Научная статья на тему 'Адаптивные электронные ресурсы для индивидуализации фундаментальной подготовки студентов'

Адаптивные электронные ресурсы для индивидуализации фундаментальной подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фундаментальная подготовка / индивидуализация / информационные технологии / адаптивные электронные ресурсы / fundamental education / individualization / information technology / adaptive electronic resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Г. Зотин

Рассматривается проблема индивидуализации фундаментальной подготовки студентов. Приводятся примеры применения информационных технологий в процессе обучения иностранному языку в медицинском вузе. Одним из способов индивидуализации предлагается внедрение адаптивных электронных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ADAPTIVE ELECTRONIC RESOURCES FOR INDIVIDUALIZATION OF STUDENTS’ FUNDAMENTAL EDUCATION

The article is devoted to the problem of individualization of students’ fundamental education. The examples given in this article show the use of information technology in the English language course for medical students. The use of adaptive electronic resources is suggested as one of the methods of individualization.

Текст научной работы на тему «Адаптивные электронные ресурсы для индивидуализации фундаментальной подготовки студентов»

ный ресурс] / А. М. Афонин, В. С. Горелик, В. Н. Корниенко и др. URL: www.ict.edu.ru/vconf/ files/tm00_023.doc (дата обращения: 11.01.2014).

4. ОСТ 9.2-98. Система разработки и постановки продукции на производство. Учебная техника для образовательных учреждений. Системы автоматизированного лабораторного практикума [Электронный ресурс] / Утвержден приказом Минобразования России от 14.10.98 № 2610. URL: http://cati.ru/library/ normativy/standart-ost-9-2-98/ (дата обращения: 29.12.2013).

5. Гринберг Г. М., Романов Д. В., Исаев В. А. Организация лабораторного практикума с помощью современных информационных технологий // Инфо-коммуникационные технологии в науке, производстве и образовании : материалы IV Междунар. науч.-техн. конф. (28-30 июня 2010 г., Ставрополь) // СевероКавказский гос. техн. ун-т. С. 48-52.

6. Гринберг Г. М., Романов Д. В. Интерактивная компьютерная модель шагового двигателя // Решет -невские чтения : материалы Х^ Междунар. науч. конф., (10-12 ноября 2010 г., Красноярск) : в 2 ч./ под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. унт. Красноярск, 2010. Ч. 2. С. 485-486.

References

1. Jakovlev A. I. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/ bce6d4452de1cad0c3256c4d005253d0 (data obrasche-niya: 1.02.2014).

2. Antipova M. V. Formy organizacii obuchenija [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://mpfmargtu.

ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-oktjabr.pdf (data obrascheniya: 06.01.2014).

3. Raspredelennaja fizicheskaja laboratorija udalennogo dostupa MGTU im. N.Je. Baumana [Jelektronnyj resurs] / A. M. Afonin, V. S. Gorelik, V. N. Kornienko i dr. Rezhim dostupa: www.ict.edu.ru/ vconf/files/tm00_023.doc (data obrascheniya: 11.01.2014).

4. OST 9.2-98. Sistema razrabotki i postanovki produkcii na proizvodstvo. Uchebnaja tehnika dlja obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Sistemy avtomatiziro-vannogo laboratornogo praktikuma [Jelektronnyj resurs] / Utverzhden prikazom Minobrazovanija Rossii ot 14.10.98 № 2610. Rezhim dostupa: http://cati.ru/library/normativy/ standart-o st-9-2-98/ (data obrascheniya: 29.12.2013).

5. Grinberg G. M., Romanov D. V., Isaev V. A. Organizacija laboratornogo praktikuma s pomoshh'ju sovremennyh informacionnyh tehnologij. Infokommunika-cionnye tehnologii v nauke, proizvodstve i obrazovanii: Chetvertaja mezhdunarodnaja nauchno-tehnicheskaja konferencija, g. Stavropol', 28-30 ijunja 2010 g. Severo-Kavkazskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet. S. 48-52.

6. Grinberg G. M., Romanov D. V. Interaktivnaja komp'juternaja model' shagovogo dvigatelja. Reshetnevskie chtenija: materialy HIV Mezhdunarodnoj nauch. konf., posvjashh. pamjati general. konstruktora raket.-kosmich. sistem akademika M. F. Reshetneva (1012 nojabrja 2010, g. Krasnojarsk) : v 2 ch. / pod obshhej redakciej Ju. Ju. Loginova; Sib. gos. ajerokosmich. un-t. Krasnojarsk, 2010. Ch. 2. S. 485-486.

© Гринберг Г. М., Романов Д. В, 2014

УДК 378.14:004

АДАПТИВНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

А. Г. Зотин

Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России Российская Федерация, 660022, г. Красноярск, Партизана Железняка 1. E-mail: [email protected]

Рассматривается проблема индивидуализации фундаментальной подготовки студентов. Приводятся примеры применения информационных технологий в процессе обучения иностранному языку в медицинском вузе. Одним из способов индивидуализации предлагается внедрение адаптивных электронных ресурсов.

Ключевые слова: фундаментальная подготовка, индивидуализация, информационные технологии, адаптивные электронные ресурсы.

THE USE OF ADAPTIVE ELECTRONIC RESOURCES FOR INDIVIDUALIZATION OF STUDENTS' FUNDAMENTAL EDUCATION

A. G. Zotin

Krasnoyarsk State Medical University named after professor C. F. Voyno-Yasenetsky

Ministry of health of Russia 1, Partizana Zheleznyaka, Krasnoyarsk, 660022, Russian Federation. E-mail: [email protected]

The article is devoted to the problem of individualization of students ' fundamental education. The examples given in this article show the use of information technology in the English language course for medical students. The use of adaptive electronic resources is suggested as one of the methods of individualization.

Keywords: fundamental education, individualization, information technology, adaptive electronic resources.

В результате технического прогресса и информационного развития общества, повышается объём информации, которой должен владеть человек. Как следствие, повышаются требования, предъявляемые будущему специалисту и системе образования в целом. Для удовлетворения возросших требований необходимо внедрение новых форм и технологий профессионального образования, позволяющих повысить эффективность как аудиторного, так и самостоятельного обучения и совершенствование существующих.

В настоящее время индивидуализация фундаментальной подготовки студентов является одной из актуальных проблем обучения. Она позволяет учитывать собственные взгляды, интересы и тезаурус [1] обучающихся, и одновременно мотивирует преподавателей применять новые формы и технологии в учебном процессе. Всё сказанное способствует повышению эффективности обучения. Существующие печатные издания и многие электронные ресурсы не

учитывают индивидуальные особенности студентов. В связи с этим возникает необходимость создания интеллектуальных электронных ресурсов, которые будут адаптировать представление материала для учёта этих особенностей.

Цель работы - разработка адаптивных электронных ресурсов для индивидуализации фундаментальной подготовки студентов

В качестве примера рассмотрим возможности применения существующих электронных ресурсов в процессе обучения иностранному языку студентов в медицинском вузе. Одними из самых простых и широко доступных являются интернет-ресурсы, применяемые в учебном процессе. Однако, даже применение интернет ресурсов может отличаться в зависимости от целей поставленных перед студентами, это может быть как поиск необходимой информации, использование словарей, прослушивание аудио-, просмотр видео-материала и даже выполнение практических задание (рис. 1).

Рис. 1. Пример не специализированного применения интернет-ресурсов

Все перечисленные ранее способы применения интернет ресурсов возможны на занятиях иностранного языка и приводят к повышению эффективности учебного процесса, за счёт увеличения разнообразия представления информации. Однако, в связи с отсутствием специализированной направленности, их применение ограниченно, и иногда требует больших затрат времени от преподавателя для поиска необходимого ресурса. Даже подходящий по теме ресурс редко содержит в себе одновременно необходимые лексические и грамматические элементы. При применении таких ресурсов преподавателям и студентам приходится адаптироваться к выбранным ресурсам и ожидать при этом учёта индивидуальных особенностей студентов уже не приходится.

Среди ресурсов интернет конечно можно найти и те, которые разработаны для решения определённых задач - курсам дистанционного обучения и онлайн-версиям электронных учебников (рис. 2). Часто мы знаем о содержании этих средств и их пригодности для применения на занятиях. Они решают часть проблем не специализированных ресурсов, так как многие из них построены по модульному принципу, но даже они рассчитаны на «среднего» студента без учёта его индивидуальных особенностей.

Кроме интернет ресурсов, существует большое разнообразие оффлайн-ресурсов - компьютерных программ и электронных учебных пособий, как для представления студентам теоретической информации

и её закрепления при выполнении практических заданий, так и программ для проведения тестирования (рис. 2). В своей общности они, как и специализированные интернет ресурсы сохраняют направленность на «среднего» студента, представляя информацию в более удобной, структурированной форме.

На базе КрасГМУ разработано четыре специализированных электронных учебных ресурса. Учебное пособие «English for Pharmacists» направленное на формирование у будущих фармацевтов профессиональной языковой компетенции, даёт студентам возможность изучения иностранного языка с простых лексических и грамматических структур уже на профессионально ориентированных текстах. При этом, содержащиеся в нём аудиоматериалы и мультимедийные компоненты (видео, анимированные диалоги), помогают улучшить восприятие материала и навыки аудирования. Пособие «English for Pharmacy Communication», особенностью которого является наличие блока профессионально-ориентированных ситуационных задач, задач по грамматике английского языка, составленных на базе профессионально-ориентированной лексики, а также блока тестов и справочных материалов. Использование комплекса мультимедийных информационных объектов призвано способствовать развитию у студентов основных видов речевой деятельности в рамках тем, охватывающих основные аспекты общения в сфере профессиональной деятельности специалиста фармацевтического профиля.

Рис. 2. Пример специализированного применения интернет ресурсов в КрасГМУ

Рис. 3. Пример специализированного применения интернет ресурсов в КрасГМУ

Курс дистанционного обучения аспирантов по английскому языку и электронное учебное пособие «Личностно-профессиональное саморазвитие сотрудника НОЦ медицинского вуза» включающее в себя разделы не одной предметной области, а ряда направлений, при этом дополняя их иерархической структурой и связями между различными элементами в иерархии модулей.

Опыт использования разработанных ресурсов в учебном процессе показал их востребованность для студентов. Однако не все возможности высокой индивидуализации восприятия и понимания информации, учитывающих личностные характеристики учащихся, реализованы. К примеру, не в полной мере применяются средства, обеспечивающие преодоление барьера понимания и повышение скорости восприятия учебного материала [2]. В дальнейшем рассматриваемые ресурсы будут расширяться за счет многообразия представления одного и того же материала в разных по дизайну и интерфейсу формах, а также расширения спектра возможных заданий по заданной теме.

Таким образом, подготовка и использование адаптивных электронных ресурсов в учебном процессе позволяет индивидуализировать обучение студентов, повышать эффективность их самообразовательной деятельности.

Библиографические ссылки

1. Пак Н. И. Проективный подход в обучении как информационный процесс : монография ; Красноярск : РИО КГПУ, 2008. 112 с.

2. Зотин А. Г. Оценка качества учебных текстов для личностно ориентированного обучения // Открытое образование. 2012. № 5(94). С. 20-24.

References

1. Pak N. I. Proektivnyj podxod v obuchenii kak informacionnyj process. (Projective approach to studying as information process). Krasnoyarsk : RIO KGPU, 2008, 112 p.

2. Zotin A. G. Otkrytoe obrazovanie. 2012, № 5(94), p. 20-24.

© Зотин А. Г., 2014

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ КОНТЕКСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

И. В. Ижденева

Куйбышевский филиал ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» Российская Федерация, 632387, Новосибирская область, г. Куйбышев, ул. Молодежная, д. 7

E-mail: [email protected]

Рассматриваются некоторые аспекты построения контекстной образовательной среды для обучения информационным технологиям будущих психологов. Выделены основные черты контекстного обучения, показаны типы контекстных заданий.

Ключевые слова: контекст, контекстное обучение, образовательная среда обучения.

FORM A CONTEXT EDUCATIONAL ENVIRONMENT INFORMATION TECHNOLOGIES TRAINING IN PSYCHOLOGY

I. V. Izhdeneva

Kuibyshev Branch «Novosibirsk State Pedagogical University» 7, Molodegnaya str., Kuibyshev, Novosibirsk region, 632387, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Some aspects of the construction of the content of the educational environment for information technology training offuture psychologists. The basic features of the context of learning, shows the types of contextual tasks.

Keywords: context, context learning, educational learning environment.

Новая парадигма образования означает переход от руемые результаты обучения и воспитания, деятель-результативно-целевой базы к компетентностной. При ность обучающего и обучающегося, технологическое этом, изменения затрагивают все компоненты образо- обеспечение, отношения внутри образовательной сре-вательного процесса - содержание обучения, плани- ды и с объектами внешнего окружения. Очевидно, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.