Научная статья на тему 'Политика и цели в области менеджмента качества на высокотехнологичном предприятии'

Политика и цели в области менеджмента качества на высокотехнологичном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
381
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / СИСТЕМА / ПОЛИТИКА / ПРОДУКЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / QUALITY MANAGEMENT / SYSTEM / POLITICS / PRODUCTION / INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинникова Т. И., Беляева Г. В., Хохлов В. А.

В статье рассматривается политика и цели, сформулированные высокотехнологичным предприятием в области менеджмента качества. Авторами приведена схема взаимодействия процессов в указанной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Politics and objectives in the field of quality management at a high-technology business

The article considers politics and objectives formulated by a high technology business in the field of quality management. The authors provide the scheme of interaction processes in the system specified.

Текст научной работы на тему «Политика и цели в области менеджмента качества на высокотехнологичном предприятии»

продукции, росту ВВП, повышению собираемости налогов. Перспективы развития инновационной деятельности в сфере интегрированного оперативного управления на макроуровне в нашей стране достаточно серьезны. Дело в том, что данное направление развивается сравнительно недавно, велик удельный вес предприятий с отсутствием системной автоматизации данных процессов. И ограничителем здесь выступают не только высокие цены на программные продукты, но и значительные трудности, связанные с их внедрением. Однако в последнее время ситуация улучшается. Так, появляется множество фирм, специализирующихся на внедрении систем, поддерживающих функции интегрированного оперативного управления,

персонал которых с каждым осуществленным внедрением становится все более опытным. Информация о возможностях подобных систем становится все более распространенной и доступной.

Поступила в редакцию 2.08.2008 г.

Kinzhalov A.A., Pakhomov М.A. Specific features of innovation activity in the field of integrated operational production management. Distinctive features of an innovation process of introduction of the system of integrated operational management are studied in the article. Special attention is given to the lacks of integrated operational management at domestic industrial enterprises. Development perspectives of an innovation activity in the field of integrated operational management are shown.

Key words: investment analysis, innovative process, system of integrated operative management.

ПОЛИТИКА И ЦЕЛИ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОМ ПРЕДПРИЯТИИ Т.Н. Овчинникова, Г.В. Беляева, В.А. Хохлов

В статье рассматривается политика и цели, сформулированные высокотехнологичным предприятием в области менеджмента качества. Авторами приведена схема взаимодействия процессов в указанной системе.

Ключевые слова: менеджмент качества, система, политика, продукция, интеллектуальная собственность.

Предприятия, функционирующие в высокотехнологичном бизнесе, имеют специфические особенности, которые позволяют им оставаться конкурентоспособными. Они активно используют прогрессивные формы социально-экономического развития, которые могут существенно изменить объемы и качество производства и потребления продукции, выпускаемой ими. Кроме того, такие предприятия требуют: значительных ресурсных затрат; повышения инновационной культуры в обществе, которое обеспечивается населением и активизацией просветительской работы в обществе; стимулирования изобретательства; повышения общего уровня образования в стране. Известно, что ресурсные затраты способны увеличивать лишь предприятия, преследующие политику роста, базирующиеся на получении высоких прибылей.

Развитие и повышение инновационной культуры означает побуждение к креативному мышлению в обществе и персонала на каждом предприятии, усиление восприимчивости персонала к инновационным идеям, приобретение опыта рационализации.

Стимулирование изобретательства способствует выпуску конкурентной продукции, свидетельствующей о высоком уровне качества труда работников предприятий. Образовательный уровень в стране и регионе свидетельствует о высоких требованиях к квалификации работников и специалистов, об их отношении к делу и высокой производительности труда.

Все перечисленные факторы способствуют становлению системы менеджмента качества на высокотехнологичных предприятиях. Главным принципом обоснования политики менеджмента качества и финансирования таких предприятий является увеличение

объема прикладных разработок, учитывающих потребности клиентов. Особенностью высокотехнологичных предприятий является рыночный спрос на их результат и, в соответствии с ним, выявление приоритетных направлений, которое происходит при участии нескольких отраслей производства. Поэтому основными критериями оценки степени приоритетности является: социально-экономи-

ческая значимость программы предприятия; перспективность ее реализации; уровень источника финансового обеспечения.

Необходимо научное моделирование реализации инновационных проектов на основе повышения качества выпускаемых изделий с целью оптимизации затрат (времени, материальных, трудовых и финансовых). Источниками финансирования должны быть как собственные средства предприятий концерна, так и других участников инновационного проекта (денежные средства государства как субъекта инновационной политики, заинтересованного в его реализации для обеспечения условий одного из видов безопасности). Объектами государственной инновационной политики высокотехнологичных предприятий региона являются объекты жилищно-коммунального хозяйства, транспортные магистрали, оборонные предприятия, т. е. объекты производства, обеспечивающие, прежде всего, безопасность региона. К примеру, в Воронежской области актуализированы научно-прикладные разработки по перестройке и реконструкции технико-технологических и организационных структур, обеспечивающих оборонную безопасность страны (в частности, концерн «Созвездие»).

На современном этапе развития Воронежской области подчеркнем необходимость усиления прикладной направленности научного обеспечения экономики, повышения наукоемкости системы качества как основы конкурентоспособности страны, для чего необходимо осуществление следующих мер:

- определение основных направлений фундаментальных исследований с учетом региональных интересов и мировых тенденций развития науки и техники с учетом менеджмента качества;

- формирование планов научных исследований по программно-целевому принципу, приведение их в соответствие с потребностями системы менеджмента качества;

- приближение к объемам финансовых ресурсов, законодательно определенных для фундаментальных и прикладных исследований научных учреждений и высших учебных заведений, учитывающих концепцию менеджмента качества;

- переориентацию финансирования на-учно-технической сферы на основе системы менеджмента качества, обеспечение реальной экономической отдачи вложенных в эти сферы ресурсов;

- модернизацию экспериментальной базы фундаментальных исследований, учитывающую стандарты качества;

- разработку региональной программы интеграции науки, образования и производства на последующие годы, базирующуюся на системе «вечного» улучшения качества выпускаемой продукции.

Система менеджмента качества (СМК) на высокотехнологичном предприятии (для примера используем опыт АОА «Концерн «Созвездие») содержит описание процессов управления качеством продукции в соответствии с политикой предприятия в области качества и его спецификой. Она состоит из схемы взаимодействия процессов СМК, карты процессов и положения о представителе директора в области качества, о представителе подразделения по качеству, об эксперте-аудиторе и постоянно действующей комиссии по качеству.

На предприятии разработана и внедрена система менеджмента качества, соответствующая в полном объеме требованиям ГОСТ РИСО 9001, ГОСТ РВ 15.002 и стандартов СРПП ВТ. Перечень процессов и схема их взаимодействия приведена на рис. 1.

Все процессы по менеджменту качества ориентированы на политику, проводимую организацией и преследующую определенную цель - общие намерения и направление деятельности организации в области качества официально сформулированы высшим руководством и подтверждены ГОСТ РИСО 9000.

Система менеджмента - это система для разработки политики и целей и достижения этих целей (базируется на ГОСТ РИСО 9000); система менеджмента качества - система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, основанная на ГОСТ РИСО 9000.

0 0 0 0 0

я.

Ответственность руководства Менеджмент ресурсов

ООО ^^ ф

Ї

Рис. 1. Схема взаимодействия процессов СМК

Политика в области качества - обеспечение силовых структур, предприятий народного хозяйства и индивидуальных потребителей разрабатываемыми и изготавливаемыми средствами связи, соответствующими

потребностям потребителей и конкурентоспособными с аналогичными зарубежными изделиями.

Поставленная цель может быть достигнута, если в своей профессиональной дея-

тельности специалисты и менеджеры ОАО «Концерн «Созвездие» будут опираться на последние научные достижения, внедрять их в технологии проектирования и современные технологии производства. При этом добиться высокой удовлетворенности потребителей можно: если организация управления предприятием будет строиться в строгом соответствии с нормами и требованиями ГОСТ РИСО серии 9000, ГОСТ РВ 15.002 и стандартов, установленных на предприятиях концерна, которые будут функционировать как единая команда, движимая желанием добиться этой цели; внедрением технологической цепочки по жизненному циклу продукции (разработка - производство - «монтаж под ключ» - техническое обслуживание -утилизация).

Реализация политики и целей в области качества достигается:

- непрерывным изучением динамики потребностей, достижений в области техники радиосвязи и проведением научных исследований по перспективным вопросам, обеспечивающих готовность предприятия к выполнению потребностей потребителей;

- установлением персональной ответственности в области качества руководителей всех уровней и каждого работника на своем рабочем месте;

- организацией всей работы по качеству в рамках ГОСТ РИСО серии 9000, ГОСТ РВ 15.002, стандартов предприятия и действующих нормативных и правовых документов;

- оптимизацией распределения людских, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей в области качества;

- систематическим изучением достижений науки и постоянной работой по повышению научно-технического уровня и конкурентоспособности продукции;

- систематическим обучением и повышением квалификации персонала всех уровней;

- постоянным мониторингом процессов и своевременным принятием корректирующих и предупреждающих действий, направленных на постоянное соответствие продукции требованиям и улучшение системы менеджмента качества.

Доведение политики до персонала предприятия обеспечивается: наличием во всех

служебных помещениях подразделений предприятия, участвующих в разработке и изготовлении продукции, наглядной формы политики; организацией изучения политики в каждом подразделении.

Сотрудники должны не только принять к сведению политику предприятия в области качества, но знать и выполнять свою конкретную задачу для достижения поставленных целей.

ОАО «Концерн «Созвездие» - предприятие с полным технологическим циклом разработки, изготовления и испытаний опытных образцов, а также серийного изготовления мелких партий изделий собственной разработки.

Численность работающих на предприятии составляет 5320 чел. (с высшим образованием 54,7 %, со средне-специальным - 14 %, средний возраст 40,5 лет), в т. ч. основных рабочих 782 чел., 1 член-корреспондент Российской академии наук и академик Международной академии связи, 1 член-корреспондент Международной академии информатизации, 10 докторов наук, 112 кандидатов наук.

Предприятие имеет фонд из 1184 охранных документов на интеллектуальную собственность (табл. 1).

Областью деятельности предприятия является: автоматизированные системы связи и управления вооруженных сил Российской Федерации ТЗУ; стационарные и подвижные комплексы связи и управления; специальные системы определения местоположения подвижных объектов и обмена данными; комплексы радиосвязи и радиоуправления специального назначения; средства радиосвязи и радиоуправления специального назначения; средства дистанционного радиоуправления.

В собственном производстве интеллектуальная собственность использовалась в ряде изделий.

Технологическое оборудование позволяет производить малыми партиями: металлоконструкции радиотехнических изделий; печатные платы; поверхностный монтаж печатных плат; изделия из пластмасс; прецизионные изделия инструментального производства.

Продукция контролируется двумя военными представительствами Министерства обороны.

Таблица 1

Состав документов на интеллектуальную собственность

Наименование интеллектуальной собственности Количество, шт.

Изобретения 1 105

в том числе:

авторские свидетельства 819

патенты 166

решения о выдаче патентов 120

Промышленные образцы 18

в том числе:

свидетельства 9

патенты 9

Свидетельства на полезные модели 50

Свидетельств на программу для ЭВМ 11

Предприятие постоянно занимается подготовкой и повышением квалификации кадров, для этого имеются 6 кафедр ЦИПС, заочная аспирантура, ученый совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата технических наук.

На предприятии осуществляется: проведение входного контроля поставленной продукции; проведение анализа представленных, в соответствии с требованиями стандартов предприятия, документов.

Организация изготовления деталей и сборочных единиц на сторонних предприятиях происходит в соответствии с сертификацией, утвержденной на предприятии. Взаимодействие между предприятиями оговаривается в соответствии с требованиями стандартов «Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации».

Система менеджмента качества является неотъемлемой частью общей системы управления научной, производственной и хозяйственной деятельности предприятия и охватывает все уровни управления на всех этапах жизненного цикла продукции.

Обязательное исполнение требований документов системы менеджмента качества при выполнении организационной, коммерческой и технической деятельности предприятия гарантирует выполнение установленных и предполагаемых требований заказчика в полном объеме.

Заместитель директора по качеству как представитель директора в области качества имеет полномочия определять проблемы в области качества, поручать специалистам и подразделениям предприятия разработку и

выполнение мероприятий по качеству, контролировать деятельность подразделений предприятия в области качества.

Заместитель директора по качеству несет ответственность за эффективное функционирование системы менеджмента качества, организацию проведения внутренних аудиторских проверок и доведение информации о функционировании системы качества до руководства.

Руководство предприятия обязуется: довести политику предприятия в области качества и требования документов СМК до каждого сотрудника; обеспечить реализацию политики в области качества эффективным функционированием СМК; обеспечить функционирование СМК достаточными ресурсами и соответствующей подготовкой кадров.

Руководство предприятия обязывает должностных лиц и всех сотрудников предприятия осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями настоящего стандарта и других документов СМК, что является гарантией реализации политики предприятия в области качества.

Выполнение требований заказчика (потребителя) является законом для деятельности должностных лиц и сотрудников предприятия. Определение требований к конкретной продукции осуществляется подразделениями, выполняющими разработки в данных направлениях техники. С целью повышения удовлетворенности заказчика (потребителя) продукцией производится постоянное изучение мировых достижений в области деятельности предприятия и проводят-

ся инициативные научные исследования путей обеспечения их исполнения.

Таким образом, обеспечивается связь политики в области менеджмента качества с деятельностью персонала высокотехнологичного предприятия.

Поступила в редакцию 3.08.2008 г.

Ovchinnikova T.I., Belyaeva G.V., Khokhlov V.A. Politics and objectives in the field of quality management at a high-technology business. The article considers politics and objectives formulated by a high technology business in the field of quality management. The authors provide the scheme of interaction processes in the system specified.

Key words: quality management, system, politics, production, intellectual property.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ОПЕРАЦИОННОГО АУДИТА НА ПРЕДПРИЯТИИ Е.Б. Герасимова

В статье рассмотрены вопросы и механизмы, способствующие совершенствованию инструментария учета, контроля и оценки эффективности, направленных на практическую реализацию экономических методов аудита в системе менеджмента качества предприятий и организаций.

Ключевые слова: организация, аудит, качество.

Методы и приемы в аудиторской проверке применяются с помощью определенных процедур. Процедура представляет собой выполнение конкретных действий аудитора при исследовании представленных руководством предприятия документации системы менеджмента качества (СМК) и другой информации для получения аудиторских доказательств. Все процедуры по степени использования в аудиторских проверках целесообразно подразделить на организационные, нормативно-правовые, расчетные, счетно-вычислительные, логические, моделирования, сопоставления. Организационные процедуры необходимы на начальном этапе проведения проверки. Их цель - определение объектов, методических приемов и процедур проверки в соответствии с существующей системой операционного учета на предприятии, выбор рабочего места аудитора, средств общения с руководством хозяйствующего субъекта.

Сущность процедуры моделирования заключается в построении организационных и информационных моделей аудита, которые позволяют оптимизировать его проведение по времени и качеству с применением вычислительной техники. Моделирование позволяет изучить нормативно-справочную, финансовую и другую информацию, относя-

щуюся к объекту аудита, что составляет его информационную базу.

Нормативно-правовые процедуры представляют собой совокупность действий, связанных с исследованием функционирования объекта аудита в соответствии со стандартами качества. Система расчетов является важным аспектом расчетных процедур, применяемых при исследовании достоверности количественных и стоимостных показателей операций по обеспечению качества. При этом рассчитываются частные и обобщающие показатели качества, характеризующие соответствующие процессы СМК.

Счетно-вычислительные процедуры применяются при исследовании количественной характеристики аудируемого объекта. Эти процедуры выполняются в сочетании с расчетно-аналитическими и документальными методическими приемами. Логические процедуры основаны на применении логики в аудиторских проверках. Они применяются вместе с расчетными, аналитическими и другими процедурами и приемами. Сущность процедуры сопоставления выявляется при необходимости определения отклонений объектов аудита от нормативно-правовой модели или аналога этого объекта. Эта процедура широко применяется при разных методических приемах и часто используется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.