Научная статья на тему 'Адаптация Private banking в российской действительности'

Адаптация Private banking в российской действительности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
PRIVATE BANKING / MASS AFFLUENT / КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коляда М.А.

в статье автор рассматривает особенности предоставления премиальных услуг в условиях российской действительности. Дается подробная характеристика термину «Private banking» и игрокам, присутствующим на этом рынке. На основании проведенных исследований автор сформировал основные проблемы, которые существуют в сфере Private banking и предложил пути их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация Private banking в российской действительности»

Вьетнам формирует и развивает многоукладную экономику. Точками роста видятся кластеры, обеспечивающие сбалансированное и согласованное развитие народного хозяйства. Другое важное понятие, требующее своего развития -экономический ценоз. Все народное хозяйство Вьетнама должно обладать свойства сбалансированности и устойчивости, аналогично биоценозам. Формирование экономического ценоза обнаруживает диспропорции в подготовке и использовании специалистов по экономическим секторам, отраслям и территориям.

Создание кластеров следует увязывать с решением проблемы безработицы. В настоящее время спрос на рабочую силу значительно меньше, чем ее предложение. Особенно это характерно для северных районов Вьетнама, в которых и предлагается в первую очередь создавать кластеры развития.

Трудовые ресурсы Вьетнама находятся в стадии становления при переходе на рыночные отношения во всех отраслях народного хозяйства. Система образования, призванная регламентировать их развитие, в свою очередь, имеет много нерешенных вопросов. Они касаются системы управления образованием, роли государства и общественных организаций, роли иностранных инвесторов, перечня и качества образовательных программ, системы аккредитации образовательных учреждений, качества образовательного процесса.

М.А. Коляда

АДАПТАЦИЯ PRIVATE BANKING В РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ PRIVATE BANKING IN THE ADAPTATION OF THE RUSSIAN REALITY

Аннотация: в статье автор рассматривает особенности предоставления премиальных услуг в условиях российской действительности. Дается подробная характеристика термину «Private banking» и игрокам, присутствующим на этом рынке. На основании проведенных исследований автор сформировал основные проблемы, которые существуют в сфере Private banking и предложил пути их решения.

Ключевые слова: Private banking, Mass affluent, кредитные организации, финансовые институты.

Abstract: In this article the author examines the characteristics of providing premium services in the Russian reality. We give a detailed description of the term «Private banking», the players present in the market. Based on this study, the author has formed the main problems that exist in the field of Private banking and proposed solutions.

Keywords: Private banking, Mass affluent, credit institutions, financial institutions.

Все более привлекательным направлением банковского бизнеса в России становится частное обслуживание состоятельных клиентов. По предположению экспертов, рынок Private banking в Российской Федерации в ближайшие 5 лет будет расти темпами около 15% в год.

На основе анализа современной ситуации на финансовых рынках, были сформулированы основные факторы, влияющие на повышение востребованности услуг премиум-класса, а именно:

1. Глобализация и усиление банковской конкуренции.

2. Private banking позволяет финансовым организациям получить значительный приток «длинных» денег.

© М.А. Коляда, 2012

3. Повышение престижности бренда и получение имиджевых преимуществ кредитной организации в банковской конкурентной среде.

4. Активное развитие фондового рынка, других секторов экономики, промышленности и, как следствие, повышение благосостояния собственников бизнеса, наемных менеджеров высшего звена и т.п.

Автор считает, что современные российские «состоятельные клиенты» для того, чтобы получить частное банковское обслуживание могут действовать в нескольких направлениях:

1. Приобрести комплекс необходимых продуктов и услуг в российском финансовом институте.

2. Обслуживаться в России, но в банках с иностранным участием в капитале.

3. Перевести свои капиталы за границу, доверяя их зарубежным банкирам.

Поскольку российские кредитные организации и управляющие компании

зачастую не могут предоставить клиентам полный спектр услуг частного банковского обслуживания, а те иностранные банки, которые присутствуют на отечественном рынке, испытывают недостаток знаний в отношении специфики рынка, а также менталитета клиентов, потребители премиального уровня банковских услуг чаще всего выбирают третий вариант, переводя свои финансы за рубеж. Именно поэтому, с целью повышения эффективности российского частного обслуживания, автор считает необходимым разобраться в понятийном аппарате категории Private banking, выделить участников рынка премиальных услуг, определить основные проблемы, с которыми сталкиваются национальные кредитные организации и предложить наиболее оптимальные пути их решения. В науке существуют различные дефиниции «Private banking» [4]. Проанализировав имеющиеся мнения, автор сформулировал собственную трактовку данной категории, которая включает в себя 4 компоненты.

1. С институциональной точки зрения Private banking - это специализированное отделение банка или управляющей компании, оказывающее различные услуги состоятельным клиентам по управлению, сохранению, приумножению и защите частного капитала, а также другие услуги финансового и нефинансового характера.

2. С продуктовой точки зрения Private banking - это комплексное предложение по управлению личными средствами состоятельных клиентов и их семей.

3. С точки зрения клиентского подхода Private banking представляет собой персональное обслуживание частных лиц, которое характеризуется индивидуализацией продуктового предложения, ориентированного на максимальное удовлетворение всех потребностей клиента финансового и нефинансового характера.

4. Продуктовый подход к определению Private banking подразумевает характеристику частного банковского обслуживания с точки зрения психологии клиента.

Рис. 1. Компоненты, входящие в категорию Private banking составлено автором)

Базисом Private banking является защита личного состояния, сохранение и передача его по наследству, разработка индивидуальной стратегии по сохранению и приумножению доверенного банку капитала клиентов премиум-класса за счет надежных и доходных инвестиций, а также обеспечение необходимым комплексом услуг и сервиса семьи клиента [3]. Данное направление элитного обслуживания частных клиентов зародилось еще в середине 18 века в швейцарии. Оно началось с процедур финансового управления средствами состоятельных людей и их семей на основе высокой степени доверия и конфиденциальности [2]. Развиваясь продолжительный период времени, частное банковское обслуживание приобрело свои характерные особенности и общепринятые правила обслуживания клиентов. Более 30% мировых активов частных корпоративных инвесторов находится под управлением Швейцарских банков [1]. Однако, несмотря на традиционное лидерство швейцарских банков на рынке Private banking, с изменением рыночной конъюнктуры на нем стали выделяться новые участники. В настоящее время в сегменте частного банковского обслуживания активную политику стали проводить финансовые институты США и Западной Европы, т.е. тех регионов, где сконцентрированы крупные капиталы. Несмотря на объемы клиентской базы, российский рынок Private banking находится на начальной стадии своего развития, при том, что он существует более 15 лет. Российские клиенты с начала 90-х гг. 20 века начали активно использовать зарубежное премиальное обслуживание. Однако значительное повышение активности национальных игроков в этой сфере постепенно увеличивает количество обслуживаемых клиентов. Количество банков, предоставляющих услуги Private banking стремительно увеличивается.

Рис. 2. Структурно-логическая модель российского рынка Private banking

Таким образом, в сфере частного банковского обслуживания автор выделил 5 основных групп игроков (см. рис. 2), а именно: специализированные российские (к ним можно отнести М2М, МФК, Русский международный банк) и зарубежные кредитные организации (Lombard Odier, Julius Baer и Pictet & Cie), подразделения крупнейших национальных банков (например, Сбербанк, «Банк УралСиб», ВТБ, Газпромбанк, Альфа-Банк, «Зенит», Банк Москвы, Номос-Банк и другие) и банков с иностранным участием (HSBC, Barclays, Райффайзенбанк, Дойче-банк, Credit Suisse, UBS, Ситибанк, Росбанк), российские инвестиционные и управляющие компании («Тройка Диалог», «Ренессанс Капитал», «Третий Рим, «Альфа Капитал», «БКС», «Атон-менеджмент»).

Определить, кому достанется пальма первенства - российским или зарубежным кредитным организациям - пока сложно. Каждая из сторон имеют свои серьезные конкурентные преимущества. Слабость российских банков заключается в ограниченных, по сравнению с зарубежными организациями, возможностях. В первую очередь, это касается способности предоставить клиенту полный спектр услуг по всему миру. Как говорит Ханс-Йорген Кох, Private banking - это бизнес без границ: «Мы следуем за клиентом, где бы он ни был, даже в самые удаленные и экзотические места» [5]. Другое преимущество иностранных банков - более высокая надежность и лучшая репутация. Также к их достоинствам можно отнести бизнес-технологии, которые западные банки совершенствовали в течение продолжительного периода времени. Однако и у национальных банков есть свои преимущества. Они выигрывают, прежде всего, за счет того, что лучше знают местную специфику ведения бизнеса, менталитет своих клиентов. Невысокая доходность, которую дают швейцарские, австрийские и британские банки, позволяет предложить в качестве альтернативы российские активы. После опыта обслуживания в кредитных организациях Швейцарии, где клиенты получают доходность на вложенные ими денежные средства в 2% годовых, из которых 1% они должны отдать банку за обслуживание, россияне с большой готовностью рассматривают более привлекательные предложения национальных игроков. Не исключено, что для более результативной работы главные конкуренты консолидируют свои усилия. Однако, по мнению автора, наиболее эффективный вариант развития событий - укрупнение отечественных финансовых институтов до таких размеров, которые им позволят обеспечивать качественно высокий уровень предоставления услуг Private banking.

Стоит отметить, что российский рынок частного банковского обслуживания только формируется, и существует ряд проблем, которые мешают его эффективному функционированию. Автор проанализировал текущую ситуацию на рынке премиального обслуживания и на основе этого предложил свои пути решения существующих трудностей.

1. В России нет законодательно закрепленных механизмов и средств коммуникации, уже существующих на мировых рынках. Необходимо создать нормативно-правовую базу, которая должна регулировать и разграничивать деятельность всех участников Private banking.

2. Ограниченность продуктового ряда. Автор проанализировал перечень услуг, которые предлагаются в рамках частного банковского обслуживания и пришел к выводу, что для расширения спектра премиальных услуг банкам необходимо внедрять комплексные решения, дополняющие основные банковские предложения, связанные с вопросами наследования, финансового планирования, структурированные продукты. Так, например, зарубежные банки своим клиентам предлагают возможность ведения комбинированных счетов (когда открывается один лицевой счет для разных инструментов - национальной валюты, иностранной валюты, ценных бумаг и т.д.) -более гибкого и мобильного инструмента.

3. Централизация услуг Private banking. Большая часть VIP-клиентов сконцентрированы в одном регионе - г. Москва. Автор считает, что необходимо делать акцент на развитии регионов, поскольку данное направление имеет огромный потенциал.

4. Некомпетентность персонала, занимающегося обслуживанием «элитных» клиентов. На начальном этапе это может повлиять на отказ клиента от обслуживания либо на то, что в итоге клиент не получит желаемый результат, поскольку сотрудниками не были полностью выяснены его потребности. Автор считает, что для решения данной проблемы необходимо постоянное обучение и переобучение сотрудников, контактирующих с VIP-клиентами.

5. Отсутствие диверсификации рисков клиентов. Для увеличения доли рынка в сфере Private banking необходимо серьезно подойти к вопросу минимизации рисков, которые несут клиенты при получении частного банковского обслуживания.

Таким образом, потенциальные возможности предоставления продуктов и услуг категории премиум-класса для российских кредитных организаций значительны. Однако для того, чтобы составить конкуренцию зарубежным финансовым институтам и привлечь основную массу «состоятельных клиентов», необходима значительная трансформация всей системы предоставления услуг частного банковского обслуживания.

Литература

1. Кирьянов М. Private banking: особый сервис для особых клиентов // Банковское дело. 2007. № 2.

2. Коровяковский А.А. Private banking (частное банковское обслуживание) в России и перспективы его развития в регионах // Финансы и кредит. 2009. № 36(340), с.9-18.

3. Bech M.L., K. Soramaki. Gridlock Resolution in Interbank Payment Systems // Bank of Finland discussion papers. 2008. № 9, p. 49

4. www.bankikomi.ru /node/27871

5. http://www.mirfin.ru/mirfin/article05.html

В.В. Левченко

МИКРОСРЕДА И СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ (ИЗ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

MICROENVIRONMENT AND RIVALRY (FROM THE EXPERIENCE OF FOREIGN STUDIES)

Аннотация: в статье проанализированы результаты изучения проблемы детерминации факторами микросреды конкурентно-кооперативных отношений в зарубежной социальной психологии за последние полвека, выделены и описаны основные закономерности конкурентно-кооперативного взаимодействия, их слабые и сильные стороны, намечены перспективы использования этих результатов в современных условиях.

Ключевые слова: состязательность, конкуренция, сотрудничество, факторы микросреды.

Abstract: the article analyses the results of studying the problem of determination by the factors of the microenvironment of competitory- cooperative relations in foreign social psychology for the latter half a century, are isolated and described basic laws governing competitory- cooperative interaction, their weak and strong sides, the prospects of using these results in the contemporary conditions are outlined.

Keywords: rivalry, competition, cooperation, the factors of microenvironment.

В современных исследованиях состязательности достаточно большое внимание практически всеми авторами, интересующимися кооперативно-конкурентной проблематикой, уделяется анализу различных детерминант данного социально-психологического процесса. Традиция повышенного внимания к данной проблематике была заложена еще М. Дойчем, который отмечал, что его теоретические обобщения, в

© В.В. Левченко, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.