности.
Для обеспечения этих функций выпускник ВУЗа должен обладать профессионально-прикладными компетенциями (взамен исключительно профессиональных компетенций) по видам деятельности: организационно-управленческая; информационно-аналитическая; предпринимательская; производственная [4, с. 164].
Учитывая современные образовательные тенденции, с нашей точки зрения, в Республике Крым должна быть сформирована единая система образования для СОТРК, построенная на научной основе [1, с. 154] с учетом требования подотрасли по трехуровне-
вой модели организации учебного процесса с учетом профессиональной мобильности и единой образовательной технологии, а также являющейся личностной и профессионально ориентированной. С учетом отмеченных подходов на рисунке 1 .представлена нами организационная модель подготовки лиц с высшим профессиональным образованием для спортивно-оздоровительного туристско-рекреационного комплекса Республики Крым.
Рисунок 1. Образовательные траектории подготовки лиц с высшим профессиональным образованием для рекреационных комплексов спортивно-оздоровительной
направленности
Принимая во внимание наличие на территории Крымского полуострова достаточно большого количества предприятий спортивно-оздоровительной туристской направленности, особое место в образовательном процессе подготовки кадров для «Крым» должна занимать система повышение уровня их квалификации. В таблице 1 в качестве типового нами предлагается учебный план переподготовки работников предприятий туризма спортивно-оздоровительного профиля по программе «Технология и организация спортивно-оздоровительной туристской деятельности».
Таблица 1
План учебного процесса переподготовки работников предприятий туризма спортивно-оздоровительного профиля по программе «Технология и организация _спортивно-оздоровительной туристской деятельности_
Индекс по ФКОС Объем работы слушателя, час.
Наименование дисциплины Зачетные По уч. плану
единицы очной формы
1 2 3 4
П.1 Общенаучный цикл 3 108
Базовая часть
П.1.1 Современные проблемы науки в спортивно-оздоровительном туризме 1 36
Вариативная часть
П.1.2 Инновационные технологии в спортивно-оздоровительном туристском бизнесе. Иностранный язык. Международный спортивно-оздоровительный туристский бизнес 2 2
Индекс по ФКОС Наименование дисциплины Объем работы слушателя, час.
Зачетные единицы По уч. плану очной формы
1 2 3 4
П.2 Организационно-экономический цикл 8,5 306
Базовая часть
П.2.1 Система организации в международном спортивно-оздоровительном туристском бизнесе 0,5 18
П.2.2 Международный менеджмент в спортивно-оздоровительном туризме 1 36
П.2.3 Правовое регулирование международного спортивно-оздоровительного туристского бизнеса 1 36
П.2.4 Глобализация экономики и международная конференция в туризме. 1 36
Вариативная часть
П.2.5 Кросс-культурные мероприятия в спортивно-оздоровительной туристской деятельности 0,5 18
П.2.6. Международный маркетинг спортивно-оздоровительных туристских услуг 1 36
П.2.7. Спортивные сооружения в системе спортивно-оздоровительной туристской деятельности 1 36
П.2.8. Планирование и развитие спортивно-оздоровительной туристской деятельности
П.2.9. Система организации спортивно-оздоровительной туристской деятельности (по профилю подготовки)
П.3. Профессиональный цикл 3 108
Базовая часть
П.3.1. Безопасность жизнедеятельности в системе спортивно-оздоровительной туристской деятельности. 1 36
Вариативная часть
П.3.2. Технологические особенности формирования спортивно-оздоровительных туристских услуг 1 36
П.3.3. Организационные особенности формирования спортивно-оздоровительных туристских услуг (по профильной деятельности) 1 36
П.4. Практики 0,4 16
П.4.1. Производственная (профессиональная) 0,2 8
П.4.2. Подготовка выпускной квалификационной работы 0,2 8
П.5. Государственная итоговая аттестация 0,1 2
П.5.1. Междисциплинарный экзамен по направлению подготовки 1
П.5.2. Защита выпускной квалификационной работы 1
Число часов 15 540
Предлагаемые в статье методические подходы построения образовательной траектории подготовки кадров высшей квалификации (от бакалавра - до аспиранта и повышения уровня квалификации) для спортивно-оздоровительного туристско-рекреационного комплекса Республики Крым позволяет учесть в процессе обучения проблемы организации предоставления многопрофильных спортивно-оздоровительных туристских услуг и организационные особенности их технологии, а также экономико-управленческие принципы формирования системы регионального менеджмента на территории туристской дестинации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барчуков, И.С. Методы научных исследований в туризме / И.С. Барчуков. - М. : Академия, 2008. - 194 с.
2. Богданов, Е.И. Институциональные подходы к формированию вновь созданной стоимости в экономических системах «Спорт» и «Туризм» / Е.И. Богданов, А.В. Таймазов // Вестник национальной академии туризма. - 2014. - № 2. - С. 45-49.
3. Киседобрев, В.П. Спортивный менеджмент : учебник / В.П. Киседобрев, Т.Э. Круглова,
Ю.Н.Федотов ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб., 2014. - 169 с.
4. Татур, Ю.Г. Образовательный процесс в вузе: методология и метод проектирования : учебное пособие / Ю.Г. Татур. - 2-е изд. - М. : Из-во Моск. гос. технич. ун-та, 2009. - 283 с.
5. Туризм и спорт : коллективная монография / под ред. В.Л. Мутко, В.А. Таймазова, Е.И. Богданова ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб., 2009. - 415 с.
6. Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования : приказ Минобрнауки РФ № 1061 от 12 сентября 2013 г. [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70380868/. - Дата обращения 01.04.2015.
REFERENCES
1. Barchukov, I.S. (2008), Methods of research in tourism, Academy, Moscow.
2. Bogdanov, E.I. and Taymazov, A.V. (2014), "Institutional approaches to the formation of the newly created value in economic systems "Sport" and "Tourism"", Bulletin of the National Academy of Tourism, No. 2, рp.45-49.
3. Kisedobrev, V.P., Kruglova, T.E. and Fedotov, Yu.N. (2014), Sport Management: textbook, publishing house Lesgaft University, St. Petersburg.
4. Tatur, J.G. (2009), The educational process at the university: Methodology and design method: Textbook (2ndEdition), publishing house "MGTU", Moscow.
5. Ed. Mutko, V.L., Taymazov, V.A. and Bogdanov, E.I. (2009), Tourism and Sports. Collective monograph, publishing house Lesgaft University, St. Petersburg.
6. "On Approval of the list of specialties and areas of training of higher education" Order of the Ministry of Education of the Russian Federation № 1061 dated September 12, 2013, available at:
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.04.2015.