Научная статья на тему 'АДАПТИВНЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ '

АДАПТИВНЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНТС России / сценарный подход / триггеры / параметры / показатели / регулирование / инновационное развитие / ISTC of Russia / scenario approach / triggers / parameters / regulating / innovative development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ванюшкин Александр Сергеевич

В статье разработан адаптивный сценарный подход, позволяющий осуществлять гибкое управление международным научно-техническим сотрудничеством (МНТС) России, основу которого формируют предложенная структурная модель регулирования МНТС России, сформированные логические блок-схемы, адаптивные сценарии развития МНТС России, увязывающие между собой изменения ключевых параметров (объемов международного экономического сотрудничества, числа и объемов финансирования соглашений о реализации совместных научных проектов, количества зарубежных компаний в объектах инновационной инфраструктуры, числа соглашений и объемов коммерциализации результатов НИОКР) в качестве триггеров, меры регулирования / реагирования (пересмотр страновой структуры, содействие с помощью субсидий развитию сетевых форм кооперации и привлечению новых бизнес — партнеров, пересмотр состава органов управления объектов инфраструктуры), а также возможности улучшения показателей инновационного развития РФ. Практическим результатом применения данного сценарного подхода является матричная структура адаптации приоритетов господдержки МНТС РФ с позиций инструментов инновационного развития, которая позволяет за счет корректировки структуры изначальной программы финансирования улучшить показатели инновационного развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ванюшкин Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE SCENARIOS OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL COOPERATION OF RUSSIA

The adaptive scenario approach, which allows performing flexible management by the international scientific and technical cooperation (ISTC) of Russia, is elaborated in the article. The basis of this approach form the proposed structural model of regulating ISTC of Russia, the created block-schemes and adaptive scenarios of development of ISTC of Russia, which bind together changes of key parameters as triggers, measures of regulating / reacting on them, also possibilities of improving parameters of innovative development of Russia. The practical result of implementing this approach is the matrix structure of adopting priorities of governmental support of ISTC of Russia from the point of view of the instruments of innovative development, which allows improving parameters of innovative development of Russia by means of correcting a structure of an initial state program financing.

Текст научной работы на тему «АДАПТИВНЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ »

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ

ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 339.94

Ванюшкин Александр Сергеевич,

доктор технических наук, доцент,

профессор кафедры мировой экономики,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»,

Симферополь, Россия

Vanyushkin Alexander Sergeevich,

Doctor of Technical Sciences, Associate Professor,

Professor of Department of International Economy,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russia

АДАПТИВНЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ

ADAPTIVE SCENARIOS OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL SC3ENTD1CAND TECHNOLOGICAL COOPERATION OF RUSSIA

В статье разработан адаптивный сценарный подход, позволяющий осуществлять гибкое управление международным научно-техническим сотрудничеством (МНТС) России, основу которого формируют предложенная структурная модель регулирования МНТС России, сформированные логические блок-схемы, адаптивные сценарии развития МНТС России, увязывающие между собой изменения ключевых параметров (объемов международного экономического сотрудничества, числа и объемов финансирования соглашений о реализации совместных научных проектов, количества зарубежных компаний в объектах инновационной инфраструктуры, числа соглашений и объемов коммерциализации результатов НИОКР) в качестве триггеров, меры регулирования / реагирования (пересмотр страновой структуры, содействие с помощью субсидий развитию сетевых форм кооперации и привлечению новых бизнес — партнеров, пересмотр состава органов управления объектов инфраструктуры), а также возможности улучшения показателей инновационного развития РФ. Практическим результатом применения данного сценарного подхода является матричная структура адаптации приоритетов господдержки МНТС РФ с позиций инструментов инновационного развития, которая позволяет за счет корректировки структуры изначальной программы финансирования улучшить показатели инновационного развития России.

Ключевые слова. МНТС России, сценарный подход, триггеры, параметры, показатели, регулирование, инновационное развитие.

The adaptive scenario approach, which allows performing flexible management by the international scientific and technical cooperation (ISTC) of Russia, is elaborated in the article. The basis of this approach form the proposed structural model of regulating ISTC of Russia, the created block-schemes and adaptive scenarios of development of ISTC of Russia, which bind together changes of key parameters as triggers, measures of regulating / reacting on them, also possibilities of improving parameters of innovative development of Russia. The practical result of implementing this approach is the matrix structure of adopting priorities of governmental support of ISTC of Russia from the point of view of the instruments of innovative development, which allows improving parameters of innovative development of Russia by means of correcting a structure of an initial state program financing.

Keywords. ISTC of Russia, scenario approach, triggers, parameters, regulating, innovative development.

ВВЕДЕНИЕ

Международному научно-техническому сотрудничеству, как и инновационной деятельности, свойственны высокие риски, связанные с неопределенностью результатов, динамизмом конкурентной среды, разнонаправленностью интересов участников и обусловленной этим сложностью координации их деятельности. Это существенно затрудняет возможности регулирования процессов МНТС и реализации научно-технической политики по стимулированию МНТС, в т.ч. и в России.

131

В этих условиях востребованным является гибкое адаптивное управление на основе сценарного подхода, позволяющее адекватно реагировать на изменения внешней среды, в зависимости от соответствия складывающихся фактических обстоятельств заранее предусмотренным вариантам (сценариям) развития событий в привязке к мерам реагирования.

Имеются публикации, описывающие суть сценарного моделирования, в целом, и социально-экономических систем, в частности. Согласно мнению авторов Tiberius V, Siglow C., Sendra-Garcia J., публикации по сценарной методологии характеризуются большим «разбросом» направлений [1, p. 1].

В монографиях Шульца В.Л., Кульбы В.В. [2; 3], Шибалкина О.Ю. [4], статье Суворова А.В. [5] изложено становление методологии сценарного моделирования развития социально-экономических систем за рубежом и в России. В статье Геймана О. А. изложены этапы сценарного моделирования развития социально-экономических систем [6, с.2]. Алгоритм сценарного прогнозирования приведен в статье Белецкой И.Ю. [7, с.3]. Также алгоритм и элементы сценарного планирования приведены в статье Наумова И.В. [8, с.11].

Обзор источников показал, что сценарный подход дает общую методологическую рамку, позволяющую наполнять его содержанием, в зависимости от поставленной научной задачи. Независимо от содержания, сценарии и сценарные модели должны увязывать между собой варианты внешних условий или состояния среды, значений ключевых показателей (триггеров) развития моделируемых систем, а также возможные варианты реагирования и управленческих воздействий на систему.

Содержанием сценариев регулирования МНТС России должны являться меры управления развитием данной сферы, указанные в ряде программных нормативных документов развития нашей страны:

• Концепции государственной политики РФ в области МНТС [9];

• Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года [10].

Среди целей и задач научно-технологического и инновационного развития России, в указанных документах присутствуют следующие [9, 10]:

• повышение конкурентоспособности отечественной науки и технологий,

• выход России на мировой рынок наукоемких товаров и услуг;

• развитие новых форм МНТС РФ;

• повышение эффективности инфраструктуры МНТС России;

• обеспечение участия исследовательских организаций и компаний России в глобальных технологических проектах, международных программах и исследовательских сетях;

• развитие и поддержка программ академического обмена и стажировок;

• стимулирование создания в России международных центров исследований и разработок, а также трансфера технологий;

• заключение международных соглашений в сфере научно-технического и инновационного сотрудничества в приоритетных областях, в т.ч. в целях кооперации для развития высокотехнологичных производств.

На основании анализа МНТС России, в статье Биткиной И.В., Васильевой И.Н., Ребровой Т.П., Демидова А.В. выделены четыре направления развития сотрудничества с другими странами: научно-исследовательская инфраструктура, научные кадры, финансирование науки, коммуникация [11, с. 226]. Там же указано, что в рамках приведенных направлений должны решаться такие задачи технологического развития страны как увеличение доли инновационной продукции в продажах и экспорте, создание и развитие исследовательских и инновационных сетей, развитие альтернативных механизмов финансирования международных научных проектов, в т.ч. за счет привлечения инвестиций крупных зарубежных бизнес-партнеров [11, с. 228]. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью исследования является разработка сценарного подхода, позволяющего осуществлять гибкое управление МНТС России.

132

МЕТОДЫ

В исследовании были использованы такие методы:

• метод синтезирования единого целого из элементов и связей применен при разработке структурной модели регулирования МНТС России;

• метод формирования сценариев использован при построении логических блок-схем и возможных адаптивных сценариев развития МНТС России;

• метод приоритезации задач применен при формировании матричной структуры адаптации приоритетов господдержки МНТС России.

РЕЗУЛЬТАТЫ

На основе вышеизложенного, а также с учетом текущей геополитической ситуации, нами сформирована структурная модель регулирования МНТС России (рис. 1).

Рис 1. Структурная модель регулирования МНТС России (Составлено автором)

Кроме того, в свете проведенного во втором разделе НКР анализа результатов МНТС РФ, актуальным является систематический контроль и корректирующие воздействия регулирующих органов на структуры МНТС РФ там, где это возможно. Специфика структур МНТС РФ указывает на то, что это возможно во многих случаях, т.к. государство либо присутствует в качестве учредителя ряда структур МНТС (технологических платформ, в меньшей степени, инновационных кластеров (в их образовательном блоке)), либо является (со)финансирующей стороной (целевые субсидии институтов развития РФ). Выделим следующие виды корректирующих воздействий: изменение состава органов управления структурами МНТС (в т.ч. за счет включения бизнес-компаний); изменение размеров и условий выделения субсидий структурам МНТС (на привлечение новых партнеров и на переобучение: подготовку дефицитных инновационных менеджеров).

Основной смысл рисунка 1 заключается в том, что указанные меры корректировки МНТС РФ должны варьироваться в зависимости от целей регулирования МНТС, а также возможностей улуч -шения приведенных ключевых показателей МНТС РФ. Например, цели пересмотра страновой

133

структуры МНТС РФ в пользу стран БРИКС и содействия привлечению новых бизнес — партнеров, в т.ч. зарубежных, могут быть реализованы через изменение условий предоставления субсидий структурам МНТС РФ, стимулируя привлечение новых бизнес — партнеров, в т.ч. из стран БРИКС. При этом конкретный размер субсидий ставится в зависимость от заявляемых субсидируемыми структурами МНТС количественных показателей из рисунка 1: числа новых бизнес-партнеров, в т.ч. зарубежных, числа реализуемых научных проектов и соглашений о коммерциализации технологий.

Цели содействия развитию сетевых форм МНТС и объединения технологических платформ могут быть реализованы через спецификацию соответствующих условий предоставления субсидий, а также изменением состава органов управления структурами МНТС. При этом размер субсидий также ставится в зависимость от заявляемых субсидируемыми структурами МНТС количественных показателей из рисунка 1: числа соглашений о сетевых формах кооперации между структурами МНТС в России и за рубежом с целью коммерциализации технологий, а также числа совместных научных проектов.

Из проведенного во втором разделе НКР анализа состояния МНТС РФ следует, что наиболее проблемным показателем развития МНТС РФ является объем коммерциализации технологий. При этом наиболее остро эта проблема имеет место быть в технологических платформах России, а также при реализации международных научных проектов. Ее решение может быть достигнуто как сменой состава органов управления структурами МНТС, так и выделением субсидий в целях содействия развитию сетевых форм МНТС и объединению технологических платформ, привлечению новых партнеров, переобучению участников: подготовке инновационных менеджеров.

Согласно [2-4; 6-8], следующим этапом сценарного планирования развития социально-экономической системы является создание логических блок-схем сценариев с указанием последовательности контрольных событий и принятия ключевых решений в них. Основой для создания логических блок-схем сценариев развития МНТС РФ служит структурная модель регулирования МНТС России (см. рис. 1).

Согласно основам сценарного моделирования, реагирование субъекта управления на изменения внешней среды запускается при условии соответствия значений ключевых показателей, описывающих состояние системы как объекта управления, заранее заданным триггерам [6]. На базе целей регулирования МНТС России, сформулированных на рисунке 1, нами отобраны следующие ключевые показатели как основа триггеров:

• изменение объемов экономического сотрудничества с регионами мира: снижение со странами ЕС, и увеличение со странами БРИКС — Тр.1;

• снижение (прироста) числа новых соглашений о реализации совместных научных проектов и объемов их зарубежного финансирования — Тр.2;

• снижение прироста зарубежных компаний в технологических платформах (111), инновационных кластерах и технопарках — Тр.3;

• снижение (прироста) объемов и числа соглашений о выполнении и коммерциализации НИ-ОКР с позиций инструментов МНТС — Тр.4;

• снижение объемов достигнутой коммерциализации результатов НИОКР с позиций видов структур (инструментов) МНТС — Тр .5.

В таблице 1 представлены наши оценки значений триггеров к сценариям развития МНТС РФ, полученные на базе анализа ряда данных: российской кластерной обсерватории (проект ВШЭ), ежегодных обзоров «Технопарки России» и «Кластеры России» от Ассоциации кластеров и технопарков России, сайта геоинформационной системы Минпромторга РФ «Индустриальные парки, технопарки, кластеры», докладов, обзоров, мониторингов Минэкономразвития РФ по технологическим платформам, а также с учетом [12].

Механизмы улучшения структуры МНТС РФ связаны с периодическим пересмотром состава органов управления в рамках тех структур, которые показали меньшую эффективность, чем отраслевые аналоги, а также их комбинированием. Объединение технологических платформ в рамках одних и тех же отраслей призвано реализовать эффекты масштаба и диверсификации рисков,

134

Таблица 1. Оценка значений триггеров развития МНТС РФ *

Триггер Тр .1 Триггер Тр.2 Триггер Тр.3 Триггер Тр.4 Триггер Тр.5

-25%; +20% -30%; +15%; -20% -30%; +15%;-25% -20%; -25% -20%

-50%; +40% -60%; +30%; -40% -60%; +30%; -50% -40%; -50% -40%

* Составлено автором

позволяющие повысить шансы на успешную коммерциализацию результатов НИОКР. Этим же целям служит комбинирование сетей и центров трансфера технологий с технопарками и инновационными кластерами.

Все вышеизложенное по поводу создания логических блок-схем сценариев с указанием контрольных событий, значений триггеров и принятия решений по ним (см. рис. 1, табл. 1) формализовано нами на рисунке 2.

Как видно из рисунка 2, механизмы интенсификации МНТС РФ связаны со стимулированием привлечения новых зарубежных партнеров с позиций инструментов МНТС. Как показывает опыт РФ, привлечение зарубежных партнеров может быть осуществлено двумя путями: либо с помощью традиционных институтов содействия кооперации (торгово-промышленная палата ТПП, центр поддержки экспорта РФ), что актуально для инновационных кластеров и технопарков, либо через сети и центры трансфера технологий в РФ и в странах БРИКС, что актуально для коммерциализации результатов международных научных проектов.

Считаем целесообразным механизм интенсификации МНТС РФ через создание филиалов участников технопарков и инновационных кластеров из одной страны в подобных структурах другой страны и, наоборот (в т.ч. на базе СП). Вместе с подготовкой дефицитных инновационных менеджеров это также позволит повысить шансы на успешную коммерциализацию результатов НИ-ОКР. Экономическая суть механизма стимулирования привлечения новых партнеров в рамках МНТС предусматривает субсидирование маркетинговых расходов в указанных целях.

Согласно [2-4; 6-8], следующим этапом сценарного планирования развития социально-экономической системы является разработка сценариев ее развития, на основе созданных на предыдущем этапе исследования логических блок-схем. Значения триггеров с позиций ключевых показателей развития МНТС РФ взяты из таблицы 1.

Разработанные нами возможные сценарии развития МНТС РФ показаны на рисунке 3.

На рисунке 3 в качестве сценариев показаны диапазоны возможных значений ключевых показателей развития МНТС России (значения взяты согласно данным таблицы 1). Им соответствуют по два значения параметров возможных мер реагирования. В целях стимулирования, параметры мер реагирования приняты противоположными по знаку и равными им по модулю для сценария слева на рисунке 3 и половине модуля для сценария справа на рисунке 3. При этом повышенные субсидии должны быть предназначены не для всех, а для тех структур, которые при сценарии слева на рисунке 3 сумели удержать свои показатели на прежнем уровне, а при сценарии справа на рисунке 3 показали результат в два раза лучше среднего по инструменту МНТС. Это позволит стимулировать лучших. Например, согласно рисунку 3, отрицательная разница между падением показателей МНТС РФ со странами ЕС и приростом таковых со станами БРИКС составила 15% по первому сценарию и 30% по второму. Соответственно, субсидии на покрытие затрат на маркетинг по двум сценариям увеличены на эти же 15% и 30%. Конечным, результирующим элементом сценариев развития МНТС РФ на рисунке 3 принято улучшение показателей инновационного развития России как цели МНТС РФ на основе анализа соответствующей статистики.

Практическим результатом использования возможных сценариев развития МНТС России на рисунке 3 является многовариантная (матричная) структура приоритетов господдержки с позиций инструментов МНТС. Имеется в виду, что базовая структура приоритетов МНТС РФ с позиций инструментов инновационного развития нуждается в пересмотре в зависимости от того, насколько фактические результаты близки к одному из возможных сценариев развития МНТС РФ, приведенных на рисунке 3.

Многовариантная (матричная) структура адаптации приоритетов господдержки МНТС РФ с позиций инструментов инновационного развития приведена в таблице 2.

135

Увеличение экономическ ого сотрудничества

со странами БРИКС на 20%

Снижение экономического сотрудничества со странами ЕС на 25%

Л V

Число соглашений о международных научных проектах и объемы их финансирования: ЕС --30%, БРИКС +20%

Число зарубежных компаний в класте рах и технопарках, платформах: ЕС — 30%, БРИКС +15%

Объемы и число соглашений о коммерциализации результатов НИОКР: ЕС -30%, БРИКС +15%

Число соглашений о международных научных проектах и объемы их зарубежного финансирования снизились на 20%

Число зарубежных компаний в кластерах и технопарках, техно платформах снизилось на 25%

Объемы и число соглашений о коммерциализации результатов НИОКР снизились на 20%

А

ч

л

V

л

V

л

V

Объемы достигнутой коммерциализации результатов НИОКР снизились на 20%

А V

Субсидии на привлечение новых партнеров для международных научных проектов в странах БРИКС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субсидии на привлечение новых

партнеров для сетевой кооперации (кластеров и технопарков) в странах БРИКС

Субсидии на привлечение новых бизнес-партнеров в технологические платформы (ТП)РФ из стран БРИКС

Рост субсидий на привлечение новых партнеров для международных научных проектов в странах БРИКС

Рост субсидий на привлечение новых партнеров, переобучение кадров, объединение ТП

Пересмотр состава органов управления, подготовка кадров, объединение ТП, привлечение сетей

А V

А V

Пересмотр состава органов управления структурами МНТС, объединение ТП

Рост доли затрат на НИОКРв ВВП РФ

Рост доли инновац. продукции

Рост числа созданных технологий

Рост доли затрат на НИОКРв ВВП РФ

А-V

Рост доли инновацион. продукции

Рост числа созданных технологий

А V

А V

Рост доли инновацион. продукции

Рост доли инновацион. продукции

Рис. 2 Логические блок-схемы сценариев развития МНТС РФ (Составлено автором)

136

ЕС -25%, БРИКС +20% Снижение сотрудничества с ЕС, рост сотрудничества с БРИКС ЕС -50%, БРИКС +40%

-и-

ЕС -30%, БРИКС +20% Число соглашений о проектах, объемы их финансирования ЕС -60%, БРИКС +40%

ЕС -30%, БРИКС +15% Число зарубежных компаний в кластерах и технопарках, технологических платформах ЕС -60%, БРИКС +30%

ЕС -30%, БРИКС +15% Объемы и число соглашений о выполнении и коммерциализации результатов НИОКР ЕС -60%, БРИКС +30%

Субсидии на привлечение партнеров: в проекты, платформы, для сетевой кооперации, на переобучение

на маркетинг, обучение +15% на маркетинг, обучение +30%

+3% Рост доли затрат на НИОКР; рост доли +6%

+1% инновационной продукции, числа +2%

+1% созданных технологий +2%

-20% Число соглашений о проектах, объемы их финансирования -40%

Число зарубежных компаний в кластерах и технопарках, технологических платформах

-25% -50%

на маркетинг, переобучение +20%; +25%

+4% +1,5% +1,5%

Субсидии на привлечение партнеров: в проекты, платформы, для сетевой кооперации, на переобучение

на маркетинг, переобучение +40%; +50%

Рост доли затрат на НИОКР; рост доли инновационной продукции, числа созданных технологий

+8% +3% +3%

Объемы и число соглашений, достижение коммерциализации результатов НИОКР

-20% -40%

на 20-25% по 2 шт. Пересмотр состава органов управления структурами МНТС, объединение техно платформ на 40-50% по > 3 шт.

+2% Рост доли инновационной продукции +4%

Рис. 3. Возможные адаптивные сценарии развития МНТС России (Составлено автором)

137

Таблица 2 Матричная структура адаптации приоритетов господдержки МНТС России с позиций инструментов инновационного развития *

Инструмент инновационного развития / комбинация сценариев развития МНТС РФ (на базе рисунка 3) Инно вационные кластеры Сетевые технопарки Технологические платформы Международные научные проекты

Число и объем соглашений о совместных проектах -20%; Число

зарубежных компаний в инновационных кластерах, технопарках, технологических платформах -25%; 2 2 2 1

Прирост технологий и коммерциализация НИОКР: -20%.

Число и объем соглашений о совместных проектах -20%; Число

зарубежных компаний в инновационных кластерах -25%, технопарках -25%, технологических платформах -50%; 2 2 3 1

Прирост технологий и коммерциализация НИОКР: -20%.

Число и объем соглашений о совместных проектах -40%; Число

зарубежных компаний в инновационных кластерах -25%, технопарках -25%, технологических платформах -50%; 1 1 3 2

Прирост технологий и коммерциализация НИОКР: в

международных проектах -40%, инновационных кластерах -20%, в технопарках -20%, в технологич. платформах -40%.

Число и объем соглашений о совместных проектах -40%; Число

зарубежных компаний в инновационных кластерах, технопарках, технологических платформах -25%; Прирост технологий и коммерциализация НИОКР: в 2 2 1 2

международных проектах -40%, в инновационных кластерах-40%, в технопарках -40%, в технологич. платформах -20%.

Число и объем соглашений о совместных проектах -40%; Число

зарубежных компаний в инновационных кластерах, технопарках, технологических платформах -50%; Прирост технологий и коммерциализация НИОКР: -40%. 1 1 2 1

* Составлено автором

Матричная структура приоритетов господдержки МНТС России с позиций инструментов инновационного развития в таблице 2 реализуется в случае, если фактические значения показателей развития МНТС РФ превысят значения триггеров (см. табл. 1). Иначе действует базовая структура приоритетов МНТС РФ с позиций инструментов инновационного развития. В случае одинаковых приоритетов в таблице 2 следует также далее опираться на их базовую структуру.

В двух из трех сценариев развития МНТС РФ (см. рис. 3) указано на целесообразность стимулирования сетевой кооперации объектов научно-исследовательской инфраструктуры. В концеп -ции МНТС Минобрнауки РФ указано на необходимость «придания статуса международных... ряду существующих объектов научно-исследовательской инфраструктуры» РФ [9, с.13]. При этом среди объектов научно-исследовательской инфраструктуры РФ в концепции МНТС Минобрнауки РФ упомянуты центры коллективного пользования, прототипирования и инжиниринговые центры. В последние 10 лет в регионах РФ с крупными научными центрами был создан ряд подобных объектов.

Опорным базисом создания центров коллективного пользования, прототипирования и инжиниринговых центров является парадигма «Индустрия 4.0», которая подробно описана в основопола-

138

гающем труде К. Шваба «Четвертая индустриальная революция» [13]. В конце этой книги приведен перечень новых технологий и идей, а также описание возможностей их применения в рамках концепции «Индустрия 4.0». Согласно К. Швабу, в рамках концепции «Индустрия 4.0» основными технологиями являются: Интернет вещей и распределенные (облачные) сети, «Большие данные», искусственный интеллект и машинное обучение, дополненная реальность и цифровое клонирование, беспилотный транспорт, робототехника, аддитивные технологии (3В-печать) [13]. Большинство из вышеперечисленных технологий уже стали реальностью и продолжают быстро развиваться и совершенствоваться во многих странах мира.

Одним из важных практических проявлений концепции «Индустрия 4.0» является тесно связанная с ней парадигма «гибкого производства». Данная парадигма также зародилась в развитых странах Запада. К основным двум формам проявления гибкости производственных систем специалисты в этой сфере относят универсальность (оборудования) и приспособляемость (к меняющимся требованиям) [14, с. 89, 93].

Внедрение концепции «Индустрия 4.0», в частности, аддитивных технологий (3В-печати), а также Интернета вещей дает возможность реализовать еще одну парадигму — «кастомизиро-ванного производства» на т.н. «цифровых, умных фабриках», основная суть которой сводится к обеспечению возможности индивидуализации свойств продукции в соответствии с запросами заказчиков [15].

Прообразом «цифровых, умных фабрик» будущего с возможностями гибкого и кастомизиро-ванного производства как раз и являются центры прототипирования и коллективного пользования, «фабрики — лаборатории» (БаЬЬаЬ), уже функционирующие в целом ряде стран мира, в т.ч., в России. При этом центры коллективного пользования являются воплощением другой популярной концепции — «экономики совместного потребления», также рассмотренной в уже упомянутой книге К. Шваба [13]. В статьях на тему центров прототипирования и коллективного пользования, «фабрик—лабораторий» (БаЬЬаЬ) они рассмотрены с общих описательных позиций (характеристики, направления использования, финансовые и маркетинговые аспекты, кадровое обеспечение) [16, 17].

Стоит отметить, что немаловажным достоинством центров прототипирования и коллективного пользования, «Фабрик—Лабораторий» (БаЬЬаЬ) является возможность параллельного осуществления процессов разработки и испытания новых образцов продукции, мелкосерийного гибкого производства, а также обучения и подготовки научных и инженерных кадров, устойчивый дефицит которых наблюдается в современной России. Близким по решаемым задачам видом объектов научно-исследовательской инфраструктуры являются инжиниринговые центры. На текущий момент в России подобные центры созданы при кластерах в ряде регионов РФ.

Центр прототипирования высокой сложности «Кинетика» создан при бывшем Московском Институте стали и сплавов (МИСиС), теперь Национальном исследовательском технологическом университете НИТУ «МИСиС». Многофункциональный центр прототипирования создан при бывшем Московском автомеханическом институте (МАМИ), теперь Московском государственном техническом университете МГТУ «МАМИ». Также центры прототипирования созданы в Москве при технопарке «Мосгормаш», при Центрах поддержки предпринимательства «Мой бизнес» в Краснодаре (там также создан и инжиниринговый центр) и в Волгограде.

Технологические возможности российских центров прототипирования соответствуют мировому уровню: обратное проектирование (3В-сканирование и 3В-моделирование) макетов изделий, 3В-печать макетов изделий, а также точная механическая обработка, точное литье, разнообразные испытательные стенды и т.п. Вследствие такого широкого круга технологических возможностей, в российских центрах прототипирования накоплен опыт изготовления прототипов технически сложных изделий для заказчиков из разных отраслей промышленности, напр., лопаток для газовых турбин и поршней дизельных двигателей.

Ключевая роль центров прототипирования и «фабрик—лабораторий» (БаЬЬаЬ) в инновационном процессе становится понятной на фоне того, что за прошедшие 10-15 лет с момента появления технологий «Индустрии 4.0» произошло снижение эффекта масштаба, т.е. они стали экономи-

139

чески эффективными не только при серийном выпуске [17]. На сайте консалтинговой компании «Деловой профиль» перечислены индустриальные эффекты внедрения аддитивных технологий в производство [18]:

• сокращение сроков вывода новых продуктов на рынок до 75%;

• сокращение срока освоения продукции до 50%;

• кратное снижение капитальных затрат на создание производства заготовок;

• снижение издержек производства до 90%;

• увеличение коэффициента использования материалов до 80%;

• снижение затрат энергии при ремонте до 75%;

• уменьшение сроков ремонта до 60%;

• снижение размера запасов в 1,5-2 раза.

На наш взгляд, поставленная в концепции МНТС от Минобрнауки РФ задача придания международного статуса объектам научно-исследовательской инфраструктуры, включая центры прото-типирования, инжиниринга и коллективного пользования, может быть решена за счет сетевой кооперации этих структур, а также сотрудничества с сетями трансфера технологий. Сетевая кооперация центров прототипирования, инжиниринга и коллективного пользования может снизить удель -ные маркетинговые издержки на привлечение клиентов на одну структуру за счет создания единой службы приема и обработки заказов. Во-вторых, это позволит более полно учесть потребности клиента, выбрав для их удовлетворения ту структуру, технологические возможности (компе -тенции) которой наиболее полно соответствуют техническому заданию заказчика. Это актуализирует составление единой матрицы технологических компетенций центров прототипирования, инжиниринга и коллективного пользования (табл. 3).

Таблица3. Общий вид матрицы технологических компетенций центров прототипирования, инжиниринга и коллективного пользования *

№№ Центра Технологические процессы

Обратное про ектиро вание ЗЭ-печать Точная обработка Точное литье Испытательные стенды

Центр N° 1 + + + +

Центр №»2 +

Центр №»3 + + + + +

Центр №°4 + +

* Составлено автором

Кроме того, единая служба приема и обработки заказов для центров прототипирования, инжиниринга и коллективного пользования может функционировать в режиме агрегатора, принимая заказы и распределяя их в соответствии с матрицей компетенций в табл. 3 и загрузкой центров.

Еще один позитивный момент сетевой кооперации центров прототипирования, инжиниринга и коллективного пользования заключается в возможности создания единой службы патентования разработок со своим штатом патентных поверенных. Такая служба необходима, т.к. в рамках работы центров прототипирования и инжиниринга часто создаются образцы уникальной продукции, которые требуется запатентовать. Если в последующем разрабатываются технологии производства такой продукции, то это позволяет заполучить предметы обмена или экспорта технологий.

Сотрудничество с сетями трансфера технологий позволит быстрее вывести на рынки, в т.ч. зарубежные, (осуществить коммерциализацию) разработок центров прототипирования и инжиниринга.

Вышеизложенное по поводу сетевой кооперации центров прототипирования, инжиниринга и коллективного пользования формализовано в виде рамочной структуры, как показано на рисунке 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рамочная структура сетевой кооперации, представленная на рисунке 4, может привлекать партнеров как из России, так и из-за рубежа, способствуя обмену технологиями.

140

«

<а н

й &

£ &

н

I

£

13 с л я 8 И ш

оо

Единая служба приема и обработки заказов

Матрица технологи -ческих компетенций

о

т<2

Распределение заказов по выбранным центрам >

О ч> о ч>

Центр № 1 Центр №2 Центр №3 Центр №4

О О о О

г Консультации, помощь оформления патентов к

58

£ &

а

Н

Я

Единая служба патентования разработок

ш

¡3

оо

Рис 4. Рамочная структура сетевой кооперации центров прототипирования, инжиниринга и коллективного пользования (Составлено автором)

ВЫВОДЫ

В целях интенсификации и снижения рисков МНТС РФ и инновационной деятельности, связанных с неопределенностью результатов, динамизмом конкурентной среды, сложностью координации деятельности участников, нами разработан сценарный подход, позволяющий осуществлять гибкое управление МНТС России, и включающий в себя:

• структурную модель регулирования МНТС России (рис. 1);

• логические блок-схемы сценариев развития МНТС России (рис. 2);

• возможные адаптивные сценарии развития МНТС России (рис. 3);

• матричную структуру адаптации приоритетов господдержки МНТС РФ с позиций инструментов инновационного развития (табл. 2).

Структурная модель регулирования МНТС России увязывает между собой цели регулирования МНТС РФ (пересмотр страновой структуры, содействие развитию сетевых форм кооперации и привлечению новых бизнес — партнеров), меры корректировки (изменение условий и размеров субсидий, а также состава органов управления объектов инфраструктуры) и ключевые показатели развития (число реализованных научных проектов, привлеченных зарубежных бизнес — партнеров, объемы коммерциализации технологий).

Логические блок-схемы и возможные адаптивные сценарии развития МНТС России связывают друг с другом изменения ключевых параметров (объемов экономического сотрудничества с регионами мира, числа новых соглашений о реализации совместных научных проектов и объемов их финансирования, количества зарубежных компаний в технологических платформах, инновационных кластерах и технопарках, числа соглашений и объемов коммерциализации результатов НИОКР) в качестве триггеров, меры реагирования (рост субсидий на привлечение новых партнеров, пересмотр состава органов управления объектов инфраструктуры), улучшение показателей инновационного развития РФ (рост доли затрат на НИОКР в ВВП, инновационной продукции, числа созданных новых технологий).

141

Матричная структура адаптации приоритетов господдержки МНТС РФ с позиций инструментов инновационного развития позволяет скорректировать изначальную программу объемов выделяемого финансирования в зависимости от соответствия достигнутых результатов МНТС РФ возможным адаптивным сценариям развития международной кооперации (рис. 3) и за счет этого улучшить показатели инновационного развития РФ. В этом заключается практическая значимость данного исследования.

Предложена рамочная структура сетевой кооперации центров прототипирования, инжиниринга и коллективного пользования как формы МНТС (рис. 4).

Направления дальнейших исследований по данной теме связаны с разработкой статистических методов обоснования значения триггеров, а также выявления статистической взаимосвязи мер регулирования МНТС РФ и показателей инновационного развития страны.

СПИСОКЛИТЕРАГУРЫ

1. Tiberius V Scénarios in business and management: The current stock and research opportunities / V Tiberius, C. Siglow, J. Sendra-Garcia // Journal of Business Research. — 2020. — № 121. — P. 235-242.

2. Шульц В. Л. Модели и методы анализа и синтеза сценариев развития социально-экономических систем /

B. Л. Шульц, В.В. Кульба. — М.: Наука, 2021. — 317 с.

3. Кульба В.В. Методы формирования сценариев развития социально-экономических систем / В.В. Кульба, Д.А. Кононов, С.А. Косяченко, А.Н. Шубин. — М:. Синтег-гео, 2004. — 296 с.

4. Шибалкин О.Ю. Проблемы и методы построения сценариев социально-экономического развития / О.Ю. Шибалкин. — М.: Наука, 1992. —178 с.

5. Суворов А. В. Методы построения макроэкономических сценариев социально-экономического развития / А.В. Суворов // Проблемы прогнозирования. — 1996. — №4. — С. 27-39.

6. Гейман О.А. Теоретические аспекты сценарного моделирования развития регионов / О. А. Гейман // Экономика промышленности. — 2009. — № 5. — С. 14-18.

7. Белецкая И.Ю. Методика сценарного прогнозирования при принятии решений о стратегии развития региона / И.Ю. Белецкая // Научные ведомости Белгородского гос. университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. — 2011. — № 17(1). — С. 5-15.

8. Наумов И.В. Методологические основы сценарного проектирования модели воспроизводства инвестиционного потенциала институциональных секторов / И.В. Наумов // Журнал экономической теории. — 2019. — № 16 (4). — С. 730-745.

9. Концепция международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство науки и высшего образования РФ. — Режим доступа: minobrnauki.gov.ru/upload/ 2021/07/kontseptsiya_MNTS_ Rossiyskoy_Federatsii.pdf (дата обращения: 09-11.01.2023).

10. Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] // Правительство России. — Режим доступа: static.government.ru/media/files/ 4qRZEpm161xctpb156a3ibUMjILtn9oA.pdf (дата обращения: 09-11.01.2023).

11. Биткина И.В. Развитие сотрудничества с зарубежными партнерами как одно из направлений реализации приоритетов России в области науки, технологий и образования / И.В. Биткина, И.Н. Васильева, Т.П. Реброва, А.В. Демидов // Управление наукой и наукометрия. — 2022. — Т. 17. №2. — C. 216-236.

12. Подсолонко В. А. Управление инновациями и трансфером технологий для повышения эффективности экономики / В.А. Подсолонко, Е.А. Подсолонко, А.С. Слепокуров // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2019. — № 2 (47). — C. 136-151.

13. Schwab K. The Fourth Industrial Revolution / Klaus Schwab. — Geneva: World Economic Forum, 2016. — 332 р.

14. Туровец О.Г. Организационные факторы обеспечения гибкости производственной системы / О.Г. Туро-вец, В .Н. Родионова // Вестник Брянского государственного технического университета. — 2018. — №3 (64). —

C. 88-96.

15. Кастомизированное производство на «фабриках будущего». Глобальные технологические тренды. Информационный бюллетень [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2016. — Режим доступа: issek.hse.ru/ trendletter/news/189959870.html (дата обращения: 09-11.01.2023).

16. Чеченкина Т.В. Центры коллективного пользования в развитых странах мира: проблемы и перспективы / Т.В. Чеченкина // Управление наукой и наукометрия. — 2017. — № 1. - С. 80-101.

17. Lena-Acebo F.J. The FABLAB Movement: Democratization of Digital Manufacturing / F.J. Lena-Acebo, M.E. Garcia-Ruiz [Electronic resource] — 2019. — Access Mode: www.researchgate.net/ publication/ 330426056_The_FABLAB_Movement_Democratization_of_Digital_Manufacturing (date of the application: 0911.01.2023).

142

18. Шнипова А. Рынок технологий 3Б-печати в России и мире: перспективы внедрения аддитивных технологий в производство / А. Шнипова [ Электронный ресурс] // Консалтинговая компания «Деловой профиль», 2021. — Режим доступа: delprof.ru/press-center/open-analytics/rynok-tekhnologiy-3d-pechati-v-rossii-i-mire-perspektivy-vnedreniya-additivnykh-tekhnologiy-v-proizv/ (дата обращения: 09-11.01.2023).

SPÜSOKLITERATURY

1. Tiberius V. Scenarios in business and management: The current stock and research opportunities / V. Tiberius,

C. Siglow, J. Sendra-Garcia // Journal of Business Research. — 2020. — № 121. — P. 235-242.

2. Shul'ts V.L. Modeli i metody analiza i sinteza stsenariyev razvitiya sotsial'no-ekonomicheskikh sistem / VL. Shul'ts, V V Kul'ba. — M.: Nauka, 2021. — 317 s.

3. Kul'ba V.V. Metody formirovaniya stsenariyev razvitiya sotsial'no-ekonomicheskikh sistem / V.V. Kul'ba,

D.A. Kononov, S.A. Kosyachenko, A.N. Shubin. — M:. Sinteg-geo, 2004. — 296 s.

4. Shibalkin O.Yu. Problemy i metody postroyeniya stsenariyev sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya /

0.Yu. Shibalkin. — M.: Nauka, 1992. — 178 s.

5. Suvorov A.V Metody postroyeniya makroekonomicheskikh stsenariyev sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya / A.V. Suvorov // Problemy prognozirovaniya. — 1996. — №4. — S. 27-39.

6. Geyman O.A. Teoreticheskiye aspekty stsenarnogo modelirovaniya razvitiya regionov / O.A. Geyman // Ekonomika promyshlennosti. — 2009. — № 5. — S. 14-18.

7. Beletskaya I.Yu. Metodika stsenarnogo prognozirovaniya pri prinyatii resheniy o strategii razvitiya regiona /

1.Yu. Beletskaya // Nauchnyye vedomosti Belgorodskogo gos. universiteta. Seriya: Istoriya. Politologiya. Ekonomika. Informatika. — 2011. — № 17(1). — S. 5-15.

8. Naumov I.V. Metodologicheskiye osnovy stsenarnogo proyektirovaniya modeli vosproizvodstva investitsionnogo potentsiala institutsional'nykh sektorov / I.V Naumov // Zhurnal ekonomicheskoy teorii. — 2019. — № 16 (4). — S. 730-745.

9. Kontseptsiya mezhdunarodnogo nauchno-tekhnicheskogo sotrudnichestva Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs] // Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya RF. — Rezhim dostupa: minobrnauki.gov.ru/upload/2021/07/ kontseptsiya_MNTS_ Rossiyskoy_Federatsii.pdf (data obrashcheniya: 09-11.01.2023).

10. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda [Elektronnyy resurs] // Pravitel'stvo Rossii. — Rezhim dostupa: static.government.ru/media/files/4qRZEpm161xctpb156a3ibUMjILtn9oA.pdf (data obrashcheniya: 09-11.01.2023).

11. Bitkina I.V Razvitiye sotrudnichestva s zarubezhnymi partnerami kak odno iz napravleniy realizatsii prioritetov Rossii v oblasti nauki, tekhnologiy i obrazovaniya / I.V Bitkina, I.N. Vasil'yeva, T.P. Rebrova, A.V Demidov // Upravleniye naukoy i naukometriya. — 2022. — T. 17. №2. — C. 216-236.

12. Podsolonko V A. Upravleniye innovatsiyami i transferom tekhnologiy dlya povysheniya effektivnosti ekonomiki / V. A. Podsolonko, Ye.A. Podsolonko, A. S. Slepokurov // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 2 (47). — C. 136-151.

13. Schwab K. The Fourth Industrial Revolution / Klaus Schwab. — Geneva: World Economic Forum, 2016. — 332 r.

14. Turovets O.G. Organizatsionnyye faktory obespecheniya gibkosti proizvodstvennoy sistemy / O.G. Turovets, V.N. Rodionova // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. — 2018. — №3 (64). — C. 88-96.

15. Kastomizirovannoye proizvodstvo na «fabrikakh budushchego». Global'nyye tekhnologicheskiye trendy. Informatsionnyy byulleten' [Elektronnyy resurs] // Natsional'nyy issledovatel'skiy universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», 2016. — Rezhim dostupa: issek.hse.ru/ trendletter/news/189959870.html (data obrashcheniya: 0911.01.2023).

16. Chechenkina T.V. Tsentry kollektivnogo pol'zovaniya v razvitykh stranakh mira: problemy i perspektivy / T.V. Chechenkina // Upravleniye naukoy i naukometriya. — 2017. — № 1. - S. 80-101.

17. Lena-Acebo F.J. The FABLAB Movement: Democratization of Digital Manufacturing / F.J. Lena-Acebo, M.E. Garcia-Ruiz [Electronic resource] — 2019. — Access Mode: www.researchgate.net/ publication/ 330426056_The_FABLAB_Movement_Democratization_of_Digital_Manufacturing (date of the application: 0911.01.2023).

18. Shnipova A. Rynok tekhnologiy 3D-pechati v Rossii i mire: perspektivy vnedreniya additivnykh tekhnologiy v proizvodstvo / A. Shnipova [Elektronnyy resurs] // Konsaltingovaya kompaniya «Delovoy profil'», 2021. — Rezhim dostupa: delprof.ru/press-center/open-analytics/rynok-tekhnologiy-3d-pechati-v-rossii-i-mire-perspektivy-vnedreniya-additivnykh-tekhnologiy-v-proizv/ (data obrashcheniya: 09-11.01.2023).

Статья поступила в редакцию 28 января 2023 года Статья одобрена к печати 27 июня 2023 года

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.