Научная статья на тему 'Адаптация студентов к образовательной деятельности'

Адаптация студентов к образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / УРОВЕНЬ УСПЕВАЕМОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / МОТИВАЦИЯ / ADAPTATION / COMMUNICATION / ACADEMIC LEVEL / EDUCATIONAL INTERESTS / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кленин Дмитрий Анатольевич, Сальников Виктор Александрович, Топоркова Ольга Викторовна

В статье рассматриваются вопросы адаптации студентов технического колледжа к образовательной деятельности. Выявлены изменения познавательных интересов обучающихся и некоторая потеря интереса к уровню успеваемости. На протяжении первых двух курсов наблюдаются изменения коммуникативности обучающихся как в отношениях с преподавателями, так и с одногруппниками. Полученные данные могут быть реализованы при формировании индивидуальных образовательных программ обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of students to educational activities

The problems of a technical college students' adaptation to the educational activity are considered. The changes of cognitive interests of students and a loss of interest in the level of academic achievement are revealed. Over the first two years, changes are observed in students communicative relationships with teachers, and with classmates. The data obtained can be realized with the formation of individual educational programs of students.

Текст научной работы на тему «Адаптация студентов к образовательной деятельности»

2. Осипова, С. И. Характеристика личности, способной к командной работе / С. И. Осипова, В. С. Окунева // Высшее образование сегодня. — 2012. — № 5. — 74 с.

3. Фимина, М. А. Имидж вуза как составляющая система образования / М. А. Фимина // Актуальные задачи педагогики : материалы Междунар. заоч. научн. конф. — Чита : Молодой ученый, 2011. — С. 68 — 72.

4. Горшков, М. К. Общественное мнение: история и современность / М. К. Горшков. — М. : Политиздат, 1988. — 383 с.

5. Педагогика воспитания и развитие личности учащихся / И. М. Дуранов [и др.]. — Магнитогорск : МГПИ, 1996. — 315 с.

6. Павлов, С. Н. Управление информацией и общественными связями для создания эффективного имиджа вуза / С. Н. Павлов. — М. : Академия естествознания, 2011. — 213 с.

7. Алешина, И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров / И. В. Алешина. — М. : Тендем, ГНОМ-ПРЕСС, 1997. - 256 с.

ПАВЛОВ Сергей Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), начальник Управления информации и общественных связей.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.01.2013 г.

© С. Н. Павлов

УДК 3776 Д. А. КЛЕНИН

В. А. САЛЬНИКОВ О. В. ТОПОРКОВА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

Омский автотранспортный колледж

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются вопросы адаптации студентов технического колледжа к образовательной деятельности. Выявлены изменения познавательных интересов обучающихся и некоторая потеря интереса к уровню успеваемости. На протяжении первых двух курсов наблюдаются изменения коммуникативности обучающихся как в отношениях с преподавателями, так и с одногруппниками. Полученные данные могут быть реализованы при формировании индивидуальных образовательных программ обучающихся.

Ключевые слова: адаптация, коммуникативность, уровень успеваемости, познавательные интересы, мотивация

Введение. Успешность учебной деятельности зависит от целого комплекса личностных и социальнопсихологических факторов. На протяжении нескольких десятилетий в педагогической практике считалось, что на успешность учебной деятельности влияют, прежде всего, способности и интеллект. Тем не менее имеющиеся на настоящий момент исследования подтверждают, что немаловажную роль в повышении эффективности учебной деятельности играет мотивация, а именно ее сила и структура. Согласно закону Йеркса —Додсона, результативность любой деятельности зависит от силы мотивации.

Многочисленные зарубежные и отечественные исследования (Х. Хекхаузен 2001, 2003, Штернберг, 2000, А. Анастази, 2000, Т. О. Гордеева, 2006 и др.) показывают существенное влияние мотивации достижения на успеваемость. По мнению Т. О. Гордеевой [1], мотивация достижения является надежным прогностическим фактором успешности учебной деятельности в любом учебном заведении. Под мотивацией достижения Т. О. Гордеева [1] понимает мотивацию достиженческой деятельности — деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием субъектов окружающего мира, себя, других людей и отношений с ними. Иными словами, такая

деятельность, которая мотивируется стремлением сделать что-либо как можно быстрее и качественнее.

Несколько иные представления на мотивацию достижения у известного немецкого психолога Х. Хекхаузена [2]. Согласно его взглядам, мотивация достижения — «... попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может привести к успеху или неудаче.

Л. И. Божович [3] выделяет несколько категорий учебных мотивов, познавательные мотивы, к которым относятся необходимость в интеллектуальной активности, познавательные интересы обучающихся и потребность в овладении новыми знаниями и умениями. Вторая категория — социальные мотивы, которые проявляются в стремлении обучающегося занять место в системе общественных отношений, в потребности в общении и признании других людей.

Одновременно активно ведутся поиски условий для формирования потребности обучающихся в самостоятельном добывании информации, но, вместе с тем, стоит подчеркнуть, что объем знаний, получаемый студентами в учебном заведении, невозможно

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

88,9

□Ценю положительные отношения с одногрупниками

Н Стараюсь поддерживать связь с одно гр у пні жа ми

□ Считаю важным положительные отношения с преподавателями

□ Р о дотепи интер есуются МО ей успеваемостью

■ Влияли р одотели на принима емые р ешения

Рис. 1. Коммуникативные особенности студентов первого и второго курсов. Обозначения: по горизонтали — курс, по вертикали — % выбора обучающимися

освоить при отсутствии мотивации. Также на успешность учебной деятельности непосредственно влияет и отношение обучающегося к будущей профессии.

Б. Вайнер подчеркивает важную роль учителя в мотивировке обучающихся, необходимо помочь молодым людям поверить, что именно их собственные способности являются средством достижения успеха. Отрицательные же отношения с преподавателями приводят к непониманию обучающимся учебного материала, как следствие отставания ученика.

Выделено три основных способа влияния учителя на мотивацию обучающихся, среди которых рефлексия, по поводу выполненного задания, невербальная эмоциональная реакция учителя на обучающегося и последующая реакция учителя на ребенка [4].

Согласно данным М. Селигмана [5], учителя менее требовательны к отстающим обучающимся, меньше обращают на них внимания, но, вместе с тем, могут оказать помощь, о которой учащийся и не просил. Неосознанно это передает обучающимся уверенность в том, что их слабые результаты связаны именно с нехваткой способностей, и тем самым ситуация ухудшится. С другой стороны, чрезмерная похвала за явно легкое выполненное задание негативно скажется на результате учебной деятельности.

На успешность учебной деятельности в определенной степени влияют и отношения с одногруппниками. Негативные отношения со сверстниками могут создать отрицательное отношение к учебному заведению в целом. В связи с этим появляются прогулы и как следствие — отставания по учебным предметам.

Многочисленные исследования, проведенные отечественными психологами и педагогами (А. П. Алфёров, Е. А. Климов, И. А. Власова, В. В. Гузеев, Л. Д. Столяренко, В. А. Крутецкой и др.) указывают, что на успешность учебной деятельности влияют прямые и косвенные интересы обучающихся.

В кратком психологическом словаре понятие интерес трактуется как мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятель-

ности. Как одна из форм направленности личности. Сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с предметом, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля своего зрения.

Но интерес носит избирательный характер и выступает одним из наиболее весомых стимулов в приобретении знаний, расширения кругозора, а также служит предпосылкой к творческому отношению к деятельности [6].

По мнению Е. А. Климова [7], из всего многообразия видов деятельности человек выбирает именно те, которые могут быть связаны с интересующей его областью знаний.

При этом «познавательный интерес выступает как бы связующим звеном в решении триединой задачи: обучения, умственного развития и воспитания». Благодаря ему знания и их приобретение становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором всестороннего развития личности, превращения получаемых знаний в глубоко личный духовный багаж человека [6].

Л. Д. Столяренко [8] в своих работах относит познавательные интересы к внутренним мотивам обучения и пишет, что их развитие проходит в несколько этапов, сначала возникает ситуативный познавательный, затем устойчивый интерес и в конечном итоге интересы включаются в общую направленность личности.

Но, познавательный интерес может выходить и за пределы учебной программы: для молодых людей особенно, характерен интерес к технике, связанный с конструированием и моделированием, спорту, кино, музыке. По Е. А. Климову [7], особенность интереса как познавательного мотива состоит в том, что в нем обнаруживается бескорыстная умственная инициативность человека: он стремится все больше и точнее узнать о чем-то не потому, что это «задали» или что это «выгодно», а «просто так», «тянет разобраться».

В результате возникает проблема в том, что в педагогической практике не всегда учитываются

□ Желаю самостоятельно выбирать дисциплины, которые буду изучать

□ Пр едпочита ю гу ма нита р ные дисциплины

□ Пр едпочита ю пр офессиональные дисциплины

□ Наиболее сложные дисциплины естеств еннона у чные

Рис. 2. Познавательные интересы обучающихся первого и второго курсов. Обозначения: по горизонтали — курс, по вертикали — % выбора обучающимися

факторы, влияющие на успеваемость, зачастую не берутся во внимание интересы учащихся и мотивы их обучения, в результате чего появляется их отставание.

Основная часть. Исходя из этого цель исследования состояла в выявлении особенностей адаптации обучающихся колледжа в процессе обучения и их интересов.

В задачу исследования входило изучение отношения обучающихся к отдельным сторонам учебного процесса в соответствии с их интересами и предпочтениями.

В исследовании участвовали студенты Омского автотранспортного колледжа. В опросе участвовало 60 человек первого и второго курсов.

Полученные результаты и их обсуждение. Как подтверждают многочисленные исследования, успешность обучения определяется не только интеллектуальными, но и личностными особенностями и социально-психологическими факторами. По результатам исследования в отношении коммуникативности было выявлено, что большинство первокурсников ценят и считают важным положительные отношения с одногруппниками (86,7 %) и преподавателями (73,3 %), у второкурсников это проявляется в меньшей степени (соответственно 64,4 % и 44,4 %) (рис. 1).

Студенты первого курса чаще желают исправить собственную успеваемость по отдельным предметам (66,7 %) и в целом (33,7 %) в сравнении с второкурсниками (соответственно 48,9 % и 13,3 %). Одновременно обучающиеся первого курса (93,3 %) чаще отмечают, что их устраивает имеющаяся успеваемость, в сравнении с второкурсниками (64,4 %).

В отношении познавательных интересов выявлено, что студенты первого курса (46,7 %) в большей мере предпочитают гуманитарный цикл дисциплин, чем второкурсники (17,8 %), которые отдают предпочтение профессиональным дисциплинам (77,8 %) (рис. 2). Наиболее трудными дисциплинами для себя студенты второго курса (44,4 %) считают естественнонаучные в отличие от первокурсников (20 %), для которых большую сложность составляют предметы общепрофессионального цикла (46,7 %). Профессиональные же дисциплины чаще представляются сложными первокурсникам (20 %), чем студентам второго года обучения (8,9 %) (рис. 2).

Большая часть первокурсников (53,5 %) лучше усваивают новую информацию при конспектировании на лекциях в сравнении обучающимися второго курса (37,8 %). Второкурсники (53,3 %) же считают, что запоминание нового материала у них лучше проявляется при прослушивании лекции. Предпочитают получать новую информацию непосредственно на лекциях 68,9 % второкурсников и 60 % обучающихся первого курса.

В отношении организации учебного процесса следует отметить, что второкурсники (33,3 %) предпочитают работать в подгруппах (4-5 человек), чем студенты первого курса (20 %). Обучающиеся первого года (46,7 %) чаще отмечали, что желают самостоятельно выбирать дисциплины, которые будут впоследствии изучать в сравнении с второкурсниками (42,2 %) (рис. 2).

Большинство обучающихся второго курса (88,9 %) указывают, что родители интересуются их успеваемостью, также учащиеся (33,3 %) отмечают влияние со стороны родителей на принимаемые решения, в сравнении с первокурсниками (соответственно 66,7 % и 20 %) (рис. 1).

Применительно к стимулированию учебной деятельности студенты первого курса (66,7 %) отмечали, что финансовое поощрение улучшит их успеваемость в сравнении с второкурсниками (55,6 %). Это может быть связано с тем, что ко второму курсу студенты находят возможность подработать и небольшие стипендии уже теряют свою мотивационную силу. Первокурсники (60 %) в большей степени отмечают, что пользуются консультациями у преподавателей в сравнении со студентами второго курса (22,2 %)

Одновременно при осуществлении любой деятельности всегда имеет место определенная совокупность мотивов, которые обращают содержательную характеристику процесса, его смысл для субъекта в соотношении со свойствами личности и ее направленностью.

Как отмечают В. И. Моросанова, С. А. Аронова (2008); В. И. Моросанова, А. В. Ванин (2011) формирование субъектности, закономерно сопровождается развитием способности человека к осознанному регулированию своего поведения, позволяет усиливать, необходимые в практическом плане стороны

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

природного пласта регуляции и нивелировать до известной степени его слабые стороны, тем самым сопутствуя увеличению действенности структур самосознания человека в процессе постановки и достижения им жизненных целей.

Мотивация учения рассматривается чаще всего как интеграл мотивации достижения учебных успехов и познавательной активности, обеспечивающей направленность личности на учение, в то время как выраженность негативных эмоциональных состояний (тревожности и гнева) свидетельствует о степени студенческой дезадаптации. В свою очередь, осознание регуляции выступают инструментальной стороной личности студента, обеспечивают реализацию мотивации учения в поведении и деятельности.

Выводы. В целом проведенное исследование показывает, что на протяжении обучения мотивация, коммуникативность и познавательные интересы претерпевают определенные изменения. Особо стоит отметить увеличение заинтересованности к профессиональным дисциплинам у студентов второкурсников и уменьшение его к гуманитарным и естественнонаучным предметам. Также ко второму году обучения наблюдается потеря интереса к уровню успеваемости. У второкурсников наблюдается снижение коммуникативности как в отношениях с преподавателями, так и с одногруппниками. Необходимо пробуждать и поддерживать у обучающихся новые познавательные интересы, соответствующие их индивидуальным особенностям и способностям. Формирование устойчивых познавательных интересов в определенной степени зависит от понимания обучающимися значения изучаемого материала. Другими словами, ученик на опыте должен убеждаться в неразрывной связи приобретаемых знаний с практикой и «прочувствовать» их жизненную значимость.

Библиографический список

1. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения : учеб. пособие / Т. О. Гордеева. — М. : Смысл ; Академия, 2006. - 333 с.

2. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Хайнц Хек-хаузен ; под ред. Б. М. Величковского ; пер. с нем. — 2-е изд., знач. доп. — М. : Смысл, 2003. — 860 с.

3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Лидия Божович ; под. ред. Д. И. Фельдштейна ; авт. вступ. ст. Д. И. Фельдштейн. — 2-е изд. М. : Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж : МОДЭК, 1997. — 352 с.

4. Такман, Б. В. Педагогическая психология: от теории к практике : учеб. / Брюс Такман ; пер. с англ. О. А. Зильберт; авт. ст. И. И. Ильясов ; ред. И. Е. Новикова. — М. : ПРОГРЕСС, 2002. - 570 с.

5. Seligman, M. E. P. Biological boundaries of learning / Martin Seligman ; Appleton-Century-Crofts, Meredith Corporation. — New York, 1972. — 480 pp.

6. Алфёров, А. П. Психология развития школьников : учеб. пособие по психологии / Алексей Алфёров. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. — 384 с.

7. Климов, Е. А. Психология: воспитание, обучение / Евгений Климов. — М. : Юнити-Дана, 2000. — 376 с.

8. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Людмила Сто-ляренко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. — 672 с.

9. Краткий психологический словарь / под ред. С. Я. По-допригора, А. С. Подопригора. — Ростов-на-Дону, 2009. — 317 с.

КЛЕНИН Дмитрий Анатольевич, аспирант кафедры «Инженерная педагогика» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. САЛЬНИКОВ Виктор Александрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Физическое воспитание» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.

ТОПОРКОВА Ольга Викторовна, преподаватель кафедры «Организация перевозок и управления на транспорте» Омского автотранспортного колледжа. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.12.2012 г.

© Д. А. Кленин, В. А. Сальников, О. В. Топоркова

Информация

Конкурс сайтов «Русское зарубежье-2013»

С 1 апреля стартует прием заявок на участие в конкурсе сайтов «Русское зарубежье-2013», который продлится до 28 июня 2013 года.

К участию в конкурсе приглашаются русскоязычные интернет-ресурсы (имеющие русскую версию), которые созданы за пределами Российской Федерации, а также сайты на иностранных языках, предназначенные для обучения русскому языку.

Целью проведения конкурса является поддержка русскоязычных средств массовой информации и информационных ресурсов за рубежом, а также популяризация лучших сайтов российских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации.

Конкурсный отбор победителей проходит в три этапа:

— отборочный тур. Народное голосование — с 1 июля по 30 августа;

— основной тур. Народное голосование — с 1 по 30 сентября;

— голосование экспертного совета — с 1 по 15 октября.

Победители получат призы от оргкомитета и спонсоров.

Сайт конкурса: http://www.konkrus.com/

Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant news/296/234071.php (дата обращения: 09.04.2013)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.