Формируя и совершенствуя духовно-нравственные представления у ребёнка в дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем той личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, народные ценности и истинные нравственные качества человека. Список использованной литературы:
1. Бабанский Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для вузов. - М.: Просвещение, 1983. - 248 с.
2. Божович Л.И. О духовном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - М., 201. - 437 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. Исследование. Текст./ Л.И. Божович - М.: Просвещение. 2008. - 464с.
4. Буре, Р.С. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей Р.С. Буре, Л.Д. Костелова - М., 2012. - 63 с.
© Матюхина Е.В., 2020
УДК 14.35.09
Мусина А.А.,
д.м.н., профессор кафедры «Профилактической медицины и нутрициологии»,
НАО «Медицинский университет Астана», г. Нур- Султан, Республика Казахстан Амирсеитова Ф.Т.,
м.м.н., старший преподаватель «Профилактической медицины и нутрициологии»,
НАО «Медицинский университет Астана», г. Нур- Султан, Республика Казахстан Сулейменова Р.К.,
к.м.н., доцент «Профилактической медицины и нутрициологии», НАО «Медицинский университет Астана», г. Нур- Султан, Республика Казахстан Ерденова Г.К.,
м.м.н., старший преподаватель «Профилактической медицины и нутрициологии»,
НАО «Медицинский университет Астана», г. Нур- Султан, Республика Казахстан Абилдаева А.К.
м.м.н., старший преподаватель «Профилактической медицины и нутрициологии»,
НАО «Медицинский университет Астана», г. Нур- Султан, Республика Казахстан
АДАПТИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ НЕИМИТАЦИОННОЙ АКТИВНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ САНЭПИДСЛУЖБЫ
Научно-исследовательская деятельность является неотъемлемым компонентом подготовки высококвалифицированных специалистов, основой формирования способности к получению и интерпретации новых знаний и их интеграции в профессиональную деятельность.
Исследовательская деятельность студентов является одним из главных средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов, которые способны творчески применять в практической деятельности новейшие технические разработки и научные достижения [3].
Ключевые слова:
активная, обучение, исследование, технология, служба
Целью работы было адаптирование приемов неимитационной активной исследовательской методики при подготовке специалиста службы охраны общественного здоровья.
В соответствии с целью были намечены и были выполнены следующие задачи:
-разработка методических рекомендаций по проведению неиммитационной исследовательской технологии обучения по дисциплине «Коммунальная гигиена»;
- апробация технологии в выборочных группах;
- анализ результатов внедрения путем анкетирования.
На первом этапе проводилась методическая работа по составлению плана урока, с определением типа занятия, которое было направлено на отработку умений и навыков применения студентами знаний через исследовательскую деятельность, развития критического мышления (анализ, сравнение, систематизация), постановку речи (обогащение и усложнение словарного запаса, смысловой функции), обобщение результатов исследования.
Целью выбранного урока было достижение дидактической цели через детальную проработку научно -исследовательской проблемы.
В основе педагогической технологии была выбрана самостоятельная познавательная деятельность студентов, посредством выполнения групповых исследовательских проектов.
Форма организации урока была представлена презентациями исследовательских работ студентов.
Методы. Был выбран практический проблемно- поисковый метод. Студенты формулировали проблему, анализировали данные, согласно заданной темы, в результате которого они получали знания и вырабатывали практическое умение, навыки, выполнение практических действий по гигиеническому мониторингу.
На втором этапе студенты представляли исследовательские работы с демонстрацией в презентациях поискового, аналитического и практического этапов по объектам, показателям и факторам среды с последующим обобщением и систематизацией выводов по выбранным темам исследований.
На этом же этапе проводилось подведение итогов занятия, выставление студентами комментированных оценок.
На заключительном этапе проводился анкетный опрос, с оценкой эффективности примененной технологии, оценка удовлетворенности участников предложенной форме обучения.
Результаты:
Все задания к групповым исследовательским проектам по гигиене лечебно-профилактических организаций (ЛПО), предложены были студентам и являлись профессионально ориентированными: предполагали сформировать умения в терминах и понятиях специальности; предусматривалось получение продукта учебного труда по форме и содержанию максимально приближенного к форме и содержанию аналогичного продукта в будущей профессиональной деятельности. Построение процесса обучения гигиене ЛПО в логике освоения медицинской профессии имело личностный смысл для студентов, а, значит, и повышало их познавательную мотивацию к обучению.
Предлагаемые студентам групповые исследовательские проекты по гигиене ЛПО были:
- по предметно-содержательной области: монодисциплинарными (выполнялись в рамках одной учебной дисциплины);
- по продолжительности занятие было средней длительности (рассчитан на 3 дня);
- по количеству участников: был выбран бригадный вариант, т.е. вся группа была разделена на 4 бригады по 4 студента.
Технология выполнения студентами групповых исследовательских проектов по гигиене ЛПО, была аналогична технологии выполнения любого исследовательского проекта.
Групповые исследовательские проекты студентов выполнялись на аудиторных практических занятиях и в процессе самостоятельной работы во внеучебное время. Преподаватель выполнял функции тьютора (наставника), ненавязчиво направлял работу его участников, организуя, в случае необходимости, помощь отдельным студентам.
Тематика групповых исследовательских проектов касалась как теоретических вопросов программы учебной дисциплины с целью углубления и расширения знаний в области гигиены ЛПО, так и относилась к практической гигиенической проблеме, это:
- проблема оценки радиационного риска для персонала, обслуживающих рентген установки;
- проблема безопасности медперсонала при работе с медицинскими отходами;
- эргономические риски у врачей стоматологов, при применении современных стоматологических оборудований;
- профессиональные риски для персонала, работающих в физиотерапевтических отделениях ЛПО.
Типами групповых исследовательских проектов, предлагаемых студентам, выступали:
- выполнение гигиенического исследования (измерение, соответствие параметров нормативным требованиям РК, оценка риска), а затем его научное объяснение (рисунок 1).
ö! . -. с • ff ijfliisil ф i
Рисунок 1 - Гигиеническое измерение параметров
- Основными формами представления результатов выполнения студентами групповых исследовательских проектов являлись: подготовка медиа-презентации.
С учетом направления исследования, все группы представляли методы и оборудования, которыми были получены результаты; обосновывали актуальность своего исследования, а также представляли табличные и графические варианты полученных данных (рисунок 2).
При оценке исследовательских работ применена была в начале урока индивидуальная оценка знаний, в виде решений ситуационных задач по гигиене ЛПО.
Рисунок 2 - Презентации исследовательских проектов
После презентаций, каждая бригада выставляла свою оценку другой бригаде (в виде взаимооценки), которая суммировалась и учитывалась для формирования индивидуальной итоговой оценки каждого студента. При этом, критериями оценки у студентов были: новизна проведенного исследования, методический подход, достоверность результатов, презентабельность слайдов.
Анкетный опрос показал эффективность технологии, так: с 90-ми баллами при входе, студенты показали итоговые оценки до 97-ми баллов, а опрос по удовлетворенности исследовательской технологией показал 100 %.
Выводы: Среди важных аспектов формирования профессиональной компетентности будущих специалистов является исследовательская направленность обучения, согласующаяся потребностями санитарно-гигиенического мониторинга.
Базовая подготовка студентов по специальности «Общественное здравоохранение» в НАО «Медицинский университет Астана» определяется запросами санитарно-эпидемиологической службы РК.
Неимитационная активная исследовательская методика позволила студентам личностно самореализоваться, творчески применить предметные знания и навыки при выполнении своих исследовательских работ.
Список использованной литературы:
1. Семенкин А. А. Подготовка интернов и ординаторов к научно-исследовательской деятельности// Сб.мат. Всероссийской научно-практ.конф. с межд.участием «Профессиональная компетентность преподавателя медицинского вуза как условие повышения качества образования.-Омск.- 2014.-с.201-203
2. Березнева Е.Ю., Черная Л.В., Андреева С.И. Роль научной деятельности в формировании исследовательской компетенции//Сб.мат. Всероссийской научно-практ.конф. с межд.участием «Профессиональная компетентность преподавателя медицинского вуза как условие повышения качества
образования .-Омск.- 2014.-с.14-17.
3. Сливина Л.П., Чайка А.Н., Калиниченко Е.И. О некоторых аспектах повышения эффективности формирования профессиональной компетентности студентов, обучающихся по специальности «Медико-профилактическое дело»//Сб.мат. Всероссийской научно-практ.конф. с межд.участием «Профессиональная компетентность преподавателя медицинского вуза как условие повышения качества образования. -Омск. - 2014.-с.92-95.
4. Модель медицинского образования КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова. Вып. 1. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2010. - Ч.4. - 68 с.
© Мусина А.А., Амирсеитова Ф.Т., Сулейменова Р.К., Ерденова Г.К.,Абильдаева А.К. 2020 г.
УДК37
Неустроева Т.Н.
МБДОУ ЦРР „Чуораанчык"
ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ АЭРОБИКОЙ
Аннотация
В статье рассматривается важность формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий аэробикой. Приведены результаты исследования изучения условий формирования адекватной самооценки дошкольников. Анализ влияния занятий кружка аэробикой на самооценку детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: аэробика, самооценка, дошкольный возраст
Neustroeva T.N.
MBDOU TsRR "Chuoraanchyk"
FORMATION OF SELF-ASSESSMENT OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGENCY IN THE PROCESS OF LESSONS WITH AEROBICS
Abstract
The article discusses the importance of the formation of self-esteem of older preschool children in the process of aerobics. The results of a study of the conditions for the formation of an adequate self-esteem of preschool children. Analysis of the influence of aerobics classes on the self-esteem of older preschool children.
Keywords: aerobics, self-esteem, preschool age
Важность формирования самооценки детей обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самой себе.
В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу по формированию адекватной самооценки, охватывающую все сферы деятельности детей дошкольного возраста.
Данные положения обусловили актуальность изучения условий и путей развития самооценки детей старшего дошкольного возраста. Так как именно старший дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические