Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В УНИВЕРСИТЕТЕ'

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В УНИВЕРСИТЕТЕ»

Липунова Л.В., к.ист.н доцент

Новокузнецкий институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Россия, г. Новокузнецк АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В

УНИВЕРСИТЕТЕ Категория адаптации относится к числу наиболее общих понятий, определяющих связь живого организма со средой. Введенное в 1865 году Аубертом для обозначения изменения чувствительности при длительном воздействии адекватного раздражителя, оно стало одним из центральных понятий в науках о жизни: философии, физиологии, медицине, психологии.

Существует много определений феномена адаптации. В обобщенном виде адаптация описывается как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также, как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий. Большинство исследователей специфику адаптации человека видят в его способности активного сознательного воздействия на окружающую среду. По сравнению с различными видами животных адаптационные возможности человека, имеющего не только биологическую, но и развитую социальную базу, определяются наиболее широким спектром «гибких звеньев». Социальная адаптация представляет собой процесс интегрирования индивида в социальную группу, предполагающее принятие им групповых норм, ценностей, стандартов, стереотипов и требований.

В современной социологии и психологии понятие адаптации рассматривается как процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной средой. Так, по мнению Ж. Г. Сенокосова, «сущность адаптации — приведение субъекта адаптации в оптимальное соответствие с требованиями среды (объекта адаптации). При нарушении стабильности (перемещении субъекта в другую среду, другие условия или при изменении самой среды) наступает рассогласование взаимодействия субъекта и объекта в системе, что приводит к функциональному расстройству, потере целостности. В результате возникает адаптивная ситуация, когда система (или ее отдельные элементы) стремится к восстановлению нарушенного равновесия. Такая ситуация характерна для всех видов адаптации человека, понимаемой как активный, целенаправленный процесс разрешения противоречий, возникающих при взаимодействии его с новой природной и социальной средой».

В. А. Якунин понимает под адаптацией процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям. Автор считает возможным применение данного общего определения к условиям образовательной среды.

В процессе адаптации личность приспосабливается к изменениям социальной среды путем подбора или перестройки стратегий поведения. Так, например, критерий оптимального соответствия личности условиям изменяющейся социальной среды был использован Д. В. Колесовым для построения модели стадиальности адаптационного процесса, содержащей следующие стадии.

Уравновешивание — установление равновесия между средой и индивидом с проявлением взаимной терпимости к системе ценностей и стереотипам поведения.

Псевдоадаптация — сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям.

Уподобление — психическая переориентация индивида, трансформация прежних взглядов, ориентации, установок.

Приноравливание — признание и принятие основных ценностей новой среды.

Предложенная модель является достаточно условной, при этом описанные стадии могут накладываться друг на друга, выступать одномоментно или взаимозаменяться.

Е. В. Осипчукова выделяет в адаптации личности студента-первокурсника и соответственно учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде вуза следующие стадии:

* начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды вуза и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

* аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;

* стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

* ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

В результате реализации личностного адаптационного потенциала в процессе адаптации достигается определенное состояние личности -адаптированность, как результат, итог процесса адаптации.

Достижение определенного уровня адаптированности зависит от того, какие стратегии адаптивного поведения выбирает человек в ситуации взаимодействия с окружающей средой и как эти стратегии сочетаются между собой.

Существуют исследования, показывающие, что наибольший адаптивный эффект, отражающий высокий уровень адаптированности, дает сочетание стратегий, направленных на активное и одновременное изменение

себя и окружающей среды. К умеренному результату адаптации приводит внешнее приспособление субъекта обучения к образовательной среде, не вызывающее внутриличностных изменений, а также две альтернативные модели поведения: уход из среды или же выжидание внешних и внутриличностных изменений. Низкий уровень адаптированности, связанный с выраженным негативным эффектом в адаптации, проявляется в отказе субъекта от взаимодействия с внешним окружением и в погружение в свой внутренний мир.

Каждому преподавателю высшего учебного заведения из собственного опыта известно, что работа с учащимися первых курсов, педагогическое общение с первокурсниками имеет свои отличительные особенности. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями возраста, так и социальными факторами.

Выделяют три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в вузе: социологический, педагогический и психологический.

К социологическим факторам относятся возраст студента, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он уже закончил. Педагогический блок факторов влияния на адаптацию включает в себя уровень педагогического мастерства, организацию среды, материально-техническую базу, ТСО и др. Психологический блок содержит индивидуально-психологические, социально-психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе.

Любое обучение, особенно вузовское, является делом не из легких. Это связано с многочисленными причинами организационного, методического и психологического характера. Существуют как общие трудности, типичные для всех студентов, так и частные, характерные только для студентов младших курсов, например, стрессовые состояния, возникающие у выпускников школ в связи с переходом к другой форме деятельности.

Выпускники школ с первых дней окунаются в совсем другую, не знакомую им жизнь. И для решения вопроса успешной адаптации вчерашних школьников в новых условиях необходимо выявить наиболее типичные проблемы, с которыми сталкивается большинство студентов в первый год своего обучения.

По результатам опроса, направленного на выявление основных трудностей, с которыми сталкиваются студенты первого курса юридического факультета, можно назвать следующие самые значительные проблемы первых месяцев обучения:

- сложность усвоения новых учебных дисциплин;

- заметно возросший объем учебной нагрузки;

- выстраивание новой системы отношений с преподавателями;

- сложности в отношениях с товарищами по учебе.

Полученные данные необходимо использовать при определении основных направлений деятельности кураторов академических групп, при разработке системы организационного, научно-методического сопровождения воспитательной и внеучебной работы со студентами младших курсов.

Обеспечение эффективной адаптации студентов первого курса к новой воспитательно-образовательной среде может быть реализовано посредством системы последовательных и взаимосвязанных шагов:

- изучение личностных особенностей первокурсников;

- включение в учебное расписание студентов первого курса кураторского часа, в рамках которого проводятся разномасштабные мероприятия по различным тематическим программам;

- организация и проведение Школы кураторов и молодых преподавателей, работающих со студентами первых курсов, направленной на повышение у педагогов уровня психолого-педагогической грамотности;

- организация и проведение методических семинаров с кураторами первых курсов по освоению ими методики проведения практических занятий в студенческих группах в рамках кураторского часа;

- индивидуальное и групповое консультирование студентов и преподавателей;

- совместное подведение итогов, анализ результатов проделанной работы и планирование работы на будущее.

Использованные источники:

1.Колесов Д.В. Функционирование физиологических систем: валеологические критерии // Биология в школе. - 2012. - № 8. - С. 11-29.

2. Осипчукова Е.В. Организационно-педагогические условия адаптации студентов к образовательному процессу технического вуза [Электронный ресурс] http://nauka-pedagogika.com/pedagogika- 13-00-08^вве11:ашуа-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-adaptatsii-studentov-k-obrazovatelnomu-protsessu-tehnicheskogo-vuza#ixzz2kVLQ0Pld (дата обращения: 25.10.2013)

3. Сенокосов Ж.Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к военной службе.- Москва: Грамота, 2009.- с. 212.

4. Якунин В.А. Педагогическая психология: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Полиус, 2008.- 329 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.