Научная статья на тему 'Адаптация нормативной базы системы менеджмента качества к требованиям ГОСТ РВ 15. 002-2003 на промышленном предприятии'

Адаптация нормативной базы системы менеджмента качества к требованиям ГОСТ РВ 15. 002-2003 на промышленном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гугелев Д. А.

Совершенствование системы менеджмента качества предприятия, работающего в условиях госзаказа, связано с выполнением требований оборонного ГОСТа. В данной статье предлагаются способы адаптации управления инфраструктурой реального предприятия к требованиям менеджмента ресурсов. Предложен механизм управления качеством ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF NORMATIVE BASE OF SYSTEM OF THE QUALITY MANAGEMENT TO REQUIREMENTS OF GOST

The development of the duality management system of an enterprise, which is to execute the state order, is connected with the necessity of complying with the state standards of the defense industry. The author of the article describes the ways of adapting the management of an enterprise infrastructure to the requirements of resource management. The mechanism of resource management is also described in the article.

Текст научной работы на тему «Адаптация нормативной базы системы менеджмента качества к требованиям ГОСТ РВ 15. 002-2003 на промышленном предприятии»

♦

Полученные значения и выявленные причины уровня конкурентоспособности малых предприятий являются для государственных органов основанием при выработке стратегии обеспечения их конкурентоспособности.

Изложенная методика отбора диагностических показателей конкурентоспособности малых предприятий позволяет исключить показатели, повторяющие одну и ту же информацию, а также обеспечить выбор показателей , которые наилучшим образом представляют все те элементы, которые не вошли в данный набор.

Подход к оценке конкурентоспособности малых предприятий позволяет количественно вычислять и визуально отображать уровни конкурентоспособности исследуемых объектов; по величине угла наклона вектора кон-

курентоспособности определять качество использования резервов конкурентоспособности; сравнивать уровни конкурентоспособности объектов между собой и эталонным уровнем.

Представленные в статье подходы упрощают сбор дополнительных данных, делают материал более обозримым, выводы - более наглядными, улучшают качество распознавания внутренних связей при исследовании конкурентоспособности предприятий малого бизнеса и выработки стратегии государственной поддержки.

1 См.: Плюта В. Сравнительный многомерный анализ в экономических исследованиях: Методы таксономии и факторного анализа. М., 1980.

УДК 338.45

АДАПТАЦИЯ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА К ТРЕБОВАНИЯМ ГОСТ РВ 15.002-2003 НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Д.А. Гугелев,

аспирант кафедры экономики инвестиций и менеджмента, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)

Совершенствование систем менеджмента качества (СМК) на предприятиях, выпускающих оборонную продукцию, напрямую связано с удовлетворением требований ГОСТ РВ 15.002-2003, имеющего в условиях выполнения госзаказа обязательный характер. Структура данного стандарта построена на основе ГОСТ Р ИСО 9001-2001 с добавлением требований, специфичных для данного вида производства.

При разработке СМК на основе процессного подхода на предприятии ЗАО «НИИХИТ-2» ряд положений данного стандарта не дали однозначного понимания, как их реализовать на практике, что мешает нормальному ходу работы по выполнению данных требований. В данной статье дается авторская попытка выделить их и дать примерные способы их адаптации к реалиям производства. Так, в разделе 6 ГОСТ РВ 15.002-2003 «Менеджмент ресурсов» выделяются три вида ресурсов: человеческие ресурсы, инфраструктура и производственная среда. Определения, относящиеся к ним, охватывают лишь малую часть полной картины ресурсного обеспечения предприятия, так как значительное влияние на деятельность предприятия оказывают, например, финансовые, информационные ресурсы и т.д. Рассмотрим данный вопрос более конкретно.

В п. 6.2 «Человеческие ресурсы» раскрываются требования лишь к компетенции, осведомленности и подготовке персонала через программы обучения, планы периодической аттестации и определение компетенции в должностных инструкциях. Однако совершенно не затрагивается процесс управления социальной политикой предприятия, являющейся одним из основных инструментов менеджмента качества. Получается, что деятельность службы управления персоналом предприятия лишь частично регламентируется данным стандартом, а человеческие ресурсы, как известно, являются главной ценностью в эффективном менеджменте качества. Кроме того, открытым остается вопрос по правильной разработке должностных инструкций и положений о подразделениях предприятия. При их разработке на ЗАО «НИИХИТ-2» не было четкого видения структуры и содержания данных документов. Используемый в дальнейшей работе шаблон был разработан силами отдела управления качества и вызывал ряд вопросов у руководителей других подразделений предприятия, обладающих менее глубокими знаниями в области менеджмента качества. По мнению автора, необходимо доба-

вить в п. 6 ГОСТ РВ 15.002-2003 подраздел «Управление социальной политикой предприятия», включающий в себя требования к управлению социальным кодексом, а также к деятельности службы управления персоналом предприятия. Также необходимо добавить четкие требования по созданию, содержанию и актуализации должностных инструкций и положений о подразделениях предприятия.

В п. 6.3 «Инфраструктура» указана довольно-таки скудная информация по данному виду ресурсов, что постоянно вызывает множество вопросов среди руководства предприятия. Термин «инфраструктура» редко упоминался в официальной экономической литературе прошлых лет. В мировой научной литературе в начале ХХ в. этот термин впервые был использован в экономическом анализе деятельности вооруженных сил, причем категория «инфраструктура» рассматривалась совместно с такой категорией, как «логистика». В советской экономической науке инфраструктура подразделялась на производственную и непроизводственную (социальную). В первую группу включались отрасли инфраструктуры, непосредственно обслуживающие материальное производство, - железные и шоссейные дороги, водоснабжение и канализация и пр. Ко второй группе относили отрасли, опосредованно связанные с процессом производства, - подготовку кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение и т.д.

Понятие «инфраструктура» до сих пор трактуется по-разному как отечественными экономистами, так и зарубежными исследователями. Экономическая наука выделяет такие основные функции инфраструктуры, как:

• обеспечение тех или иных видов человеческой деятельности на определенной территории;

• создание условий для работы промышленных и сельскохозяйственных предприятий региона и размещения в нем рабочей силы и населения;

• подготовка общих условий для функционирования всего общественного капитала;

• формирование условий материального производства и потребления.

При этом инфраструктура понимается как:

• часть национального богатства, не относящаяся непосредственно к той или иной отрасли производства, но имеющая большое значение для всей национальной экономики;

• фундамент для развития всех отраслей хозяйства;

• объективные для любой экономической системы структурные формы организации, имеющие подчиненный, зависимый характер по отношению к другим, глав -ным, определяющим и обеспечивающим их нормальное функционирование.

Наиболее широко инфраструктурный комплекс национальной экономики может характеризоваться следующими блоками.

Производственная инфраструктура - это совокупность отраслей и подотраслей, основными функциями которых являются производственные услуги и обеспечение экономического оборота в национальной экономике. Они создают общие условия для размещения и успешного функционирования производственной сферы. Общие условия современного производства включают

в себя транспорт всех видов, обслуживающий производство ; средства связи, обслуживающие производство; материально -техническое обеспечение и систему продвижения товаров; заготовки и сбыт сельскохозяйственной продукции; объекты электроэнергетики (линии электропередачи, подстанции и т.п.).

Социальная инфраструктура (социально-быто-вая инфраструктура, социальная сфера, сфера услуг) - это совокупность отраслей и подотраслей, обеспечивающих материальные, культурно-бытовые условия для размещения и нормальной жизнедеятельности населения. В отраслевом аспекте она представлена народным образованием, здравоохранением, физкультурой и спортом, культурой и искусством, розничной торговлей и общественным питанием, жилищно-коммунальным хозяйством, бытовым обслуживанием, пассажирским транспортом, связью по обслуживанию населения.

Институциональная инфраструктура включает в себя учреждения, обеспечивающие управление хозяйством района, субъекта Федерации, страны, и формируется из организаций, регулирующих и направляющих экономику, вычислительных центров, учреждений финансово-кредитной системы. Она не выступает как самостоятельная отрасль или подотрасль, а обслуживает их в роли управляющей подсистемы.

Экологическая инфраструктура состоит из сооружений, объектов, предназначенных для охраны, воспроизводства и улучшения состояния окружающей природ -ной среды.

С учетом многопланового характера элементов производственной инфраструктуры, она классифицируется по нескольким признакам (таблица).

Такое многообразие нецелесообразно отражать в стандарте, поэтому, по мнению автора, инфраструктуру предприятия можно разбить на активные и пассив -ные основные фонды предприятия и выделить в данном стандарте требования, относящиеся к каждой группе основных фондов (здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, производственно-хозяй -ственный инвентарь и принадлежности и т.д.). Хозяин процесса «Управление инфраструктурой», количество подпроцессов и ответственных за них должны определяться уже внутри каждого предприятия. Такое отображение поможет избежать непонимания определения инфраструктуры и четко разграничить количество подпроцессов. То же самое можно порекомендовать и к п. 6.4 «Производственная среда», понятие которой перекликается с понятием «инфраструктура» в данном стандарте.

При выделении процессов ресурсного обеспечения необходимо также выделение процессов управления информационными и финансовыми ресурсами, указанными, кстати, в стандарте ISO 9004:2000.

Управление информационными ресурсами целесо -образно разделить на управление документацией, информационными технологиями (необходимость внедрения которых указана в п. 6.1.1 ГОСТ РВ 15.0022003) и записями. Большинство российских предприятий уже давно активно используют различное программное обеспечение, такое как системы 1С, БОСС,

Классификация производственной инфраструктуры

Классификационный признак Значения признаков

Форма собственности на средства производства 1. Государственные субъекты производственной инфраструктуры. 2. Субъекты производственной инфраструктуры в коллективной собственности. 3. Субъекты производственной инфраструктуры в индивидуальной собственности

Способ управления деятельностью предприятий производственной инфраструктуры 1. Рыночный способ управления. 2. Административно-командный способ управления. 3. Рыночно-административный способ управления

Отраслевая специфика основного производства 1. Промышленная инфраструктура. 2. Сельскохозяйственная инфраструктура. 3. Строительная инфраструктура

Функциональная сфера 1. Внешняя производственная инфраструктура. 2. Внутренняя производственная инфраструктура. 3. Смешанная производственная инфраструктура

Пространственная принадлежность субъектов производственной инфраструктуры 1. Магистральная производственная инфраструктура. 2. Районная производственная инфраструктура. 3. Локальная производственная инфраструктура

Этапы возникновения 1. Формирующаяся производственная инфраструктура. 2. Развитая производственная инфраструктура. 3. Регрессирующая производственная инфраструктура

Фактор времени 1. Опережающий тип производственной инфраструктуры. 2. Своевременный тип производственной инфраструктуры. 3. Запаздывающий тип производственной инфраструктуры

Назначение субъектов производственной инфраструктуры по уровням потребления услуг 1. Межотраслевое. 2. Внутриотраслевое. 3. Внутрипроизводственное

Функции производственной инфраструктуры на различных стадиях производственного цикла 1. Субъекты производственной инфраструктуры, обеспечивающие подготовку для осуществления технологического процесса. 2. Субъекты производственной инфраструктуры, обеспечивающие условия непосредственно технологического процесса. 3. Субъекты производственной инфраструктуры, обеспечивающие реализацию готовой продукции

Масштабы спроса и предложения производственных услуг 1. Субъекты федерального значения. 2. Субъекты межрегионального значения. 3. Субъекты местного значения

BPWin и прочее как реальные инструменты менеджмента предприятия. Однако вопросы их взаимодействия с СМК и регламентирования их применения до сих пор остаются открытыми. Автор считает, что необходимо выделить разграничение по управлению бумажной, электронной документацией и управление программными средствами документооборота, обработки и анализа информации как первый шаг на пути регламентирования применения средств программного обеспечения в менеджменте качества и предприятия в целом.

Управление финансовыми ресурсами можно осуществить через создание системы бюджетирования и выделение отдельного бюджета для каждого подразделения предприятия, включающего в себя затраты на качество для каждого отдельного подразделения. Кроме этого, к процессам управления ресурсами можно отнести управление собственностью потребителей (п. 7.5.4) и устройствами для мониторинга и измерений (п. 7.6), которые отнесены в ГОСТ РВ 15.002-2003 к разделу 7 «Процессы жизненного цикла продукции». По логике вещей данные процессы являются процессами ресурсного обеспечения. Непонятно, почему в данном стандарте они отнесены к другому виду процессов.

Множество споров вызывает п. 8.5.1 ГОСТ РВ 15.002-2003 «Постоянное улучшение», в соответствии

с которым результативность СМК может повышаться только через действия высшего руководства предприятия. Получается, что владельцы процессов «выпадают» из данного пункта, хотя именно они должны давать предложения по улучшению закрепленных за ними процессов. Выходом из данной ситуации автор видит разделение понятия «улучшение» на две составляющие:

- предложения по улучшению процессов СМК со стороны их владельцев, разрабатываемые и предоставляемые в процессе анализа данных;

- предложения по улучшению СМК со стороны руководства предприятия, разрабатываемые и внедряемые в результате процесса анализа со стороны руководства не только в соответствии с п. 8.5.1 ГОСТ РВ 15.002-2003, но и на основе анализа предложений по улучшению процессов СМК со стороны их владельцев, которые являются одним из входов в данный процесс.

Данное разделение позволит не отходить от цикла Деминга «планируй - делай - проверяй - анализируй -улучшай» при построении и оценке процессов СМК на всех уровнях ответственности. Кроме этого, предложения по улучшению со стороны владельцев процессов являются неотъемлемой частью анализа эффективности процессов и помогут руководителю предприятия принять правильное управленческое решение для повышения результативности СМК предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.