Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ'

ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / адаптация студента / адаптант / стратегии адаптивного поведения / проблемы адаптации / адаптированность / тьюторство

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умрихина Виктория Игоревна, Ишкина Мерьем

В данной статье рассмотрены вопросы адаптации первокурсников к обучению в вузе. Раскрыты направления и факторы адаптации студентов к образовательной среде вуза, стратегии адаптивного поведения, особенности, стадии, процессуальные составляющие адаптационного процесса, результат процесса адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ»

ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ

Умрихина Виктория Игоревна

кафедры «Педагогика» ТГПУ Низами

преподаватель Ишкина Мерьем, студентка 1 курса

Аннотация: В данной статье рассмотрены вопросы адаптации первокурсников к обучению в вузе. Раскрыты направления и факторы адаптации студентов к образовательной среде вуза, стратегии адаптивного поведения, особенности, стадии, процессуальные составляющие адаптационного процесса, результат процесса адаптации.

Annotatsiya: Ushbu maqolada birinchi kurs talabalarini universitetda o'qishga moslashtirish masalalari muhokama qilinadi. Talabalarning universitetning ta'lim muhitiga moslashuvi yo'nalishlari va omillari, adaptiv xulq-atvor tirategiyalari, moslashuv jarayonining xususiyatlari, bosqichlari, protsessual komponentlari, moslashish jarayonining natijasi ochib berilgan.

Annotation: This article discusses the issues of adaptation offirti-year tiudents to tiudy at a university. The directions andfactors of tiudents'adaptation to the educational environment of the university, tirategies of adaptive behavior, features, tiages, procedural components of the adaptation process, the result of the adaptation process are disclosed.

Основные фразы: адаптация, адаптация студента, адаптант, стратегии адаптивного поведения, проблемы адаптации, адаптированность, тьюторство.

Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года предусматривает: поэтапный перевод учебного процесса высших образовательных учреждений на кредитно-модульную систему; поднятие содержания высшего образования на качественно новый уровень, налаживание системы подготовки высококвалифицированных кадров, способных найти свое место на рынке труда, внести достойный вклад в стабильное развитие социальной сферы и отраслей экономики1.

В условиях реформ и преобразований, происходящих в современном обществе и в сфере образования, становится актуальной проблема адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе. Адаптация к новым условиям обучения, формам учебной деятельности, новому коллективу и окружению, новым условиям, ритму жизни, овладение навыками самостоятельности и ответственности является актуальной проблемой для каждого поступившего в вуз. У первокурсников адаптивные возможности развиты слабо, попав в новую социальную среду, они испытывают психологические и физические трудности.

1 Указ Президента Республики Узбекистан, от 08.10.2019 г. № УП-5847 Об утверждении концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года.

В условиях кредитно -модульной системы, предполагающей большой объем самостоятельной работы студента, особенно важно, чтобы адаптация

происходила как можно более успешно, быстро и безболезненно. Для этого со стороны учебного заведения должны быть созданы благоприятные условия, ведь успешное начало обучения может помочь студенту в его дальнейшей учебе, позитивно повлиять на процесс построения отношений с преподавателями и однокурсниками, активистами молодежного движения. От быстроты и успешности адаптации первокурсников зависит эффективность образовательных процессов их психическое здоровье и благополучие.

Адаптация (лат. adapto - приспособляю) - процесс приспособления организма к изменяющимся условиям среды1.

Адаптация студента - сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно - мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации.

Период раннего студенчества характеризуется тем, что на первый план выступает «кризис оторванности», чувство одиночества, которые определяют особенности эмоциональных состояний: склонность к крайним эмоциональным переживаниям, негативный эмоциональный фон, подавленность.

Многие первокурсники в начале обучения испытывают трудности, связанные с возросшим объемом учебной нагрузки, сложностью усвоения новых дисциплин, отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, самоорганизации и самоконтроля, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли. Студенты испытывают трудности с выстраиванием отношений с однокурсниками и преподавателями. В большинстве случаев это сложно для того, кто в общеобразовательной школе не мог продемонстрировать умения учиться, размышлять, общаться.

Процесс адаптации первокурсников осложняется наличием большого количества свободного времени, не контролируемого ни преподавателями, ни родителями; возможностью самостоятельно выбирать и посещать спецкурсы (по выбору); многоплановостью студенческой жизни.

Адаптация первокурсников происходит в двух взаимосвязанных направлениях: к новым формам и методам учебной деятельности - дидактическая адаптация и, связанная с перестройкой поведения и деятельности в новых условиях жизни и социальной среды - социальная адаптация.

В процессе обучения в вузе студент - первокурсник включен в процессы интегрирования в социальную группу, что предполагает принятие им групповых норм, ценностей, стандартов, стереотипов и требований. Так, личность

1 Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000

приспосабливается к изменениям социальной среды путем подбора или перестройки стратегий поведения.

Н. Н. Мельникова называет следующие стратегии адаптивного поведения [5;127]:

- активное изменение среды;

- активное изменение себя;

- уход из среды и поиск новой;

- уход от контакта со средой и погружение во внутренний мир;

- пассивная репрезентация себя;

- пассивное подчинение условиям среды;

- пассивное выжидание внешних изменений;

- пассивное ожидание внутренних изменений.

Особенности адаптационного процесса зависят от структуры потребностей и мотивов индивида:

- тип активный, характеризуется преобладанием активного воздействия на среду социальную;

- тип пассивный определяется пассивным, конформным принятием целей и ориентации ценностных группы.

Адаптация студентов к условиям обучения в вузе основывается не только на пассивно-приспособительных, но и на активно-преобразующих связях личности с окружающей средой.

В ходе адаптации происходит перестройка психофизиологических и психологических свойств студента. Специфика адаптации студентов вузов определяется условиями обучения, их индивидуальными особенностями и особенностями юношеского возраста. Процесс адаптации каждого студента идет по - своему. Обычно адаптация студентов к учебному процессу заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебного семестра она тесно связана с их учебными успехами.

В процессе адаптации адаптант проходит следующие стадии адаптационного процесса (Д. В. Колесов).

Уравновешивание - установление равновесия между средой и индивидом с проявлением взаимной терпимости к системе ценностей и стереотипам поведения.

Псевдоадаптация - сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям.

Приноравливание - признание и принятие основных ценностей новой среды.

Уподобление - психическая переориентация индивида, трансформация прежних взглядов, ориентации, установок.

Описанныестадиимогутнакладыватьсядругнадруга,выступатьодномоментно или взаимозаменяться. Эти же стадии адаптации проходит и первокурсник [4; 96].

Е. В. Осипчукова выделяет в адаптации студента-первокурсника и учебной группы следующие стадии:

- на начальной стадии индивид/группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему

ценностей новой среды вуза и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

- на стадии терпимости индивид/группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

- на стадии аккомодации происходит признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;

- стадия ассимиляции характеризуется полным совпадением систем ценностей индивида, группы и среды [4; 112].

И. Ю. Мильковская определила, что на процесс адаптации студентов воздействуют внешние - социологический блок (возраст, социальное положение, тип довузовского образования), и второй педагогический блок (организация среды, материально-техническая база учреждения, уровень педагогического мастерства преподавателей) и внутренние - индивидуально-психологические и социально-психологические факторы (направленность, интеллект, мотивация, личностный адаптационный потенциал первокурсника) [3; 67].

В.Ю. Хицкая выделила четыре категории факторов влияющих на адаптацию:

- факторы готовности к учебной деятельности в ВУЗе: широта и глубина знаний бывших школьников, профессиональная направленность и заинтересованность в процессе получения новых знаний;

- индивидуальные особенности: уровень социальной и нравственной зрелости, правосознания, индивидуально-личностные особенности развития психических процессов;

- факторы, значимые для успешного процесса адаптации: наличие института кураторства/тьюторства, теоретическая и методическая подготовка преподавателей, педагогический и психологический мониторинг хода учебного процесса, личностный подход к студенту, независимо от показателей успеваемости;

- факторы, связанные с условиями обучения и проживания: благополучие внутригруппового общения, санитарно-гигиенические условия обучения и проживания и устройства учебного процесса[3; 83].

В. В. Лагерев в структуре вузовской адаптации выделил процессуальные составляющие: социально-психологическую- охватывает принятие новой социальной роли студента, усвоение норм, ценностей и традиций учебного заведения; деятельностную - механизмы приспособления к учебному процессу, его ритму, методам и формам работы, знакомство и приобщения к новым видам учебной деятельности; психологическую - развитие мышления, речи, зрительного восприятия, внимания, воли, креативных способностей [4; 90].

Результатом процесса адаптации является адаптированность студентов к обучению в вузе. Адаптированность предполагает наличие следующих особенностей в поведении и деятельности: удовлетворительное психологическое и физическое состояние студента в учебных и внеучебных ситуациях в вузе; принятие им социальных ожиданий и предъявляемых к нему требований, а также соответствие его поведения этим ожиданиям и требованиям; способность

придавать происходящему в вузе желательное для себя направление и пользоваться имеющимися условиями для успешного осуществления своих учебных и личностных стремлений и целей. Адаптированные к вузовской среде студенты обычно довольны собой, экстраверсивны, пребывают в хороших отношениях с окружающими и испытывают преимущественно положительные эмоции.

В нашем вузе специально планируется система мероприятий, способствующая адаптации первокурсников к новым условиям: посвящение в студенты, знакомство с историей университета, институт тьюторства, чтение дисциплины «Введение в специальность», формирование студенческого самоуправления, проведение культурных мероприятий - тематических вечеров, спортивных соревнований, творческих конкурсов. Активная совместная деятельность позволяет первокурсникам осознать свою значимость, обрести друзей. Для успешного решения возникающих трудностей, первокурсники могут обращаться к тьюторам, преподавателям- предметникам, администрации факультета.

Таким образом, от успешности адаптации студента- первокурсника к образовательной среде вуза во многом зависят его социальная успешность, личностное развитие как будущего специалиста и дальнейшая профессиональная карьера.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Указ Президента Республики Узбекистан, от 08.10.2019 г. № УП-5847 Об утверждении концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб., 2008.

4. Редько Л.Л., Лобейко Ю. А., Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе: учебное пособие - М.: Илекса, 2008.

5. Мельникова Н. Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности : учеб. пособие. Челябинск, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.