УДК 616-053.31
АДАПТАЦИЯ СЕМЬИ К ПОЯВЛЕНИЮ В ДОМЕ НОВОРОЖДЕННОГО С.В. Трифаненкова
Смоленский областной центр диагностики и консультирования
Адаптация к появлению в доме новорожденного затрагивает не только взрослых, но и детей, которые уже есть в семье. Дети, в каком - бы возрасте они не находились, не умеют скрывать свои чувства и часто даже плачут, когда оказываются обделенными родительским вниманием, которое полностью отдается маленькому брату или сестре. В итоге появившиеся негативные чувства могут быть перенесены на малыша, а обида на родителей может остаться на всю жизнь. Как избежать этого? Необходимо подготовить ребенка к появлению нового члена семьи, а также помочь ему адаптироваться в роли старшего.
Объясните ребенку, что в доме скоро появится малыш. Расскажите, как происходит развитие ребенка до его рождения. Вместе посмотрите младенческие фотографии старшего ребенка и объясните, что для новорожденного вы будете делать все то же, что когда - то делали для старшего ребенка.
Подготовьте ребенка к отсутствию дома мамы. Дети - дошкольники очень тяжело переживают разлуку с ней. Представьте разлуку с мамой не как потерю, а как что - то особенное, необычное. « ВЫ с папой и бабушкой будете без меня готовить комнату для малыша».
Поддерживайте с ребенком связь. Находясь в больнице, чаще звоните ему, рассказывайте ему о малыше. Пусть старший ребенок навестит вас в больнице и познакомится с ним.
Говорите ребенку, что вы его по - прежнему любите. Сохраните ритуалы любви (поцелуи, поглаживания). Постарайтесь уделять больше времени своему старшему ребенку, не давайте ему возможность почувствовать себя одиноким в собственном доме.
Пусть старший ребенок заботится о малыше. Давайте ему поручения, играйте в «маленького помощника». Дайте ребенку понять, что присутствие маленького влечет за собой много интересного и увлекательного.
Не забывайте дарить старшему ребенку подарки, делать ему сюрпризы, приносить сладости, это поможет ему понять, что он по - прежнему много значит для родителей.
Появление в семье второго ребенка оказывает значительное влияние на психологическое развитие старшего. Ведь до этого момента он был единственным и самым любимыми, а теперь появился конкурент.
Исследования показывают, что отношение родителей к старшему и младшему ребенку в семье может отличаться, а модели поведения взрослых людей во многом определяются тем, были ли они старшими, младшими или единственными детьми в семье.
Первый ребенок, как правило, испытывает огромную любовь и восхищение близких, получает максимум внимания и заботы. Родители еще не имеют опыта ухода за детьми, и воспитание первенца проходит под знаком тревоги и неуверенности. Будучи центром внимания в семье, первые дети, которые остаются единственными, часто имеют очень сильную привязанность к родителям на протяжении всей жизни.
Обычно первый ребенок хочет и ждет появления младшего, который воспринимается им как партнер для игр, а также объект для проявления собственного авторитета. Каково же бывает его разочарование, когда он обнаруживает, что долгожданный братик или сестричка настолько мал, что не умеет даже ходить и
говорить, играть с ним совсем не интересно. Да еще родители отдают все свое внимание этому беспомощному существу.
Таким образом , появление в семье малыша чаще всего связано для старшего с разочарованием и негативными эмоциями.
Однако, как отмечает Г. Хоментаускас, появление этих чувств имеет и положительное значение, поскольку именно они заставляют старшего искать новые формы поведения в семье. Становясь старшим, ребенок стремится стать более ответственным, трудолюбивым, добросовестным, пытается достичь большего, взять на себя часть родительских функций. Помогая взрослым заботиться о малыше.
Появление второго ребенка обычно вызывает меньше тревоги в семье (родители стали более опытные), и ребенок растет в спокойной атмосфере. Мать по отношению к нему, как правило, ласковее. Атмосфера стабильности и уверенности делает второго ребенка более уравновешенным. При этом, как показывают исследования, родители с ним меньше занимаются. Этот пробел частично восполняется первым ребенком. Младший ребенок обычно бывает более беззаботным, оптимистичным, он с готовностью принимает чужое покровительство. Сложный момент его психологического развития состоит в том, что чувствуя демонстрируемое превосходство старшего, он может либо начать подражать его поведению, либо «зафиксировать» в своем сознании чувство собственной неполноценности.
Рассматривая отношения старших и младших детей в семье, Г. Хоментаускас вводит понятие «экология семьи». Для благополучного существования и позитивного психологического климата в семье должны быть согласованы потребности и способы реализации их всеми членами семьи. Г. Хоментаускас рассматривает несколько вариантов развития «экологического» взаимодействия детей в семье.
Между старшим и младшим ребенком устанавливаются символические границы. Они растут вместе, на одной «почве», и каждый из них получает свою долю родительского признания и любви. Это самый оптимальный вариант развития отношений между детьми в семье.
Младший ребенок растет «в тени» старшего, но ищет свои пути выхода из нее. Для этого он часто может использовать неадекватные средства. Желая привлечь к себе внимание, он хулиганит, становится агрессивным, как бы ломает установленные в семье «границы».
Младший ребенок полностью находится в»тени» старшего, который является для него непререкаемым авторитетом. «Свет родительского солнца» полностью заслонен для него. Все внимание в семье направлено на старшего. Для психического развития младшего это грозит психологической незащищенностью, потерей самоуважения, формированием чувства собственной неполноценности.
Конкурентные отношения между детьми. Младший начинает «подъедать» старшего, стараясь «погубить» его. Это выражается в появлении чувства зависти, ябедничестве, открытой вражде. Младший ребенок повышает собственную значимость, дискредитируя старшего в глазах родителей. Открытая вражда может сохраниться между ними на всю жизнь.
Младший отказывается от «борьбы» за себя, за свою самоценность, теряет надежду почувствовать себя значимым и признанным окружающими. Внутренняя позиция таких детей может быть определена фразой: «Оставьте меня в покое!». Младший ребенок становится закрытым и необщительным, его интересы очень ограничены.
Заключение
Таким образом, варианты развития «экологического» взаимодействия детей в семье могут быть достаточно тяжелыми для обоих детей. Они имеют свои истоки в психологической неподготовленности старшего ребенка к появлению в семье
младшего. Формирование позитивного взаимодействия между детьми легче проходит в тех семьях, где растут разнополые дети, при отсутствии открытого восхищения одним из полов, а также тогда, когда разница в возрасте детей достаточно велика и развитие младшего ребенка становится более похожим на развитие единственного.
Литература
1. Добряков И.В., И.П. Лазарева Здоровые роды - счастливый малыш- СПб: ИК «Комплект»,1998.
2. Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М.,2002
3. Филиппова Ю.В. Общение. Дети от рождения до 5 лет. - Ярославль: Академия развития, 2001.