Научная статья на тему 'Адаптация стандарта зарубежных ERP-систем к условиям современных российских предприятий'

Адаптация стандарта зарубежных ERP-систем к условиям современных российских предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
783
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Замятина О. М., Саночкина Н. Г., Озерова И. Г.

Предложена и разработана методика эффективного внедрения зарубежных ERP (Enterprise's Recourse Planning)-систем на российских предприятиях. Для этого исследованы наиболее распространенные ERP-системы Axapta 3.0 и MFG/PRO, выявлены алгоритмы их функционирования. Также разработаны модели работы бизнес-процессов на примере предприятий г. Томска. Схемы функционирования ERP-систем и модели бизнес-процессов созданы с использованием единой методологии. На основании сравнения полученных моделей разработана методика внедрения зарубежных ERP-систем на российских предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Замятина О. М., Саночкина Н. Г., Озерова И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of the ERP standard to the conditions of modern Russian enterprises

The paper describes the problem of adaptation of the ERP standard to the conditions of Russian enterprises. The paper is devoted to the development of the efficient method of ERP-system installation at enterprises. ERP-systems, such as Axapta 3.0 and MFG/PRO were considered to achieve this goal and their functioning algorithms were observed. Operating models of business processes using the example of Tomsk enterprises are also developed. ERP systems and business process models are set using one common method. A new method of adaptation of the ERP standard to the conditions of Russian enterprises is offered based on the comparison and analysis of the above mentioned models.

Текст научной работы на тему «Адаптация стандарта зарубежных ERP-систем к условиям современных российских предприятий»

Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 004.94;004.946;519.7;519.711

АДАПТАЦИЯ СТАНДАРТА ЗАРУБЕЖНЫХ ERP-СИСТЕМ К УСЛОВИЯМ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

О.М. Замятина, Н.Г. Саночкина, И.Г. Озерова

Томский политехнический университет E-mail: oxa@aics.ru

Предложена и разработана методика эффективного внедрения зарубежных ERP (Enterprise's Recourse Planning)-систем на российских предприятиях. Для этого исследованы наиболее распространенные ERP-системы Axapta 3.0 и MFG/PRO, выявлены алгоритмы их функционирования. Также разработаны модели работы бизнес-процессов на примере предприятий г. Томска. Схемы функционирования ERP-систем и модели бизнес-процессов созданы с использованием единой методологии. На основании сравнения полученных моделей разработана методика внедрения зарубежных ERP-систем на российских предприятиях.

Западные ERP-системы появились на российском рынке в начале девяностых годов. Первой открыла свое российское представительство немецкая компания SAP AG со своей системой R/3. За ней появились другие западные ERP-разработчи-ки, уже в середине девяностых годов были открыты несколько представительств, и заключены партнерские соглашения с рядом российских компаний. В настоящее время почти все ведущие разработчики западных ERP-систем присутствуют на российском рынке.

Были выделены следующие основные особенности западных ERP-систем, определяющие их отличия от систем управления предприятиями отечественных разработчиков и специфику их внедрения на российских предприятиях. Зарубежные ERP-системы:

• построены на референтных моделях и ориентированы на хорошо структурированную иерархическую систему производственных и управленческих процессов;

• основаны на общепринятых в мире стандартах управления, которые сложились благодаря многолетнему опыту и знаниям, прошедшим проверку и успешную апробацию на зарубежных предприятиях [1];

• представляет собой интегрированную комплексную систему, охватывающую все области деятельности предприятия: планирование (прогнозирование), управление продажами, управление структурой (номенклатурой) изделий, управление запасами, планирование потребности в материалах, планирование произ-

водственных мощностей, управление производством, управление закупками, управление финансами, финансовый анализ, управление персоналом, сервис и обслуживание клиентов; • в состав западных систем входят различные модули, позволяющие решать и другие управленческие задачи (CRM (Customer Relationship Management) - управления взаимоотношениями с клиентами, SCM (Supply Chain Management) -управление логистическими цепочками). Первые внедрения западных ERP-систем на крупных российских предприятиях появились гораздо позже, чем приход на рынок самих компаний. Основным объяснением этому является то, что возникают трудности как при внедрении, так и дальнейшем эффективном использовании ERP-систем. Любая ERP-система будет эффективно функционировать только при присутствии ряда обязательных условий: соответствующей культуры производства, соответствующем уровне управления предприятием, наличии горизонтальных взаимосвязей с поставщиками и клиентами. На западных предприятиях все эти моменты присутствуют.

Несмотря на неоспоримые достоинства ERP-систем, основываясь на вышесказанном, были классифицированы проблемы, с которыми в настоящее время сталкиваются их пользователи: 1. Неэффективность внедрения стандарта зарубежных ERP-систем на российских предприятиях. Эта проблема является основной, так как бизнес-процессы зарубежных предприятий и методы управления, реализованные в MRPII (Manufactory Recourse PlanningVERP-стандар-

те, разительно отличаются от методов управления и бизнес-процессов российских предприятий. Следует заметить, что в последние 10—15 лет отечественные предприятия переходят и стараются выжить в новых рыночных условиях, но методы управления, закладываемые десятилетиями плановой экономики вносят свои коррективы в их функционирование. На многих предприятиях, потративших огромные средства на приобретение и внедрение ERP-систем, их запуск привел только к отрицательным результатам. Следует отметить, что по данным зарубежных аналитиков, до 70 % проектов внедрения [1] ERP-систем завершаются неудачно. По данным аналитиков Boston Consulting Group, ERP-системы являются жизненно необходимыми для предприятий, однако успех внедрения зависит от того, удалось ли их адаптировать максимально близко к происходящим на предприятии бизнес-процессам.

2. Невозможность использования стандартов российской бухгалтерской отчетности, так как в большинстве ERP-систем в комплекте реализации таких модулей не предусмотрено. В последнее время разработчики ERP-систем оценили широкие финансовые возможности российского рынка, и в ряде ERP-систем бухгалтерские модули появляются. Но неструктурированность бизнес-процессов российских предприятий и принятые методы управления не дают возможности полностью перейти на эти стандарты. Из второй проблемы вытекает следующая.

3. Сложность интеграции ERP-систем с российскими системами бухгалтерского учета (например, 1С). Большинство предприятий ведут свою отчетность, используя программы российских разработчиков, которые созданы с учетом всех российских норм и стандартов и имеют постоянную поддержку (постоянные обновления и дополнения при изменении законодательства), но форматы данных и скрытость алгоритмов зарубежных систем делают этот процесс очень длительным и трудоемким.

4. Ограниченные аналитические возможности ERP-систем и недостаточная поддержка процессов принятия решений. ERP-системы хорошо справляются с получением и хранением данных, но в части комплексного анализа и обработки информации возможности ERP-си-стем ограниченны. Схема данных, используемая для управления ресурсами предприятия, сложна, то есть корпоративные данные находятся «внутри» ERP-системы, они остаются «скрытыми» и извлечь их для анализа сложно.

5. Слабые возможности по генерации комплексных отчетов. Во многих ERP-системах реализованы возможности получения только статичных отчетов, но они разрабатываются отдельно для каждого конкретного случая, поэтому их приходится готовить заново при любом измене-

нии бизнес-процессов (что не способствует повышению производительности труда персонала предприятия). Вследствие этого, на мировом рынке присутствует большое количество генераторов отчетов разработки третьих фирм, непосредственно обращающихся к базам данных распространенных ERP-систем. Все эти проблемы препятствовали быстрому внедрению западных ERP-систем на российском рынке. Таким образом, возникла необходимость в разработке методики успешного внедрения ERP-системы на предприятии.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Построены модели и разработаны алгоритмы бизнес-процессов, заложенных в модули ERP-систем, на примере ERP-систем Axapta 3.0 (разработчик Microsoft Business Solutions) [2] и MFG/PRO (разработчик QAD). Модели функционирования ERP-систем разработаны с использованием диаграммной техники потоков данных (DFD - Data Flow Diagram). Фрагмент модели процесса «Ввести структуру изделия в MFG/PRO» приведен на рис. 1.

2. Разработаны DFD модели бизнес-процессов на примере предприятия ЗАО «ЭлеСи» г. Томска. Полученные модели наглядно представляют процессы закупок, планирования, перепланирования, производства и другие виды деятельности предприятия. Фрагмент модели процесса «Обеспечить работу технического отдела» приведен на рис. 2.

3. Проведен анализ моделей, описывающих работу ERP-систем, с моделями бизнес-процессов предприятия. Это позволило разработать методику эффективного внедрения ERP-систем. Успешное внедрение ERP-системы невозможно без правильной организации всего процесса внедрения. Разработанная методика включает следующие основные этапы:

1. Выявление функций, выполняемых подразделениями и сотрудниками предприятия, определение основных информационных потоков предприятия, формирование базы основной нормативно-справочной документации.

При выполнении этого этапа используются стандартные методы: анкетирование, наблюдение, интервьюирование и сбор документов. Исходными данными этапа могут служить: положения о подразделениях, должностные инструкции, формы документов, используемых в работе, документированные процедуры, данные по организационно-штатной структуре, данные по принятым на предприятии технологиям, данные об имеющихся средствах и системах автоматизации и т.д. По результатам такого обследования формируется документ, чаще всего его называют листом согласования, который подписывается владельцами бизнес-процессов. От качества проведения данного этапа и пол-

Социально-экономические и гуманитарные науки

Рис. 1. Фрагмент модели процесса «Ввести структуру изделия в MFG/PRO»

ноты собранной информации часто зависит успех всего проекта в целом, так как ошибки, допущенные на начальных стадиях проекта, ведут к его удорожанию или даже «краху» всего проекта. 2. Разработка функциональных и информационных моделей деятельности предприятия и реинжиниринг существующих бизнес-процессов.

При внедрении и адаптации ERP-систем необходимо выявить, какая по функциональным возможностям система потребуется, и какие данные в ней будут храниться, обрабатываться и анализироваться. Соответственно именно функциональные и информационные модели наиболее оптимально позволят провести эти работы. Но необходимо акцентировать внимание на том, что в любом случае потребуется реинжиниринг бизнес-процессов предприятия и принятие общекорпоративных стандартов. Кроме построения информационно-функциональной модели деятельности предприятия, на данном этапе разрабатывается и согласовывается настройка справочников и классификаторов системы. Главным требованием при разработке является наличие необходимых для функционирования ERP-системы справочников и классификаторов (единого классификатора продукции, товаров и материалов; плана счетов и аналитических признаков бухгалтерского учета; справочников дебиторов и кредиторов, справочника основных хозяйственных операций, стандартов учета движения материальных и денежных ценно-

стей и т.д.) и соответствие принципов их организации требованиям системы [3].

3. Создание документации, регламентирующей

требования к ERP-системе и бизнес-процессам

предприятия.

4. Выполнение пилотного проекта.

Этот этап является стандартным и выполняется при внедрении любого программного обеспечения. На этом этапе в отдельных выбранных подразделениях предприятия в систему вводятся фактические данные и последовательно тестируются путем моделирования реальных ситуаций деятельности предприятия. Отрабатывается взаимная работа подразделений на основе тестовых примеров. На основе результатов выполнения пилотного проекта руководством предприятия принимается решение о полномасштабном внедрении ERP-системы либо отказе от внедрения [4].

5. Адаптация ERP-системы на предприятии.

В ходе этапа осуществляется настройка и тестирование ERP-системы. Большую часть времени выполнения этого этапа занимает разработка дополнительных функций, которые не реализованы в базовой версии системы и связаны только со спецификой функционирования конкретного предприятия и/или спецификой российской законодательно-нормативной базы. Конечные пользователи обучаются работе с настроенной системой непосредственно на своих рабочих местах. При этом

Обеспечить работу технического отдела

Рис. 2. Фрагмент модели процесса «Обеспечить работу технического отдела»

должна уже быть установлена и настроена система разграничения доступа конечных пользователей к информации.

6. Ввод ЕКР-системы в промышленную эксплуатацию.

Составляется план перевода внедренной ЕКР-системы в промышленную эксплуатацию, определяются процедуры работ и план-график перехода конечных пользователей на работу в новой системе. Затем эти планы последовательно реализуются. Конвертируются наиболее необходимые данные из ранее используемых систем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глинских А. Место западных ERP-систем на российском рынке. - http://jetinfo.isib.rU/2002/2/1/article1.2.2002879907.html, 10.11.2005.

2. Tulmenkov V.N., Zamyatina O.M., Sanochkina N.G. Algorithms of work the module «Accounts Payable» in the ERP-system Axapta 3.0 // Proc. 9th Korea-Russia Intern. Symp. on Science and Technology. - Novosibirsk, 2005. - P. 715-717.

7. Сопровождение ERP-системы.

Этап 6 и 7 выполняется также как и для любого другого программного обеспечения [4].

Таким образом, в связи с возрастающим спросом на внедрение западных ERP-систем была проведена работа по исследование функционирования конкретных ERP-систем. Создан ряд схем работы наиболее распространенных ERP-систем Axapta 3.0 и MFG/PRO. Разработаны модели бизнес-процессов предприятия, описывающих те же процессы, что и схемы ERP-систем. Предложена методика, которая позволит улучшить адаптацию данных систем на российских предприятиях.

3. Питеркин С.В., Оладов Н.А., Исаев Д.В. Точно вовремя для России. Практика применения ERP-систем. - М.: Альпина Паблишер, 2002. - 285 с.

4. Вендров А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.