Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы инновационного и научно-технологического сотрудничества стран БРИКС'

Проблемы и перспективы инновационного и научно-технологического сотрудничества стран БРИКС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / BRICS / COMPETITIVENESS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / SCIENTIfi C AND TECHNOLOGICAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Ольга Юрьевна

В статье исследованы состояние, проблемы и перспективы инновационного развития и научно-технологического сотрудничества стран БРИКС. Выявлены особенности инновационного развития стран БРИКС, показаны приоритеты развития их инновационной сферы, степень развитости инновационной инфраструктуры. Проанализирована структура затрат стран БРИКС на НИОКР по источникам финансирования. Обобщены проблемы в области инновационного развития стан группировки. Сделан вывод о том, что, подобно торгово-экономическому сотрудничеству, инновационное взаимодействие стран БРИКС в научно-технологической сфере осуществляется преимущественно на двусторонней основе. Показаны институты и механизмы дальнейшего углубления сотрудничества в научно-технологической сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF RESEARCH AND DEVELOPMENT COOPERATION BETWEEN THE BRICS COUNTRIES

He article examines the current state, problems and prospects of innovative development and technological cooperation of the BRICS countries. The author identifi es specifi c features of innovative development in the BRICS countries, reveals the priorities of their development in innovations, and assesses how effi cient their innovation infrastructure is. Cost structure for funding research and development projects in the BRICS countries is analyzed. Challenges of innovative development in the BRICS countries are summarized. It is concluded that similarly to cooperation in trade, cooperation in the research and development sphere between the BRICS countries is carried out mainly on a bilateral basis. The article describes institutions and mechanisms for boosting cooperation in science and technology

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы инновационного и научно-технологического сотрудничества стран БРИКС»

Olga Yuryevna Sokolova,

Doctor of Economics, professor,

head of the department of world economy

and management of foreign trade,

Saratov socio-economic institute (branch)

of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 338(100)

Ольга Юрьевна Соколова,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

sokol@ssea.runnet.ru

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО И НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

СТРАН БРИКС

В статье исследованы состояние, проблемы и перспективы инновационного развития и научно-технологического сотрудничества стран БРИКС. Выявлены особенности инновационного развития стран БРИКС, показаны приоритеты развития их инновационной сферы, степень развитости инновационной инфраструктуры. Проанализирована структура затрат стран БРИКС на НИОКР по источникам финансирования. Обобщены проблемы в области инновационного развития стан группировки. Сделан вывод о том, что, подобно торгово-экономическому сотрудничеству, инновационное взаимодействие стран БРИКС в научно-технологической сфере осуществляется преимущественно на двусторонней основе. Показаны институты и механизмы дальнейшего углубления сотрудничества в научно-технологической сфере.

Ключевые слова: БРИКС, конкурентоспособность, инновационное развитие, инновационная инфраструктура, научно-технологическое сотрудничество.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF RESEARCH AND DEVELOPMENT COOPERATION BETWEEN

THE BRICS COUNTRIES

The article examines the current state, problems and prospects of innovative development and technological cooperation of the BRICS countries. The author identifies specific features of innovative development in the BRICS countries, reveals the priorities of their development in innovations, and assesses how efficient their innovation infrastructure is. Cost structure for funding research and development projects in the BRICS countries is analyzed. Challenges of innovative development in the BRICS countries are summarized. It is concluded that similarly to cooperation in trade, cooperation in the research and development sphere between the BRICS countries is carried out mainly on a bilateral basis. The article describes institutions and mechanisms for boosting cooperation in science and technology.

Keywords: BRICS, competitiveness, innovative development, innovative infrastructure, scientific and technological cooperation.

48 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 3 (77) -♦

БРИКС является интенсивно развивающимся неформальным объединением государств, в состав которого входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. За последние десять лет БРИКС превратился в успешное и влиятельное объединение, последовательно наращивающее многоформатное сотрудничество в экономической, политической, гуманитарной и других сферах. Интенсивному сотрудничеству стран БРИКС благоприятствует огромный экономический и политический потенциал, которым обладает каждая из стран - участниц объединения.

Одним из основных факторов социально-экономического развития современных государств и повышения их конкурентоспособности является научно-техническое и инновационное развитие. В этой связи следует отметить, что страны БРИКС осуществляют активную политику в сфере науки, технологий и инноваций. В данной области государства - участники объединения, имея в приоритете различные направления развития научно-технологической сферы, преследуют одни и те же цели. За счет инновационного развития каждая страна стремится решить свои социально-экономические проблемы, добиться ускоренного и устойчивого роста национальных экономик, перейти к инновационной модели развития и в конечном счете войти в число государств - технологических лидеров и преодолеть экономическое отставание от стран Запада.

Для перехода к инновационной модели и развитию научно-технологического сотрудничества странам БРИКС необходимо создание современной инновационной инфраструктуры. Примеры подобной инновационной инфраструктуры можно наблюдать во всех странах объединения, в том числе и в Китае. В 2017 г. здесь действовало более 160 технопарков, а также 4298 коворкинг-центров, 3255 технологических инкубаторов и более 400 акселераторов. В стране сформировано два научно-технических и производственных центра - Шэнь-чжэнь и Чжунгуаньцунь.

В ЮАР действует Центр климатических инноваций, фактически работающий как бизнес-инкубатор в сфере зеленых технологий. Центр осуществляет поддержку стартапов и малых предприятий, работающих в пространстве зеленой экономики, предоставляя им доступ к финансовым ресурсам, осуществляя технологическое и бизнес-консультирование, информационную и маркетинговую поддержку. Особого внимания заслуживает зона промышленного развития Ист-Лондон. На данный момент это единственный высокотехнологичный производственный и логистический кластер ЮАР. Зона является лидирующим промышленным парком в Южной Африке, известным своими новаторскими решениями для различных отраслей промышленности, включая автомобилестроение, переработку сельскохозяйственной продукции и аквакультуру.

В Бразилии за последние десятилетия было создано 384 бизнес-инкубаторов, в которых участвуют более 2640 предприятий сектора малого бизнеса. Из них 58% - разрабатывают новые продукты и технологии, 38% - работают в сфере высокотехнологичных продуктов на местном уровне.

Также в стране существует широкая сеть технологических парков (в 2014 г. в Бразилии насчитывалось около 400 технопарков, в которых было сконцентрировано 6,3 тыс. организаций и фирм).

Следует также отметить процесс создания инновационных кластеров в странах БРИКС. Подобного рода кластеры в настоящее время функционируют в Бразилии, Китая, России. В России в рамках кластерного подхода создаются технико-внедренческие особые экономические зоны (ОЭЗ) и наукограды, которые должны стать центрами развития инноваций в стране. На территории таких зон действуют бизнес-инкубаторы для стартап-проек-тов, имеются высококвалифицированные специалисты и доступ к быстроразвивающемуся российскому рынку информационных технологий и НИОКР. В индийских городах Бангалор и Мумбаи созданы два специализированных нанотехнологических центра, располагающих современным научно-производственным потенциалом. Имеются амбициозные планы сделать город Бангалор мировым центром нанотехнологий.

Между тем расходы стран БРИКС на НИОКР по сравнению с развитыми странами находятся на достаточно низком уровне. Лидером по инвестированию в научно-исследовательский сектор среди группы БРИКС является Китай. Доля его расходов в ВВП на исследования и разработки составляет 2,07%, что значительно превышает аналогичный показатель других стран объединения (у Бразилии и России он составляет 1,17% и 1,10% соответственно, а у Индии и ЮАР не превышает 0,8%). В абсолютном выражении затраты Китая на НИОКР в 9,5 раз превышают аналогичные расходы Индии, более чем в 12,5 раз - расходы России и Бразилии и почти в 97 раз - затраты Южной Африки.

Низкий уровень затрат на НИОКР в странах БРИКС является фактором, сдерживающим создание инновационно ориентированной экономики. Поэтому государства - члены объединения планируют увеличить государственные расходы на НИ-ОКР. В Китае планирует повысить долю затрат на НИОКР к 2020 г. до 2,5%, в России - до 2,5-3%, а в ЮАР к 2018 г. - до 2%.

Страны БРИКС финансируют инновационный сектор за счет средств государственного бюджета, в последнее время активизировался процесс привлечения и капитала частных инвесторов. Средства государства и бизнеса практически в равной пропорции формируют затраты на НИОКР Южной Африки. У Китая наибольший вклад в финансирование данной сферы оказывает бизнес: средства предпринимательского сектора составляют почти 75% всех внутренних расходов на научно-технологическую сферу. У Бразилии, России и Индии ведущая роль в финансировании исследований и разработок принадлежит государству: бюджетные средства составляют более половины от общего объема затрат этих стран на НИОКР.

Исследования и разработки также финансируются за счет иностранных источников, однако их доля в структуре расходов на НИОКР крайне мала (у Бразилии, Индии и Китая не превышают 1%). Только у ЮАР и в гораздо меньшей степени у

НБЫ1994-5094 ♦-

49 -♦

Структура затрат стран БРИКС на исследования и разработки по источникам финансирования

России средства иностранных источников составляют значительную часть расходов на инновации -12,9% и 2,7% соответственно (рисунок).

В основном все страны группы финансируют исследования, проводимые по техническому и естественнонаучному направлению. Сильный перекос в сторону данных наук наблюдается у России и Китая: в структуре затрат на НИОКР этих стран финансирование технических наук составляет более 70%, естественных наук - почти 17%. Индия, кроме этих двух направлений, также много вкладывает в сельскохозяйственные науки, а ЮАР - в медицинские и общественные науки.

Таким образом, рассмотрев особенности инновационного развития стран БРИК, можно сделать вывод о том, что каждая страна объединения имеет свои специфические особенности. Так, значительно отличаются объемы финансирования научных комплексов (и по отношению к ВВП, и в абсолютном выражении), соотношение степени участия бизнеса и государства в финансировании научных исследований, приоритетные направления финансирования. Различаются также приоритеты развития инновационной сферы, степень развитости инновационной инфраструктуры.

Многие исследователи, однако, отмечают сопоставимый уровень технологического развития стран объединения. Для них характерна догоняющая модель развития, научно-техническое отставание от развитых стран и значительное заимствование зарубежных технологий. Все страны БРИКС пытаются повысить роль малого и среднего бизнеса в процессе создания и внедрения инноваций, а также стремятся к увеличению собственных возможностей при проведении полного научно-исследовательского цикла в условиях низких затрат на НИОКР. Кроме того, эти страны имеют высокий уровень совокупного ресурсного самообеспечения

(кроме технологических ресурсов), достаточно емкий совокупный рынок.

Среди общих черт можно выделить и ведущую роль государства в развитии инновационной сферы. Активное участие государства выражается в реализации множества программ и мероприятий, определяющих приоритеты и направления развития научно-технологической сферы, в стимулировании на законодательном уровне научно-исследовательской деятельности и внедрении ее достижений на практику, а также в формировании необходимой инфраструктуры. Государство в значительной степени участвует в финансировании инновационной сферы, являясь в большинстве стран группы ведущим источником средств на НИОКР и оказывая помощь предпринимательскому сектору при высоких рисках.

Кроме того, для стран группы в большей или меньшей степени актуальны следующие проблемы в области инновационного развития:

• отсутствие налаженной координации и эффективного сотрудничества между университетами, исследовательскими центрами и коммерческими компаниями;

• разрыв между научными исследованиями и переводом их результатов в коммерческую или производственную плоскость;

• отток научных кадров в развитые страны, а также дефицит высококвалифицированной рабочей силы;

• недостаточно эффективная инновационная инфраструктура;

• инновационной деятельностью заняты преимущественно крупные компании, которые мало мотивированы на осуществление научно-исследовательской деятельности и внедрение инноваций, малые и средние предприятия слабо вовлечены в инновационный процесс;

50 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 3 (77) -♦

• слабые научные связи между национальными и зарубежными учеными и исследователями;

• стремление к количественным показателям в ущерб их качеству (например, патентование ради патентования);

• доминирование государства в качестве основного источника средств, частные инвесторы не стремятся вкладывать в инвестиционный сектор;

• отсутствие эффективного механизма защиты прав интеллектуальной собственности;

• сложное и противоречивое законодательство, высокие налоги;

• бюрократия и коррупция.

Для решения этих проблем государства - члены БРИКС проявляют повышенный интерес к взаимному наращиванию научно-технологического сотрудничества. По ряду направлений между странами объединения сложились устойчивые связи. Особенно активно страны сотрудничают в различных областях физики, астрономии, медицины, материаловедения, машиностроения, химии и биохимии, в биологических науках, в том числе в генетике и молекулярной биологии, а также в сельскохозяйственных науках. При этом имеется значительный потенциал для наращивания научно-технологического сотрудничества [1].

Подобно торгово-экономическому и инновационному сотрудничеству, взаимодействие стран БРИКС в научно-технологической сфере осуществляется преимущественно на двусторонней основе. Страны активно укрепляют взаимодействие в данной сфере, реализуя многочисленные совместные проекты как в традиционных областях сотрудничества, так и в высокотехнологичных. Так, например, Россия и Бразилия реализуют совместные проекты в АПК, авиационной сфере, кардиологии и сфере промышленного дизайна. Ключевыми направлениями сотрудничества Индии и Бразилии являются изменение климата, глобальное потепление, дистанционное управление. В рамках партнерства Бразилии с ЮАР страны реализуют проекты по таким направлениям, как сельское хозяйство, биоразнообразие, изменение климата, инжиниринг и т.д.

Между Россией и Индией активно развивается научно-технологическое взаимодействие в сфере ядерной энергетики, в частности, в рамках реализации совместных проектов по сооружению атомных электростанций. Другими направлениями сотрудничества являются гражданская и военная авиация и космические исследования, а также фармацевтическая отрасль. Приоритетными направлениями двустороннего научно-технического сотрудничества между Россией и Китаем являются проблемы энергоэффективности, информационные и ядерные технологии, космос, промышленные и медицинские лазеры, медицинское оборудование и диагностика, а также биотехнология, генная инженерия, экология. Сотрудничество между Россией и ЮАР охватывает преимущественно такие высокотехнологичные сферы, как космос, атомная энергетика, коммуникационные технологии, возобновляемые источники энергии.

В целом научно-технологическое взаимодействие стран группы БРИКС осуществляется преи-

мущественно в двустороннем формате. Укреплению многостороннего сотрудничества в данной сфере долгое время участниками объединения не уделялось должного внимания. Прорыв в этой области был сделан в марте 2015 г., когда представителями стран БРИКС между правительствами Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР был подписан Меморандум о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций, ставший основным механизмом многостороннего взаимодействия стран внутри группы [2].

Другими значимыми инициативами, реализованными в целях укрепления инновационного сотрудничества, являются проведение на регулярной основе Конклава молодых ученых (первый Конклав прошел в сентябре 2016 г. в индийском городе Бангалоре) и учреждение Приза для молодых ин-новаторов.

Особое внимание заслуживает созданная в 2016 г. Ассоциация научно-образовательных центров стран БРИКС. Она объединила 15 крупнейших университетов и институтов стран группы. По мнению ректора МГУ Виктора Садовничего, «Ассоциация станет не просто „интеллектуальным клубом", но и реально объединит людей и идеи. Всё это не только способствует разностороннему развитию форм образования, но и приводит к формированию площадки для диалога цивилизаций, взаимопониманию стран, участвующих в этом процессе. Способствовать этому объединению - и есть сверхзадача нашей Ассоциации». Среди других задач - «улучшение образовательной среды стран-участниц соглашения, обмен студентами, создание возможностей для работы молодых специалистов» [3].

Таким образом, государства БРИКС проявляют повышенный интерес к развитию внешнеэкономического взаимодействия со своими партнерами по объединению. Отдельно стоит отметить большую роль, которую играет Россия в развитии сотрудничества между странами в данном формате. РФ рассматривает сотрудничество в рамках БРИКС как одно из основных направлений своей вешней политики на долгосрочный период.

Особенно активизировалось научно-технологическое сотрудничество между странами БРИКС. Участники группы стремятся вырабатывать инструменты и механизмы, которые будут способствовать их многосторонней кооперации по приоритетным направлениям сотрудничества, повышению эффективности взаимодействия в рамках объединения, что, в конечном счете, станет большим стимулом для инновационного развития каждой из стран БРИКС.

1. Захарова С.В., Соколова О.Ю. Развитие инновационного потенциала стран БРИКС // Наука и общество. 2015. № 4 (23). С. 20-26.

2. Представители стран БРИКС подписали договор о сотрудничестве в сфере науки и технологий // Национальный комитет по исследованию БРИКС. 2015. URL: http:// www.nkibrics.ru/posts/show/550d41db62726951ff020000.

3. Создана Ассоциация научно-образовательных центров стран БРИКС // Национальный комитет по исследованию БРИКС. 2016. URL: http://www.nkibrics.ru/posts/show/ 57514f5f62726975ab1d0000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.