Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ВУЗА С ОПЫТОМ РАБОТЫ 1-3 ГОДА И 3-5 ЛЕТ'

АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ВУЗА С ОПЫТОМ РАБОТЫ 1-3 ГОДА И 3-5 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧИНАЮЩИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / НАСТАВНИЧЕСТВО / NOVICE UNIVERSITY TEACHER / SELF-ADJUSTMENT PROCESS / INITIAL STAGE OF WORK / WORKLOAD MANAGEABILITY / SOCIAL / PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT / INDUCTION PERIOD / MENTORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпович Ирина Александровна, Воронова Лариса Сергеевна

Цель настоящего исследования заключается в следующем: 1) оценить профессиональную готовность начинающих преподавателей вуза; 2) выявить проблемы, с которыми они сталкиваются в профессиональной, психологической и мотивационной сферах процесса адаптации; 3) сравнить степень выраженности выявленных проблем в группах начинающих педагогов с 1 - 3-летним и 3-5-летним стажем работы. В статье представлены результаты исследования, проведенного в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. В опросе приняли участие 40 молодых педагогов. В исследовании использовался метод опроса (серия интервью) и метод анкетирования. Оценка эффективности процесса адаптации осуществлялась на основе анализа выполнения учебной нагрузки (выполнения индивидуального плана, отсутствия конфликтных ситуаций, успеваемости студентов и др.) Результаты исследования позволили оценить готовность начинающих педагогов к профессиональной деятельности и выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в профессиональной, психологической и мотивационной сферах учебного процесса. Сравнение начинающих педагогов (опыт 1-3 года) и молодых педагогов (опыт 3-5 лет) показало, что во всех сферах адаптации наблюдается положительная тенденция, хотя разница между начинающими и молодыми педагогами в большинстве случаев статистически незначима. Из этого следует, что университетский педагог со стажем работы около 5 лет все еще нуждается в поддержке. Одним из наиболее эффективных способов адаптации начинающих преподавателей может быть профессионально-психологическая поддержка, оказываемая в форме наставничества и индивидуальных консультаций, осуществляемых наставниками и опытными коллегами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпович Ирина Александровна, Воронова Лариса Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF NOVICE UNIVERSITY TEACHERS WITH EXPERIENCE OF 1-3 YEARS AND 3-5 YEARS

The article is focused on the issue of adaptation of novice university teachers. The purpose of this study is as follows: 1) to assess the professional readiness of the novice university educators; 2) to find out the problems they face in professional, psychological and motivational spheres of induction process; 3) to compare the frequency of the detected problems within the groups of novice teachers with 1- 3 year and 3-5 year experience. The article presents the results of a study conducted at Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Novice educators (N 40) took part in the series of interviews. Their induction process was also evaluated through the analysis of their workload manageability (appraisal on the basis of individual plan implementation, absence of conflict situations, academic performance of students, etc). Results of appraisal made it possible to evaluate the readiness for professional activities and to figure out the main problems teachers faced in professional, psychological and motivational spheres of induction process. Comparison of novice teachers (1-3 year experience) and young teachers (3-5 year experience) resulted in the following findings: there is a positive tendency in all the spheres of adaptation, though the difference between the values of novice and young teachers is in most cases statistically insignificant. One of the most effective ways of novice professional induction can be the professional and psychological support provided by mentoring and individual assistance, performed in the form of on-the-job training, instructional interactions with mentors and experienced colleagues. Basically, it can be looked at under the term of social resources.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ВУЗА С ОПЫТОМ РАБОТЫ 1-3 ГОДА И 3-5 ЛЕТ»

Karpovich Irina Alexandrovna, Voronova Larisa Sergeevna ADAPTATION OF NOVICE UNIVERSITY TEACHERS .

pedagogical sciences

УДК 378

DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0023

АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ВУЗА С ОПЫТОМ РАБОТЫ 1-3 ГОДА И 3-5 ЛЕТ

© 2020

SPIN: 4861-8777 Author ID 612188 ResearcherID AAC-5707-2019 ORCID: 0000-0003-2756-0836 Scopus ID 57210412428

Карпович Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков

SPIN: 9100-8607 Author ID 894500 ResearcherID X-7617-2019 ORCID: 0000-0002-3190-2344 Scopus ID 57210161487

Воронова Лариса Сергеевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (195251, Россия, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29, e-mail: [email protected]) Аннотация. Цель настоящего исследования заключается в следующем: 1) оценить профессиональную готовность начинающих преподавателей вуза; 2) выявить проблемы, с которыми они сталкиваются в профессиональной, психологической и мотивационной сферах процесса адаптации; 3) сравнить степень выраженности выявленных проблем в группах начинающих педагогов с 1 - 3-летним и 3-5-летним стажем работы. В статье представлены результаты исследования, проведенного в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. В опросе приняли участие 40 молодых педагогов. В исследовании использовался метод опроса (серия интервью) и метод анкетирования. Оценка эффективности процесса адаптации осуществлялась на основе анализа выполнения учебной нагрузки (выполнения индивидуального плана, отсутствия конфликтных ситуаций, успеваемости студентов и др.) Результаты исследования позволили оценить готовность начинающих педагогов к профессиональной деятельности и выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в профессиональной, психологической и мотивационной сферах учебного процесса. Сравнение начинающих педагогов (опыт 1-3 года) и молодых педагогов (опыт 3-5 лет) показало, что во всех сферах адаптации наблюдается положительная тенденция, хотя разница между начинающими и молодыми педагогами в большинстве случаев статистически незначима. Из этого следует, что университетский педагог со стажем работы около 5 лет все еще нуждается в поддержке. Одним из наиболее эффективных способов адаптации начинающих преподавателей может быть профессионально-психологическая поддержка, оказываемая в форме наставничества и индивидуальных консультаций, осуществляемых наставниками и опытными коллегами.

Ключевые слова: начинающий преподаватель вуза, процесс адаптации, социальная, профессиональная и психологическая адаптация, наставничество.

ADAPTATION OF NOVICE UNIVERSITY TEACHERS WITH EXPERIENCE

OF 1-3 YEARS AND 3-5 YEARS

© 2020

Karpovich Irina Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department of foreign languages Voronova Larisa Sergeevna, senior lecturer of the department of foreign languages

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, St.Petersburg, Russian Federation (195251, Russian Federation, St. Petersburg, Polytechnicheskaya, 29, e-mail: [email protected]) Abstract. The article is focused on the issue of adaptation of novice university teachers. The purpose of this study is as follows: 1) to assess the professional readiness of the novice university educators; 2) to find out the problems they face in professional, psychological and motivational spheres of induction process; 3) to compare the frequency of the detected problems within the groups of novice teachers with 1- 3 year and 3-5 year experience. The article presents the results of a study conducted at Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Novice educators (N 40) took part in the series of interviews. Their induction process was also evaluated through the analysis of their workload manageability (appraisal on the basis of individual plan implementation, absence of conflict situations, academic performance of students, etc). Results of appraisal made it possible to evaluate the readiness for professional activities and to figure out the main problems teachers faced in professional, psychological and motivational spheres of induction process. Comparison of novice teachers (1-3 year experience) and young teachers (3-5 year experience) resulted in the following findings: there is a positive tendency in all the spheres of adaptation, though the difference between the values of novice and young teachers is in most cases statistically insignificant. One of the most effective ways of novice professional induction can be the professional and psychological support provided by mentoring and individual assistance, performed in the form of on-the-job training, instructional interactions with mentors and experienced colleagues. Basically, it can be looked at under the term of social resources.

Keywords: novice university teacher, self-adjustment process, initial stage of work, workload manageability, social, professional and psychological support, induction period, mentoring.

ВВЕДЕНИЕ

Трудности, с которыми сталкивается молодой педагог на начальном этапе работы в вузе, могут усилить общее напряжение, привести к эмоциональному выгоранию и намерениям отказаться от педагогической карьеры. Решение этой проблемы является актуальной задачей для педагогического сообщества. Начинающие

преподаватели независимо от того, работают ли они в школе, колледже или университете, сталкиваются с проблемами выполнения рабочей нагрузки и трудностями, связанными с преодолением стресса и эмоционального выгорания [1]. Исследования, посвященные взаимосвязи между уверенностью в собственных силах и чувством выгорания, показывают, что уверенность участников в

педагогические науки

Карпович Ирина Александровна, Воронова Лариса Сергеевна АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ВУЗА С ОПЫТОМ ...

собственных силах имеет обратную связь с их выгоранием [2]. Выгорание определяется как результат длительного стресса, связанного с работой, особенно присущего таким профессиям как учитель или педагог [3]. Эту тенденцию можно наблюдать в учебных заведениях по всему миру [4-13]. Исследования в области общего образования показали, что 24% начинающих учителей оставляют преподавание в течение первого года работы, 33% бросают его после трех лет и от 40% до 50% уходят в течение первых пяти лет. Это указывает на то, что начинающие учителя могут испытывать трудности в начале своей педагогической карьеры [14]. Несмотря на то, что существует множество исследований по изучению данного вопроса, нет единого решения по преодолению этой проблемы.

Если начинающие педагоги не получают должной поддержки в начальный период своей карьеры, это может привести к снижению самооценки, чувству неудовлетворенности собой, высокому уровню тревожности, повышенной утомляемости и, как следствие, эмоциональному истощению и выгоранию [2;5;15-17]. Выгоранием обычно называют синдром, связанный с работой, влекущий за собой восприятие индивидом значительного разрыва между ожиданиями успешной профессиональной деятельности и наблюдаемой, гораздо менее удовлетворительной реальностью [15]. Это состояние может быть вызвано нервозностью, связанной со страхом оценки и, возможно, критики со стороны более опытных коллег. Исследование, посвященное восприятию начинающими учителями своей профессиональной деятельности в первые годы работы, показало, что большинство педагогов, принявших участие в эксперименте, чувствовали, что им придется пересмотреть свою профессиональную идентичность, профессиональный идеал и этические стандарты. Это объяснялось отсутствием компетентности в оказании учащимся психологической поддержки. Тесное сотрудничество и поддержка со стороны более опытных коллег в сложных повседневных ситуациях часто играет решающую роль в адаптации молодых учителей в школе [11].

Эти психологические трудности накладываются на учебную нагрузку и обязанности, с которыми сталкиваются начинающие учителя в процессе своей профессиональной деятельности. Е. Беттини и др. (2017) установили, что существует очевидная корреляционная зависимость между успешным выполнением рабочей нагрузки и эмоциональным истощением. Другими словами, если начинающему учителю сложнее справляться с рабочей нагрузкой, он с большей вероятностью испытывает эмоциональное истощение и с меньшей вероятностью намерен продолжать свою профессиональную деятельность

[4].

Целью данной работы является определение проблем, с которыми сталкиваются начинающие педагоги вуза, оценка процесса их профессиональной адаптации и определение ресурсов для оказания социальной, профессиональной и психологической поддержки начинающим педагогам. В данной статье исследователи попытаются описать трудности, с которыми сталкиваются начинающие педагоги на начальном этапе своей трудовой деятельности, и на основе выявленных проблем определить ресурсы, которые будут способствовать успешному процессу их адаптации.

Задачи:

1. Оценить профессиональную готовность начинающих преподавателей вуза.

2. Определить проблемы, с которыми сталкиваются начинающие педагоги со стажем менее 3 лет в профессиональной, психологической и мотивационной сферах адаптации.

3. сравнить степень выраженности выявленных проблем в группах начинающих педагогов с 1 - 3-летним и 3-5-летним стажем работы.

4. Определить ресурсы, которые могут быть исполь-

зованы для более успешного процесса адаптации начинающих педагогов.

МЕТОДОЛОГИЯ

В данном исследовании был принят индуктивный подход, направленный на определение 1) проблем, с которыми сталкивается начинающий педагог в профессиональной, психологической и мотивационной сферах адаптации, 2) ресурсов, которые могут быть использованы для устранения выявленных проблем. Исследователи применили количественный метод сбора данных, используя анкету и интервью с руководителем подразделения. Анкета, по нашему мнению, является наиболее подходящим инструментом для настоящего исследования, который обеспечит понимание проблемы, максимально рациональное использование времени респондентов и облегчит анализ данных. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе (весенний семестр 2017-2018 учебного года) исследователи оценивали готовность начинающих педагогов к выполнению своих профессиональных обязанностей. Оценка проводилась на основе результатов компьютерной оценки аттестации педагогических работников и собеседования с руководителем подразделения. На втором этапе (2018-2019 учебный год) исследователи выявили проблемы адаптации начинающих педагогов и оценили уровень их адаптации в профессиональной, психологической и мотивационной сферах. Заключение исследования было основано на анализе профессиональной деятельности начинающих педагогов и данных, полученных в результате анкетирования. Полученные результаты позволили сформулировать рекомендации по облегчению процесса адаптации начинающих педагогов.

Первая часть исследования проводилась среди преподавателей СПбПУ со стажем работы в образовательном учреждении менее 3 лет (16 человек). По результатам анализа их деятельности в течение года оценивался уровень их профессиональной адаптации и готовности к профессиональной деятельности. Второй этап проводился с участием преподавателей, принявших участие в первом этапе (16 человек) обучения и других преподавателей Гуманитарного института со стажем работы 3-5 лет (24 человека), благодаря чему стало возможным проследить общие закономерности, связанные с процессом адаптации начинающих преподавателей.

Первый этап исследования включал сбор данных о педагогах, работающих в сфере образования менее 3-х лет, полученных в результате компьютерного тестирования в рамках аттестации педагогических работников и собеседования с заведующей кафедрой. В ходе собеседования заведующей кафедрой было предложено заполнить анкету о том, как она оценивает успешность начинающих преподавателей в выполнении ими профессиональной деятельности по следующей шкале от 1 до 10 баллов, где 1 означает самый низкий уровень, а 10-самый высокий уровень успешности в профессиональной деятельности. Собранные данные позволили выявить уровень их готовности к профессиональной деятельности. Другими словами, в рамках исследования была предпринята попытка оценить, насколько четко преподаватели осознают свою сферу ответственности, должностные обязанности, а также сроки, которые они должны соблюдать для успешного выполнения своих обязанностей. Анализ проводился на основе оценки следующих параметров:

- профессиональная компетентность, т. е. достаточный уровень подготовки, профессиональные знания по предмету и педагогике (результаты компьютерного тестирования в рамках аттестации педагогических работников по трем модулям: профессиональная сфера; нормативно-правовые акты в образовании; информационные технологии в учебном процессе); 30 баллов (по 10 баллов за каждый раздел);

- реализация индивидуальных планов (10 баллов);

- результаты опроса, содержащего оценку преподава-

Karpovich Irina Alexandrovna, Voronova Larisa Sergeevna pedagogical

ADAPTATION OF NOVICE UNIVERSITY TEACHERS ... sciences

теля студентами (10 баллов);

- отсутствие жалоб и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия со студентами и дирекциями институтов, в которых работают препода-ватели(10 баллов);

- отсутствие нарушений трудовой дисциплины и заполнения рабочей документации (10 баллов);

- результаты посещения занятий кураторами по институтам (30 баллов; по 10 баллов максимум от каждого из 3 кураторов).

Уровень профессиональной готовности начинающих педагогов оценивался по следующей шкале суммарных баллов: 90-100 баллов относились к высокому уровню профессиональной готовности, 60-89 баллов - к среднему и 0-59 баллов - к низкому уровню профессиональной готовности.

Количественные данные были сведены в таблицу в MS Excel и введены в SPSS, версия 23 (IBM Corp., 2016). Анализ количественных данных проводился с применением метода описательной статистики для определения одномерных частотных распределений в полученных данных, а также исследователи использовали таблицы сопряженности для анализа парного распределения признаков. Результаты анализа данных представлены в Таблице 1.

Второй этап включал исследование, проведенное в осеннем семестре 2018-2019 учебного года, в основу которого были положены результаты анкетирования по проблемам социально-психологической и ценностно-мотивационной сфер адаптации начинающих педагогов. Для решения указанных выше исследовательских вопросов была разработана анкета для определения проблем, с которыми сталкиваются начинающие педагоги в профессиональной, психологической и мотивационной сферах адаптации. Анкета состояла из закрытых вопросов с множественным выбором; кроме того, большинство вопросов с множественным выбором включали возможность множественного ответа и содержали поле "Другое", чтобы респонденты могли поделиться своим мнением по рассматриваемому вопросу. Для получения данных был применен онлайн-опрос с использованием Google Forms, который является эффективным и удобным инструментом для сбора и обработки данных. В опросе приняли участие две группы респондентов: 16 начинающих педагогов со стажем преподавания 1-3 года, принявших участие в первом этапе исследования, и 24 молодых педагога со стажем преподавания 3-5 лет. Это позволило выявить проблемы, общие закономерности и тенденции, связанные с процессом адаптации начинающих и молодых педагогов. Письмо с предложением пройти опрос было разослано 40 преподавателям и собрано 40 полных наборов ответов. Затем данные были введены в SPSS для проведения описательного статистического анализа частотных и парных распределений (таблица сопряженности) в ответах респондентов на закрытые вопросы для их последующего анализа и интерпретации. Далее, исследователи провели корреляционный анализ полученных результатов для каждого пункта анкеты в SPSS, используя критерий хи-квадрат и точный критерий Фишера для выявления статистически значимой разницы между результатами двух групп респондентов. Статистически значимое различие оценивали по коэффициенту Фишера с допустимым пределом погрешности а = 0,05. Затем исследователи провели сравнительный анализ полученных результатов, что позволило им дать рекомендации о том, как облегчить процесс адаптации начинающих педагогов. Результаты 2 этапа помогли решить исследовательские вопросы 1 и 2.

РЕЗУЛЬТАТЫ

На первом этапе исследования был выявлен уровень готовности начинающих педагогов к осуществлению профессиональной деятельности. Результаты анализа данных свидетельствуют о том, что уровень готовности к выполнению профессиональной деятельности можно 108

оценить как высокий (31%), средний (56%) и низкий (13%) (Табл.1) и является, в основном, достаточным. Однако 19% начинающих педагогов испытывают трудности с выполнением индивидуальных планов, трудовой дисциплиной и заполнением рабочей документации, а также с методическими аспектами проведения уроков. Результаты показывают, что эти преподаватели нуждаются в консультациях и поддержке со стороны более опытных преподавателей и администрации учебного заведения.

Таблица 1 - Оценка готовности к осуществлению профессиональной деятельности

Готовность к профессиональной деятельности Начинающие пр епод аватели (кол-во. %) Общее кол-во

Высокий Средний Низкий

Знание предмета и методики преподавания 5(31%) 11 (69%) 0 (0%) 16(100%)

Знание закона оо образовании 1 (6%) 15(94%) 0 (0%) 16(100%)

Компьютерная грамотность 9 (56%) 7 (44%) 0 (0%) 16(100%)

Выполнение индивид^' альных планов 5(31%) S (50%) 3(19%) 16(100%)

Независимая оценка студентов 5 (31%) 11 |'б9°о) 0 (0%) 16(100%)

Отсутствие жалоб и конфликтных ситуаций с дирекцией институтов и студентами. 13 (81%) 3 (19%) 0 (0%) 16(100%)

Отсутствие нарушений трудовой дисциплины и своевременное заполнение раб очей документации 6 (37%) 7 (44%) 3(19%) 16(100%)

Посещение занятия куратором 1 5 (31%) 9 (56%) 2(13%) 16(100%)

Посещение занятия куратором2 2 (12%) 11 (69%) 3(19%) 16(100%)

Посещение занятия кураторомЗ 4 (25%) 11 |'б9°о) 1 (6%) 16(100%)

Всего (Среднее значение) 5(31 %) 9 (56%) 2(13%) 16(100%)

Согласно опросу, проведенному на втором этапе исследования, 87,5% начинающих педагогов (1-3 года) и 70,8% молодых педагогов (3-5 лет) столкнулись с трудностями на начальном этапе работы. По результатам опроса удалось выявить следующие проблемы.

Профессиональная сфера:

- большая загруженность;

- неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки;

- отсутствие навыков в преподавании;

- большое количество важной информации, не имеющей прямого отношения к подготовке и проведению занятий (структура институтов, расположение их дирекций, соответствие учебных групп специальностям и учебным планам, расположение учебных корпусов и др.);

- отсутствие навыков ведения документации (работа с учебными планами, составление индивидуального плана, заполнение журналов учета успеваемости студентов в течение семестра);

- неблагоприятный баланс между работой и личной жизнью.

Психологическая сфера:

- опыт, связанный с необходимостью нового ролевого распределения;

- тревожность, связанная с установлением межличностных контактов;

- невозможность установить оптимальную дистанцию со студентами и поддерживать дисциплину;

- боязнь чужого мнения;

- негативные эмоциональные состояния;

- переживания, связанные с необходимостью продемонстрировать свои возможности;

- высокий уровень тревожности, отсутствие уверенности в своих силах.

Мотивационная сфера:

- непонимание цели профессиональной деятельности;

- неуверенность в мотивации выбора профессиональной деятельности и места работы;

- слабая мотивация к обучению, саморазвитию и самосовершенствованию, обусловленная ограниченным количеством времени.

Результаты теста Хи-Квадрат и критерия Фишера показывают, что разница между значениями начинающих и молодых преподавателей в большинстве случаев статистически незначима, хотя снижение страха перед студентами и трудности установления оптимальной дистанции с ними является статистически значимым (р = 0,004;

педагогические науки

Карпович Ирина Александровна, Воронова Лариса Сергеевна АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ВУЗА С ОПЫТОМ ...

а = 0,05). Тем не менее, можно видеть, что уровень проблем в профессиональной, психологической и мотива-ционной сферах, с которыми сталкиваются начинающие педагоги, имеет тенденцию к снижению с опытом.

Таблица 2 - Проблемы, с которыми сталкиваются начинающие и молодые педагоги в профессиональной, психологической и мотивационной сферах адаптации на начальном этапе работы

Про&гсш, Ответы респондентов (%)

Начинающие педагоги (1-3 года) Молодые педагоги (3-5 Критерий Фишера (двусторонний)

Профессиональная сфера адаптации

повышеннаяутомляеыость и снижение 50% 333% 0339*

подготовки 66 7% 37.5% 0.106*

проблемы с поддержанием дисциплины на занятии 43.8% 25% 0305*

сложности с заполнениемрао очей документации 667% 37.5% 0.106*

ооъектнвная оценка р езультатоврао оты учащихся 87.5% 62.5% 0.148*

сложности с выполнением раоочеинагрузки 75% 50% 0.114*

Психологическая сфера адаптации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тревожность 688% 333% 0.101*

страх перед студентами и трудность установления оптимальной дистанции со студентами 65.8% 20.8% 0.004*

страхвзанмоденствняс администрацией университета 50% 25% 0.176*

нежелание ооращатъсяза помощью к оолее опытным 813% 62.5% 0308*

Мотивационная сфера адаптации

худшую сторону 25% 12.5% 0.407*

неудовлетворенностьусловиями труда 313% 12.5% 0311*

* а^а1ие = 0.05

Для преодоления трудностей, с которыми сталкиваются начинающие преподаватели вузов, важно использовать соответствующие социальные ресурсы. На основе анализа выявленных проблем можно сделать вывод, что одним из наиболее эффективных способов профессиональной адаптации начинающих педагогов может быть профессионально-психологическая поддержка, оказываемая наставничеством и индивидуальной помощью, осуществляемая в форме обучения без отрыва от производства, взаимодействия с наставниками и опытными коллегами [17]. По словам Касперсена, учителя часто описывают свои первые годы работы в качестве преподавателя после окончания вуза как шокирующий опыт. Исследование выявило различия между начинающими и опытными преподавателями с точки зрения уровня поддержки и сотрудничества со стороны коллег и руководства. В дополнение к получению меньшего уровня профессиональной поддержки от руководства, начинающие учителя испытывают сложность в выражении своих собственных потребностей коллегам [18]. Именно поэтому было принято решение о проведении тренингов, в рамках которых начинающие преподаватели посещали занятия, проводимые более опытными преподавателями, делали заметки и анализировали их.

Необходимо проводить работу по адаптации вновь набираемых кадров, повышению качества образования [19-20]. Несмотря на то, что работник готов самостоятельно овладевать своими профессиональными навыками, тем не менее, на начальном этапе его трудовой деятельности необходима профессиональная поддержка. Уполномоченным представителям образовательных организаций необходимо рассмотреть вопросы, связанные с адаптацией новых сотрудников. Ошибочно возлагать всю полноту ответственности за эффективность процесса адаптации новых работников только на образовательную организацию. Одним из важнейших условий успешной адаптации специалиста, а также закрепления его в педагогической профессии, является его личност-но-профессиональная подготовка.

В дальнейшем, в целях разработки научно-методических рекомендаций по организации педагогического сопровождения, необходимо оценить уровень готовности к профессиональной деятельности молодых педагогов с техническим образованием, преподающих различные дисциплины в СПбПУ.

ВЫВОДЫ

Целью данного исследования было изучение процесса адаптации начинающих преподавателей вузов.

Для достижения поставленной цели необходимо было: 1. оценить профессиональную готовность начинающих преподавателей вуза; 2. выявить проблемы, с которыми они сталкиваются в профессиональной, психологической и мотивационной сферах индукционного процесса; 3. сравнить частоту выявленных проблем в группах начинающих педагогов с 1 - 3-летним и 3-5-летним стажем работы.

Мы добились следующих результатов:

1) мы оценили профессиональную готовность начинающих педагогов. Это привело к следующим выводам: 31% начинающих педагогов имеют низкий уровень готовности, 56% и 13% имеют средний и высокий уровень соответственно.

2) мы определили, что основными проблемами, с которыми сталкивается начинающий педагог, являются: увеличение нагрузки; неуверенность в уровне профессиональной подготовки; отсутствие баланса между личной жизнью и работой; потребность в новом ролевом распределении и установлении межличностных контактов; неспособность установить оптимальную дистанцию с учениками и поддерживать дисциплину; высокий уровень тревожности и неуверенности в себе; неуверенность в мотивации выбора профессии; ограниченное количество времени для саморазвития и самосовершенствования.

3) мы сравнили частоту встречаемости указанных проблем в группах начинающих преподавателей вузов со стажем работы 1-3 года и 3-5 лет и выяснили, что хотя уровень проблем в профессиональной, психологической и мотивационной сферах, с которыми сталкиваются начинающие преподаватели, имеет тенденцию к снижению с опытом, разница между ценностями начинающих и молодых преподавателей в большинстве случаев статистически незначительна.

Поскольку проблемы, возникающие в психологической сфере адаптации, представляются наиболее острыми, важно использовать соответствующие социальные ресурсы, предположительно предоставляемые наставничеством и индивидуальной помощью, осуществляемой в форме обучения без отрыва от производства, инструктивного взаимодействия с наставниками и опытными коллегами. Полученные результаты могут быть использованы для: подготовки оценочно-измерительных материалов для определения уровня готовности педагога к педагогической деятельности; обоснования необходимости поддержки молодых педагогов в первые годы их профессиональной деятельности; подготовка программы оказания педагогической поддержки начинающим преподавателям в отдельных структурных подразделениях университета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Пустовалова Н.И., Пустовалова В.Г., Папушина А.В. Социально-профессиональная адаптация начинающих преподавателей вуза. Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 79-83.

2. Yazdi M T, Motallebzadeh K and Ashraf H 2014 The Role of Teacher's Self-efficacy as a Predictor of Iranian EFL Teacher's Burnout. Journal of Language Teaching and Research.

3. Jennett H K, Harris S L andMesibov G B 2003 Commitment to philosophy, teacher efficacy, and burnout among teachers of children with autism. Journal of Autism and Developmental Disorders 33(6) 583-593

4. Bettini E, Jones N, Brownell M, Conroy M, Park Y, Leite W,... and Benedict A 2017 Workload Manageability Among Novice Special and General Educators: Relationships With Emotional Exhaustion and Career Intentions. Remedial and Special Education. https://doi. org/10.1177/0741932517708327

5. Bettini E A, Jones N D, Brownell M T, Conroy M A and Leite W L 2018 Relationships Between Novice Teachers' Social Resources and Workload Manageability. Journal of Special Education. https://doi. org/10.1177/0022466918775432

6. Ardisa P, Wu Y T and Surjono H D 2018 Improving Novice Teachers' Instructional Practice Using Technology Supported Video-based Reflection System: The Role of Novice Teachers' Beliefs. Journal of Physics: Conference Series. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1140/1/012029

7. Mathews H M, Rodgers W J and Youngs P 2017 Sense-making for beginning special educators: A systematic mixed studies review. Teaching and Teacher Education. https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.05.007

8. Qakmak M, Gunduz M and Emstad A B 2019 Challenging moments of novice teachers: survival strategies developed through experiences. Cambridge Journal of Education. https://doi.org/10.1080/030576

Karpovich Irina Alexandrovna, Voronova Larisa Sergeevna ADAPTATION OF NOVICE UNIVERSITY TEACHERS .

pedagogical sciences

4X.2018.1476465

9. Qam Akta§ B 2018 Assessment of Induction to Teaching Program: Opinions of Novice Teachers, Mentors, School Administrators. Universal Journal of Educational Research. https://doi.org/10.13189/ ujer.2018.061007

10. Paula L and Grinfelde A 2018 The Role of Mentoring in Professional Socialization of Novice Teachers. Problems of Education in the 21st Century. Retrieved from http://www.mendeley.com/research/role-mentor-ing-professional-socialization-novice-teachers

11. Etelapelto A, Vahasantanen K and Hokka P 2015 How do novice teachers in Finland perceive their professional agency? Teachers and Teaching: Theory and Practice. https://doi.org/10.1080/13540602.2015.1 044327

12. Lofstrom E and Eisenschmidt E 2009 Novice teachers' perspectives on mentoring: The case of the Estonian induction year. Teaching and TeacherEducation. https://doi.org/10.1016/j.tate.2008.12.005

13. Shin S K 2012 "It Cannot Be Done Alone": The Socialization of Novice English Teachers in South Korea. TESOL Quarterly. https://doi. org/10.1002/tesq.41

14. Farrell T S C 2016 Surviving the transition shock in the first year of teaching through reflective practice. System. https://doi.org/10.1016/j.sys-tem.2016.07.005

15. Friedman IA 2000 Burnout in teachers: Shattered dreams of impeccable professional performance. Journal of Clinical Psychology. https://doi.org/10.1002/(SICI)1097-4679(200005)56:5<595::AID-JCLP2>3.0.C0;2-Q

16. Kim J, Youngs P and Frank K 2017 Burnout contagion: Is it due to early career teachers' social networks or organizational exposure? Teaching and Teacher Education. https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.04.017

17. Gavish B and Friedman IA 2010 Novice teachers' experience of teaching: A dynamic aspect of burnout. Social Psychology of Education. https://doi.org/10.1007/s11218-009-9108-0

18. Caspersen J and Raaen F D 2014 Novice teachers and how they cope. Teachers and Teaching: Theory and Practice. https://doi.org/10.108 0/13540602.2013.848570

19. Kazemi E, Franke ML andLampertM 2009Developing pedagogies in teacher education to support novice teachers' ability to enact ambitious instruction. Crossing Divides: Proceedings of the 32nd Annual Conference of the Mathematics Education Research Group of Australasia (Vol. 1).

20. McCarthy C J, Lambert R G, Lineback S, Fitchett P andBaddouh P G 2016 Assessing Teacher Appraisals and Stress in the Classroom: Review of the Classroom Appraisal of Resources and Demands. Educational Psychology Review.

Статья поступила в редакцию 17.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.