Научная статья на тему 'Адаптивный ресурс аэробного тренинга в коррекции слухового внимания у детей с обратимыми нарушениями психического развития'

Адаптивный ресурс аэробного тренинга в коррекции слухового внимания у детей с обратимыми нарушениями психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
153
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ / АУДИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / AUDITORY PERCEPTION / АЭРОБИКА / AEROBICS / АЭРОБНЫЙ ТРЕНИНГ / AEROBIC TRAINING / АДАПТИВНЫЙ РЕСУРС / ADAPTIVE RESOURCE / ДЕТИ 6-8 ЛЕТ / CHILDREN 6-8 YEARS / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / MENTAL RETARDATION / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / YOUNGER SCHOOLCHILDREN / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL ADAPTATION / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / MENTAL DEVELOPMENT / СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ / AUDITORY ATTENTION / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЗЕРВ / FUNCTIONAL RESERVE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белоусова Наталья Анатольевна, Мальцев Виктор Петрович, Семченко Антон Александрович

В данной статье освещаются вопросы психофизиологической рациональности использования технологий аэробного тренинга в системе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста, имеющих обратимые нарушения психического развития. Нарушение нормального темпа психического развития в возрасте 6-8 лет дезорганизует механизм, регулирующий нейротрансмиссию в области первичной слуховой коры головного мозга, модулирующей функцию слухового внимания. Эффекты аэробного тренинга рассматриваются в качестве адаптивного ресурса, который опосредованно влияет на концентрацию слухового внимания у детей с диагнозом F81 («специфические расстройства развития учебных навыков» по МКБ-10). Для оценки уровня концентрации слухового внимания использовался классический тест NEPSY на платформе программно-аппаратного комплекса для психофизиологического тестирования УПДК-МК (Россия). Всего было обследовано 60 детей, средний возраст составил 7,75±0,95 лет. В ходе исследования установлены популяционные особенности развития слухового внимания в группах детей с различным уровнем психического развития. Определена направленность функциональной изменчивости уровня концентрации слухового внимания после серии занятий по программе аэробного тренинга, разработанной с учетом возрастных особенностей детского организма. Результаты проведенного исследования позволили выявить высокую эффективность аэробного тренинга в аспекте повышения резерва когнитивной стимуляции аудиального восприятия детей с обратимыми нарушениями психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Белоусова Наталья Анатольевна, Мальцев Виктор Петрович, Семченко Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE RESOURCE OF AEROBIC TRAINING IN THE CORRECTION OF HEARING ATTENTION IN CHILDREN WITH MATERNAL ABUSE OF MENTAL DEVELOPMENT

This article highlights the psychophysiological rationality of using aerobic training technologies in the system of corrective work with children of primary school age who have reversible mental development disorders. Violation of the normal pace of mental development at the age of 6-8 years disorganizes the mechanism that regulates neurotransmission in the primary auditory cortex of the brain, which modulates the function of auditory attention. The effects of aerobic training are considered as an adaptive resource that indirectly affects the concentration of auditory attention of children diagnosed with F81 (“Specific developmental disorders of learning skills” for ICD-10). To assess the level of concentration of auditory attention, the classical NEPSY test was used (M. Korkman, U. Kirk, S. Kemp, 1998) on the platform of the hardware-software complex for psychophysiological testing of UPDK-MK (Russia). A total of 84 children were examined, the average age was 7,75±0,95 years. In the course of the study, population characteristics of the development of auditory attention in groups of children with different levels of mental development have been established. Directivity of functional variability of the level of concentration of auditory attention after a series of exercises in the program of aerobic training, developed taking into account the age characteristics of the child's organism, is determined. The results of the study made it possible to reveal the high effectiveness of aerobic training in the aspect of increasing the reserve of cognitive stimulation of the auditory perception of children with reversible mental development disorders.

Текст научной работы на тему «Адаптивный ресурс аэробного тренинга в коррекции слухового внимания у детей с обратимыми нарушениями психического развития»

психологические науки

Белоусова Наталья Анатольевна, Мальцев Виктор Петрович, Семченко Антон Александрович АДАПТИВНЫЙ РЕСУРС АЭРОБНОГО ТРЕНИНГА В КОРРЕКЦИИ ...

УДК 159.952.3

АДАПТИВНЫЙ РЕСУРС АЭРОБНОГО ТРЕНИНГА В КОРРЕКЦИИ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБРАТИМЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© 2018

Белоусова Наталья Анатольевна, доктор биологических наук, заведующая кафедрой математики, естествознания и методик обучения математике и естествознанию Мальцев Виктор Петрович, кандидат биологических наук, доцент кафедры математики,

естествознания и методик обучения математике и естествознанию Семченко Антон Александрович, преподаватель кафедры математики, естествознания и методик обучения математике и естествознанию Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина 69, e-mail: [email protected])

Аннотация. В данной статье освещаются вопросы психофизиологической рациональности использования технологий аэробного тренинга в системе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста, имеющих обратимые нарушения психического развития. Нарушение нормального темпа психического развития в возрасте 6-8 лет дезорганизует механизм, регулирующий нейротрансмиссию в области первичной слуховой коры головного мозга, модулирующей функцию слухового внимания. Эффекты аэробного тренинга рассматриваются в качестве адаптивного ресурса, который опосредованно влияет на концентрацию слухового внимания у детей с диагнозом F81 («специфические расстройства развития учебных навыков» по МКБ-10). Для оценки уровня концентрации слухового внимания использовался классический тест NEPSY на платформе программно-аппаратного комплекса для психофизиологического тестирования УПДК-МК (Россия). Всего было обследовано 60 детей, средний возраст составил 7,75±0,95 лет. В ходе исследования установлены популяционные особенности развития слухового внимания в группах детей с различным уровнем психического развития. Определена направленность функциональной изменчивости уровня концентрации слухового внимания после серии занятий по программе аэробного тренинга, разработанной с учетом возрастных особенностей детского организма. Результаты проведенного исследования позволили выявить высокую эффективность аэробного тренинга в аспекте повышения резерва когнитивной стимуляции аудиального восприятия детей с обратимыми нарушениями психического развития.

Ключевые слова: аудиальное восприятие, аэробика, аэробный тренинг, адаптивный ресурс, дети 6-8 лет, задержка психического развития, младшие школьники, психофизиологическая адаптация, психическое развитие, слуховое внимание, слуховое восприятие, функциональный резерв.

ADAPTIVE RESOURCE OF AEROBIC TRAINING IN THE CORRECTION OF HEARING ATTENTION IN CHILDREN WITH MATERNAL ABUSE OF MENTAL DEVELOPMENT

© 2018

Belousova Natalia Anatolievna, doctor of biological sciences, head of the department of mathematics, natural science and methods of teaching mathematics and natural sciences Maltsev Viktor Petrovich, candidate of biological sciences, associate professor of the department of mathematics, natural science and methods of teaching mathematics and natural sciences Semchenko Anton Alexandrovich, lecturer of the department of mathematics, natural science and methods of teaching mathematics and natural sciences South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Avenue 69, e-mail: [email protected])

Abstract. This article highlights the psychophysiological rationality of using aerobic training technologies in the system of corrective work with children of primary school age who have reversible mental development disorders. Violation of the normal pace of mental development at the age of 6-8 years disorganizes the mechanism that regulates neurotransmission in the primary auditory cortex of the brain, which modulates the function of auditory attention. The effects of aerobic training are considered as an adaptive resource that indirectly affects the concentration of auditory attention of children diagnosed with F81 ("Specific developmental disorders of learning skills" for ICD-10). To assess the level of concentration of auditory attention, the classical NEPSY test was used (M. Korkman, U. Kirk, S. Kemp, 1998) on the platform of the hardware-software complex for psychophysiological testing of UPDK-MK (Russia). A total of 84 children were examined, the average age was 7,75±0,95 years. In the course of the study, population characteristics of the development of auditory attention in groups of children with different levels of mental development have been established. Directivity of functional variability of the level of concentration of auditory attention after a series of exercises in the program of aerobic training, developed taking into account the age characteristics of the child's organism, is determined. The results of the study made it possible to reveal the high effectiveness of aerobic training in the aspect of increasing the reserve of cognitive stimulation of the auditory perception of children with reversible mental development disorders.

Keywords: auditory perception, aerobics, aerobic training, adaptive resource, children 6-8 years, mental retardation, younger schoolchildren, psychophysiological adaptation, mental development, auditory attention, auditory perception, functional reserve.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Слуховое внимание выступает наиболее ценным и, в тоже время, наиболее уязвимым компонентом процесса аудирования [1-2].

Основные свойства функции внимания - объем, концентрация, устойчивость, распределение, интерфериру-емость, в конечном счете, проявляются в совокупном результате эффективного процесса аудиального восприятия [3, с. 154].

Низкая концентрация функции слухового внимания аудитора, которым выступает ребенок младшего школьного возраста, в условиях сопутствующей ригидности

мышления, слабой нервной системы или же эмоциональной неустойчивости, которые характерны для задержки психического развития (как наиболее распространенной формы обратимых нарушений психического развития у детей), предопределяет снижение эффективности процесса аудирования [4-5].

К тому же в возрасте 6-8 лет способность концентрировать слуховое внимание приобретает особую значимость, т. к. от нее зависит формирование перцептивного базиса фонологической системы, характеризующей впоследствии успешность овладения метаязыковыми навыками [6, с. 147].

Анализ последних исследований и публикаций, в ко-

Belousova Natalia Anatolievna, Maltsev Viktor Petrovich, Semchenko Anton Alexandrovich ADAPTIVE RESOURCE OF AEROBIC TRAINING IN THE CORRECTION ...

psychological science

торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Исследователями (С.А. Лукомская [7], Р.С. Немов [8]) показано, что слуховое внимание формируется постановкой осознанной цели и поддерживается волевыми усилиями в процессе какой-либо практической деятельности.

Аэробный тренинг относится к практической деятельности связанной с адаптацией к систематическим физическим нагрузкам, ориентированным на достижение баланса между потребностью организма в кислороде и его доставкой (развитие выносливости) [9, с. 46].

Известно, что при достижении оптимального газообмена повышаются функции зрительного, слухового и кинестетического восприятия информации [10, с. 631].

Состояние функции слухового внимания у детей с обратимыми нарушениями психического развития в условиях применения физиологически-обоснованных средств коррекции остается еще мало изученным, особенно это касается концентрации аудиального восприятия при адаптации к аэробным упражнениям.

Формирование целей статьи (постановка задания). Опираясь на описанные выше положения, можно предполагать, что эффекты аэробного тренинга могут оказывать опосредованное влияние на показатели концентрации слухового внимания у детей с обратимыми нарушениями психического развития. Данная гипотеза и определила цель и концепцию настоящего исследования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Исследования проводились на базе кафедры математики, естествознания и методик обучения математике и естествознанию факультета подготовки учителей начальных классов ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» с привлечением учащихся начальной школы МБОУ «СОШ № 19 г. Челябинска».

В исследованиях на добровольной основе принимали участие дети 6-8 лет в количестве 60 человек, которые были разделены на 2 исследуемые группы в соответствии с диагностируемым уровнем психического развития:

1. ИГ-А (n=31) - дети, не имеющие отклонений в психическом развитии;

2. ИГ-Б (n=29) - дети, имеющие обратимые нарушения в психическом развитии (задержка психического развития (ЗПР)).

В вышеуказанных группах была проведена интегральная оценка сформированности функции концентрации слухового внимания с использованием классического теста NEPSY (M. Korkman, U. Kirk, S. Kemp, 1998) на платформе программно-аппаратного комплекса для психофизиологического тестирования УПДК-МК (Россия). Исследование проводилось в два этапа:

1. Изучение фонового уровня концентрации слухового внимания.

2. Контрольное измерение - по прошествии шести недель коррекционной работы по адаптивной программе аэробного тренинга для детей 6-8 лет.

С целью выявления степени достоверности полученных результатов использовали методику математико-статистического анализа на основе вычисления непараметрического U-критерия Манна-Уитни.

Статистически-значимыми считали отличия при р<0,05. Исследования проводились в соответствии с общепринятыми нормами биоэтики и правилами проведения биомедицинских исследований с детьми.

Результаты изучения фонового уровня концентрации слухового внимания в популяции детей, не имеющих отклонений в психическом развитии, представлены графически на рисунке 1.

Фоновые показатели свидетельствовали о том, что в выборке ИГ-А уровень развития психической функции - «концентрация слухового внимания» находится в

пределах возрастной нормы у большинства обследованных детей младшего школьного возраста с нормальным психическим развитием (77,4 %).

Рисунок 1 - Уровень развития концентрации слухового внимания у детей 6-8 лет с нормальным психическим развитием

На рисунке 2 представлены фоновые показатели оценки уровня развития концентрации слухового внимания в популяции детей, имеющих обратимые нарушения в психическом развитии (диагноз F81 по МКБ-10, отметим, что данный пункт исключает нарушение психологического развития детей вследствие полученной травмы или перенесенной болезни нервной системы организма).

Рисунок 2 - Уровень развития концентрации слухового внимания у детей младшего школьного возраста с

ЗПР

Результаты фонового исследования в выборке ИГ-Б констатировали отсутствие детей 6-8 лет с ЗПР, имеющих высокий уровень концентрации аудиального внимания. Большинство детей в данной выборке показали низкий уровень сформированности слухового внимания - 60,7 %.

Данная картина может быть объяснима ограниченностью общего объема когнитивных ресурсов у детей младшего школьного возраста с диагнозом F81.

Сопоставляя результаты фоновой оценки концентрации слухового внимания в исследуемых выборках, выявлено, что наибольший показатель уровня развития концентрации внимания наблюдается у детей с нормальным психическим развитием; по мере снижения уровня психического развития уменьшаются и показатели уровня развития концентрации слухового внимания. В группе ИГ-Б это снижение составляет 35,1 % и равно 39,3 % от возрастной нормы.

Невысокие значения концентрации аудиального внимания у детей с обратимыми нарушениями психического развития во многом предопределяют трудности в достижении планируемых результатов освоения учебной программы, что актуализирует необходимость поиска эффективного ресурса коррекции подобных отклонений.

В качестве средства повышения концентрации ауди-ального внимания использовалась адаптированная программа аэробного тренинга для детей младшего школьного возраста.

После применения комплекса аэробных упражнений (статического и динамического характера) в сформиро-

психологические науки

Белоусова Наталья Анатольевна, Мальцев Виктор Петрович, Семченко Антон Александрович АДАПТИВНЫЙ РЕСУРС АЭРОБНОГО ТРЕНИНГА В КОРРЕКЦИИ ...

ванных группах было проведено контрольное исследование с целью оценки функции аудиального восприятия в условиях адаптации к аэробным упражнениям в популяциях детей 6-8 лет с различным уровнем психического развития.

Эффективность проведенной работы в выборке детей с нормальным психическим развитием можно оценить по результатам, представленным на рисунке 3.

Рисунок 3 - Уровень развития концентрации слухового внимания у детей 6-8 лет с нормальным психическим развитием после коррекционной работы * - р<0,05; ** - р<0,01 - различия достоверны относительно фонового и контрольного исследований

Согласно полученным результатам, в контрольной серии тестирований положительная динамика в выборке ИГ-А составила 16,2 %, при этом уровень возрастной нормы повысился до 93,6 %.

В условиях адаптации к аэробным упражнениям в два раза увеличилось количество учащихся младшей школы с высокими показателями концентрации слухового внимания (р<0,01), а количество детей с низким уровнем в данной выборке снизилось до единичного случая (р<0,05).

Картина перераспределения соотношения детей 6-8 лет с обратимыми нарушениями психического развития по уровням развития слухового внимания на конец исследования представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 - Уровень развития концентрации слухового внимания у детей 6-8 лет с ЗПР после коррекцион-ной работы

* - р<0,05; ** - р<0,01 - различия достоверны относительно фонового и контрольного исследований

На представленной гистограмме видно, что в группе детей с обратимыми нарушениями психического развития после шести недель занятий по программе аэробного тренинга до 10,7 % (3 чел.) увеличилось количество учащихся с высоким уровнем концентрации слухового внимания. На фоне длительного коррекционного воздействия аэробных упражнений в выборке ИГ-Б вчетверо увеличилось количество детей, уровень развития слухового внимания у которых соответствовал возрастной норме (р<0,05).

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Положительная динамика в развитии концентрации внимания наблюдалась в обеих экспериментальных группах, однако, установлено, что наиболее выражена названная тенденция в выборке детей 6-8 лет с обратимыми нарушениями психического развития.

Наименьший, но тоже значительный рост количества младших школьников с достаточным уровнем развития внимания отмечается у учащихся общеобразовательной школы - 22,5 % (р<0,05).

Полученные результаты можно объяснить тем, что у большинства психически нормальных детей внимание формируется и развивается в соответствии со становлением и развитием мозговых структур и психики - своевременно и постепенно [11, с. 28].

При снижении психического развития до уровня обратимых нарушений, органического нарушения деятельности центральной нервной системы не отмечается, т.е. интеллект потенциально сохранен, функциональные же отклонения, как показало настоящее исследование, поддаются коррекции аэробным тренингом и если работа ведется планомерно, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, результатом может стать «выход в норму».

Данный факт является объективной причиной, почему использованные в исследовании аэробные упражнения дали наибольший эффект именно в группе детей с ЗПР.

Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод об эффективности использования аэробных упражнений в контексте психофизической коррекции концентрации слухового внимания у детей с обратимыми нарушениями психического развития.

Ответ системы аудиального восприятия на повышенную потребность в кислороде, которая развивается в условиях адаптации к аэробным упражнениям, выступает как позитивный психофизиологический ресурс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Uvarina N. V., Vorogejkina A. V., Mamylina N. V., Semchenko A. A. et al. Integrative role of awareness levels of athletes of their individual gender characteristics // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2017. Vol. 9, № 7. P. 1184-1187.

2. Dolgova V.I., Mamylina N.V., Belousova N.A., Melnik E.V. et al. Problems of mental regulation of personal behavior patterns in stressful conditions // Man in India. 2016. Vol. 96. № 10. P. 3485-3491.

3. Гальперин П. Я. К проблеме внимания: Хрестоматия по психологии. - М., 2011. 200 с.

4. Караваева Л. И. Анализ современной системной коррекции слухового внимания у детей с ОВЗ // Молодой ученый. 2015. № 8. С. 943-945.

5. Корнев А. Н. Селективное слуховое внимание у детей дошкольного возраста / А. Н. Корнев, Люблинская А. В., Э. И. Столярова // Экспериментальная психология. 2012. Т. 5, № 4. С. 18-31.

6. Кутанов В. А. Формирование навыков произвольной саморегуляции и концентрации внимания у первоклассников / В. А. Кутанов, Л. В. Митяева // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2015. Т. 10, № 1. С. 147-148.

7. Лукомская, С. А. Этапы развития внимания и его психофизиологическая характеристика. - СПб., 2013. 98 с.

8. Немов Р.С. Общие основы психологии: 4-е изд. -М., 2003. 688 с.

9. Феофилатова К. Д. Когнитивные технологии развития внимания старших дошкольников с общим недоразвитие речи // Вопросы студенческой науки. - 2017. -№ 7. - C. 45-50.

10. Akshoomoff N. Selective attention and active engagement in young children // Developmental Neuropsychology. 2002. Vol. 22, № 3. P. 625-642.

11. Выготский Л. С. История развития высших психологических функций: Собр. соч.: В 6 т. Т.3. - М., 2010. 130 с.

Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУВО «Шадринский государственный педагоги-

Belousova Natalia Anatolievna, Maltsev Viktor Petrovich, Semchenko Anton Alexandrovich ADAPTIVE RESOURCE OF AEROBIC TRAINING IN THE CORRECTION ...

psychological science

ческий университет» в рамках гранта на проведение НИР: «Адаптивные механизмы обучающихся в условиях различных типов физической и ментальной нагрузки».

Статья поступила в редакцию 07.05.2018 Статья принята к публикации 27.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.