АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье раскрывается теоретическая и практическая значимость проблемы социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развития, характеризующиеся резким изменением социальной ситуации развития и качественной перестройкой структуры адаптирующейся личности, и обосновывается собственная стратегия исследования заявленной проблемы.
Теоретическая и практическая значимость исследования социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развития определяется несколькими тенденциями, характерныши для современной социальной ситуации развития общества в целом и ребенка школьного возраста в частности.
Во-первых, интенсивное социальное развитие общества, радикальные экономические и политические изменения, смена приоритетов прошлого, настоящего и будущего в значительной мере обострили проблему формирования личности, способной быстро и адекватно реагировать на постоянно изменяющиеся условия макро- и микросреды. Современные условия жизни требуют не столько «приноравливания», «приспособления», сколько развития личности, раскрытия ее индивидуальности. Социально-психологическая адаптация, обеспечивающая гармоничное соотношение между требованиями изменившейся социальной ситуации и потребностями, интересами, ценностными ориентациями личности, создает благоприятные условия для ее полноценного функционирования, развития и самореализации в новых условиях.
Во-вторых, кардинальные изменения в жизни общества осложнили социальную ситуацию развития современного школьника, характеризующуюся ростом психогенных расстройств, нервно-психических заболеваний, дезадаптивных проявлений. С конца 80-х до середины 90-х годов, по данным А.М. Прихожан, существенно возросло количество тревожных детей и подростков. Если в период с 1978 по 1985 год количество тревожных девочек и мальчиков в возрасте от 7-9 лет составляло 12% и 16%, то к середине 90-х годов - соответственно 48% и 72%.
За этот же промежуток времени увеличилось число тревожных девочек-подростков в возрасте от 13-14 лет в 2,5 раза, мальчиков - в 2,6 раза. К началу 90-х годов в России частота нервно-психических заболеваний в детском возрасте достигла 15%, а в подростковом - 20-25%. По данным различных авторов, дезадаптация отмечается у 10-12% школьников (Е.В. Шилова), у 35-45% школьников (А.К. Маан). Приведенные данные свидетельствуют о росте отклонений в процессе социально-психологической адаптации современного школьника, препятствующих его вхождению в новую социальную среду и блокирующих создание благоприятных условий для полноценного личностного развития ребенка.
В-третьих, преобразование и переосмысление в современном обществе многообразных отношений «человек - мир» способствовали появлению в образовании в качестве приоритетных новых задач, связанных с обеспечением условий для становления социально адаптированного и лич-ностно устойчивого субъекта жизнедеятельности. Решение этих задач требует прежде всего оптимизации системы «образовательная среда - ребенок», направленной на постоянное здоровьесберегающее развитие, оптимальную организацию учебной деятельности, под которой понимается не только приспособление к успешному функционированию в образовательной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию индивида.
В-четвертых, с позиции онтогенетического подхода к исследованию процесса социально-психологической адаптации особое значение приобретают периоды перехо-
да от одного возрастного этапа к другому, характеризующиеся резкой сменой социальной ситуации развития и качественными изменениями в структуре личности. В отечественной психологии признается особая роль в общем психическом развитии ребенка критических периодов, как периодов, знаменующих «диалектический скачок к новому качеству» (Л.С. Выготский), «качественный сдвиг в развитии» (А.Н. Леонтьев), «переломный этап онтогенетического развития» (Л.И. Божович). Установлена своеобразная цикличность в напряжении адаптационных механизмов, ответственных за психическое здоровье школьников и зависящих от особенностей протекания «критических периодов» индивидуального развития и динамики воздействия различных социально-педагогических факторов. Наиболее низкие показатели психического здоровья регистрируются в I, V и IX классах -периодах обучения, совпадающих с кризисами возрастного развития 7, 11-12 и 15 лет и обусловливающих повышенный уровень стрессированности учащихся (начало обучения, переход к предметному обучению, пубертатный период и выбор дальнейшего маршрута обучения).
В-пятых, сложность современной социальной ситуации развития общества в целом и ребенка школьного возраста в частности актуализирует проблему психолого-педаго-гического сопровождения адаптации школьников в критические периоды развития, обеспечивающего единство, непрерывность учебно-воспитательного процесса и преемственность развития личности на возрастных рубежах к младшему школьному, подростковому и юношескому возрасту.
В настоящее время проблема социально-психологической адаптации личности как междисциплинарная достаточно интенсивно исследуется на философском (В.Ю. Верещагин, М.В. Ромм, Ю.А. Урманцев и др.), медико-биологическом (Ю.А. Александровский, Ю.К. Субботин, В.И. Медведев, А.И. Воложин, В.А. Ананьев и др.), социально-психологическом (Л.А. Пергамен-щик, Т.И. Ронгинская, Е.К. Завьялова, Л.В. Корель, С.Т. Посохова и др.) и психолого-
педагогическом (Е.Р. Слободская, И.В. Дубровина, А.С. Границкая, А.М. Прихожан, А.Л. Венгер, Р.М. Битянова, Е.А. Ямбург и др.) уровнях.
В комплексе наук о человеке накоплены обширные экспериментальные данные, доказывающие роль и значение социальнопсихологической адаптации в обеспечении выживания, нормального функционирования и развития жизненного потенциала человека в изменившихся условиях среды (В.И. Медведев, Г.М. Зараковский, И.Б. Дерманова, И.А. Милославова, Л.А. Коро-стылева); в сохранении телесной, психической и личностной целостности и устойчивости человека (Е.П. Крупник, Р.А. Тагирова, Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова); в сохранении его физического и психического здоровья (В.А. Ананьев, С.В. Запуска-лов, И.В. Дубровина, Б.С. Положий, Е.К. Завьялова, Л.А. Пергаменщик, Н.Н.Васи-левский, С.И. Сороко); в самосохранении и развитии, в саморазвитии и самоактуализации личности в конкретных условиях (П.С. Кузнецов, В.А. Мурзенко, С.Т. Посохова, Л.А. Коростылева, Т.И. Ронгинская). Однако, несмотря на то, что многие теоретические положения и практические разработки объединяет отношение к социально-психологической адаптации как к своеобразному способу существования человека, к уникальной форме проявления его психики, в настоящее время не достигнуто единства точек зрения на определение сущности данного феномена, его роли и места в жизнедеятельности человека.
В возрастной и педагогической психологии социально-психологическая адаптация школьников исследуется в неразрывном единстве с процессами психического развития и личностного становления в различные возрастные периоды, с процессами обучения, воспитания и социализации в период школьного онтогенеза. С одной стороны, в трудах отечественных психологов (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, Д.И. Фельдштейн, И.В. Дубровина, М.И. Лисина и др.) описаны конструктивные варианты нормального психического развития ребен-
ка на разных возрастных этапах, обеспечивающие процесс его адаптации в социуме. С другой стороны, в научной литературе имеются данные, свидетельствующие о том, что адаптация, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем, обеспечивает возрастное развитие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев и др.).
В настоящее время наибольшее число исследований социально-психологической адаптации школьников относится к начальному периоду обучения (И.В. Дубровина, М.В. Максимова, Э.М. Александровская, М.Е. Зеленова, А.Л. Венгер, О.В. Панферова, И.Л. Пшенцова, С.В. Феоктистова, Д.В. Рязанова, Н.И. Гуткина и др.). В меньшей степени исследованы особенности социально-психологической адаптации младших подростков (Т.И. Юферова, М.Р. Битянова, Г.А. Цукерман, Е.В. Иванова, Н.И. Сперанская, Н.В. Помазков и др.) и старших школьников (А.Л. Венгер, Ю.М. Десятникова, Н.В. Морозова, О.А. Альшина и др.).
В последние десятилетия активно исследуется проблема школьной дезадаптации - различные отклонения в процессе социально-психологической адаптации школьников, проявляющиеся в виде затруднений в учебной деятельности, нарушений дисциплины, конфликтов с одноклассниками (Ю.З. Гильбух, Г.Н. Мысько, В.И. Войтко, В.В. Гроховский, И.А. Невский, Н.В. Вострокнутов, Н.М. Иовчук, В.Е. Каган и др.). Современный концептуальный уровень анализа проблемы школьной дезадаптации включает характеристику особенностей структуры дезадаптации, описание ее факторов, психологических механизмов, типичных проявлений в различные периоды школьного онтогенеза (Э.М. Александровская, Н.А. Коробейников, Т. Д. Молодцова, И.В. Дубровина, С.А. Бе-личева, Г.Ф. Кумарина, Н.Г. Лусканова, Е.В. Новикова, Б.Н. Алмазов и др.).
В связи с имеющимися в научной литературе данными о росте возникновения де-задаптивных отклонений в психическом развитии и личностном становлении в период возрастных кризисов [6; 17] особую
значимость проблема социально-психологической адаптации школьников приобретает в критические периоды развития. В то же время сохраняет свою актуальность положение о том, что «...переходы: от одного периода к другому ^изучены в психологии очень слабо (Д.Б. Эльконин). Современных работ, посвященных психологическому анализу кризисов возрастного развития и особенностей протекания в эти периоды социально-психологической адаптации, насчитывается единицы. В частности, исследовались: психология кризисов возрастного развития (К.Н. Поливанова), психологическая готовность к переходу на новый возрастной этап развития как новообразования критических периодов (Л.И. Берше-дова), темперамент как фактор приспособления личности в критические периоды развития (Е.Р. Слободская), структура дезадаптации в критические периоды развития (Е.В. Ануфриенко), влияние возрастных кризисов на социальное самочувствие молодежи (Е.В. Давыдова).
Исследование социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развития имеет огромное практическое значение в связи с ростом в образовательных учреждениях количества учащихся с различного рода затруднениями в учебной деятельности, взаимоотношениях с учителями, одноклассниками, поведении, а также дезадаптивными проявлениями и нуждающимися в психологопедагогической помощи и поддержке.
Своеобразие сегодняшнего этапа разработки проблемы социально-психологической адаптации школьников заключается в том, что имеет место экстенсивно-эмпирический путь развития данной проблемы, накопление фрагментарных эмпирических данных, их оформление в частных подходах. Анализ состояния данной проблемы показывает, что комплексного исследования структуры факторов процесса социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развития, его особенностей и закономерностей не проводилось, и позволяет выявить противоречия:
- между запросом современного общества в формировании социально адаптиро-
ванного и личностно устойчивого субъекта жизнедеятельности и ростом числа школьников с психогенными расстройствами, нервнопсихическими заболеваниями и дезадаптив-ными проявлениями;
- между потребностью современной образовательной практики в обеспечении преемственности разных ступеней образования и недостаточной теоретико-методологической разработанностью проблемы социально-психологической адаптации в переходные (критические) периоды развития школьника;
- между потребностью современного школьника с трудностями в адаптации в психолого-педагогической помощи и поддержке и недостаточно высоким уровнем профессионального взаимодействия педагога и психолога в решении его адаптационных проблем.
Для разрешения названных противоречий необходимо определить общую стратегию собственного исследования социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развития. В связи с этим в качестве исходного предмета исследования была избрана такая форма существования предмета, которая соответствовала его максимально сохранному, естественному виду и не накладывала априорных ограничений на поиск. Такой формой существования предмета, позволяющей сохранить и внешнюю, и внутреннюю валидность, является процесс социальнопсихологической адаптации школьников в естественных условиях их деятельности и поведения.
В нашем исследовании под социальнопсихологической адаптацией понимается процесс взаимодействия личности и социальной среды, в ходе которого объективные общественные формы и условия жизнедеятельности превращаются в адекватные (или неадекватные, если речь идет о дезадаптации) индивидуальные, качественно своеобразные способы ее организации. При этом процесс этот является активным, многосторонним и многофакторным, предполагающим приобретение перспективы в восприятии реального мира (включая и
«внутренний мир» индивида) не столько для того, чтобы приспособиться к нему (в узком смысле слова), сколько чтобы его преобразовать.
Детерминанты процесса социально-психологической адаптации представляют собой интегративное единство объективного и субъективного, отделить которые друг от друга невозможно и которые в специфичности сочетания определяют своеобразие протекания социально-психологической адаптации в конкретном случае.
Объективные общественные формы и условия жизнедеятельности, которыми характеризуется социальная среда, не включают в свою структуру субъекта деятельности, что приводит к смещению акцента в детерминантах социально-психологической адаптации на объективные факторы. В связи с этим для изучения динамических особенностей процесса социально-психологической адаптации, структуры его факторов и закономерностей категория «социальная среда» является информативно недостаточной, статичной и инерционной.
Единицей анализа взаимодействия личности и социальной среды в нашем исследовании выступает социальная ситуация развития. Этот термин Л.С. Выготского, обозначающий то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу, четко выражает принцип единства социального и индивидуального. Социальная ситуация развития как совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной, представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому
ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, на котором социальное становится индивидуальным [5, с. 258-259].
При исследовании социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развития мы исходили из того, что каждая стадия психического развития характеризуется «изменением места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений», определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным ведущим типом его деятельности» [7, т. 1, с. 284-285]. Ведущая деятельность определяет психологическую специфику каждого возрастного периода, в ней воплощается социальная ситуация развития: именно она реализует специфичную для данного возраста систему отношений ребенка с взрослым, определяет место, занимаемое им в обществе (А.Н. Леонтьев).
Ведущая деятельность, обусловливая формирование к концу стабильного возрастного периода новообразований, характеризующих в первую очередь перестройку сознательной личности ребенка, подготавливает момент качественных преобразований в психике ребенка. Новая структура сознания, приобретаемая в данном возрасте, неизбежно означает и новый характер восприятий внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого ребенка и внутренней активности его психических функций [5, с. 259].
Социальная ситуация как единство объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов, детерминирующих возрастное развитие ребенка, адресно-личностно презентирует ему совокупность объективных общественных форм и условий жизнедеятельности, соответствующих его возрасту. К объективным факторам относится весь спектр факторов, обусловливающих процесс социально-психологической адаптации извне, со стороны социальной среды, к субъективным - факторы, обуслов-
ливающие организацию процесса адаптации со стороны эндопсихической деятельности самого человека.
Данные концептуальные положения позволили определить общую стратегию исследования социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развития, которая включала в себя поисковоаналитическую и собственно экспериментальную составляющую.
На первом этапе исследования реализовывалась поисково-аналитическая составляющая стратегии, направленная на анализ феномена социально-психологической адаптации личности, объективных и субъективных факторов, детерминирующих данный процесс, типичных проблем социальнопсихологической адаптации школьников в критические периоды развития. Целью этого этапа исследования было определение объективных и субъективных факторов, детерминирующих процесс социально-психологической адаптации в критические периоды возрастного развития.
На втором этапе исследования реализовывалась экспериментальная составляющая стратегии, направленная на изучение с помощью комплекса валидных методик:
- уровня (степени приспособленности) и особенностей социально-психологической адаптации в критические периоды развития;
- структуры факторов процесса социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развития, представляющей собой интегративное единство объективных и субъективных факторов, специфичность сочетания которых определяет особенности и закономерности протекания социально-психологической адаптации на каждом возрастном этапе развития;
- индивидуально-типологических особенностей школьников с различным уровнем адаптации, с различным характером протекания затрудненной адаптации;
- причин, затрудняющих процесс социально-психологической адаптации в критические периоды развития.
На третьем этапе на базе эмпирического исследования разрабатывалась теоретическая модель психолого-педагогического со-
провождения социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развития как комплексной системы методов и средств взаимодействия субъектов
образовательного процесса, направленных на предупреждение и профилактику факторов риска данного процесса и обеспечивающих его эффективность.
Список использованной литературы:
1. Ануфриенко Е.В. Структура состояния дезадаптации в критические периоды развития личности: Дис. ... канд. пси-хол. наук. - Комсомольск-на-Амуре, 2002. - 224 с.
2. Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 1999. - 50 с.
3. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, поддержка. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. - 112 с.
4. Винокуров Л.Н. Школьная дезадаптация и ее предупреждение у учащихся. - Кострома, 2000. - 132 с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
6. Диагностика школьной дезадаптации. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1992. - 204 с.
7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - В 2-х т. - М., 1983.
8. Молодцова Т.Д. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации подростков. Учебное пособие. - М.: Изд-во МНА, 1999. - 236 с.
9. Морозова Н.В. Психологические особенности школьной дезадаптации учащихся старшеклассников: Дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1996.
10. Новикова Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков // Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников. - М.: АПН СССР, 1985. - C. 42-55.
11. Пергаменщик Л.А. Социально-психологическая адаптация человека к кризисным событиям жизненного пути: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Минск, 1999. - 40 с.
12. Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков/ Под ред. Кривцовой С.В. - М., 1997.
13. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития (в логике культурно-исторической теории Л.С. Выготского): Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. - М., 1999.
14. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: монография. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 240 с.
15. Прихожан А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): Автореф. дис. ... доктора психол. наук. - М., 1995. - 47 с.
16. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы // Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1994. - 88 с.
17. Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции - М., 1995. - 112 с.