2. Осипова, С. И. Характеристика личности, способной к командной работе / С. И. Осипова, В. С. Окунева // Высшее образование сегодня. — 2012. — № 5. — 74 с.
3. Фимина, М. А. Имидж вуза как составляющая система образования / М. А. Фимина // Актуальные задачи педагогики : материалы Междунар. заоч. научн. конф. — Чита : Молодой ученый, 2011. — С. 68 — 72.
4. Горшков, М. К. Общественное мнение: история и современность / М. К. Горшков. — М. : Политиздат, 1988. — 383 с.
5. Педагогика воспитания и развитие личности учащихся / И. М. Дуранов [и др.]. — Магнитогорск : МГПИ, 1996. — 315 с.
6. Павлов, С. Н. Управление информацией и общественными связями для создания эффективного имиджа вуза / С. Н. Павлов. — М. : Академия естествознания, 2011. — 213 с.
7. Алешина, И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров / И. В. Алешина. — М. : Тендем, ГНОМ-ПРЕСС, 1997. - 256 с.
ПАВЛОВ Сергей Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), начальник Управления информации и общественных связей.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.01.2013 г.
© С. Н. Павлов
УДК 3776 Д. А. КЛЕНИН
В. А. САЛЬНИКОВ О. В. ТОПОРКОВА
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
Омский автотранспортный колледж
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются вопросы адаптации студентов технического колледжа к образовательной деятельности. Выявлены изменения познавательных интересов обучающихся и некоторая потеря интереса к уровню успеваемости. На протяжении первых двух курсов наблюдаются изменения коммуникативности обучающихся как в отношениях с преподавателями, так и с одногруппниками. Полученные данные могут быть реализованы при формировании индивидуальных образовательных программ обучающихся.
Ключевые слова: адаптация, коммуникативность, уровень успеваемости, познавательные интересы, мотивация
Введение. Успешность учебной деятельности зависит от целого комплекса личностных и социальнопсихологических факторов. На протяжении нескольких десятилетий в педагогической практике считалось, что на успешность учебной деятельности влияют, прежде всего, способности и интеллект. Тем не менее имеющиеся на настоящий момент исследования подтверждают, что немаловажную роль в повышении эффективности учебной деятельности играет мотивация, а именно ее сила и структура. Согласно закону Йеркса —Додсона, результативность любой деятельности зависит от силы мотивации.
Многочисленные зарубежные и отечественные исследования (Х. Хекхаузен 2001, 2003, Штернберг, 2000, А. Анастази, 2000, Т. О. Гордеева, 2006 и др.) показывают существенное влияние мотивации достижения на успеваемость. По мнению Т. О. Гордеевой [1], мотивация достижения является надежным прогностическим фактором успешности учебной деятельности в любом учебном заведении. Под мотивацией достижения Т. О. Гордеева [1] понимает мотивацию достиженческой деятельности — деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием субъектов окружающего мира, себя, других людей и отношений с ними. Иными словами, такая
деятельность, которая мотивируется стремлением сделать что-либо как можно быстрее и качественнее.
Несколько иные представления на мотивацию достижения у известного немецкого психолога Х. Хекхаузена [2]. Согласно его взглядам, мотивация достижения — «... попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может привести к успеху или неудаче.
Л. И. Божович [3] выделяет несколько категорий учебных мотивов, познавательные мотивы, к которым относятся необходимость в интеллектуальной активности, познавательные интересы обучающихся и потребность в овладении новыми знаниями и умениями. Вторая категория — социальные мотивы, которые проявляются в стремлении обучающегося занять место в системе общественных отношений, в потребности в общении и признании других людей.
Одновременно активно ведутся поиски условий для формирования потребности обучающихся в самостоятельном добывании информации, но, вместе с тем, стоит подчеркнуть, что объем знаний, получаемый студентами в учебном заведении, невозможно
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
88,9
□Ценю положительные отношения с одногрупниками
Н Стараюсь поддерживать связь с одно гр у пні жа ми
□ Считаю важным положительные отношения с преподавателями
□ Р о дотепи интер есуются МО ей успеваемостью
■ Влияли р одотели на принима емые р ешения
Рис. 1. Коммуникативные особенности студентов первого и второго курсов. Обозначения: по горизонтали — курс, по вертикали — % выбора обучающимися
освоить при отсутствии мотивации. Также на успешность учебной деятельности непосредственно влияет и отношение обучающегося к будущей профессии.
Б. Вайнер подчеркивает важную роль учителя в мотивировке обучающихся, необходимо помочь молодым людям поверить, что именно их собственные способности являются средством достижения успеха. Отрицательные же отношения с преподавателями приводят к непониманию обучающимся учебного материала, как следствие отставания ученика.
Выделено три основных способа влияния учителя на мотивацию обучающихся, среди которых рефлексия, по поводу выполненного задания, невербальная эмоциональная реакция учителя на обучающегося и последующая реакция учителя на ребенка [4].
Согласно данным М. Селигмана [5], учителя менее требовательны к отстающим обучающимся, меньше обращают на них внимания, но, вместе с тем, могут оказать помощь, о которой учащийся и не просил. Неосознанно это передает обучающимся уверенность в том, что их слабые результаты связаны именно с нехваткой способностей, и тем самым ситуация ухудшится. С другой стороны, чрезмерная похвала за явно легкое выполненное задание негативно скажется на результате учебной деятельности.
На успешность учебной деятельности в определенной степени влияют и отношения с одногруппниками. Негативные отношения со сверстниками могут создать отрицательное отношение к учебному заведению в целом. В связи с этим появляются прогулы и как следствие — отставания по учебным предметам.
Многочисленные исследования, проведенные отечественными психологами и педагогами (А. П. Алфёров, Е. А. Климов, И. А. Власова, В. В. Гузеев, Л. Д. Столяренко, В. А. Крутецкой и др.) указывают, что на успешность учебной деятельности влияют прямые и косвенные интересы обучающихся.
В кратком психологическом словаре понятие интерес трактуется как мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятель-
ности. Как одна из форм направленности личности. Сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с предметом, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля своего зрения.
Но интерес носит избирательный характер и выступает одним из наиболее весомых стимулов в приобретении знаний, расширения кругозора, а также служит предпосылкой к творческому отношению к деятельности [6].
По мнению Е. А. Климова [7], из всего многообразия видов деятельности человек выбирает именно те, которые могут быть связаны с интересующей его областью знаний.
При этом «познавательный интерес выступает как бы связующим звеном в решении триединой задачи: обучения, умственного развития и воспитания». Благодаря ему знания и их приобретение становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором всестороннего развития личности, превращения получаемых знаний в глубоко личный духовный багаж человека [6].
Л. Д. Столяренко [8] в своих работах относит познавательные интересы к внутренним мотивам обучения и пишет, что их развитие проходит в несколько этапов, сначала возникает ситуативный познавательный, затем устойчивый интерес и в конечном итоге интересы включаются в общую направленность личности.
Но, познавательный интерес может выходить и за пределы учебной программы: для молодых людей особенно, характерен интерес к технике, связанный с конструированием и моделированием, спорту, кино, музыке. По Е. А. Климову [7], особенность интереса как познавательного мотива состоит в том, что в нем обнаруживается бескорыстная умственная инициативность человека: он стремится все больше и точнее узнать о чем-то не потому, что это «задали» или что это «выгодно», а «просто так», «тянет разобраться».
В результате возникает проблема в том, что в педагогической практике не всегда учитываются
□ Желаю самостоятельно выбирать дисциплины, которые буду изучать
□ Пр едпочита ю гу ма нита р ные дисциплины
□ Пр едпочита ю пр офессиональные дисциплины
□ Наиболее сложные дисциплины естеств еннона у чные
Рис. 2. Познавательные интересы обучающихся первого и второго курсов. Обозначения: по горизонтали — курс, по вертикали — % выбора обучающимися
факторы, влияющие на успеваемость, зачастую не берутся во внимание интересы учащихся и мотивы их обучения, в результате чего появляется их отставание.
Основная часть. Исходя из этого цель исследования состояла в выявлении особенностей адаптации обучающихся колледжа в процессе обучения и их интересов.
В задачу исследования входило изучение отношения обучающихся к отдельным сторонам учебного процесса в соответствии с их интересами и предпочтениями.
В исследовании участвовали студенты Омского автотранспортного колледжа. В опросе участвовало 60 человек первого и второго курсов.
Полученные результаты и их обсуждение. Как подтверждают многочисленные исследования, успешность обучения определяется не только интеллектуальными, но и личностными особенностями и социально-психологическими факторами. По результатам исследования в отношении коммуникативности было выявлено, что большинство первокурсников ценят и считают важным положительные отношения с одногруппниками (86,7 %) и преподавателями (73,3 %), у второкурсников это проявляется в меньшей степени (соответственно 64,4 % и 44,4 %) (рис. 1).
Студенты первого курса чаще желают исправить собственную успеваемость по отдельным предметам (66,7 %) и в целом (33,7 %) в сравнении с второкурсниками (соответственно 48,9 % и 13,3 %). Одновременно обучающиеся первого курса (93,3 %) чаще отмечают, что их устраивает имеющаяся успеваемость, в сравнении с второкурсниками (64,4 %).
В отношении познавательных интересов выявлено, что студенты первого курса (46,7 %) в большей мере предпочитают гуманитарный цикл дисциплин, чем второкурсники (17,8 %), которые отдают предпочтение профессиональным дисциплинам (77,8 %) (рис. 2). Наиболее трудными дисциплинами для себя студенты второго курса (44,4 %) считают естественнонаучные в отличие от первокурсников (20 %), для которых большую сложность составляют предметы общепрофессионального цикла (46,7 %). Профессиональные же дисциплины чаще представляются сложными первокурсникам (20 %), чем студентам второго года обучения (8,9 %) (рис. 2).
Большая часть первокурсников (53,5 %) лучше усваивают новую информацию при конспектировании на лекциях в сравнении обучающимися второго курса (37,8 %). Второкурсники (53,3 %) же считают, что запоминание нового материала у них лучше проявляется при прослушивании лекции. Предпочитают получать новую информацию непосредственно на лекциях 68,9 % второкурсников и 60 % обучающихся первого курса.
В отношении организации учебного процесса следует отметить, что второкурсники (33,3 %) предпочитают работать в подгруппах (4-5 человек), чем студенты первого курса (20 %). Обучающиеся первого года (46,7 %) чаще отмечали, что желают самостоятельно выбирать дисциплины, которые будут впоследствии изучать в сравнении с второкурсниками (42,2 %) (рис. 2).
Большинство обучающихся второго курса (88,9 %) указывают, что родители интересуются их успеваемостью, также учащиеся (33,3 %) отмечают влияние со стороны родителей на принимаемые решения, в сравнении с первокурсниками (соответственно 66,7 % и 20 %) (рис. 1).
Применительно к стимулированию учебной деятельности студенты первого курса (66,7 %) отмечали, что финансовое поощрение улучшит их успеваемость в сравнении с второкурсниками (55,6 %). Это может быть связано с тем, что ко второму курсу студенты находят возможность подработать и небольшие стипендии уже теряют свою мотивационную силу. Первокурсники (60 %) в большей степени отмечают, что пользуются консультациями у преподавателей в сравнении со студентами второго курса (22,2 %)
Одновременно при осуществлении любой деятельности всегда имеет место определенная совокупность мотивов, которые обращают содержательную характеристику процесса, его смысл для субъекта в соотношении со свойствами личности и ее направленностью.
Как отмечают В. И. Моросанова, С. А. Аронова (2008); В. И. Моросанова, А. В. Ванин (2011) формирование субъектности, закономерно сопровождается развитием способности человека к осознанному регулированию своего поведения, позволяет усиливать, необходимые в практическом плане стороны
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
природного пласта регуляции и нивелировать до известной степени его слабые стороны, тем самым сопутствуя увеличению действенности структур самосознания человека в процессе постановки и достижения им жизненных целей.
Мотивация учения рассматривается чаще всего как интеграл мотивации достижения учебных успехов и познавательной активности, обеспечивающей направленность личности на учение, в то время как выраженность негативных эмоциональных состояний (тревожности и гнева) свидетельствует о степени студенческой дезадаптации. В свою очередь, осознание регуляции выступают инструментальной стороной личности студента, обеспечивают реализацию мотивации учения в поведении и деятельности.
Выводы. В целом проведенное исследование показывает, что на протяжении обучения мотивация, коммуникативность и познавательные интересы претерпевают определенные изменения. Особо стоит отметить увеличение заинтересованности к профессиональным дисциплинам у студентов второкурсников и уменьшение его к гуманитарным и естественнонаучным предметам. Также ко второму году обучения наблюдается потеря интереса к уровню успеваемости. У второкурсников наблюдается снижение коммуникативности как в отношениях с преподавателями, так и с одногруппниками. Необходимо пробуждать и поддерживать у обучающихся новые познавательные интересы, соответствующие их индивидуальным особенностям и способностям. Формирование устойчивых познавательных интересов в определенной степени зависит от понимания обучающимися значения изучаемого материала. Другими словами, ученик на опыте должен убеждаться в неразрывной связи приобретаемых знаний с практикой и «прочувствовать» их жизненную значимость.
Библиографический список
1. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения : учеб. пособие / Т. О. Гордеева. — М. : Смысл ; Академия, 2006. - 333 с.
2. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Хайнц Хек-хаузен ; под ред. Б. М. Величковского ; пер. с нем. — 2-е изд., знач. доп. — М. : Смысл, 2003. — 860 с.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Лидия Божович ; под. ред. Д. И. Фельдштейна ; авт. вступ. ст. Д. И. Фельдштейн. — 2-е изд. М. : Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж : МОДЭК, 1997. — 352 с.
4. Такман, Б. В. Педагогическая психология: от теории к практике : учеб. / Брюс Такман ; пер. с англ. О. А. Зильберт; авт. ст. И. И. Ильясов ; ред. И. Е. Новикова. — М. : ПРОГРЕСС, 2002. - 570 с.
5. Seligman, M. E. P. Biological boundaries of learning / Martin Seligman ; Appleton-Century-Crofts, Meredith Corporation. — New York, 1972. — 480 pp.
6. Алфёров, А. П. Психология развития школьников : учеб. пособие по психологии / Алексей Алфёров. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. — 384 с.
7. Климов, Е. А. Психология: воспитание, обучение / Евгений Климов. — М. : Юнити-Дана, 2000. — 376 с.
8. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Людмила Сто-ляренко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. — 672 с.
9. Краткий психологический словарь / под ред. С. Я. По-допригора, А. С. Подопригора. — Ростов-на-Дону, 2009. — 317 с.
КЛЕНИН Дмитрий Анатольевич, аспирант кафедры «Инженерная педагогика» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. САЛЬНИКОВ Виктор Александрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Физическое воспитание» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.
ТОПОРКОВА Ольга Викторовна, преподаватель кафедры «Организация перевозок и управления на транспорте» Омского автотранспортного колледжа. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.12.2012 г.
© Д. А. Кленин, В. А. Сальников, О. В. Топоркова
Информация
Конкурс сайтов «Русское зарубежье-2013»
С 1 апреля стартует прием заявок на участие в конкурсе сайтов «Русское зарубежье-2013», который продлится до 28 июня 2013 года.
К участию в конкурсе приглашаются русскоязычные интернет-ресурсы (имеющие русскую версию), которые созданы за пределами Российской Федерации, а также сайты на иностранных языках, предназначенные для обучения русскому языку.
Целью проведения конкурса является поддержка русскоязычных средств массовой информации и информационных ресурсов за рубежом, а также популяризация лучших сайтов российских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации.
Конкурсный отбор победителей проходит в три этапа:
— отборочный тур. Народное голосование — с 1 июля по 30 августа;
— основной тур. Народное голосование — с 1 по 30 сентября;
— голосование экспертного совета — с 1 по 15 октября.
Победители получат призы от оргкомитета и спонсоров.
Сайт конкурса: http://www.konkrus.com/
Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant news/296/234071.php (дата обращения: 09.04.2013)