Научная статья на тему 'Исследование образа матери у дошкольников посредством методики «Рисунок семьи»'

Исследование образа матери у дошкольников посредством методики «Рисунок семьи» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2564
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ МАТЕРИ / МАТЬ / РИСУНОК СЕМЬИ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РИСУНКА / АНАЛИЗ ИЗОБРАЖЕНИЯ МАТЕРИ / ANALYSIS OF MOTHER’S IMAGE / IMAGE OF MOTHER / MOTHER / FAMILY PICTURE / PICTURE INTERPRETATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пономарева Елена Витальевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования образа матери у старших дошкольников через анализ изображения ребенком собственной матери.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of mother’s image among pre-school children by means of «Family picture» method

The article presents the results of the experimental study of the image of motherhood among senior preschool children through image analysis of the child’s own mother.

Текст научной работы на тему «Исследование образа матери у дошкольников посредством методики «Рисунок семьи»»

УДК 159.922

Е. В. Пономарева

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА МАТЕРИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДИКИ «РИСУНОК СЕМЬИ»

В статье представлены результаты эмпирического исследования образа матери у старших дошкольников через анализ изображения ребенком собственной матери.

The article presents the results of the experimental study of the image of motherhood among senior preschool children through image analysis of the child’s own mother.

Ключевые слова: образ матери, мать, рисунок семьи, интерпретация рисунка, анализ изображения матери.

Keywords: image of mother, mother, family picture, picture interpretation, analysis of mother’s image.

Проблема материнства является актуальной для современного общества. Материнство, будучи одновременно биологическим, культурным и психологическим феноменом, воплощается в рождении и воспитании детей, наполняет жизнь женщины особым смыслом, позволяя ей реализовывать в отношениях с детьми как ценности созидания, творчества, так и ценности переживания. Материнское отношение оказывает огромное влияние на ход раннего развития ребенка: его физическое и психическое здоровье, формирование черт личности, становление конкретных навыков и т. д. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что нарушения в материнском отношении являются причиной возникновения многих отклонений в психологическом и психическом здоровье детей [1]. Полноценное общение с матерью в раннем детстве способствует формированию у ребенка образа «хорошей матери» [2], который впоследствии углубляется и уточняется.

При создании обобщенного образа матери ребенок опирается, прежде всего, на образ собственной матери, дополняя его информацией о лучших качествах матери из произведений литературы, видеопродукции, из собственных наблюдений за другими матерями, «оттачивая» этот образ в сюжетно-ролевых играх. Среди перечисленных средств влияния общества на личность ребенка едва ли не самым мощным являются средства массовой информации. К сожалению, современные СМИ, массовая культура зачастую искажают образ матери, «настраивая» индивида

© Пономарева Е. В., 2013

на деформированный комплекс чувств и обязанностей, связанный с рождением и воспитанием детей [3]. Вот небольшой список художественных фильмов, в которых образ матери представлен негативно: «Мамочка — маньячка-убийца» (США), «Без единого вскрика» (Франция), «Мертвые дочери» (Россия), «Жена, мать, убийца» (США), «Счастливы вместе» (Россия), «Семейка придурков» (Канада — США), «Семейка Адамс» (США), «Новый парень моей мамы» (Германия — США), «Моя мать, я и моя мать» (Франция), «Моя мать» (Франция), «Тайны и ложь» (США), «Реквием по мечте» (США). Список можно продолжать долго и дополнить мультфильмами, в которых образ матери также деформирован. Девиантное материнство не дает ребенку фундамента для построения образа «хорошей матери» или дает образ в деформированном виде.

К наиболее часто проявляющимся девиациям материнского поведения относят проблемы, связанные с отказом матерей от своих детей, открытое пренебрежение и насилие по отношению к детям, нежелательную и ювенильную беременность. Все эти формы девиантного материнства негативно отражаются на эмоциональном благополучии и психическом развитии ребенка [4].

Процесс формирования образа матери в онтогенезе связан с прохождением ряда этапов. Г. Г. Филиппова выделяет шесть этапов формирования материнства, отмечая, что первый этап начинается с самого рождения и продолжается до времени появления сюжетно-ролевой игры. Период с 4 до 7 лет Г. Г. Филиппова назвала игровым этапом становления материнской сферы [5]. Мы предположили, что именно дошкольный возраст является оптимальным для начала целенаправленного формирования материнства, так как на этапе взаимодействия с матерью в раннем детстве вход в диаду «мать-ребенок» очень ограничен.

Первой ступенью формирования образа материнства является формирование у ребенка образа реальной женщины — собственной матери. Сформированный в детстве образ матери впоследствии детерминирует возможность запуска механизмов реализации образа материнства в действиях по отношению к собственному ребенку. При целенаправленном формировании образа «хорошей матери», образа «идеального материнства» следует учитывать возрастные особенности старших дошкольников и их жизненный опыт. В формировании образа матери важны как когнитивный, так и эмоциональный аспекты. Целью эмпирического исследования явилось изучение образа матери у детей старшего дошкольного возраста через анализ изображения собственной матери на рисунке «Рисунок семьи»; а также выявление различий в восприятии образа матери у мальчиков и девочек.

Эмпирическое исследование проводилось с сентября 2011 по январь 2012 г. на базе шести МДОУ г. Кирова. В исследовании приняли участие 158 человек (91 девочка и 67 мальчиков). Средний возраст респондентов составил 6,6 лет.

В качестве инструмента исследования была выбрана методика «Рисунок семьи». Среди авторов, впервые применивших рисунок семьи в психодиагностических и исследовательских целях, были К. Аппель, В. Вульф, В. Хьюлс и др. [6]

В модификации Л. Кормана ребенку предлагается нарисовать не «семью» или «свою семью», как у В. Вульфа и В. Хьюлса, а «семью, как ты ее себе представляешь». Особое внимание Л. Кор-ман уделяет количеству изображенных членов семьи, полагая, что чем отчетливее несовпадение в количестве изображенных членов семьи, тем больше отражается неудовлетворенность ребенка существующей семейной ситуацией [7].

В настоящее время среди исследователей и практических психологов пользуется популярностью методика Р. Бернса и С. Кауфмана «Кинетический рисунок семьи» (КРС). Авторы, для того чтобы избавиться от статичности рисунка (все члены семьи расположены в ряд и повернуты лицом к наблюдателю), внесли изменения в инструкцию, включив действие как дополнительный кинетический фактор: «Нарисуй рисунок, в котором каждый член семьи и ты что-нибудь делают». Авторы также предложили свою схему интерпретации изображения детьми семьи, выделив четыре уровня анализа: характеристики индивидуальных фигур КРС, действия членов семьи, стиль, символы [8].

В отечественной психологии методику «Рисунок семьи» в своих работах использовали А. Л. Венгер, А. И. Захаров, В. К. Лосева, В. С. Мухина, Е. Т. Соколова, А. С. Спиваковская, С. С. Степанов, Г. Т. Хоментаускас и др.

В. С. Мухина и А. Л. Венгер указывают на связь между особенностями рисунка семьи и внутрисемейными межличностными отношениями [9]. Опыт применения «Рисунка семьи» как методики исследования межличностных отношений представлен и в работах А. И. Захарова, который, в частности, утверждает, что рисуночный тест «Семья» позволяет на основе анализа характера размещений на рисунке членов семьи выявить наиболее эмоционально близкое ребенку лицо [10]. С. С. Степанов также считает, что расположение членов семьи на рисунке указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье. Изображение членов семьи с соединенными руками, объединен-ность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия ребенка, его включенности в семью. Рисунки с противоположными характеристиками могут указы-

вать на низкий уровень эмоциональных связей в семье [11].

По мнению Г. Т. Хоментаускаса, методика «Рисунок семьи» позволяет «посмотреть на мир глазами ребенка», дает возможность получить представления не только о субъективной оценке ребенком членов своей семьи, но и его понятии о своем положении в ней, отношениях с другими членами семьи. Г. Т. Хоментаускас подчеркивает информативность рисунка семьи для исследования эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. Особенности графических презентаций членов семьи выражают чувства ребенка к ним, то, как ребенок их воспринимает, какие характеристики членов семьи для него наиболее значимы, какие вызывают тревогу [12]. Г. Т. Хоментаускас выделяет способы, при помощи которых дети выражают свое отношение к нарисованным людям. Эмоциональное отношение ребенка имеет четкую графическую презентацию посредством семантически насыщенных средств выразительного языка рисунка. Атрибуция «силы» передается главным образом посредством изменения соотношения высоты, ширины и площади фигуры. Графическая презентация «люби-мого-нелюбимого» человека отражена в соотношении количества деталей тела, цветов, декорирования [13].

Несмотря на различия схем анализа детских рисунков семьи у разных авторов, можно выделить три основных аспекта их интерпретации:

— структура рисунка семьи;

— особенности нарисованных членов семьи;

— процесс рисования.

В качестве методики исследования образа матери нами был избран тест А. Л. Венгера «Рисунок семьи» [14]. Анализируя рисунки детей, мы, вслед за А. Л. Венгером, выделяли три показателя:

1) состав изображенной семьи в соотношении с составом реальной семьи обследуемого;

2) взаимное расположение членов семьи и расположение всего рисунка в целом на листе;

3) особенности изображения отдельных членов семьи [15].

В качестве критериев анализа изображения ребенком матери нами были выбраны: порядок изображения матери на листе, место расположения изображения матери на листе, проявляемая в изображении контактность матери, величина фигуры матери на листе, метафоричность образа матери в рисунке ребенка. Результаты изучения образа матери у старших дошкольников посредством методики «Рисунок семьи» представлены в таблице.

Порядок изображения матери на листе. Результаты исследования, представленные в таблице, показывают, что 37,4% девочек и 26,9%

мальчиков изобразили мать первой, что свидетельствует о её высокой значимости для этих детей. Как правило, первым изображается член семьи, наиболее значимый для ребенка и не обязательно главенствующий в семье. На втором по значимости месте мать находится для 41,8% девочек и 38,8% мальчиков. Таким образом, для большинства детей (79,2% девочек и 65,7% мальчиков) мать является значимой в их жизни фигурой.

Анализ места расположения фигуры матери на листе позволил определить, какова, в восприятии детей, позиция матери в семье. В центре листа изобразили мать 11,9% мальчиков и 15,4 % девочек. Дети, изобразившие мать в центре листа, видят ее как оптимистичного, веселого, радостного человека. Дети при общении с такими матерями ощущают себя защищенными и не тревожатся при ожидании будущих событий. Следует отметить, что среди рисунков встречались и такие, где в центре листа была изображена фигура матери среднего размера. Авторы таких

изображений отмечали, что они комфортно ощущают себя в настоящем («мама со мной всегда играет», «мама всегда смеется со мной», «мама шутит со всеми, и все смеются» и т. д.). Подобные взаимоотношения не подавляют детской самостоятельности и инициативы.

Среди рисунков был и такой, где мать изображена в центре, но маленького размера. Из беседы с ребенком (Андрей К.) было выяснено, что в семье нет папы, а «мама все время плачет», что позволяет говорить о подавленном, возможно, даже депрессивном состоянии матери, которое чувствует ребенок.

Расположение фигуры матери в левой части листа было представлено в рисунках 46,3% мальчиков и 66% девочек. Однако следует отметить, что среди этих рисунков левая сторона листа использовалась вариативно. Изображение ребенком матери у левого верхнего края листа свидетельствует о стремлении ребенка «поместить» мать в безопасное место, «защитить» её. Такое расположение фигуры матери характерно, в ча-

Результаты исследования образа матери посредством методики «Рисунок семьи»

Параметры рисунка Девочки (п = 91) Мальчики (п = 67) Достоверность различий, z-критерий

Кол-во % Кол-во %

Порядок изображения матери на листе Изображена первой 34 37,4 18 26,9 0,10

Изображена второй 38 41,8 26 38,8 0,80

Изображена третьей 10 11 13 19,4 0,20

Изображена четвертой 6 6,6 7 10,4 0,50

Изображена пятой 1 1,1 - - 0,80

Место расположения изображения матери на листе Слева 60 66 31 46,2 0,01**

В центре 14 15,4 8 11,9 0,60

Справа 15 16,5 25 37,4 0,05*

Проявляемая в изображении контактность матери Контактность 15 16,6 10 15,0 0,90

Неконтактность 74 81,3 54 80,5 0,90

Величина фигуры матери на листе Большая фигура 68 74,8 44 65,7 0,20

Средняя фигура 17 18,7 19 28,3 0,10

Маленькая по размеру фигура 4 4,4 1 1,5 0,50

Расположение фигур матери и ребенка относительно друг друга Рядом 45 49,5 29 43,3 0,50

Через одного человека 37 40,7 21 31,2 0,30

Через два человека 7 7,7 11 16,4 0,10

Через три человека - 2 зд 0,30

Через четыре человека — 1 1,5 0,70

Метафоричность образа матери в рисунке ребенка Реальный образ 84 92,4 62 92,5 0,70

Образ-метафора 5 5,5 2 3,0 0,80

Примечание 1. За 100% детей взята выборка из 158 детей. Из них две девочки (2,1%) и три мальчика (4,5%) не изобразили мать на рисунке семьи. В таблице эти дети не указаны, поэтому сумма процентов по каждому из анализируемых параметров рисунка будет равна 97,7% и 95,5% у девочек и мальчиков соответственно.

Примечание 2. Дтоверность различий по z-критерию, * — уровень значимости, р < 0,05; ** - уровень значимости р < 0,01.

стности, для детей, матери которых не замужем. Авторы таких рисунков в беседе с ними выразили желание иметь полную семью и говорили, что «поедут с мамой и папой на море», «мама и папа будут со мной гулять, играть» и т. п. Такие мечты примиряют ребенка со сложной действительностью.

Маленькое по размеру изображение матери у верхнего левого края рисунка отражает стремление ребенка защитить, «спрятать» мать от неустраивающей действительности. Дети, расположившие таким образом фигуру матери, говорили, в частности, о том, что они скоро уедут с мамой в другой город, где пойдут в новый детский сад и у них там будет много новых друзей. В разговоре с мамами таких детей выяснилось, что дети фантазировали, на самом деле изменений в семье не предполагается.

Расположение фигуры матери среднего размера у нижнего левого края листа отражает восприятие ребенком её состояния как эмоционально подавленного. Как выяснилось из беседы с матерями и педагогами, это состояние связано с материальными и жилищными проблемами семьи. Матери таких детей (11 человек) пытаются «выбраться» из неблагоприятных обстоятельств. Пять матерей заявили о том, что они видит перед собой реальную перспективу выхода из сложившейся ситуации, но некоторые обстоятельства оказывают влияние на недостаток смелости для решающего шага.

В правой стороне листа изобразили фигуру матери 37,3% мальчиков и 16,5% девочек. Расположение изображения у верхнего правого края рисунка свидетельствует о тенденции к активному планированию будущего, реализуемого в мечтах и помыслах. Фигура человека у верхнего правого края отражает мысленную ориентацию автора рисунка в будущее. Было установлено, что такие изображения в большинстве случаев отражают активную жизненную позицию матери. Со слов детей такие мамы «поддерживают» их, в семье предполагаются изменения (рождение братика или сестрички, новая квартира, бабушка приедет и т. д.).

Изображение матери маленького размера, расположенное по центру у верхнего края листа, отражает ярко выраженное стремление матери к сохранению устойчивой жизненной позиции, что в крайнем выражении может проявляться в избегании любых обстоятельств, предполагающих изменения.

Фигура матери большого размера, расположенная ближе к правому верхнему краю листа, говорит о восприятии детьми активной устремленности в будущее, которое имеет позитивный характер (это, в частности, рисунки тех детей, чьи матери учатся, получая высшее и среднее специальное образование).

Анализ места расположения фигуры матери на рисунке позволил выявить статистически значимые различия между мальчиками и девочками. Мальчики чаще изображают фигуру матери справа, что является свидетельством акцентирования в восприятии мальчиков активной позиции матери. Девочки чаще изображают мать в левой стороне рисунка с вариативностью расположения по вертикали, что, возможно, отражает их восприятие большей неоднозначности, неустойчивости позиции матери в семье.

Контактность матери. По мнению Г. Т. Хо-ментаускаса и других авторов, в случае, когда в рисунке между фигурами имеется значительная линейная дистанция (линейная дистанция — расстояние между людьми, которое можно измерить), речь идет также и о психологической дистанции между изображенными людьми. Значительная дистанция на плоскости может отражать также конфликтные отношения.

Важным показателем нормального внутрисемейного общения являются прорисованные кисти рук у членов семьи. Тесное общение в семье отражается в пространственной близости персонажей и в контакте рук [16].

Опираясь на данные показатели, мы выявили, что в рисунках 80,5% мальчиков и 81,3% девочек отражена «неконтактность» матери. В рисунках это проявляется в раздробленности пространства (большим промежутком между матерью и ребенком, матерью и другими членами семьи), нарушении целостности изображения матери (спрятанные руки, отсутствие пальцев и др.), в позе самого ребенка, которая статична и напряжена (руки плотно прижаты к телу, ноги сдвинуты, фигуры вытянутые, угловатые). Мать и ребенок не вместе, а «каждый сам по себе» (близкое общение с матерью выявили 49,4% девочек и 43,3% мальчиков (фигуры матери и ребенка расположены рядом).

Анализ данных позволяет предположить, что многие дети ощущают недостаточность контактов с матерью. В беседах с детьми выявилось стремление к общению с матерью, но эта направленность находит отклик не у всех матерей. Из беседы с детьми было выявлено, что их просьбы поиграть, обращенные к маме, обычно вызывают реакцию отказа, раздражения, протеста. Среди частых причин такого положения дел можно назвать чрезвычайную занятость матери на работе («мама приходит с работы поздно»). «Неконтактность» разведенных или незамужних матерей часто объясняется их усталостью от постоянного общения с ребенком; необходимостью решения семейных проблем одной, без помощи близкого человека.

Анализ величины фигуры м-атери на рисунке позволяет рассмотреть «мнение» детей о поло-

жении матери в семье. Высота нарисованной фигуры непосредственно связана с восприятием влияния родителя: чем больше влияние, превосходство, сила, доминирование, тем выше его фигура, и наоборот. Было выявлено, что у 65,7% мальчиков и 74,7% девочек фигура матери является самой большой по величине, что свидетельствует о доминирующей роли матери в семье.

В девятнадцати рисунках детей изображение матери было меньшим по размеру по сравнению с изображением ребенком себя. Было выявлено, что это рисунки тех детей, которые нуждались в признании своей значимости. На трех рисунках изображение ребенком самого себя по сравнению с матерью нереалистично мало, что может свидетельствовать о нарушенных отношениях между матерью и ребенком, чувстве неуверенности у ребенка и потребности в заботе.

В беседах с детьми, которые были проведены после рисования, мы выявили, что матери, которых дети изобразили очень большими по величине, стремятся лидировать не только в семье, но и ориентированы на профессиональный рост и карьеру («Мама в выходные работает», «Мама хочет быть директором», «Мама долго на работе бывает», «Мама командует на работе» и т. д.). Дети часто либо не получают эмоциональную поддержку от таких матерей, либо ощущают её слабо. О. М. Здравомыслова и М. Ю. Арутюнян в своих работах отмечают ориентацию современных матерей на карьерный рост, указывают на их большую занятость на работе и недостаток внимания к свои детям [19]. Дефицит внимания матери приводит к отчуждению в отношении с ней, может способствовать развитию у ребенка внутреннего конфликта.

В рисунках 28,3% мальчиков и 18,7% девочек высота нарисованной фигуры матери имеет средние размеры. Как выяснилось из бесед с детьми и педагогами, данные матери ориентированы во взаимодействии с детьми на отношения доверия, понимания, поддержки и уважения.

Фигура матери очень маленького размера встретилась у одного мальчика и четырех девочек. Маленькая по размеру фигура матери говорит о её незначительном влиянии, большей уязвимости по сравнению с остальными членами семьи, что подтвердилось в беседах.

Расположение фигур матери и ребенка относительно друг друга. Как уже было отмечено, отсутствие большого расстояния между изображениями матери и ребенка (стоят близко друг к другу) может быть интерпретировано как доброжелательное восприятие ребенком матери (у 43,3% девочек и 49,4% мальчиков). Следует отметить, что только четыре мальчика (5,9%) и три девочки (3,3%) изобразили себя и мать держащимися за руки, что может свидетельствовать о

тесном психологическом контакте этих детей с матерями. В рисунках подавляющего большинства детей (146 человек) матери изображены на расстоянии от ребенка и не держат его за руку. Это может свидетельствовать о низком уровне эмоциональной связи между матерью и ребенком.

В нашем исследовании девочки изобразили себя ближе к матери, чем мальчики. 7,7% девочек и 16,3% мальчиков нарисовали себя через два объекта (человек, стол, машина, дом) от матери; 4,6% мальчиков поместили между матерью и собой 3—4 объекта. Выяснилось, что у некоторых из этих детей отношения с матерью действительно характеризуются конфликтностью. Встречающиеся в рисунках близкое расположение к родителям братьев и сестер и отдаление себя подчеркивает конфликтный (часто связанный с ревностью) характер отношений ребенка с сиблин-гами.

Метафоричность образа матери в рисунках. Одним из параметров анализа изображения матери в рисунках стала его метафоричность. Визуальная художественная метафора несет в себе скрытый смысл и является достаточно сложной для интерпретации. Подавляющее большинство детей реалистично изображают мать. В работах детей использование метафоричного изображения матери встретилось у двух девочек и пяти мальчиков. Девочки изобразили мать в образе королевы и принцессы, один мальчик нарисовал мать и всех членов семьи в образе джедаев (воинствующих космических воинов). Рисование девочками матери в виде принцессы (королевы) трактуется исследователями, в частности, как процесс компенсации. Изображение желаемого образа (мама-красавица, мама-волшебница, мама — идеал) может быть рассмотрено как реакция на обыденную окружающую реальность и стремление её приукрасить.

Сюжеты рисунков детей заслуживают особого внимания. Большинство детей изобразили свою семью на прогулке (катаются с горки, гуляют в парке, идут из магазина и т. п.). Несколько детей нарисовали семью в домашней обстановке: во время отдыха, укладывания детей в постель и др. Два человека изобразили семью обедающей за общим столом. Еще два ребенка «вручили» мамам шарики. Несколько человек изобразили мать с коляской и маму, заботящуюся об их младших братьях и сестрах. Ни один ребенок не изобразил мать как хозяйку дома.

Две девочки и три мальчика, как это уже было отмечено, не изобразили мать на своем рисунке, объяснив её отсутствие уходом в магазин, на работу и др. В ходе беседы с детьми и воспитателями удалось выяснить, что матери этих детей имеют выраженное девиантное поведение — зло-

употребляют алкогольными напитками. Две матери не проживают в семье, детей воспитывают бабушки. Отсутствие изображения матери на рисунке может говорить о крайнем эмоциональном неблагополучии ребенка, его недовольстве сложившейся в семье ситуацией, травматических переживаниях, чувстве отверженности. Отношение таких детей к матери можно характеризовать как двойственное, конфликтное. В беседе эти дети говорили о том, что «любят маму», «ждут ее возвращения после работы». Чувство любви к матери у этих детей сопряжено с болью и горечью от реальных отношений с нею. У детей нет ощущения семьи как устойчивой общности, высока вероятность того, что негативные семейные отношения будут воспроизведены ими в будущем.

Гендерные различия в восприятии матери, получившие отражение в рисунках детей, относятся только к активности матери: девочки воспринимают и изображают мать как более спокойную и даже пассивную, для мальчиков характеристика активности матери оказалась более важной.

В результате проведенного исследования можно сделать ряд общих выводов. Складывающийся у современных дошкольников образ матери характеризуется противоречивостью. С одной стороны, мать является важной фигурой в жизни ребенка, ребенок любит её, остро чувствует её состояние. С другой стороны, полученные результаты свидетельствуют о переживании дефицита общения детей со своими матерями. В большинстве случаев ситуация дефицита общения детерминирована социальными причинами, занятостью матери на работе, необходимостью получения образования, сложностями личного характера, экономическим и бытовым неблагополучием. Внутреннее напряжение ребенка, обусловленное переживанием психологической дистанции с матерью, можно рассматривать как фактор, разрушающий образ «хорошей матери». Неблагополучие в диаде «мать — ребенок» в дальнейшем может вылиться в скрытый или явный конфликт, родительское отчуждение у выросших детей по отношению к следующему поколению.

Примечания

1. Трушкина С. В. Представления о нормах материнства у женщин с нормальным и девиантным родительским поведением // Здоровье семьи - 21 век. 2011. № 3 (3-й квартал).

2. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери. М.: Класс, 1998. С. 12.

3. Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 5-16.

4. Пенцова Е. А. Девиации материнской сферы // Ученые записки Санкт-Петербургского института психологии и социальной работы. 2008. № 1. С. 71-74.

5. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.

6. Дилео Дж. Детский рисунок / пер. с англ. Е. Фатюшиной. 3-е изд. М.: Апрель Пресс, Психотерапия, 2009; Ширн Ч, Рассел К. «Рисунок семьи» как метод изучения детско-родительских взаимоотношений // Проективная психология. М., 2000.

7. Бернс Р. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М.: Смысл, 2006.

8. Там же.

9. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка. М.: Педагогика, 1991; Венгер А. А. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2005.

10. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

11. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: «Памятники исторической мысли», 1995. С. 71.

12. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Просвещение, 1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Там же.

14. Венгер А. А. Указ. соч.

15. Там же. С. 116.

16. Хоментаускас Г. Т. Указ. соч.

17. Здравомыслова О. М., Арутюнян М. Ю. Российская семья на европейском фоне / Институт социально-экономических проблем РАН. иИЬ: Ьпр:// www.a-z.ru/women/texts/г^-е.Ьіт#: (дата обращения: 01.10.2012)

УДК 316.47

Е. Ю. Клепцова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГУМАННЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ И ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В статье рассматриваются проблемы психологической поддержки профессиональной деформации и деструктивного поведения педагогических и управленческих кадров образовательных учреждений в русле формирования психологических характеристик гуманных межличностных отношений. Профессиональные деформации и деструкции педагогических и управленческих кадров образовательных учреждений являются препятствием в выражении гуманных межличностных отношений педагогов и управленцев к субъектам образовательной деятельности.

The problems of psychological support of professional deformation and destruction behavior of pedagogical and administrative staff of educational

© Клепцова E. Ю., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.