ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК: 37. 017.93
АДАПТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ И КАЧЕСТВА ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К СОВРЕМЕННЫМ РЕАЛИЯМ И ПОТРЕБНОСТЯМ
ГРАЖДАНСКОГО общества Буттаева А. М.
ОУ ВО «Дагестанский гуманитарный институт», г. Махачкала
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением проблем по развитию системы исламского образования. Общеизвестно, что в отрыве от религиозных традиций, этнических особенностей народов невозможно формировать духовно-нравственный мир личности. Исламская религиозная традиция, с которой позиционирует себя каждый дагестанский молодой человек, непременно оказывает влияние на его личностные качества, поведение, социальную адаптацию. Поэтому исламское образование, просвещение, направленные на духовное обновление каждого члена мусульманской общины России, гарантирует обеспечение безопасности развития личности, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, воспитание патриотизма и гуманизма.
Ключевые слова: религиозная традиция, исламское образование, религиозное просвещение, исламское возрождение, гражданское общество, религиозная культура.
ADAPTATION OF THE CONTENT AND QUALITY OF ISLAMIC EDUCATION TO MODERN REALITIES AND THE NEEDS OF CIVIL
SOCIETY Buttaeva A. M.
FSBEI HE «Dagestan humanitarian university», Makhachkala
Abstract. This article examines issues related to studying the problems of the development of the Islamic education system. It is generally known that, apart from religious traditions and ethnic features of peoples, it is impossible to form a spiritually-moral world of the individual. The Islamic religious tradition, with which every Dagestan young man positions himself, certainly influences his personal qualities, behavior, social adaptation. Therefore, Islamic education, enlightenment, aimed at spiritual renewal of every member of the Muslim Ummah of Russia,
guarantees the security of personal development, preserving and strengthening the moral values of society, the upbringing ofpatriotism and humanism.
Keywords, religious tradition, Islamic education, religious enlightenment, Islamic revival, civil society, religious culture.
Радикальные изменения, происходящие во всех сферах общественно-политической и государственной жизни России, имеют важнейшие и неоднозначные последствия для ее развития в ХХ! веке. Этническая пестрота России вовсе не является ее недостатком и источником лишних неприятностей. Сложные системы жизнеспособнее простых, в разнообразии - источник жизни и диалектического развития. Однако при условии, что это разнообразие единой органической системы, а не механическая смесь.
Сегодня в России происходит формирование гражданского общества, реформируются и создаются новые демократические институты, складывается обновленная система ценностей, интегрирующая традиционные ориентации российской культуры, идеалы социальной справедливости, ценности прав и свобод личности.
Общеизвестно, что перспективы развития любого государства определяются не столько успехами в каких-то отдельных областях, технологиях, сколько зависят от степени эффективности инновационных механизмов взаимодействия в обществе политических, культурных, духовных и религиозных ценностей и т.д. В этом процессе велика роль политики, религии, эффективности механизма взаимодействия различных партий и конфессий, основанного на преобладании духовной составляющей.
Религия стала реальной частью нашей жизни, той сферой деятельности, в которой мы можем равноправно участвовать, независимо от возраста и социального статуса. Вместе с религией как ее неотъемлемый компонент возникло и знание о ней в той или иной форме.
Возрождение системы исламского образования, отвечающего современным реалиям, является сегодня одной из актуальнейших задач, стоящих не только перед мусульманским сообществом России, но и государственными структурами. Значительная нужда в обновленной и единой системе исламского образования на Северном Кавказе выявилась также потому, что здесь возникла конфронтация между воспитанниками различных образовательных традиций: местной и зарубежной. Некоторые из тех, кто имел возможность обучаться за рубежом, оказались заражены экстремистскими, социально опасными идеями, что привело к конфликту внутри самой мусульманской уммы.
Динамика исламского образования в светском обществе, различие его методов и приемов, механизм его функционирования и развития обсуждаются в работах многих зарубежных и отечественных исследователей, как светского, так и духовного направления. Интерес к исламскому образованию после революционных и масштабных изменений в СССР эпохи перестройки и постперестроечного периода, был обусловлен многими причинами объективного и субъективного характера. Наиболее важные и существенные, на наш взгляд, следующие:
-невысокий уровень религиозной культуры большинства российских мусульман и вместе с тем их стремление к религиозной духовности и знания;.
-острая нехватка образованных священнослужителей, способных удовлетворить и правильно организовать духовные искания членов своей уммы.
-прилив из-за рубежа разного рода религиозных объединений, стремящихся внедрить свою идеологию в сознание российских мусульман.
Эти и многие другие проблемы вторичного характера поставили новые задачи и новые вопросы перед современной исламской уммой и исламской педагогической мыслью Российской Федерации.
Главной из этих задач, решение которой даст качественно новый импульс в развитие духовного образования, по нашему мнению, является распространение и развитие в обществе исламской духовности, воспитание новых поколений мусульман, сочетающих в себе высокий уровень исламских нравственных качеств, исламскую просвещенность и передовую светскую научную образованность.
На наш взгляд, решение данной и весьма непростой задачи возможно лишь при условии активного использования педагогического содержания и возможностей ислама и светской педагогики не только в религиозных, но и в светских образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации с преобладающим и значительным количеством мусульман.
Использование педагогических, духовно-развивающих возможностей ислама в светских образовательных учреждениях должно строиться и проводиться на научной педагогической основе.
Однако развернувшаяся в последние годы дискуссия вокруг задач и перспектив мусульманской педагогики в современной России подчас сосредоточивается на организационно-институциональной стороне образовательного процесса, на его форме, почти не затрагивая само его содержание. Между тем на первый план должно выдвигаться обсуждение именно вопросов, какому исламу мы хотим обучать, какие методологии мы
можем использовать, какие дидактические принципы современной педагогики должны знать преподаватели теологических дисциплин и многое другое.
Исламские ВУЗы способствуют распространению научных знаний не только об исламе, но и в других областях светских знаний. Их выпускники становятся надежной опорой для поддержания духовно-нравственной атмосферы и поликультурной, поликонфессиональной толерантности в обществе.
Мы знаем, что в современном мире созданы и создаются различные модели исламского образования. Активно внедряется успешно действующая во многих исламских странах модель, которая, с одной стороны, опирается на исламскую систему ценностей, морали и этики, а с другой - ориентирована на достижения НТП и тенденции в развитии индустриального и постиндустриального общества.
Можно отметить в этой реформе наличие определенных черт сходства с последними реформами высшего образования в России. С одной стороны, стремление привести образовательную систему в соответствие с международными нормами, с другой - обращение к гуманизму, как основополагающему началу воспитательного процесса, а также приоритет национально-культурных и философских ценностей. Российская исследовательница P.M. Шарипова права, когда отмечает, что здесь проявляется «стремление найти в религиозном воспитании и образовании средство самоидентификации и сохранении культурной самобытности» [5, с.140].
Очевидно, что одно лишь религиозное образование без соответствующей подготовки молодого богослова со стороны светских наук приводит к ограниченности и узости мировосприятия. По крайней мере, грамотным проповедником в современном обществе такой «специалист» никогда не станет. С другой стороны, безрелигиозное светское воспитание также не дает желаемого результата.
Вплотную занимавшийся проблемами исламского образования на Северном Кавказе с первых веков проникновения ислама в регион вплоть до сегодняшнего дня, научный сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук А. А. Ярлыкапов отмечает: «В конце XX века система исламского образования стала восстанавливаться, причем в том виде, в каком она существовала здесь в самом начале прошлого столетия. Появившиеся в конце 1990-х годов исламские вузы заявляли о себе как о новой форме исламского образования, но практически остаются на уровне средней и даже начальной школы. Конкурентами им стали «ваххабитские» учебные
заведения, программа обучения в которых сочеталась с политико-идеологической индоктринацией и военной подготовкой. Это еще больше способствует консервации «традиционной» системы, ее закрытости от изменений и реформ» [6, с.14].
Глубокий научный интерес к идее современного исламского образования проявляет известный современный исламовед Тауфик Ибрагим: «Мусульманским педагогам, как и духовным лицам вообще, надлежит осознавать свою великую ответственность перед единоверцами, особенно перед молодежью: консервативное цепляние за традиционные мировоззренческие образы и социальные нормы, выработавшиеся в условиях средневекового общества и ориентированные на тогдашнюю ментальность, способно отторгнуть основную массу современных людей от самой религии, толкая их в объятия секуляризма и атеизма и - что ужаснее всего, - всевозможных сатанических сект.... Поэтому мусульманское образование на всех его этапах и во всех его звеньях призвано быть по-современному интеллектуальным и прогрессивным в содержательном плане. Вероучение ислама необходимо представлять в реформаторско-модернизаторском обличии» [3, с.256].
К слову сказать, в традиционной культуре ислама статус образования и образованного человека всегда был весьма высок. Современный мусульманский богослов Мухаммад Али аль-Хашими в работе «Личность мусульманина» по данному поводу пишет, что «мусульманин обязан подчиняться постоянному стремлению разума к науке и не отказываться от этого, пока в его жилах кровь струится» [1, с.39].
Действительно, широко распространенное высказывание пророка Мухаммада о том, что «чернила ученого также драгоценны как кровь мученика за веру» стало своеобразной установкой на создание в рамках исламской цивилизации своей весьма специфичной системы религиозного образования.
Сегодня проблема образования в современной мусульманской культуре занимает место не меньшее, чем в условиях предыдущих эпох. Это вполне объяснимо, и причина заключается в том, что вопросы веры и разума на сегодня объективно стали наиболее острыми проблемами теории и практики, как в мусульманских странах, так и в России.
В некоторых странах с республиканскими режимами эти проблемы решаются в соответствии с духом времени, в модернистском аспекте, либерально. Так, ряд современных мусульманских мыслителей, знакомых с основными достижениями западной цивилизации и проблемами внутри мировой мусульманской уммы, признавали насущную необходимость реформирования всей системы образования и воспитания в своих странах. Они выступали с идеями просвещения, убежденные в том, что мусульманскому
миру нужны люди образованные, знакомые с научно-техническими достижениями западных стран, способные помочь обществу встать на путь динамичного развития. В своих рассуждениях они совершенно справедливо исходят из того, что знание как таковое не должно иметь ни религиозных, ни национальных границ, поскольку постижение знания есть благое и богоугодное дело. А это значит, что мудрость, накопленную человечеством в целом, могут и должны постигать и мусульмане. «Наука открывает свое лицо лишь тому, кто целиком посвящает себя ей с чистым разумом и ясным пониманием и, вымолив себе помощь Аллаха, собирает воедино все силы своего рассудка, кто, засучив рукава, бодрствует ночи напролет, утомленный рвением, кто добивается своей цели, шаг за шагом поднимаясь к вершинам знаний, кто не насилует науку бесцельными отступлениями и безрассудными атаками, кто не блуждает в науке наугад, как слепой верблюд в потемках. Он не имеет права разрешать себе дурные привычки и давать совратить себя своей натуре, должен избегать общества, отказаться от споров и не быть задирой, не отвращать взора от глубин истины, отличать сомнительное от достоверного, подлинное от поддельного и постоянно пребывать в здравом рассудке», - так писал ал-Мутаххар еще в 355/966 г. [4, с.5].
В других странах вопросы веры и знания решаются на идейной основе строго исламского фундаментализма и обскурантизма.
Российские мусульмане активно участвуют в обсуждении и осмыслении этих проблем. Они предлагают и оформляют различные концепции образования. К примеру, секуляристы призывают принять ценности секуляративного мира, традиционалисты продолжают верить в возможность консервации определенных ценностей в их первозданном виде и социальных отношений, модернисты предлагают сделать принципиально новаторский шаг к созданию исламской модели образования и воспитания нового поколения, его подготовки к жизни в условиях постиндустриального общества и т.д.
Важно найти лучшие, подходящие решения для данного сообщества с учетом менталитета народа, ее обычаев, обрядов и других этнокультурных компонентов и на их основе вырабатывать те или иные методики духовного образования.
Суть религиозного просвещения для общества - это не только удовлетворение потребностей верующего, но и обеспечение информационной безопасности человека, а также обеспечение мира и согласия в обществе. Поддержка государством исламского просвещения, культурного развития мусульман в значительной мере позволило бы формировать интеллектуальные и идейные условия противодействовать экстремизму и терроризму, которые
нередко проявляются в силу отсутствия основательных знаний в области ислама.
В заключении хочется отметить следующее. Никто не станет отрицать, что исследование социально-культурной роли и значения исламского образования, а также его этнологических аспектов является сегодня одной из актуальнейших и назревших проблем, стоящих перед мусульманами страны. Несомненно, содержательная сторона исламского образования претерпевала определенную эволюцию. Более того, эти изменения в каждом регионе страны имеют свои специфические особенности, обусловленные этнокультурными различиями, без учета которых качественно и востребованно реформировать систему исламского образования невозможно.
Неинформированность духовенства и верующих о состоянии дел в тех странах, где религии принадлежит ведущая роль в регулировании жизнедеятельности общества, является результатом отсутствия надлежащих знаний. Им представляется, что в мусульманских странах зарубежья ислам существует в неизменном виде со времен пророка Мухаммада. Поэтому мы еще раз подчеркиваем, что одновременно с количественным возрождением ислама (мечети, медресе и т.д.) должна качественно измениться образовательная составляющая исламской религии. Расцвет богословия и новые мысли, соответствующие реалиям современной действительности, должны вознести идеалы ученого-богослова на достойную уважения высоту. Всякое дело, претендующее на высокий уровень, должно находиться в поиске нового и в модернизации. Так же обстоит дело и с образовательным процессом в исламских учебных заведениях.
Стремясь улучшить успеваемость учащихся, поднять уровень образовательного процесса ДУМД предприняты конкретные меры. В их числе основной задачей является внедрение общих стандартов во все учебные заведения Дагестана. Нужно это, в первую очередь, для того, чтобы пресекать преподавание экстремистской идеологии [2. с.163].
Говоря о динамике становления исламского образования в Дагестане, нам хочется отметить не только количественный рост различных исламских учебных заведений (медресе, мактабы, ВУЗы), но и качественную характеристику содержания исламского образования. Несомненным позитивным сдвигом является, то, что почти во всех исламских ВУЗах Дагестана теологическое образование совмещают со светским образованием. И, что немаловажно, дагестанская школа исламского образования, несмотря на многочисленные препоны со стороны различных государственных и негосударственных структур, продолжает совершенствовать работу в этом направлении. И сегодня у нее есть чем гордиться: в этом направлении
достигнуты значительные успехи. Об этом свидетельствуют награды и те призовые места, которые на исламских конкурсах, конференциях, круглых столах разного уровня из раза в раз завоёвывают студенты дагестанских исламских вузов.
Не менее важным элементом социальной активности студентов исламских вузов является их участие в общественной жизни учебного заведения, города, области.
Сегодня в обществе востребованы глубокие научные исследования в областях взаимоотношений религии и общества, духовенства и власти, между исламской и христианской цивилизациями в России, Северном Кавказе и в других исламских регионах. Цивилизационные отношения предполагают конструктивный диалог внутри конфессий, между конфессиями, государством и конфессиями. И, несомненно, успех в этом зависит от степени просвещенности и образованности участников такого диалога.
Литература:
1.Аль-Хашими М. Личность мусульманина: пер. с араб. М.: Умма, 2006. 288
с.
2.Буттаева А. М. Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты: дис. ... доктора филос. наук. Махачкала, 2011.
3.Тауфик И. На пути к коранической толерантности. Н. Новгород: Медина, 2007. 286 с.
4.Макдиси (изд. и пер. Югра), стр. 5.
5.Шарипова P. M. Сочетание религиозного и светского в современных арабских теориях мусульманского воспитания и образования // Религия и секуляризм на Востоке. М.: Наука, 1993. С. 140.
6.Ярлыкапов А. А. Исламское образование на Северном Кавказе в прошлом и в настоящем // Вестник Евразии. 2003. № 2. с. 5-31.
References:
1 .Al-Hashimi M. The personality of a muslim: translated from arab. M. : Ummah, 2006. 288 p.
2.Buttaeva A. M. Islamic revival in the North Caucasus: theoretical and applied aspects: dis. ... doctor of Philosophy. Makhachkala, 2011.
3.Taufik I.On the way to the Koranic tolerance. N. Novgorod: Medina, 2007. 286
p.
4.McDisie (ed., And the Yugra), p. 5.
5.Sharipova P. M. The combination of religious and secular in modern Arab theories of Muslim upbringing and educatio // Religion and secularism in the East. M.: Nauka, 1993. P. 140.
6.Yarlykapov A. A. Islamic education in the North Caucasus in the past and in the present // Bulletin of Eurasia. 2003. № 2. p. 5-31.