ляет страхование от разорения, выдает целевые дотации на развитие.
В то же время страхование, в том числе и медицинское, относится к области рыночной деятельности. А рыночное поведение характеризуется, прежде всего, производством товаров и услуг (а страховые услуги являются товаром) с целью получения прибыли.
Страхование как коммерческий вид деятельности всегда стремится уровнять индивидуальные риски между членами группы и не допустить включения в группу объектов страхования, способных заметно отклонить групповой риск в сторону превышения среднего уровня. В социальном плане такое поведение называется дискриминационным. Сущность страхования в этом случае можно выразить следующими словами: всегда групповое - никогда всеобщее. В этом сказывается ограниченность коммерческого страхования, которое может являться механизмом финансирования всеобщего общественного товара, поэтому коммерческое медицинское страхование может осуществляться исключительно в добровольной форме.
При добровольном медицинском страховании можно говорить о гарантированной страховой материальной защите только для тех граждан, которые являются застрахованными по индивидуальному или коллективному договору добровольного страхования за счет взносов, уплачиваемых из их личного дохода или прибыли предприятий. При этом объем и стоимость медицинских услуг, предоставляемых по такому договору, зависит от величины уплаченного взноса, размер которого, в свою очередь, устанавливается страховщиком в зависимости от состояния здоровья каждого застрахованного или группы застрахованных. Кроме того, размер страхового взноса зависит от тарифов на те медицинские услуги, которые необходимы для данного контингента и предоставляются по конкрет-
ному договору конкретным медицинским учреждением.
Приведем сравнительную характеристику социального и коммерческого видов медицинского страхования (см. табл. 1).
Таким образом, необходимость в обязательном медицинском страховании возникает тогда, когда государство признает, что потребность его граждан в здоровье имеет общественное значение для всего уклада жизни и дальнейшего развития общества. Однако, не имея в государственном бюджете средств для защиты определенного уровня удовлетворения этой потребности, используется для этой цели обязательное страхование, то есть на основе обязательного медицинского страхования производится финансирование тех мероприятия по охране здоровья, которые считаются важными для всего общества.
Литература:
1. Решетников А.В. Финансовый менеджмент в системе обязательного медицинского страхования// Экономика здравоохранения. 2002, №10
2. Штарев С.С., Листратенко О.А. Платежи в государственные социальные внебюджетные фонды // Налоговый вестник, 1998, № 5.
3. Январев В.М. Вопросы уплаты страховых платежей // Финансовые и бухгалтерские консультации, 1999, № 1.
4. Лучкевич В.С., Поляков И.В. Основы медицинского страхования в России. - СПб., 1995.
5. Положение о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды ОМС от 24.02.93, № 45.
6. Кучеренко В.З. Российское здравоохранение: вхождение в рынок. - СПб., 1999.
7. Роик В. Социальное страхование - ведущий институт социальной защиты // Человек и труд, 1998, №9.
АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ СФЕРЫ УСЛУГ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ В ДИНАМИЧЕСКИХ СРЕДАХ
Яхьяева С.Н., аспирант Дагестанского государственного технического университета Предложены методические основы организации адаптивного управления предприятиями малого бизнеса в динамической рыночной среде. Ключевые слова: адаптивное управление, динамичная среда, малое предприятие, сфера услуг.
ADAPTIVE MANAGEMENT SMALL BUSINESSES SPHERES OF THE SERVICES AS THE MOST IMPORTANT FACTOR OF THE PROVISION HIS (ITS) EFFICIENT OPERATION AND DEVELOPMENTS IN DYNAMIC AMBIENCE
YAhiyaeva S., graduate student Dagestanskogo state technical university They Are Offered methodical bases to organizations of adaptive management enterprise small business in dynamic market ambience. Keywords: adaptive management, dinamic ambience, small businesses, sphere of the services.
Создание адаптивных систем управления малым предприятием сферы услуг, функционирующим в динамической рыночной среде, является основным залогом его успешной работы в современных условиях хозяйственной деятельности.
Учитывая, что в организационной системе управления экономическими объектами присутствует как объективная, так и субъективная составляющая, что соответствует принятию управленческих решений, как на основе результатов, полученных с применением экономико-математических методов, так и на основе формализации знаний менеджеров, то и адаптивное управление должно сочетать в себе применение как аналитических, так и эвристических методов решения задач.
Кроме того, взаимодействие малого предприятия сферы услуг с изменяющейся внешней средой может привести к возникновению новых проблем, с которыми руководство предприятия ранее не сталкивалось. Для эффективного решение таких проблем может потребоваться образование дополнительных связей с проблемной средой и между различными подразделениями организационной структуры управления предприятием. При этом, если
решаемые проблемы относятся к классу устойчиво повторяющихся событий, то соответствующие им изменения организационной системы управления должны реализоваться на постоянной основе. В противном случае все структурные изменения системы управления должны носить временный характер и устраняться по мере решения соответствующих им проблем.
Для построения адаптивного управления предприятием сферы услуг в нестабильных условиях среды можно использовать принцип управления по отклонению основных показателей характеризующих эффективность процесса производства услуг от заданных их значений. В этом случае требуется оценка текущего состояния объекта управления и условий его функционирования в произвольные моменты времени. Для такой оценки можно использовать следующие показатели, отражающие фактическое и желаемое текущее состояние предприятия сферы услуг[1]:
- показатели объема производства услуг;
- показатели себестоимости оказываемых услуг;
- показатели финансового состояния предприятия сферы услуг:
- показатели конкурентоспособности предприятия сферы услуг.
Для формирования ситуации отражающей общее состояние окружающей среды анализируются также основные макро и микро показатели рынка услуг оказываемых предприятием.
Таким образом, задача адаптивного управления процессом изменения состояния объекта сводится к корректировке и проведению организационно - управленческих мероприятий направленных на его перевод в желаемое состояние с учетом текущего состояния внешней окружающей среды. Для этого устраняются все наблюдаемые отклонения между текущим фактическим и желаемым состояниями объекта, возникшие в результате изменения условий его функционирования.
При частых изменениях условий функционирования корректировка и поддержание требуемых значений основных показателей эффективности проводиться периодически, через заданные промежутки времени Т, позволяющие оценить возникающие отклонения регулируемых показателей. В противном случае корректировка скорости изменения параметров эффективности осуществляется эпизодически при изменении условий функционирования предприятия сферы услуг. В последнем случае изменение значений основных показателей постоянно фиксируется во времени и реакция наступает при выходе значений показателя за допустимые пределы таких изменений.
Для реализации рассмотренного метода адаптивного управления формируется база знаний, состоящая из продукций имеющих следующее содержание:
«если между фактическим х. и заданным х *значениями наблюдается различие, имеющее величину большую или равную
Д , а на рынке (внешней среде) наблюдается ситуация в., то для устранения различия целесообразно выполнить управленческие мероприятия В..».
Что же касается адаптивного параметрического управления по возмущению, то его организация базируется на своевременном выявлении и анализе негативно действующих предприятие сферы услуг факторов (Н.(1)}, ] =1,р. В этом случае задача управления решается путем формирования управленческих мероприятий позволяющих в соответствии с характером действующих возмущающих факторов устранить или снизить уровень негативного их воздействия на производственный процесс. Когда же устранить воздействие возмущающего фактора практически невозможно, то необходимо провести управленческие мероприятия, направленные на устранение последствий, вызванных его проявлением. В этом случае система управления практически переходит в режим адаптивного параметрического управления предприятием сферы услуг по отклонению.
В этом случае для построения модели управления проводится опрос экспертов и осуществляется обработки полученных данных. В результате полученная информация систематизируется, а затем по ней устанавливаются причинно-следственные связи между факторами и показателями эффективности работы предприятия по следующей схеме:
Фактор Н.(1;) показатель Dэ параметр х.(1) коэф-
фициент к. при выявленном параметре.
Далее определяются закономерности требуемой корректировки коэффициентов модели к. при появлении фактора Н.(1) и организационно- управленческие мероприятия У., позволяющие физически реализовать проведенную корректировку модели исследуемого производственного показателя D .
Однако следует заметить, что все условия возникновения и устранения возмущающих факторов в условиях развития рыночных отношений в априори предусмотреть практически невозможно. Поэтому в адаптивной системе управления необходимо предусмотреть возможность функционирования в режиме пополнения знаний по мере наблюдения непредвиденных возмущений. Система управления переходит в режим пополнения знаний при любых неопределенных и неожиданных изменениях внешней среды. В этом режиме проводится анализ происходящих в среде изменений и событий, обсуждение сложившейся в ней ситуации с экспертами и на всех уровнях организационной системы управления. Для принятия же управленческих решений в возникшей обстановке проводится «мозговой штурм» и коллегиальное обсуждение выбранных альтернатив устранения возникшей проблемы. Наиболее полно указанные механизмы адаптации могут быть
реализованы с помощью нечетких алгоритмов управления сложными объектами в непредсказуемо изменяющихся условиях функционирования. При этом нечеткие алгоритмы помимо общих правил вывода должны включать правила вывода по аналогии возникающих в среде событий с ранее проанализированными условиями функционирования. В самом общем случае нечеткие алгоритмы управления сложными экономическими объектами какими являются предприятия сферы услуг представляют собой совокупность правил вывода имеющих следующее содержание[2]:
«Если отклонение фактического значения исследуемого параметра Dэ от заданного значения принимает значение Т. а скорость варьирования параметра определяется значением Т., то для устранения возникнувшего отклонения необходимо провести организационно-управленческие мероприятия У., позволяющие изменить скорость варьирования показателя Dэ до значения Т.. Причем в таких правилах выбора управленческих мероприятий значение переменных То. ( отклонение), Тс. (скорости) задаются нечеткими значениями с помощью термов соответствующих лингвистических переменных «изменение отклонения параметра D » и « изменение скорости варьированья параметра D ».
Для этого вся школа численных значений допустимых отклонений показателя D согласно общепринятых правил разбивается на пять непересекающихся интервалов. Каждому такому интервалу присваивается нечеткое значение лингвистической переменной или ее терм и на этой основе определяется нечеткое множество, характеризующееся функцией принадлежности
№ I) численных значений базовой переменной & к заданному интервалу Т. - Т.+1 значений этой лингвистической переменной.
Литература:
1. Методика учета экономических оценок и досчетов платных услуг населению в увязке с системой национальных счетов. Утверждена постановлением Госкомстата России от 12.07.95 г.
2. Тэрано Т., Асаи К., Сугэно М., Прикладные нечеткие системы. - М.: Мир, 1993.