Научная статья на тему 'АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА'

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНВАЛИД / ИППОТЕРАПИЯ / КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севрюков Н.Н., Газиева А.М.

В статье рассматривается адаптивная физическая культура, ее концепции. Проведен анализ АФК и сравнение ее с другими видами физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Севрюков Н.Н., Газиева А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE

The article deals with adaptive physical culture, its concepts. The analysis of the AFC and its comparison with other types of physical culture is carried out.

Текст научной работы на тему «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Севрюков Н.Н. старший преподаватель Газиева А.М. студент 2 курса факультет «Юриспруденция» Башкирский государственный университет

Россия, г. Стерлитамак АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация: В статье рассматривается адаптивная физическая культура, ее концепции. Проведен анализ АФК и сравнение ее с другими видами физической культуры.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, инвалид, иппотерапия, коррекционная педагогика.

Sevryukov N.N., Senior Lecturer Bashkir State University Russia, Sterlitamak Gazieva A.M. student

2year, faculty "Jurisprudence" Bashkir State University Russia, Sterlitamak ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE.

Annotation: The article deals with adaptive physical culture, its concepts. The analysis of the AFC and its comparison with other types of physical culture is carried out.

Key words: adaptive physical culture, disabled, hippotherapy, correctional pedagogy.

Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Физическая культура во всех её проявлениях должна стимулировать позитивные морфофункциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Первый факультет адаптивной физической культуры открылся в Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. Задачей является подготовка высококвалифицированных специалистов для работы в сфере физической культуры инвалидов.

Что касается инвалидов, то тут надо иметь в виду, что речь идет о

совершенно разных видах патологии. Сюда относятся ампутанты (не имеющие рук или ног), слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, люди с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич), с нарушением интеллектуального развития и т. д.

Внутри одного диагноза могут быть существенные различия. Например, у ампутантов конечность может отсутствовать полностью или частично; при одних формах ДЦП люди не ходят, но свободно владеют руками; умственно отсталые, скажем, физически здоровы, но они очень плохо запоминают. Театрализованные уроки с такими детьми более эффективны, а также при проведении соревнований нужно уделить максимум внимания и раздать награды каждому.

Главным отличием адаптивной физической культуры общей физической культуры, который называется "оздоровительно-реабилитационная, или лечебная физическая культура" или "двигательная реабилитация" является ориентация на хронических больных и инвалидов.

В отличие от адаптивной физической культуры медицинская реабилитация в большей степени направлена на восстановление нарушенных функций организма. Кроме того, используемые в реабилитации средства, так или иначе ориентированы на составляющие традиционной медицины.

Цель адаптивной физической культуры: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии его двигательных возможностей, их гармонизации для максимальной самореализации .

Чтобы определить значение для людей с нарушениями и для формирования теории АФК,выделяют следующие важнейшие концепции:

во-первых, человек- высшая ценность,независимо от его состояния и здоровья, нет ничего дороже жизни.

во-вторых, человека -целостная неделимая сущность. В ней совмещается биологическое и духовное, психосоматическое и социокультурное единство;

в-третьих, признание человека как личности.Каждый человек уникален,имеет свои врожденные особенности,своеобразная телесная и психическая организация,темперамент и потребности.

в-четвертых, личность- существо свободное,нравственной основой является добро,чувство справедливости.

в-пятых, способность личности к самопознанию, саморазвитию, самореализации и творчеству во всех сферах жизни деятельности, в том числе физической культуре.

Адаптивная физическая рекреация направлена на поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время учебы, спорта, на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение времени и оздоровление.

Адаптивная верховая езда и адаптивное физическое воспитание

схожи,они имеют общие задачи. Кроме того, адаптивная верховая езда как частная методика адаптивной физической культуры имеет свои узкоспециальные задачи.

Иппотерапия, как адаптивный спорт. Инвалидный конный спорт является высшей формой лечебной верховой езды. Это действенное средство социальной реабилитации для инвалидов, источник радости, гордости, удовлетворения своими достижениями. Это вселяет веру в возможность преодолевать страх, побеждать и двигаться только вперед.

АФК для России имеет большие перспективы. Это обусловлено неудовлетворительным состоянием здоровья населения нашей страны и невозможностью кардинально изменения ситуации без пересмотра всей политики государства, менталитета ее руководителей и широких слоев населения по отношению к ФК, в том числе адаптивной, здоровому образу жизни.

Огромными перспективами научно-исследовательской работы в области АФК, объединяющей в себе такие области знаний, как ФК, медицина, коррекционная педагогика и большое количество других научных дисциплин.

Коррекционная педагогика тесно связана с творчеством человека, нетрадиционными способами самоактуализации с искусством. Главной задачей является разработка систем специального обучения и воспитания. Главными ценностями признаются нормальное психическое развитие ребенка , повышение уровня личностного развития.

Наиболее важным направлением развития АФК в России является внедрение аксиологической личностно-ориентированной концепции отношения общества к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья. Без участия СМИ и формирования информационного пространства АФК это практически невозможно.

Внедрение в жизнь россиян АФК как важнейшей области социальной практики позволит поднять на новый качественный уровень всю систему комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. А также обеспечит новый уровень качества жизни для каждого человека нашей страны.

Использованные источники:

1. Бегидова, Т. П. Основы адаптивной физической культуры : учебное пособие для вузов / Т. П. Бегидова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 188 с.

2. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: Учебное пособие / С.П. Евсеев и др. - М.: Советский спорт, 2014. - 298 с.

3. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник для вузов / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - М.: Юрайт, 2013. - 424 с.

УДК 338.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.