Научная статья на тему 'Адаптирование приемов неимитационной активной исследовательской технологии, при подготовке специалистов санэпидслужбы'

Адаптирование приемов неимитационной активной исследовательской технологии, при подготовке специалистов санэпидслужбы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНАЯ / ОБУЧЕНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусина А. А., Амирсеитова Ф. Т., Сулейменова Р. К., Ерденова Г. К., Абилдаева А. К.

Научно-исследовательская деятельность является неотъемлемым компонентом подготовки высококвалифицированных специалистов, основой формирования способности к получению и интерпретации новых знаний и их интеграции в профессиональную деятельность. Исследовательская деятельность студентов является одним из главных средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов, которые способны творчески применять в практической деятельности новейшие технические разработки и научные достижения [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптирование приемов неимитационной активной исследовательской технологии, при подготовке специалистов санэпидслужбы»

Формируя и совершенствуя духовно-нравственные представления у ребёнка в дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем той личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, народные ценности и истинные нравственные качества человека. Список использованной литературы:

1. Бабанский Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для вузов. - М.: Просвещение, 1983. - 248 с.

2. Божович Л.И. О духовном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - М., 201. - 437 с.

3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. Исследование. Текст./ Л.И. Божович - М.: Просвещение. 2008. - 464с.

4. Буре, Р.С. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей Р.С. Буре, Л.Д. Костелова - М., 2012. - 63 с.

© Матюхина Е.В., 2020

УДК 14.35.09

Мусина А.А.,

д.м.н., профессор кафедры «Профилактической медицины и нутрициологии»,

НАО «Медицинский университет Астана», г. Нур- Султан, Республика Казахстан Амирсеитова Ф.Т.,

м.м.н., старший преподаватель «Профилактической медицины и нутрициологии»,

НАО «Медицинский университет Астана», г. Нур- Султан, Республика Казахстан Сулейменова Р.К.,

к.м.н., доцент «Профилактической медицины и нутрициологии», НАО «Медицинский университет Астана», г. Нур- Султан, Республика Казахстан Ерденова Г.К.,

м.м.н., старший преподаватель «Профилактической медицины и нутрициологии»,

НАО «Медицинский университет Астана», г. Нур- Султан, Республика Казахстан Абилдаева А.К.

м.м.н., старший преподаватель «Профилактической медицины и нутрициологии»,

НАО «Медицинский университет Астана», г. Нур- Султан, Республика Казахстан

АДАПТИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ НЕИМИТАЦИОННОЙ АКТИВНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ САНЭПИДСЛУЖБЫ

Научно-исследовательская деятельность является неотъемлемым компонентом подготовки высококвалифицированных специалистов, основой формирования способности к получению и интерпретации новых знаний и их интеграции в профессиональную деятельность.

Исследовательская деятельность студентов является одним из главных средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов, которые способны творчески применять в практической деятельности новейшие технические разработки и научные достижения [3].

Ключевые слова:

активная, обучение, исследование, технология, служба

Целью работы было адаптирование приемов неимитационной активной исследовательской методики при подготовке специалиста службы охраны общественного здоровья.

В соответствии с целью были намечены и были выполнены следующие задачи:

-разработка методических рекомендаций по проведению неиммитационной исследовательской технологии обучения по дисциплине «Коммунальная гигиена»;

- апробация технологии в выборочных группах;

- анализ результатов внедрения путем анкетирования.

На первом этапе проводилась методическая работа по составлению плана урока, с определением типа занятия, которое было направлено на отработку умений и навыков применения студентами знаний через исследовательскую деятельность, развития критического мышления (анализ, сравнение, систематизация), постановку речи (обогащение и усложнение словарного запаса, смысловой функции), обобщение результатов исследования.

Целью выбранного урока было достижение дидактической цели через детальную проработку научно -исследовательской проблемы.

В основе педагогической технологии была выбрана самостоятельная познавательная деятельность студентов, посредством выполнения групповых исследовательских проектов.

Форма организации урока была представлена презентациями исследовательских работ студентов.

Методы. Был выбран практический проблемно- поисковый метод. Студенты формулировали проблему, анализировали данные, согласно заданной темы, в результате которого они получали знания и вырабатывали практическое умение, навыки, выполнение практических действий по гигиеническому мониторингу.

На втором этапе студенты представляли исследовательские работы с демонстрацией в презентациях поискового, аналитического и практического этапов по объектам, показателям и факторам среды с последующим обобщением и систематизацией выводов по выбранным темам исследований.

На этом же этапе проводилось подведение итогов занятия, выставление студентами комментированных оценок.

На заключительном этапе проводился анкетный опрос, с оценкой эффективности примененной технологии, оценка удовлетворенности участников предложенной форме обучения.

Результаты:

Все задания к групповым исследовательским проектам по гигиене лечебно-профилактических организаций (ЛПО), предложены были студентам и являлись профессионально ориентированными: предполагали сформировать умения в терминах и понятиях специальности; предусматривалось получение продукта учебного труда по форме и содержанию максимально приближенного к форме и содержанию аналогичного продукта в будущей профессиональной деятельности. Построение процесса обучения гигиене ЛПО в логике освоения медицинской профессии имело личностный смысл для студентов, а, значит, и повышало их познавательную мотивацию к обучению.

Предлагаемые студентам групповые исследовательские проекты по гигиене ЛПО были:

- по предметно-содержательной области: монодисциплинарными (выполнялись в рамках одной учебной дисциплины);

- по продолжительности занятие было средней длительности (рассчитан на 3 дня);

- по количеству участников: был выбран бригадный вариант, т.е. вся группа была разделена на 4 бригады по 4 студента.

Технология выполнения студентами групповых исследовательских проектов по гигиене ЛПО, была аналогична технологии выполнения любого исследовательского проекта.

Групповые исследовательские проекты студентов выполнялись на аудиторных практических занятиях и в процессе самостоятельной работы во внеучебное время. Преподаватель выполнял функции тьютора (наставника), ненавязчиво направлял работу его участников, организуя, в случае необходимости, помощь отдельным студентам.

Тематика групповых исследовательских проектов касалась как теоретических вопросов программы учебной дисциплины с целью углубления и расширения знаний в области гигиены ЛПО, так и относилась к практической гигиенической проблеме, это:

- проблема оценки радиационного риска для персонала, обслуживающих рентген установки;

- проблема безопасности медперсонала при работе с медицинскими отходами;

- эргономические риски у врачей стоматологов, при применении современных стоматологических оборудований;

- профессиональные риски для персонала, работающих в физиотерапевтических отделениях ЛПО.

Типами групповых исследовательских проектов, предлагаемых студентам, выступали:

- выполнение гигиенического исследования (измерение, соответствие параметров нормативным требованиям РК, оценка риска), а затем его научное объяснение (рисунок 1).

ö! . -. с • ff ijfliisil ф i

Рисунок 1 - Гигиеническое измерение параметров

- Основными формами представления результатов выполнения студентами групповых исследовательских проектов являлись: подготовка медиа-презентации.

С учетом направления исследования, все группы представляли методы и оборудования, которыми были получены результаты; обосновывали актуальность своего исследования, а также представляли табличные и графические варианты полученных данных (рисунок 2).

При оценке исследовательских работ применена была в начале урока индивидуальная оценка знаний, в виде решений ситуационных задач по гигиене ЛПО.

Рисунок 2 - Презентации исследовательских проектов

После презентаций, каждая бригада выставляла свою оценку другой бригаде (в виде взаимооценки), которая суммировалась и учитывалась для формирования индивидуальной итоговой оценки каждого студента. При этом, критериями оценки у студентов были: новизна проведенного исследования, методический подход, достоверность результатов, презентабельность слайдов.

Анкетный опрос показал эффективность технологии, так: с 90-ми баллами при входе, студенты показали итоговые оценки до 97-ми баллов, а опрос по удовлетворенности исследовательской технологией показал 100 %.

Выводы: Среди важных аспектов формирования профессиональной компетентности будущих специалистов является исследовательская направленность обучения, согласующаяся потребностями санитарно-гигиенического мониторинга.

Базовая подготовка студентов по специальности «Общественное здравоохранение» в НАО «Медицинский университет Астана» определяется запросами санитарно-эпидемиологической службы РК.

Неимитационная активная исследовательская методика позволила студентам личностно самореализоваться, творчески применить предметные знания и навыки при выполнении своих исследовательских работ.

Список использованной литературы:

1. Семенкин А. А. Подготовка интернов и ординаторов к научно-исследовательской деятельности// Сб.мат. Всероссийской научно-практ.конф. с межд.участием «Профессиональная компетентность преподавателя медицинского вуза как условие повышения качества образования.-Омск.- 2014.-с.201-203

2. Березнева Е.Ю., Черная Л.В., Андреева С.И. Роль научной деятельности в формировании исследовательской компетенции//Сб.мат. Всероссийской научно-практ.конф. с межд.участием «Профессиональная компетентность преподавателя медицинского вуза как условие повышения качества

образования .-Омск.- 2014.-с.14-17.

3. Сливина Л.П., Чайка А.Н., Калиниченко Е.И. О некоторых аспектах повышения эффективности формирования профессиональной компетентности студентов, обучающихся по специальности «Медико-профилактическое дело»//Сб.мат. Всероссийской научно-практ.конф. с межд.участием «Профессиональная компетентность преподавателя медицинского вуза как условие повышения качества образования. -Омск. - 2014.-с.92-95.

4. Модель медицинского образования КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова. Вып. 1. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2010. - Ч.4. - 68 с.

© Мусина А.А., Амирсеитова Ф.Т., Сулейменова Р.К., Ерденова Г.К.,Абильдаева А.К. 2020 г.

УДК37

Неустроева Т.Н.

МБДОУ ЦРР „Чуораанчык"

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ АЭРОБИКОЙ

Аннотация

В статье рассматривается важность формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий аэробикой. Приведены результаты исследования изучения условий формирования адекватной самооценки дошкольников. Анализ влияния занятий кружка аэробикой на самооценку детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: аэробика, самооценка, дошкольный возраст

Neustroeva T.N.

MBDOU TsRR "Chuoraanchyk"

FORMATION OF SELF-ASSESSMENT OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGENCY IN THE PROCESS OF LESSONS WITH AEROBICS

Abstract

The article discusses the importance of the formation of self-esteem of older preschool children in the process of aerobics. The results of a study of the conditions for the formation of an adequate self-esteem of preschool children. Analysis of the influence of aerobics classes on the self-esteem of older preschool children.

Keywords: aerobics, self-esteem, preschool age

Важность формирования самооценки детей обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самой себе.

В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу по формированию адекватной самооценки, охватывающую все сферы деятельности детей дошкольного возраста.

Данные положения обусловили актуальность изучения условий и путей развития самооценки детей старшего дошкольного возраста. Так как именно старший дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.