Научная статья на тему 'Адаптация студенток первого курса к условиям вуза'

Адаптация студенток первого курса к условиям вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
186
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / СТУДЕНТКИ / FEMALE STUDENTS / СПОРТСМЕНКИ / ATHLETES / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / CARDIOVASCULAR SYSTEM / ТИПЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ / TYPES OF BLOOD CIRCU-LATION / ВЕГЕТАТИВНЫЙ СТАТУС / VEGETATIVE STATUS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Симонова О.И., Попова Е.В., Махалин А.В.

В статье рассматриваются элементы физиологической адаптации к условиям вуза, вегетативный статус и индекс функциональных изменений сердечно-сосудистой системы студенток-первокурсниц, занимающихся игровыми видами спорта и не занимающихся спортом. Можно предположить, что у студенток при адаптации к обучению будут наблюдаться изменения показателей сердечно-сосудистой системы. Выявление изменений названных показателей являлось целью нашей работы.Оценка состояния сердечно-сосудистой системы у студентов в период обучения в вузе позволяет раскрыть особенности адаптации с учетом национальности, типа кровообращения и вегетативного статуса, климатических зон, в которых проживали студентки до поступления в вуз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Симонова О.И., Попова Е.В., Махалин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of the First Course Girls Student to the Conditions of High school

The article observes the elements of physiological adaptation to University conditions, vegetative status and index of functional changes of cardiovascular system of students-freshmen involved in playing sports and students-freshmen who are not doing in for sports. It can be assumed that during the adaptation to training the students observed changes in the indices of the cardiovascular system. Detection of changes in these indicators is the aim of our work. Assessment of the cardiovascular system of students during training in higher education Institution allows to reveal the peculiarities of adaptation with regard to the nationality, type of blood circulation and autonomic status, climatic zones which were formerly students prior to admission to the University.

Текст научной работы на тему «Адаптация студенток первого курса к условиям вуза»

УДК 378+159.9

Симонова Ольга Ивановна

Кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Горно-Алтайский государственный университет, soi1777@mail.ru, Горно-Алтайск

Попова Елена Викторовна

Кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Горно-Алтайский государственный университет, ms.biolog@mail.ru, Горно-Алтайск

Махалин Аду Васильевич

Кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии и биологической антропологии, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, fiziologi@mail.ru, Москва

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОК ПЕРВОГО КУРСА К УСЛОВИЯМ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются элементы физиологической адаптации к условиям вуза, вегетативный статус и индекс функциональных изменений сердечно-сосудистой системы студенток-первокурсниц, занимающихся игровыми видами спорта и не занимающихся спортом. Можно предположить, что у студенток при адаптации к обучению будут наблюдаться изменения показателей сердечно-сосудистой системы. Выявление изменений названных показателей являлось целью нашей работы.

Оценка состояния сердечно-сосудистой системы у студентов в период обучения в вузе позволяет раскрыть особенности адаптации с учетом национальности, типа кровообращения и вегетативного статуса, климатических зон, в которых проживали студентки до поступления в вуз.

Ключевые слова: адаптация, студентки, спортсменки, сердечно-сосудистая система, типы кровообращения, вегетативный статус.

Актуальность. Адаптация студенток к процессу обучения начинается с момента поступления в вуз [3]. Начальный период обучения характеризуется воздействием на организм студентов ряда новых факторов. К ним относятся: особенности учебной нагрузки, уровень двигательной активности, новый коллектив педагогов и учащихся и другие определяющие характер физиологической и социальной адаптации. Студентки в период обучения в вузе сталкиваются с новой структурой учебного заведения, с новой системой обучения, новыми требованиями [3; 6]. Труднее всего студенткам, занимающимся в спортивных секциях, т. к. они получают дополнительную физическую нагрузку. Многие фак-

торы в период адаптации к вузу приводят к переутомлению и сказываются на общем самочувствии и деятельности всех систем организма. Актуален вопрос оценки состояния сердечно-сосудистой системы студенток, занимающихся и не занимающихся спортом во время адаптации к условиям высшего образования [4].

Целью работы являлась оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студенток, занимающихся и не занимающихся спортом с учетом типов кровообращения и вегетативного статуса.

Объект и методы исследования. Исследование проводилось в 2016-2017 гг. Объектом его являлись девушки алтайской и русской национальности первого года

обучения, занимающиеся игровыми видами спорта (спортсменки) и занимающиеся спортом только на занятиях физической культурой (не спортсменки). Девушки алтайской национальности в основном проживали до поступления в вуз в условиях высокогорья и среднегорья, русской - в условиях среднегорья и низкогорья.

В работе использовались методы определения показателей сердечно-сосудистой системы: частоты сердечных сокращений, артериального давления, минутный объем кровотока (МОК л/мин) вычисляли не прямым способом Лилье-Штрандера и Цандера, определяли сердечный индекс, который представляет собой отношение минутного объема кровотока МОК (л/мин) к площади поверхности тела S(m2). Величина сердечного индекса позволяет выделить три типа кровообращения: СИ (л/мин^м2) от 2,75 и ниже - гипокинетики; при СИ>3,5-гиперкинетики; при СИ = 2,75 - 3,5 эукинетики, адаптационный индекс сердечно-сосудистой системы определяли по формуле Р. М. Баевского [1], оценка его проводилась по следующим критериям: удовлетворительная адаптация не более 2,10; напряжение механизмов адаптации от 2,11 до 3,2; не удовлетворительная адап-

тация от 3,21 до 4,3; срыв адаптации от 4,30 и более баллов, определяли вегетативный статус Кердо [2; 5], который оценивался как симпатический (симпатикотония), парасимпатический (ваготония) и смешанный или вегетативное равновесие (эйто-ния). Положительные значения индекса будут означать сдвиг вегетативного тонуса в сторону симпатического преобладания, отрицательные - в сторону парасимпатического. Применяемые методы позволили получить у каждой испытуемой индивидуальные показатели сердечно-сосудистой системы, которые сопоставлялись с вегетативным статусом, критериями адаптации с учетом двигательной активности.

Результаты эксперимента были обработаны с использованием методов статистического анализа экспериментальных данных, множественные сравнения проводили по критерию Стьюдента [3].

Результаты и их обсуждение. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы дала основание полагать, что у большинства студенток адаптация протекала удовлетворительно, что свидетельствует о создании благоприятных условий в вузе. Данные по адаптационному индексу с учетом вегетативного статуса представлены в таблице.

Таблица

Адаптация сердечно-сосудистой системы у студенток-первокурсниц, занимающихся и не занимающихся спором с различиями в вегетативном статусе

Национальность Вегетативный статус Спортсменки Не занимающиеся спортом t

т1 4 П2 мг т2

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

2016 г

Русские Симпатикото-ники 6 1,8 0,05 0,1 6 1,7 0,05 0,1 1 9**

Ваготоники 2 1,7 0,001 0,001 2 2,11 0,03 0,02 1 4**

Эйтоники 4 2,11 0,004 0,004 4 1,8 0,01 0,01 5 2***

Алтайки Симпатикото-ники 6 1,9 0,06 0,06 6 1,9 0,02 0,05 0,6

Ваготоники 3 2,0 0,004 0,004 3 1,9 0,01 0,01 3,3**

Здесь и далее * - достоверно при Р < 0,5; ** - при Р < 0,1; *** - при Р < 0,01.

Окончание табл.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

2017 г

Русские Симпатикото- 9 1,7 0,08 0,4 6 2,0 0,03 0,02 0,3

ники

Ваготоники 1 1,8 - - 1 2,1 0,01 0,06 1,6

Эйтоники 3 2,1 0,05 0,3 3 1,8 0,02 0,03 2 9**

Алтайки Симпатикото- 6 1,9 0,04 0,7 6 1,6 0,07 0,08 1,5*

ники

Ваготоники 3 1,9 0,02 0,003 2 1,8 0,03 0,05 1,2

По вегетативному статусу с учетом национальности студентки разделились на 5 групп: симпатикотоники русские, вагото-ники русские, эйтоники русские, симпатикотоники алтайки, ваготоники алтайки.

Адаптационный индекс в группах в основном не превышает 2,1 балл, что свидетельствует об удовлетворительном протекании адаптации. У студенток, занимающихся спортом, напряжение механизмов адаптации отмечалось у эйтоников русской национальности. У студенток, не занимающихся спортом, напряжение адаптации сердечно-сосудистой системы наблюдалось у ваготоников русской национальности. Можно отметить высокую достоверность отличий адаптационного индекса между изучаемыми группами у эйтоников русской национальности, т. к. напряжение механизмов адаптации в этой группе наблюдалось только у спортсменок, в то время как у не спортсменок адаптация протекала удовлетворительно.

Данные по адаптационному индексу с учетом типа кровообращения показали, что в исследуемых группах в большинстве случаев адаптационный потенциал сердечно-сосудистой системы был удовлетворительным. В группе спортсменок гиперкинетиков русской национальности в 2016 г. наблюдалось напряжение механизмов адаптации. Спортсменки в связи с дополнительными нагрузками испытывают перенапряжение в период адаптации

к вузу, что сказывается на сердечно-сосудистой системе.

Выводы. Адаптационный потенциал у большинства исследуемых групп с учетом вегетативного статуса был удовлетворительным, напряжение механизмов адаптации наблюдалось у спортсменок-эйтоников русских - 2,11 балла и не спор-тсменок-ваготоников русских - 2,11 балла.

С учетом типа кровообращения и национальности адаптационный потенциал у исследованных групп в большинстве случаев был удовлетворительным, напряжение механизмов адаптации наблюдалось в группе спортсменок-гиперкинетиков русских (2,2 балла).

Заключение. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы дала основание полагать, что у большинства студенток адаптация протекала удовлетворительно, что свидетельствует о создании благоприятных условий в вузе, тем не менее спортсменки в связи с дополнительными нагрузками испытывают перенапряжение в период адаптации к вузу, что сказывается на сердечно-сосудистой системе, так у студенток русской национальности выявлено напряжение механизмов адаптации в группах спортсменок с вегетативным статусом: ваготония и эйтония, а также с гиперкинетическим типом кровообращения, тогда как удовлетворительный адаптационный индекс преобладал у студенток алтайской национальности во всех исследованных группах.

Библиографический список

1. Баевский Р. М., Берсенева А. П., Ваку- Сибирский педагогический журнал. - 2014. -лин В. К. Оценка эффективности профилак- № 6. - С. 263-268.

тических мероприятий на основе измерения 4. Delfino J. P., Barragan Е., Botella С.,

адаптационного потенциала системы кровоо- Braun S., Bridler R. еt al. Quantifying insufficient

бращения // Здравоохранение Российской Фе- coping behavior under chronic stress: a cross-

дерации. - 1987. - № 8. - С. 6-10. cultural study of 1,303 students from Italy, Spain

2. Воронков Е. Г., Воронкова Е. Г., Нали- and Argentina // Psychopathology. - 2015. -мов М. М. Способ определения минутного № 48. - P. 230-239.

объёма кровотока сердечного и вегетативного 5. Kerdo I. Ein aus Daten der Blutzirkulation

индексов: методические рекомендации. - Гор- kalkulieter Index zur Beurteilung der vegetativen

но-Алтайск: РИО ГАГУ, 2005. - 34 с. Tonuslage // Fsta neurovegetativa. - 1966. -

3. Жомин К. М, Рубанович В. Б., Кужу- № 2. - P. 250-268.

гет А. А. Оценка оздоровительной эффектив- 6. Maddi S. Hardiness: an Operationalization

ности различных видов и режимов физкультур- of Existential Courage // Journal of Humanistic

но-спортивной деятельности студенток вуза // Psychology. - 2004. - Vol. 44, № 3. - P. 279-298.

Поступила в редакцию 29.11.2017

Simonova Olga Ivanovna

Cand. Sci. (Biolog.), Assoc. Prof. of the Department of Physical Education and Sports, Physiology and Life Safety, Gorno-Altaisk State University, soi1777@mail.ru, Gorno-Altaisk

Popova Elena Viktorovna

Cand. Sci. (Biolog.), Assoc. Prof. of the Department of Physical Education and Sports, Physiology and Life Safety, Gorno-Altaisk State University, ms.biolog@mail.ru, Gorno-Altaisk

Makhalin Adu Vasilevich

Cand. Sci. (Biolog.), Assoc. Prof. of the Department of Anatomy and Biological Anthropology Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, fiziologi@mail.ru, Moscow

ADAPTATION OF THE FIRST COURSE GIRLS STUDENT TO THE CONDITIONS OF HIGH SCHOOL

Abstract. The article observes the elements of physiological adaptation to University conditions, vegetative status and index of functional changes of cardiovascular system of students-freshmen involved in playing sports and students-freshmen who are not doing in for sports. It can be assumed that during the adaptation to training the students observed changes in the indices of the cardiovascular system. Detection of changes in these indicators is the aim of our work. Assessment of the cardiovascular system of students during training in higher education Institution allows to reveal the peculiarities of adaptation with regard to the nationality, type of blood circulation and autonomic status, climatic zones which were formerly students prior to admission to the University.

Keywords: adaptation, female students, athletes, cardiovascular system, types of blood circulation, vegetative status.

References

1. Baevskii, R. M., Berseneva, A. P., Vaku- the adaptation potential of the circulatory system. lin, V. K., 1987. Evaluation of the effectiveness of Health Of The Russian Federation, 8, pp. 6-10. preventive measures based on the measurement of (In Russ.)

2. Voronkov, E. G., Voronkova, E. G., Nalimov, M. M., 2005. The method of determining the minute volume of blood flow of the cardiac and vegetative indices. Gorno-Altaisk, 34 p. (In Russ.)

3. Gomin, K. M., Rubanovich, V. B., Kujuget, A. A., 2014. Evaluation of the health-improving effectiveness of different types and regimes of physical culture and sports activities of university students. Siberian Pedagogical Journal, 6, pp. 263-268. (In Russ.)

4. Delfino, J. P., Barragan, E., Botella, C.,

Braun, S., Bridler, R. et al., 2015. Quantifying insufficient coping behavior under chronic stress: a cross-cultural study of 1,303 students from Italy, Spain and Argentina. Psychopathology, 48, pp. 230-239.

5. Kerdo, I., 1966. Ein aus Daten der Blutzirkulation kalkulieter Index zur Beurteilung der vegetativen Tonuslage. Fsta neurovegetativa, 2, pp. 250-268.

6. Maddi, S., 2004. Hardiness: an Operationali-zation of Existential Courage. Journal of Humanistic Psychology, Vol. 44, No. 3, pp. 279-298.

Submitted 29.11.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.