_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_
информации в первую очередь заинтересованы руководители и специалисты предприятий, занимающиеся планированием деятельности, арбитражные управляющие - для адекватной оценки состояния предприятия и разработки плана мероприятий по выходу из кризиса. [3, с. 154]
В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления. Когда становится явной неизбежность кризиса, невозможность его устранить или замедлить, в стратегии антикризисного управления главное внимание уделяется проблемам выхода из кризиса, все усилия сосредоточиваются на путях и средствах выхода из него. Проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации, проводятся сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия - первый этап в разработке стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.
Для выбора оптимальной кредитной политики предприятие должно сравнить потенциальные выгоды от увеличения объема продаж со стоимостью предоставления дополнительных торговых кредитов и риском возможной неуплаты. С целью снижения риска неуплаты дебиторской задолженности, предприятию необходимо отслеживать кредитную историю клиентов (покупательскую и платежную историю). Кредитоспособность клиента может быть оценена на основе кредитной истории взаимоотношений клиента и компании. Сопоставительный анализ затрат и выгод кредитной политики должен помочь определить стратегию, при которой размер непогашенной дебиторской задолженности является вполне предсказуемым. Используются программы льгот и скидок за предоплату, оплату наличными и своевременное погашение дебиторской задолженности. Организация должна достаточно точно прогнозировать суммы кредита, которые не будут погашены, чтобы рассчитать необходимый резерв для списания безнадежных долгов.
Управление сложными системами априори является антикризисным на всех этапах функционирования и развития, а умение предвидеть, распознать приближающийся кризис, который тоже нельзя рассматривать как статичное состояние, должно определять эффективность управленческих решений. Таким образом, антикризисное управление можно определить как систему управленческих мер и решений по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики. Оно должно охватывать все стадии развития кризисного процесса, его профилактику, предупреждение и преодоление. Список использованной литературы:
1. Василенко В. А. Антикризисное управление: Учеб. пособие / В. А. Василенко - К., 2012. - 504 с.
2. Демчук О. В., Сушко, Н. А. Экономика рыбного хозяйства: Учебное пособие - Симферополь: ДИАЙПИ 2013. - 311 с.
3. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия. М.: ИНФРА-М, 2010. - 196 с.
4. Финансовый менеджмент: теория и практика. Под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Изд-во «Перспектива», 2000. - 656 с.
© Давыдова Ю. Ю., 2016
УДК 658
Деменчукова И.И.
Магистрант 2 курса
ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»
г. Керчь, Российская Федерация
АДАПТАЦИЯ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА ПРЕДПРИЯТИЯ К РЫНОЧНЫМ
УСЛОВИЯМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Аннотация
Рассмотрены основные направления совершенствования внутрихозяйственного механизма предприятия как одного из методов повышения эффективности использования его ресурсов и повышения мотивации на основе
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_
регулирования и организации отношения между структурными подразделениями субъекта хозяйствования.
Ключевые слова
Внутрихозяйственный механизм, экономические отношения, стимулирование,
адаптация, совершенствование.
В современных условиях низкой эффективности материального производства особую актуальность приобретает проблема совершенствования механизма управления экономикой отдельного предприятия. Один из путей решения этой проблемы - усиление воздействия внутреннего экономического механизма на конечные результаты предприятия.
Внутрихозяйственный механизм - система управления предприятием, состоящая из внутрипроизводственного планирования, организации производственных процессов, оперативного учета и диспетчирования хода производственных процессов, учета и контроля рационального использования производственных ресурсов, взаимоотношений (коммуникаций) между подразделениями, между работниками, которые возникают в процессе производственной деятельности [2, с. 74-75].
Современная система внутрипроизводственных экономических отношений является развитием внутрихозяйственного расчета. Элементами ее являются такие подсистемы: планирование, контроль; экономическое стимулирование; экономическая ответственность.
Эти подсистемы определяют имущественные, арендные, производственные и финансовые взаимоотношения между предприятием и его подразделениями, а также между самими подразделениями. Конечная цель функционирования этой системы - получение предприятием прибыли на основе выпуска и реализации конкурентоспособной продукции [1, с. 97].
Движущий фактор функционирования системы внутрипроизводственных экономических отношений - мотивационный механизм частичного саморегулирования, который наряду с административными методами является основой функционирования системы.
Суть мотивационного механизма - на внутризаводском уровне вводится экономическое и материальное стимулирование на принципах частичной самоокупаемости и частичного самофинансирования структурных подразделений.
Таким образом, внутрихозяйственный механизм предприятия как система организации экономической деятельности подразделений, использующая соответствующие методы и инструменты регулирования хозяйственной деятельности выполняет следующие функции: организация и управление деятельностью подразделений; стимулирование работников к труду; создание нормативной базы подразделений; планирование, контроль, оценка деятельности подразделений [3, с. 102].
Эффективность внутрихозяйственного механизма предприятия во многом обеспечивается хорошей организацией всей связанной с этим работы, четким определением функций руководителей, специалистов, работников производственных подразделений. Целесообразно выделить основные этапы внедрения внутрихозяйственных отношений [1, с. 84]:
1. Подготовительная работа. Определение и уточнение ресурсного потенциала предприятия.
2. Формирование его структурных подразделений. Определение и уточнение вида подразделения, назначение его руководителя.
3. Создание системы внутрихозяйственного планирования.
4. Создание текущего экономического механизма.
5. Введение системы договорных отношений.
6. Определение порядка финансирования в течение года.
7. Подведение итогов за год по подразделениям и по организации в целом.
Необходимость выявления и устранения причин неэффективного функционирования системы внутрихозяйственного механизма предполагает ее всестороннюю характеристику и анализ. Для этого используется система качественных критериев и соответственно им количественных показателей оценки эффективности экономических отношений с позиции их соответствия основным принципам организации системы внутрихозяйственного механизма и требованиям рыночной экономики.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_
Основными экономическими критериями оценки являются: эффективность работы предприятия в целом; вклад каждого подразделения в экономику предприятия. Первый критерий получает количественную характеристику с помощью известных показателей определения эффективности работы предприятия, а вклад каждого подразделения в экономику предприятия может быть количественно измерен с помощью показателя «Рентабельности производства» [2, с. 65].
В целях совершенствования внутрихозяйственного механизма целесообразно разрабатывать мероприятия для групп предприятий в зависимости от их финансово-экономического состояния. Мероприятия адаптации внутрихозяйственного механизма в зависимости от уровня прибыльности (убыточности) предприятий представлены на рисунке 1.
Таким образом, развивать и совершенствовать внутрихозяйственный механизм предприятия должны на основе финансово-экономического анализа состояния предприятия. Подход должен носить комплексный и системный характер, учитывать внешнюю общественно-экономическую ситуацию, что в целом позволит адаптироваться к рыночным условиям хозяйствования.
Рисунок 1 - Направления совершенствования внутрихозяйственного механизма предприятия
Список использованной литературы:
1. Аксененко А.Ф. и др. Внутрихозяйственный расчёт: ответственность и оценка результатов. - М.: Экономика, 1988.
2. Внутрихозяйственный расчет, учет и экономический анализ / Полякова С. И.; под ред. Шеремет А.Д. - М.: МГУ, 1983.
3. Тарасова Т. Ф. Внутрихозяйственный расчет в организациях потребительской кооперации / Тарасова Т.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 2410-700Х
Ф., Башкатова В. Я. - Белгород: Кооперативное образование, 2007. - 250 с.
© Деменчукова И.И., 2016
УДК 338.45
Зеленкевич Н.Н.
Магистрант 2 курса
ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»
г. Керчь, Российская Федерация
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
В современных условиях каждая организация или фирма постоянно испытывает ощутимые воздействия внешней среды. Эти воздействия могут носить различный характер: конкуренты начали производить такую же услугу по новой технологии с меньшими издержками; появилась аналогичная услуга, обеспечивающая у потребителя больший спрос; изменился курс валют; инфляция обесценила всю полученную прибыль; учетная ставка процента внезапно повысилась и т.д. Быстрые и подчас непредсказуемые изменения внешней среды заставляют каждое предприятие быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Адаптация, приспособляемость стали жизненно важными свойствами любой организации.
Ключевые слова
Предприятие, интеллектуальный потенциал, человеческий потенциал, трудовые ресурсы, рыночная экономика,
организационная структура, внешняя среда.
В современных условиях хозяйствования интеллектуальный потенциал должен постоянно быть объектом наблюдения, изучения и воздействия, поскольку именно на его базе формируется интеллектуальный капитал предприятия, который целесообразно рассматривать как синергетическую целостность человеческого капитала, структурного капитала и капитала отношений.
Интеллектуальный капитал является видом капитала в том смысле, что, наряду с другими видами, является фактором производства. Подобно капиталу физическому, он также возникает в результате вложений различных ресурсов, точно так же может обесцениваться и устаревать. Основное же отличие интеллектуального капитала от физического - его нематериальная природа и присущие ей свойства. Так, достаточно сложно найти средства измерения интеллектуального капитала - трудно представить себе единицу измерения, которая могла бы точно, надежно, объективно измерить такие вещи, как опыт сотрудников, знания, которыми они владеют, их интуицию, а тем более подсчитать и оценить совокупность их опыта. Кроме того, в отличие от физического капитала, который оценивается финансово, интеллектуальный капитал оценивается как стоимостно, так и нестоимостно. Еще одно отличие в том, что интеллектуальный капитал не может полностью находиться в собственности организации. Интеллектуальный капитал нацелен на будущее, в то время как финансовый представляет собой результат действий, совершенных в прошлом.
Важной особенностью формирования интеллектуального потенциала становится активное использование информационных технологий, глобальных информационных систем. Эффективность деятельности любой коммерческой организации в значительной мере зависит от использования информационных технологий в интересах повышения эффективности операций и принимаемых решений. Компьютеры, информационные системы, системы связи оказывают существенное влияние на повышение конкурентоспособности организаций. [2, с 67]