Научная статья на тему 'Адаптация сельских школьников к образовательной студенческой среде города средствами физкультурно-спортивной среды'

Адаптация сельских школьников к образовательной студенческой среде города средствами физкультурно-спортивной среды Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
159
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ / ГОРОД / МАЛЫЙ НАСЕЛЁННЫЙ ПУНКТ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ СРЕДА / RURAL AREA'S SCHOOLCHILDREN / ADAPTATION / STUDENTS / CITY / TOWN / PHYSICAL-SPORT ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Щетинина Светлана Юрьевна

Рассматривается проблема адаптации сельских школьников, приехавших учиться из малых населённых пунктов, к условиям городской студенческой среды. Выявлены факторы, влияющие на период адаптации студентов и условия их комфортного проживания, а также необходимость создания обогащённой физкультурно-спортивной среды школы и вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Щетинина Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rural area's schoolchildren adaptation for city educational student environment by means of physical-sport environment

This article deals with the problems of adaptation of rural area's schoolchildren coming for studying from the little towns to city-student environment conditions. Factors that influence on students` adaptation period and comfort living conditions and also the necessity of creating the enriched physical-sport environment in school and university are defined here.

Текст научной работы на тему «Адаптация сельских школьников к образовательной студенческой среде города средствами физкультурно-спортивной среды»

других характеристик самоотношения.

Кроме того, склонность спортсменов, завершающих спортивную карьеру, к самообвинению, приводит к возрастанию внутренней конфликтности (р=0,65; р<0,01). Напомним, что эти показатели отклоняются от оптимальных значений в период завершения спортивной карьеры (они существенно повышены).

Поскольку самоуважение является центральной характеристикой самоотноше-ния, то имеет смысл рассмотреть распределение выраженности этого показателя.

Среди спортсменов, находящихся на этапе завершения карьеры, преобладают спортсмены со средним уровнем самоуважения (53%), что является отклонением от оптимальных (высоких) значений этого показателя. 29% спортсменов обнаруживают низкий уровень самоуважения. И только 18% спортсменов в этот период их жизни характеризуется высоким уровнем самоуважением. Следовательно, самоуважение является «проблемной» зоной психологической адаптации спортсменов, завершающих карьеру в спорте.

Таким образом, самоотношение является важнейшей характеристикой личностной адаптации спортсменов, завершающих свою карьеру. Особенно сильное внимание в процессе психологического сопровождения следует уделять уверенности и самоуважению спортсменов, находящихся на этапе завершения спортивной карьеры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пантелеев, С. Р. Методика исследования самоотношения / С. Р. Пантилеев.

- М. : Смысл, 1993. - 32 с.

2. Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры : учеб. пособие / Н.Б. Стамбулова. - СПб. : Изд-во «Центр карьеры», 1999. - 368 с.

3. Столин, В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Столин В.В. - М., 1985. - 40 с.

4. Blind, E. M. «Sport career death» of college athletes: involuntary and unanticipated sport exist / E. M. Blind, T. M. Stratta // Journal of sport behavior. - 1992. - № 15, 1.

- Р. 3-20.

5. McPherson, B. D. Retirement from professional sport : the process and problems of occupational and psychological adjustment / B. D. McPherson // Sociological Symposium.

- 1980. - № 30. - Р. 126-143.

Контактная информация: [email protected]

УДК 371: 796.011.3

АДАПТАЦИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ГОРОДА СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОЙ СРЕДЫ

Светлана Юрьевна Щетинина, кандидат педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), г. Хабаровск

Аннотация

Рассматривается проблема адаптации сельских школьников, приехавших учиться из малых населённых пунктов, к условиям городской студенческой среды. Выявлены факторы, влияющие на период адаптации студентов и условия их комфортного проживания, а также необходимость создания обогащённой физкультурно-спортивной среды школы и вуза.

Ключевые слова: адаптация, сельские школьники, студенты, город, малый населённый пункт, физкультурно-спортивная среда.

RURAL AREA’S SCHOOLCHILDREN ADAPTATION FOR CITY EDUCATIONAL STUDENT ENVIRONMENT BY MEANS OF PHYSICAL-SPORT ENVIRONMENT

Svetlana Yurievna Schetinina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Pacific State University,

Khabarovsk

Annotation

This article deals with the problems of adaptation of rural area’s schoolchildren coming for studying from the little towns to city-student environment conditions. Factors that influence on students' adaptation period and comfort living conditions and also the necessity of creating the enriched physical-sport environment in school and university are defined here.

Keywords: adaptation, rural area’s schoolchildren, students, city, town, physical-sport environment.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время актуальной для Дальневосточного региона является адаптация студентов, приезжающих учиться в города из малых населённых пунктов (посёлков городского типа, рабочих посёлков, сельской местности). Причем решать эту проблему приходится на фоне общей тенденции ухудшения состояния здоровья студентов и их недостаточной физической подготовленности, которая находит свое отражение во всех регионах страны.

Адаптация человека к новой для него среде - сложный социальнобиологический процесс, в основе которого лежит изменение систем и функций организма, а также привычного поведения. Адаптация - процесс двусторонний, человек не только сам приспосабливается к новой обстановке, но и приспосабливает эту обстановку к своим нуждам и потребностям, создает систему жизнеобеспечения. Расширение и углубление социальной адаптации человека происходит в трех основных сферах: деятельности, общения, самосознания.

Рассматривая адаптацию сельских школьников к образовательной среде города, следует отметить, что городская и сельская среда существенно различаются между собой. Город сложным образом формирует многие стороны жизнедеятельности человека. В условиях современного большого города складывается определённый социально-психологический тип человека, который отличается подвижностью, рациональностью поведения, готовностью к постоянным изменениям жизненной обстановки и пр.

Несмотря на то, что город представляет собой макросреду для всего городского населения, однако для каждого горожанина существует не вся макросреда города как целого, а сложившееся в общегородском пространстве распределение разных микросред. В этом континууме находится человек, отличающихся по экологическим факторам, культурным и административным ценностям, нервно-психическим нагрузкам на человека и другим характеристикам, и от которых зависит его самочувствие и образ жизни. В связи с чем, в данном контексте мы рассматриваем образовательную студенческую среду крупного города.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ результатов анкетирования студентов II-V курсов Тихоокеанского государственного университета г. Хабаровска, приехавших учиться из посёлков городского типа или сельской местности, показал, что только половина из них чувствуют себя спокойно, комфортно на протяжении обучения в вузе, причём, это ощущение, что они находятся “как у себя дома”, от курса к курсу снижается (табл. 1).

Таблица 1

Комфортность проживания студентов, приехавших учиться из малых _______населённых пунктов, в атмосфере крупного города, в %*_____________

Насколько комфортно Вы себя чувствуете в атмосфере крупного города? ІІ курс ІІІ курс курс V курс Итого

1. Чувствую себя спокойно, комфортно, как у себя дома 53,5 52,0 46,9 45,0 50,7

2. Чувствую себя неуверенно в городе, как “не в своей тарелке” 8,4 8,0 9,4 5,0 8,1

3. Сильно устаю от шума, городской суеты 29,6 20,0 21,9 20,0 25

4. Хорошо нахожу общий язык с “городскими” студентами 21,1 32,0 28,1 15,0 23,6

5. Не нахожу общий язык с“ городскими” студентами 2,8 4,0 9,4 10,0 5,4

6. Чувствую, что отличаюсь от “городских” студентов 12,7 24,0 12,5 10,0 14,2

7. Испытываю некоторое беспокойство 9,9 20,0 21,9 10,0 14,2

8. Другие ответы 4,2 - - 5,0 2,7

* - при возможности выбора нескольких вариантов ответов

Чувство неуверенности в городе остаётся у сельских студентов примерно на одном уровне, несколько возрастает на IV курсе, снижается на V курсе. Беспокойство больше испытывают студенты ІІІ-ГУ курсов.

Усталость от городского шума, суеты уменьшается после второго курса, но на протяжение ІІІ-У курсов примерно остаётся на одном уровне - около 20 % сельских студентов испытывают усталость в атмосфере большого города.

Более 10 % студентов на протяжении всего периода обучения в вузе чувствуют, что отличаются от городских студентов. Хорошо находят общий язык с городскими студентами 23,6 % студентов.

Таким образом, мы видим, что на ІІІ-ТУ курсе происходит своего рода некий рубеж адаптации студентов из малых населённых пунктов к городской среде. Часть их начинает более понимать, что они отличаются от “городских” студентов, испытывают большее беспокойство, другая часть, наоборот, начинает теснее общаться с городскими студентами. Однако на пятом курсе их общение становится менее выраженным, снижается и беспокойство сельских студентов, что на наш взгляд связано с тем, что студенты уже определяются в выборе своего дальнейшего места жительства (возвращаться в свой населённый пункт или оставаться работать в городе), что во многом определяет и круг их дальнейшего общения.

Не смотря на то, что более 80 % студентов полагают, что в среднем период адаптации к городу у них был не более полгода (табл. 2), их самооценка насколько комфортно они чувствуют себя в атмосфере большого города, свидетельствует о недостаточной адаптируемости многих студентов на протяжении всего периода обучения к городской студенческой среде.

Таблица 2

Период адаптации к крупному городу у студентов, приехавших учиться из малых

населённых пунктов, в %

Если у вас был период адаптации к городу, то, как долго он длился? ІІ курс ІІІ курс курс V курс Итого

1. Несколько дней 47,9 40,0 40,6 40,0 43,9

2. Один месяц 22,5 12,0 9,4 35,0 19,6

3. 2-3 месяца 8,4 20,0 28,1 5,0 14,2

4. Полгода 2,8 28,0 9,4 5,0 8,8

5. Около года 2,8 - 3,1 5,0 2,7

6. Более года 1,4 - - 5,0 1,3

7. Не могу привыкнуть до настоящего времени 1,4 - - - 0,7

8. Затрудняюсь ответить 12,7 - 9,4 5,0 8,8

Корреляционный анализ результатов анкетирования студентов ІІ-У курсов по-

казал (вычисление коэффициентов ранговой корреляции по Спирмену), что на период адаптации учащихся, прибывших учиться в институт из посёлков городского типа или сельской местности существенно влияет их отношение к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой на урочных занятиях в вузе и внеурочных секционных занятиях, так:

- чем лучше студенты относятся к физической культуре и спорту, тем меньше период адаптации в городе (Я8=-0,19, Р<0,03);

- чем больше у студентов желание заниматься на уроках физической культуры в вузе, тем меньше период адаптации к городу (Я8=-0,25, Р<0,01);

- чем больше желание у студентов заниматься в спортивных секциях, оздоровительных группах, фитнес-центрах, тем меньше период адаптации к городу и студенческой среде (Я8=-0,19, Р<0,03).

Остальные показатели существенно не влияют на период адаптации учащихся из малых населённых пунктов к городской среде.

На решение остаться после окончание института в городе существенно влияет только денежный доход в семье родителей студентов: чем меньше денежный доход в семье, тем больше студенты хотят уехать из крупного города в небольшой населённый пункт (Я8=0,21, Р<0,02).

Влияние пола студента на его период адаптации в городе, комфортность проживания и желание остаться после института в городе показало, что есть достоверная корреляция:

- у девушек между значимостью для них урока физической культуры для укрепления здоровья и их адаптацией в городе, а также между их желанием заниматься в спортивных секциях и желанием уехать из крупного города. Чем больше уроки физкультуры в вузе помогают укрепить здоровье девушкам, тем меньше у них период адаптации в городе (Я8=-0,27, Р<0,02); чем меньше у девушек желание заниматься в спортивных секциях, оздоровительных группах, фитнес-центрах, тем больше у них желание уехать из крупного города (^=0,29, Р<0,01);

- у юношей между их желанием остаться после института работать в городе и образованием их матерей: чем выше образование у мам юношей, тем больше юношей-студентов хотели бы после института остаться работать в крупном городе и не возвращаться в свой малый населённый пункт.

Таким образом, для обучающихся из малых населённых пунктов студентов основным сдерживающим фактором оставаться работать в городе после окончания института является недостаточный денежный доход в семье. Между тем, почти 80% из них, хотели бы остаться работать в городе (эта тенденция сохраняется в течение всего периода обучения в вузе) и только 2% опрошенных студентов 11-У курсов находят для себя более перспективным работать в небольшом городе, посёлке (табл. 3).

Таблица 3

Желание студентов из малых населённых пунктов после окончания института

остаться работать в г. Хабаровске или уехать в другой крупный город, в %

Хотели бы Вы после окончания института остаться работать в Хабаровске или уехать в другой крупный город? II курс III курс IV курс V курс Итого

1. Да, хотел бы, в городе интересней, больше перспектив для профессионального роста 62,0 84,0 59,4 60,0 64,9

2. Возможно, хотел бы остаться в городе 15,5 8,0 25,0 20,0 16,9

3. Затрудняюсь ответить 19,7 8,0 15,6 15,0 16,2

4. Нет, не хотел бы, в небольшом городе, посёлке больше перспектив 2,8 - - 5,0 2,0

ВЫВОДЫ

Проведённые исследования позволяют сделать вывод, что в связи с тем, что адаптация учащихся, прибывших учиться в институт из посёлков городского типа или

сельской местности коррелирует с их отношением к физической культуре и спорту и желанием заниматься физической культурой на урочных занятиях в вузе и внеурочных секционных занятиях (чем больше потребность в занятиях и лучше отношение к ним, тем меньше период адаптации к городу), то существенным для комфортного проживания в студенческой городской среде является сформированная в школьные годы потребность у учащихся в систематических занятиях физической культурой и спортом, а также качественная организация учебно-воспитательного процесса физического воспитания в вузе.

Достоверная корреляция между желанием девушек заниматься в спортивных секциях, фитнес-центрах и их желанием остаться после окончания института в большом города свидетельствует о том, что одним из важных факторов закрепления молодых специалистов в малых населённых пунктах является развитие в сельской местности спортивно-оздоровительной индустрии.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.