Научная статья на тему 'Адаптивность аттракторной модели привлечения инвестиционных средств'

Адаптивность аттракторной модели привлечения инвестиционных средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ / МНОГОФАКТОРНАЯ (АТТРАКТОРНАЯ) МОДЕЛЬ / АДАПТИВНОСТЬ / MULTIFACTOR (ATTRACTOR) MODEL / INVESTMENT / FINANCIAL INSTRUMENT / ADAPTABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков И. А.

В статье обоснована необходимость привлечения денежных средств домохозяйств, выявлена потребность в инструменте анализа при принятии инвестиционных решений для неквалифицированных инвесторов, предложена многофакторная (аттракторная) модель привлечения инвестиционных средств, рассмотрено главное свойство аттракторной модели ее адаптивность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attractor model adaptability to attract investment funds

In this paper the necessity of raising households funds is identified and also the need for an analysis tool in making investment decisions for unqualified investors is revealed. Multifactorial (attractor) model to attract investment capital is suggested and it is considered the main feature of the model attractor its adaptability.

Текст научной работы на тему «Адаптивность аттракторной модели привлечения инвестиционных средств»

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций

И. А. Волков, аспирант,

кафедра финансов и кредита,

Пензенский государственный педагогический

университет имени В. Г. Белинского,

г. Пенза, Россия,

tifosoivan@ya.ru

АДАПТИВНОСТЬ АТТРАКТОРНОЙ МОДЕЛИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СРЕДСТВ

Модернизация экономики Российской Федерации требует новых теоретических подходов при формировании фонда инвестиционных средств предприятий. В настоящее время существует определенный разрыв между макроэкономическими инструментами стимулирования инвестиционной активности юридических и физических лиц резидентов и потребностями в привлечении заемных средств конкретных хозяйствующих субъектов.

К сожалению, большая часть россиян не имеет возможности инвестировать ввиду сокращения горизонта финансового планирования. Благодаря финансовому кризису, начавшемуся в 2008 г., большая часть домо-хозяйств на время отложили свои крупные покупки и отодвинули инвестиционные цели на будущее, в частности это проявилось в снижении потребности консультирования по вопросам финансового рынка. Вслед за этим снизился уровень финансовой грамотности, например, в период 2008-2010 гг. менее половины россиян вели бюджеты доходов и расходов, причем за время кризиса их доля сократилась в два раза1.

Можно с уверенностью утверждать, что существует потребность в инструменте анализа при принятии инвестиционных решений для неквалифицированных инвесторов. Одним из таких инструментов анализа привлечения заемных средств может быть использование аттракторной модели, которая позволяет неквалифицированным инвесторам принимать грамотные финансовые решения.

Аттракторная модель (от лат. аИгаеНо «стягивание, притяжение») — описание сущностных черт процесса привлечения инвестиционных средств, путем формирования условий, в которых интересы инвестора и инвестируемого взаимно притягиваются в точке возможного максимального дохода, т.е. в аттракторе. Данная модель была получена автором статьи при анализе фондового рынка РФ и возникающего в связи с этим вопроса: «Почему население РФ не участвует в процессе инвестирования отечественных производственных предприятий?».

Сущность аттракторной модели выражается в том, что инвестиции — это совмещение интересов инвестора и инвестируемого. С высокой долей вероятности можно утверждать, что основными параметрами принятия инвестиционного решения являются:

1) Со стороны инвестора:

— риск/доходность инвестиций;

— уровень инфляции;

— альтернативные вложения (издержки, связанные с выбором альтернатив инвестирования).

2) Со стороны инвестируемого:

— чистая текущая стоимость проекта;

— внутренняя норма доходности;

— уровень финансового левериджа (соотношение заемного и собственного капитала);

— альтернативные способы привлечения заемных денежных средств (издержки, связанные с выбором альтернатив заимствования);

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

— капитализация компании.

В этой модели позиции инвестора и инвестируемого адаптивны по умолчанию. Например, внешними факторами воздействия на модель являются: изменение соотношения риск/доходность, уровень инфляции, динамика альтернатив инвестирования.

Изменение соотношения риск/доходность, а такое происходит каждый финансовый год, автоматически изменят процент, стимулирующий к инвестициям. Уровень инфляции благодаря прогнозам Минэкономразвития России известен и рассчитывается подекадно, помесячно, поквартально, в течение полугода и года. Динамика альтернативы инвестирования благодаря телекоммуникационным средствам и СМИ ежедневно доступна любому инвестору, как квалифицированному, так и неквалифицированному.

Предприятия так- :

же корректируют в зависимости от внутрихозяйственной ситуации и конъюнктуры рынка чистую текущую стоимость, уровни финансового левериджа и капитализации. Издержки альтернативных способов привлечения заемных средств могут существенно изменяться в течение инвестиционного цикла.

Все эти изменения взаимно накладываются друг на друга и влияют на аттрактор привлечения инвестиционных средств. Однако все вышеупомянутые внешние факторы являются информационными каналами для запуска процедуры адаптивности модели.

Использование финансовых моделей, как показала общемировая практика, сокращает время принятия инвестиционных решений, повышает их эффективность, упорядочивают аккумуляцию денежных средств в ситуациях револьверного инвести-рования2.

Естественным свойством моделей, объективно отражающих экономическую действительность, является возможность их развития в зависимости от изменения внешней среды или, говоря языком синергетики, — «адаптивность».

По мнению автора статьи, адаптивность — это возможность многофакторного

Сущность аттракторной модели выражается в том, что инвестиции - это совмещение интересов инвестора и инвестируемого.

приспособления экономического феномена к изменениям хозяйственной деятельности. В отношении аттракторной модели привлечения инвестиций — это приспособление к одновременному изменению факторов принятия инвестиционного решения.

Автор считает, что свойства аттрактор-ной модели исходили из реалий российской экономики, к которым относятся структура потребительских и государственных расходов, инвестиции предприятий, соотношение экспорта к импорту, динамика ВНП, уровни безработицы и инфляции. Хотя модель направлена на анализ микроэкономического уровня инвестирования, в ней неизбежно присутствует влияние вышеперечисленных факторов внешней среды предприятия.

Необходимо также упомянуть о существенном влиянии института российского государства, национальных деловых стереотипах, волатильности финансового рынка, комиссии финансовых посредников, выборе момента принятия инвестиционного решения.

Основным свойством аттракторной модели на микроуровне является совмещение фокусов интересов инвестора и инвестируемого. Данный подход позволяет быстро найти точку принятия инвестиционного решения или установить бесперспективность инвестиционной деятельности между инвестором и инвестируемым. В одной из частных бесед руководителем предприятия был задан «простой» вопрос: «Каким наиболее дешевым образом привлечь заемные средства в размере до одного миллиарда рублей?». По мнению автора, этому требованию на данный момент отвечает выпуск облигаций с привлечением свободных средств миноритарных (неквалифицированных) инвесторов.

Крупнейшим инвестором на финансовом рынке, как правило, является государство. Инвестиционный фонд РФ, созданный в ноябре 2005 года, стал одним из крупнейших игроков на рынке прямых инвестиций, так как, согласно ст. 179.2, Бюджетного кодекса РФ он является целевой статьей федерального бюджета, подлежащей использованию в це-

лях реализации крупных инвестиционных проектов, исходящих из принципа государственно-частного партнерства, т. е. ориентировочно в 2008-2010 гг. выглядела следующим образом: 2007 г. — 110,6 млрд. руб. (+ 90 млрд. руб. — дополнительные перечисления за счет реализации активов НК «Юкос»), 2008 г. - 89,2 млрд. руб., 2009 г. - 109,5 млрд. руб., 2010 г. — 76,5 млрд. руб.3

В совокупности с другими институтами инвестиционного развития, такими как Банк развития (ВЭБ), Фонд реформирования ЖКХ, Особые экономические зоны, Российская венчурная компания, Роснано-технология, ГК «Ростехнологии» и др., создает достаточные организационные и финансовые предпосылки для модернизации народно-хозяйственного комплекса России. Введение института инвестиционных уполномоченных в федеральных округах лишь подтверждает желание современного руководства страны развить инвестиционный процесс для решения задачи модернизации национальной экономики4.

Национальные деловые стереотипы во многом опираются на национальные традиции и определяют поведение людей в процессе хозяйственной деятельности. Ярче всего это отражается в стереотипах корпоративной культуры предприятий. По этой тематике существует множество публикаций. Автора данной статьи интересуют только те, которые относятся к анализу поведения инвесторов, инвестируемых и финансовых посредников. Наиболее показательны работы В. Н. Лавриненко, П. Н. Шихерева, Р. Д. Льюиса, Ван К. Тарпа5.

В отличие от Тарпа и Льюиса, исследовавших поведение и мотивацию участников фондового рынка и кросс-культурные отношения, О. Г. Тихомирова в монографии «Организационная культура: формирование, развитие и оценка» рассмотрела национальные деловые стереотипы по ключевым показателям хозяйственной деятельности ор-ганизаций6. В этом отношении ее сравнение корпоративных культур предприятий США, Японии и России представляет интерес при изучении адаптивности аттракторной модели привлечения инвестиций.

Согласно О. Г. Тихомировой, американский бизнес-стереотип — индивидуальный технократизм при стремлении к без-

условному лидерству с персональной ответственностью за принимаемые решения. Японский — авторитарный гуманизм при стремлении к гармоничному лидерству с коллективной ответственностью за принимаемые решения. Отечественные предприятия характеризуются патерналистским технократизмом при стремлении к персональному лидерству с перелагаемой ответственностью на подчиненного. Отсутствие баланса между лицом, принимающим решения, и ответственностью за принятые решения во многом объясняет сохранение медленных темпов экономического развития в РФ, в т. ч. и развития инвестиционного процесса.

При анализе процесса привлечения денежных средств на российском финансовом рынке игрокам этого рынка общеизвестны особенности поведения всех субъектов инвестиционного процесса. Если аттрактор-ную модель будет использовать американский или японский предприниматель исходя из собственных национальных бизнес-стереотипов, то параметры: чистой текущей стоимости проекта, внутренней нормы доходности, уровня финансового левериджа, альтернативных способов привлечения заемных денежных средств (издержек, связанных с выбором альтернатив заимствования) и капитализации компании — останутся, а изменится только их числовое выражение. В этой связи данная закономерность присуща и параметрам со стороны инвестора. Следовательно, модель адаптивна не только в российской экономике, но и за рубежом, т. к. в структуре модели указаны аттрактор-ные параметры, определяющие поведение участников процесса инвестирования.

Аттракторная модель основана на прямых отношениях инвестора, инвестируемого и финансового посредника, что конкретизирует зону ответственности за принятое решение у всех участников инвестиционного процесса.

Волатильность является важнейшим параметром срочных финансовых рынков и характеризует величину возможных курсовых колебаний цены финансового инструмента за выбранный короткий промежуток времени. При подсчете волатильности обычно выбирают интервал для наблюдения за 30 или более торговых дней. Историческая

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

волатильность, подсчитанная на основе данных за 30 или 250 дней, создает базу для ожидаемой волатильности в будущем7. Однако инвестиции относятся к долгосрочному финансовому рынку. И волатильность с точки зрения аттракторной модели интересна лишь в отношении анализа и прогноза стагнации, либо развития отраслевого тренда.

Предложенная аттракторная модель привлечения инвестиционных денежных средств косвенно учитывает комиссию финансовых посредников, которая закладывается в издержки при учете доходности, как инвестором, так и инвестируемым.

Сама модель направлена на сокращение издержек финансового консультирования при формировании фонда инвестиционных денежных средств и со стороны инвестора, и со стороны инвестируемого. Вследствие этого образуется дополнительная маржа, которая распределяется между инвестором и инвестируемым.

Автор предлагает уточнить функции андеррайтера. В эти функции помимо руководства процессом выпуска ценных бумаг могут входить: послерыночная поддержка, выкуп части или всей суммы эмиссии, поддержка курса ценной бумаги на вторичном рынке, прямое распределение эмиссии (продажа непосредственно инвесторам), аналитическая и исследовательская поддержка и др. Отсюда комиссия финансового посредника будет увеличиваться не от разовой процентной ставки по сделке, а от количества реализуемых сделок по сходным операциям, т. к.

использование аттракторной модели позволяет увеличить количество сделок из-за активизации миноритариев.

Свойства адаптивности аттракторной модели как раз и проявляются в зависимости от характера сделки, объема инвестирования, каких-либо отраслевых трендов реального сектора экономики, т. к. аттрактор может меняться по этим факторам. Таким же образом может меняться роль финансовых посредников — от одного из организаторов инвестиционного процесса до стороннего наблюдателя.

Один из важных элементов принятия инвестиционного решения — выбор момента принятия решения. Процесс инвестирования начинается с осознания востребованности инвестируемого в заемных средствах. Через СМИ об этой потребности получает информацию инвестор. Далее инвестор анализирует информацию и принимает решение об инвестировании (отказе от инвестирования).

Чаще всего осознание востребованности инвестируемого в заемных средствах происходит при планировании бюджета на следующий финансовый год, в том числе и инвестиционного фонда, когда встает вопрос о привлечении заемных средств. Не случайно большинство дат регистрации облигационных займов приходятся на четвертый квартал календарного года.

После выпуска меморандума о размещении облигационного займа информация о нем становится доступна неквалифици-

Таблица 1

Анализ регистраций выпусков облигаций в разрезе по месяцам в период 2006-2011 гг.*

2006 2007 2008 2009 2010 2011 Итого Квартал

Январь 1 5 2 8

Февраль 1 1 1 3

Март 1 4 5 16

Апрель 4 1 1 6

Май 2 3 1 2 8

Июнь 3 2 1 6 20

Июль 1 1

Август 3 1 2 6

Сентябрь 3 2 1 6 13

Октябрь 2 1 3

Ноябрь 4 4 8

Декабрь 1 4 1 3 3 12 23

Итого 72

* Источник: ИА СЬопёБ

рованным инвесторам. У таких инвесторов появляется время для принятия инвестиционного решения. В этом им может помочь аттракторная модель, которая значительно сокращает время принятия такого решения без потери качества решения. Необходимо повторить, что автор статьи пишет только о стадии инвестиционного процесса — стадии привлечения заемных денежных средств.

Показатели Inc, Inf и Cci определяют верхние и нижние границы доходности облигаций, а показатели L и IRR — представлены в каждом меморандуме облигационного займа, в квартальном отчете и годовом балансе предприятия-эмитента.

Сезонность колебаний на фондовом рынке, если рассматривать макроэкономический уровень, определена динамикой народно-хозяйственной деятельности на национальном рынке, и ее также необходимо учитывать при анализе поведения участников инвестиционного процесса. Фактор ежегодной сезонности достаточно четко прослеживается на российском фондовом рынке. Принято выделять три периода активизации инвестиционной деятельности. Общеизвестно, что наибольший рост акций компании наблюдается в марте-апреле-мае, когда инвесторы и спекулянты покупают (продают) акции под отсечки закрытия реестров и годовые собрания акционеров с целью получения дивидендов предприятия. О втором периоде у квалифицированных игроков на российском фондовом рынке даже существует поговорка «В мае продай — летом покупай». Третьим таким периодом является «новогоднее ралли», когда ожидается рост рынка в конце декабря и начале января. Но так считают не только квалифицированные инвесторы, но и большинство населения страны 8.

Зная это, финансовые подразделения предприятий стараются пройти регистрацию выпусков в ноябре-декабре с целью открытого выпуска облигационных займов в марте-апреле-мае. Этот тезис подтверждается данными, приведенными в табл. 1.

Базовое правило фондового рынка «на росте — покупай, при снижении — продавай» действенно на вторичном рынке ценных бумаг. Но оно применимо и при первичном размещении акций и облигаций. Как правило, повышение активности финансовых

игроков на вторичном рынке совпадает с ростом активности на первичном рынке.

Хотя объемы продаж, курсовые колебания на первичном рынке неизвестны, в меморандумах выпуска облигаций указывается уровень левериджа предприятия, и по балансу предприятия можно просчитать внутреннюю норму доходности. Таким образом, оптимальное совмещение интересов инвестора и инвестируемого или, иными словами, момент принятия инвестиционного решения происходит в марте-апреле-мае.

Таким образом, рассматривая отдельные элементы свойства адаптивности ат-тракторной модели привлечения денежных средств, автор предполагает, что существуют и другие элементы. Данный вариант модели написан под потребности инвестирования предприятия машиностроения, но с отраслевыми поправками она может быть использована и в торговле, и строительстве и в сельском хозяйстве. ^4

1. Кузина О., Ибрагимова Д. Предпочтения населения на финансовом рынке в 2008-2010 гг. // Банки, клиенты, партнеры. Точки роста, 2011. С. 21.

2. Розанова Н. М. Анализ влияния финансовых посредников на экономический рост в современной экономической литературе // Экономический журнал РГГУ. 2006. № 1 (11).

3. Соколов И. А. Инвестиционный фонд Российской Федерации и новые правила его функционирования // Экономико-политическая ситуация в России в марте 2008 года, 2008. С. 47-49.

4. Распоряжение Президента РФ от 03.08.2011 № 535-рп «Об инвестиционных уполномоченных в федеральных округах» [Электронный ресурс] Президент России. 02.08.2011 г. URL: http://graph. document.kremlin.ru/page.aspx?1; 1568949 (дата обращения: 04.08.2011).

5. Тарп Ван К., Бартон-мл. Д. Р., Сьюггеруд С. Биржевые стратегии игры без риска / Пер. с англ. под ред. В. Ильина. — СПб.: Питер, 2005. (Серия «Академия биржевой торговли»).

6. Тихомирова О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка. СПб, 2008.

7. Соловьев Д. Использование перекрестного мар-жирования в системе управления рисками центрального контрагента // Рынок ценных бумаг. 2008. № 4 (62). С. 8-11.

8. Григор Г. Сезонные циклы российского фондового рынка // Рынок ценных бумаг. 2005. № 10 (289). С. 14-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.