Научная статья на тему 'Формирование контекстной образовательной среды обучения психологов информационным технологиям'

Формирование контекстной образовательной среды обучения психологов информационным технологиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контекст / контекстное обучение / образовательная среда обучения / context / context learning / educational learning environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И В. Ижденева

Рассматриваются некоторые аспекты построения контекстной образовательной среды для обучения информационным технологиям будущих психологов. Выделены основные черты контекстного обучения, показаны типы контекстных заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORM A CONTEXT EDUCATIONAL ENVIRONMENT INFORMATION TECHNOLOGIES TRAINING IN PSYCHOLOGY

Some aspects of the construction of the content of the educational environment for information technology training of future psychologists. The basic features of the context of learning, shows the types of contextual tasks.

Текст научной работы на тему «Формирование контекстной образовательной среды обучения психологов информационным технологиям»

Курс дистанционного обучения аспирантов по английскому языку и электронное учебное пособие «Личностно-профессиональное саморазвитие сотрудника НОЦ медицинского вуза» включающее в себя разделы не одной предметной области, а ряда направлений, при этом дополняя их иерархической структурой и связями между различными элементами в иерархии модулей.

Опыт использования разработанных ресурсов в учебном процессе показал их востребованность для студентов. Однако не все возможности высокой индивидуализации восприятия и понимания информации, учитывающих личностные характеристики учащихся, реализованы. К примеру, не в полной мере применяются средства, обеспечивающие преодоление барьера понимания и повышение скорости восприятия учебного материала [2]. В дальнейшем рассматриваемые ресурсы будут расширяться за счет многообразия представления одного и того же материала в разных по дизайну и интерфейсу формах, а также расширения спектра возможных заданий по заданной теме.

Таким образом, подготовка и использование адаптивных электронных ресурсов в учебном процессе позволяет индивидуализировать обучение студентов, повышать эффективность их самообразовательной деятельности.

Библиографические ссылки

1. Пак Н. И. Проективный подход в обучении как информационный процесс : монография ; Красноярск : РИО КГПУ, 2008. 112 с.

2. Зотин А. Г. Оценка качества учебных текстов для личностно ориентированного обучения // Открытое образование. 2012. № 5(94). С. 20-24.

References

1. Pak N. I. Proektivnyj podxod v obuchenii kak informacionnyj process. (Projective approach to studying as information process). Krasnoyarsk : RIO KGPU, 2008, 112 p.

2. Zotin A. G. Otkrytoe obrazovanie. 2012, № 5(94), p. 20-24.

© Зотин А. Г., 2014

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ КОНТЕКСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

И. В. Ижденева

Куйбышевский филиал ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» Российская Федерация, 632387, Новосибирская область, г. Куйбышев, ул. Молодежная, д. 7

E-mail: [email protected]

Рассматриваются некоторые аспекты построения контекстной образовательной среды для обучения информационным технологиям будущих психологов. Выделены основные черты контекстного обучения, показаны типы контекстных заданий.

Ключевые слова: контекст, контекстное обучение, образовательная среда обучения.

FORM A CONTEXT EDUCATIONAL ENVIRONMENT INFORMATION TECHNOLOGIES TRAINING IN PSYCHOLOGY

I. V. Izhdeneva

Kuibyshev Branch «Novosibirsk State Pedagogical University» 7, Molodegnaya str., Kuibyshev, Novosibirsk region, 632387, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Some aspects of the construction of the content of the educational environment for information technology training offuture psychologists. The basic features of the context of learning, shows the types of contextual tasks.

Keywords: context, context learning, educational learning environment.

Новая парадигма образования означает переход от руемые результаты обучения и воспитания, деятель-результативно-целевой базы к компетентностной. При ность обучающего и обучающегося, технологическое этом, изменения затрагивают все компоненты образо- обеспечение, отношения внутри образовательной сре-вательного процесса - содержание обучения, плани- ды и с объектами внешнего окружения. Очевидно, что

Информационно-образовательная среда вуза (Совместно с %ТПУ имени В. П. Астафьева)

такой шаг невозможен без опоры на психолого-педагогическую теорию, которая должна обладать свойством технологичности, предоставлять средства и возможности для прогнозирования и научного обоснования, быть мощным средством понимания и интерпретации эмпирических фактов и данных [3].

Разработанная А. А. Вербицким технология контекстного обучения во многом соответствует указанным критериям. Контекстным он называет такое обучение, которое последовательно моделирует предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности обучающихся, с использованием всей системы средств, методов и форм обучения (как новых так и традиционных) [1].

Методологический подход, направленный на применение контекста в качестве базового понятия в целях моделирования и освещения некоторых психических объектов и явлений, А. А. Вербицкий называет контекстным подходом, представляющим собой средство моделирования психики в виде совокупности контекстов для определенного изучаемого явления [2]. В этом русле контекст выступает как когнитивный механизм психики человека.

Исходя из совокупности базовых дидактических принципов, в контекстном обучении основными являются: проблемность содержания обучения, соответствие форм организации учебной деятельности студентов целям и содержанию образования, личностное включение студента в учебную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательного процесса, общность обучения и воспитания. Для реализации этих принципов целесообразно использовать соответствующую образовательную среду.

Термин «образовательная среда» применяют для характеристики системной целостности образовательной деятельности. «Образовательная среда контекстного типа - это совокупность методов и приемов организации образовательной деятельности, основанная на методологии контекстного подхода» [4, с. 97]. Предполагается опора образовательной среды такого типа на базовые принципы контекстного подхода, использование моделирования контекстов, рефлексию, контекстный анализ и применение в образовательном процессе учебников контекстного типа.

Такие учебники характеризуются наличием своеобразного сценария процесса обучения, а не просто предоставлением набора теоретических сведений и заданий по соответствующей отрасли специальной науки. Желательно чтобы в них были отражены психолого-педагогические и методические требования.

Для контекстного обучения необходим модифицированный учебник, мыслимый как сложный проект учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности, несущий в себе учебную информацию и элементы профессиональной деятельности. Создание такого учебника дает возможность на содержательной основе решать проблемы интеграции учебных предметов, установления межпредметных связей, реализации средствами контекстного подхода синтетической картины профессиональной деятельности. Контексты в обучении создаются не в условиях моделирования процесса передачи и приема учебной

информации, а при задании проблемных ситуаций профессионального действия, требующих активизации мышления студента.

Для контекстной образовательной среды характерным является моделирование предметного и профессионального содержания будущей профессиональной деятельности при условии осуществления плавного перехода от абстрактных моделей, реализуемых в рамках одной учебной дисциплины, к конкретным межпредметным моделям, формирующим реальные профессиональные ситуации. Все это управляет познавательной деятельностью обучаемого, при этом учебная информация и сам процесс обучения обретают личностно ориентированный и практи-конаправленный смысл.

Содержание предметного и социального контекстов профессиональной деятельности вносит в образовательный процесс некоторые новые аспекты, такие как - пространственно-временной контекст, затрагивающий прошлое, настоящее и будущее, учитывая при этом системность и межпредметность знания, выявление и разделение профессиональных ролей, должностные и личностные интересы будущих специалистов.

Сущность и условия профессиональной деятельности характеризуются проблемностью и вероятностью. Основываясь на этом, можно предположить, что в качестве единицы содержания обучения в контекстной образовательной среде должны выступать не фрагменты информационного компонента, предъявляемые педагогом, или задания в рамках репродуктивной деятельности, а проблемные ситуации, направленные на включение продуктивного мышления, решение которых невозможно без определенного количества предшествующей базовой учебной информации. Система профессионально ориентированных ситуаций дает возможность моделирования деятельности, динамического представления содержания образования, интеграции знаний различных научных дисциплин как средств разрешения этих ситуаций.

В контекстной образовательной среде к содержательному аспекту учебной дисциплины предъявляются специализированные требования:

- семиотические (к организации знаковой информации);

- психолого-дидактические (к закономерности усвоения знаний);

- научные (к отражению в учебном предмете фундамента научной дисциплины);

- профессиональные (к отображению содержания целостной профессиональной деятельности).

Исходя из особенностей подготовки будущих психологов в области информационных технологий, необходимо учитывать, что помимо пользовательских навыков и четко сформированной информационной компетенции, студент должен иметь представление о базовых понятиях в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Его образование должно основываться на фундаментальных понятиях этой науки с учетом возможностей использования ИКТ в будущей профессиональной деятельности. Кроме того, информатика как научная

дисциплина объединяет в себе достижения целого блока предметных областей. Из них в контексте будущей профессиональной деятельности психологами должны быть востребованы элементы вычислительной математики, электронных таблиц, СУБД и другого программного обеспечения, автоматизации научных исследований, веб-технологии. Именно они характеризуются обширными возможностями в области использования в профессиональной деятельности.

Учитывая актуальные требования профессионализма, работа психолога должна быть основана на реализации элементов информационной компетенции, к которым можно отнести навыки управления информацией:

- умение находить и анализировать информацию из различных источников;

- умение структурировать полученную информацию;

- умение создавать базы данных и управлять ими;

- владение навыками обработки информации средствами табличных процессоров, а также систем компьютерной математики и статистических компьютерных систем;

- умение визуализировать результаты исследований посредством построения разного рода диаграмм, графиков, гистограмм;

- умение наглядно представлять результаты своей профессиональной деятельности с помощью компьютерных презентаций, компьютерного моделирования и т. п.;

- владение навыками компьютерной, сетевой коммуникации.

В контекстной образовательной среде обучения психологов информационным технологиям должны умело сочетаться такие дидактические приемы, как приоритетное изучение профессионально ориентированных информационных систем, преимущественное овладение теми информационными и коммуникационными технологиями, которые способствуют формированию профессиональных навыков и оптимизируют деятельность по сбору, обработке и интерпретации психологической информации. Важным приёмом является использование учебных задач и заданий, разработанных с учетом контекстных особенностей.

Некоторые исследователи в области контекстного и профессионально ориентированного обучения предлагают использовать задания с профессиональным содержанием, выделяя при этом два их типа. Применительно к информационным технологиям к первому можно отнести задания, использующие профессиональную терминологию для придания ин-форматическим понятиям специального смысла, чаще всего это - мотивационные задания, применяющиеся для упрощения восприятия нового материала. Второй тип составляют задания и упражнения, описывающие определенную профессиональную ситуацию, требующую использования методов и средств информационных и коммуникационных технологий. Такие задания направлены на развитие профессионального мышления обучаемого, подготовку его средствами информатики и ИКТ к будущей профессиональной деятельности. Кроме того, они способствуют повы-

шению интереса к занятиям по информационным технологиям.

В процессе решения профессионально ориентированных заданий наглядно раскрываются возможности практического применения средств и методов ИКТ в будущей профессии, явно прослеживается роль информационных технологий в формировании базовых элементов профессиональной компетентности и в создании мотивационной основы для развития ИКТ-компетенции студентов.

Контекстная образовательная среда обучения информационным технологиям должна быть выстроена с учетом осмысления и понимания возможностей ИКТ для работы психолога. Очень важным с этой точки зрения является принцип визуализации, который соответствует сущности когнитивных процессов и направлен на реализацию связи между научными фактами и материальной действительностью и стимулирует сенсорные системы организма. Визуализация воспринимаемой информации производится с учетом физиологических факторов, причем не линейно, а в сочетании слов, символов, звуков, образов, чувств и т. д. Дидактическая функция визуализации заключается в раскрытии сущности изучаемых процессов или явлений, в установлении надежных коммуникаций между фрагментами изучаемого объекта и его отношении к более широкому кругу явлений.

В целом, контекстная образовательная среда может выступать как системообразующий фактор, объединяющий различные концепции и технологии обучения наряду с контекстным подходом, так как ее использование в образовательном процессе способствует формированию и развитию профессиональной компетентности в любой области человеческой деятельности.

Библиографические ссылки

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М. : Высш. шк., 1991. 207 с.

2. Вербицкий А. А. Контекст как психологическая категория // Вопросы психологии. 2011. № 6. С. 3-15.

3. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в компе-тентностном формате (компетентностный подход как новая социальная парадигма) // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2011. № 6. С. 67-73.

4. Калашников В. Г. Образовательная среда контекстного типа // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 92-97.

References

1. Verbickij A. A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod. M. : Vysshaja shkola, 1991. 207 s.

2. Verbickij A. A. Kontekst kak psihologicheskaja kategorija // Voprosy psihologii. 2011. № 6. S. 3-15.

3. Verbickij A. A. Kontekstnoe obuchenie v kompetentnostnom formate (kompetentnostnyj podhod kak novaja social'naja paradigma) // Problemy social'no-jekonomicheskogo razvitija Sibiri. 2011. № 6. S. 67-73.

4. Kalashnikov V. G. Obrazovatel'naja sreda kontekstnogo tipa // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012. № 4. S. 92-97.

© Ижденева И. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.