DOI: 10.17689/psy-2016.2.7 УДК 159.9
Адаптация младших школьников, вынужденно покинувших территорию Украины к условиям российской общеобразовательной школы © 2016 Мали Наталья Александровна*, *старший преподаватель кафедры «Дошкольное и дефектологическое образование» Пензенского государственного университета (г. Пенза)
n.mali2012@yandex.ru
Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования адаптации младших школьников, вынужденно покинувших территорию Украины к условиям российской общеобразовательной школы. Автором делается вывод о том, что адаптационный процесс у младших школьников из России и Украины имеет некоторые сходные черты, в том числе повышенный уровень агрессивности и тревожности, но по некоторым показателям, таким, как наличие чувства страха, нестабильности, нежелание вступать в контакт с окружающими и проблемы в общении, дети из Украины отличаются от русских детей.
Ключевые слова: адаптация, школьная адаптация, беженцы.
Adaptation of younger schoolboys, forced to leave the territory of Ukraine to the
Russian secondary school © 2016 Mali Natalia Aleksandrovna*,
*Senior Lecturer of the Department "Preschool education and defectological" Penza
State University (Penza) n.mali2012@yandex.ru Annotation: This paper presents the results of empirical studies of adaptation of younger schoolboys, were forced to leave the territory of Ukraine to the Russian
secondary school. The author concludes that the adaptation process in primary school children from Russia and Ukraine has some similar features, including elevated levels of aggressiveness and anxiety, but some indicators, such as the presence of fear, instability and unwillingness to enter into contact with others and communication problems, children from Ukraine differ from the Russian children.
Keywords: adaptation, school adaptation, refugees.
Масштабы миграционных процессов второй половины ХХ века -глобальны, они охватывают все континенты и все социальные группы общества. Современная Россия не остается в стороне от этого глобального процесса. До сих пор, несмотря на последствия экономического кризиса, масштабы притока мигрантов в Россию оставляют ее на одном из первых мест в мире. Одним из мощных факторов роста миграционных потоков в нашу страну стала ситуация на юго-востоке Украины. В условиях реального наплыва беженцев с уго-востока Украины, среди которых было немало детей школьного возраста, российская образовательная система оказалась перед необходимостью интеграции данной категории детей в учебный процесс. Изучение процесса школьной адаптации детей-мигрантов из Украины на начальной ступени общего образования представляется особенно актуальным, так как способствует более продуктивной организации и проведению адаптационных мероприятий в условиях общеобразовательного учреждения.
Проблеме адаптации к школе посвящены многочисленные публикации, где описываются ее критерии, уровни, этапы [1, 2, 3, 4]. Проблемы школьной адаптации у ребенка могут возникнуть уже на ранних этапах обучения, так как поступление в школу, смена режима жизни, привыкание к новому коллективу и его требованиям являются довольно сильными стрессовыми факторами. В научной литературе подробно рассматривается вопрос о том, каковы основные показатели успешной адаптации младшего школьника.
Школьная адаптация представлена комплексно как определенным образом организованная психологическая целостность, в которой выделяются некоторые элементы или субсистемы: эмоциональная адаптация,
интеллектуальная адаптация и социально-психологическая адаптация. Эмоциональная адаптация зависит от взаимодействия характеристик психофизиологического и психологического уровней организации индивида [1]. Психологический уровень связан с интеллектуальными особенностями и мотивацией учения. Социально-психологическая адаптация обуславливается взаимодействием индивида с ближайшим социальным окружением. В процессе адаптации происходит взаимодействие таких систем, как личности и среды, между которыми нет согласованности и равновесия. Задача школьной адаптации заключается в достижении между ними динамического равновесия, на которое оказывают влияние многочисленные внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам автор относит подвижность нервной системы ребенка и мотивацию учения, к внешним факторам - условия обучения, отношения родителей к школе и учителям, а также когнитивные стили деятельности педагогов. Понимание особенностей школьной адаптации требует изучение статуса учащегося, его социальных ролей, отношения учителей и родителей к школе.
Социально-психологическая адаптация мигрантов как сложный, многосторонний, многоуровневый процесс заключается в формировании устойчивого положительного отношения к окружающейся действительности, показателями успешности которого являются формирование устойчивого положительного отношения к окружающей действительности, повышение осмысленности жизни, снижение агрессивных проявлений в поведении, возникновение чувства удовлетворения своим психическим состоянием и выработка адекватных особенностей способов деятельности.
В ходе анализа исследований, посвященных процессу адаптации детей-мигрантов, установлено, что существуют эмоциональные и психологические особенности, характерные для детей-мигрантов в период адаптации, к которым относятся депрессивность и отчужденность, ощущение изолированности и трудности в процессе общения с представителями собственной и другой культуры и в ситуации взаимодействия с местным населением, выраженная негативная коммуникативная установки, которая неблагоприятно сказывается
как на их самочувствии, так и на самочувствии их партнеров по общению. При поступлении в школу дети испытывают трудности психологического характера и проблемы во взаимодействии со сверстниками-представителями коренного населения, причина которых заключается в незнании языка, особенностей российской культуры, истории и традиций, отставании по образовательной программе.
В рамках реализации программы эмпирического исследования нами была сформулирована гипотеза состоящая в предположении, что процесс школьной адаптации детей-мигрантов на начальной ступени общего образования в большей степени обусловлен эмоциональными и социально-психологическими элементами, входящими в его структуру. Эмоциональный аспект предусматривает оценивание состояния ребенка по следующим показателям: уровень тревожности, снижение настроения, наличие или отсутствие чувства страха, степень агрессивности, стремление к замкнутости, ощущение нестабильности окружающей обстановки. Социально-психологический аспект предполагает изучение направленности общения, наличие или отсутствие социальных контактов у ребенка, выявление особенностей его самооценки и уровня активности.
Анализ миграционных процессов показывает, что в последнее время в нашей стране резкое увеличение числа вынужденных мигрантов было связано с нестабильной политической ситуацией в Украине в 2014 году. Появление среди них детей-мигрантов, в том числе младшего школьного возраста, привело к необходимости обеспечения условий для продолжения их образования в общеобразовательных учреждениях России. Несмотря на то, что Россия и Украина являются культурно-близкими странами, что исключает наличие проблем с незнанием языка и традиций, выделяются некоторые объективно существующие факторы, способные ухудшить процесс школьной адаптации детей-мигрантов из Украины на начальной ступени общего образования. Резкие и неожиданные перемены в жизненной ситуации, произошедшие за относительно небольшой период времени, нарушение стабильного ритма жизни семьи, разобщенность привычных социальных связей с близким окружением,
трудности с жильем, работой, финансами, проблемы, связанные с невозможностью переезда всех членов семьи в Россию являются стрессовыми факторами, негативно влияющими на адаптационный процесс.
Проведенный нами анализ полученных данных свидетельствует о существовании взаимосвязи между эмоциональными особенностями детей и местом их проживания. Так, из 121 детей РФ, что составляет 50% всех опрошенных, сниженное настроение характерно для 15 человек (12,4%), а в группе из Украины, общее количество которых составляет 120 человек, такая характеристика касается 29 человек (24,2%).
Результаты по показателю «Тревожность» свидетельствуют о том, что у младших школьников в обеих группах наблюдается повышенный уровень тревожности, и в группе детей из России он даже немного выше, чем у украинских детей (соответственно 40,5 % и 33,3%).
По некоторым показателям были выявлены значительные различия. Так, дети из Украины в большей мере испытывают чувство страха или беспокойства. При сравнении показателей было выявлено, что у беженцев оно наблюдается в 53,3% случаев (64 человека), а у российских детей - в 26,4% случаев (32 человека). Стремление к замкнутости также в большей мере характерно для детей из Украины. Если для детей из России такой показатель был выявлен у 44 человек (36,4%), то для второй группы детей он наблюдается у 66 человек (55%). Также дети из Украины чаще, чем российские дети, испытывают чувство нестабильности (см. рис. 5). На это указывают следующие данные: у беженцев такой показатель встречается в 46,7% случаев (56 человек), а для детей из России - 27,3% (33 человека). Почти половина детей из Украины испытывают трудности в общении (53 человека, что составляет 44,2%), таких детей в группе из России - 20 (16,5%).
Нами не было выявлено статистически значимых различий по таким показателям, как повышенная агрессия, вербальная агрессия, боязнь агрессии и склонность к защитной агрессии. Повышенная агрессия наблюдается у 7,4% детей из России (9 человек) и 5% украинских детей (6 человек), вербальная агрессия встречается немного чаще: 10,7 % российских детей (13 человек) и
13,3% беженцев (16 человек). Данные по показателю «Защитная агрессия» получились практически идентичными: 17,5% в обеих группах (21 человек). В целом, около половины младших школьников в обеих группах испытывают различные проявления чувства агрессии, что вполне вероятно в период адаптации.
Процесс адаптации младших школьников из России и Украины имеет некоторые сходные черты, в том числе повышенный уровень агрессивности и тревожности, но по некоторым показателям, таким, как наличие чувства страха, нестабильности, нежелание вступать в контакт с окружающими и проблемы в общении, дети из Украины отличаются от русских детей.
Таким образом, в структуре процесса школьной адаптации детей-мигрантов выделяются эмоциональный и социально-психологический элементы, которые включают ряд показателей. К показателям эмоционального состояния ребенка относятся уровень тревожности, снижение настроения, наличие или отсутствие чувства страха, степень агрессивности, замкнутость, ощущение нестабильности окружающей обстановки, к показателям социально-психологического состояния относятся направленность общения, наличие или отсутствие социальных контактов у ребенка, выявление особенностей его самооценки и уровня активности.
Литература:
1. Григорьева М.В. Специфика структурной организации комплексных факторов школьной адаптации // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2009., №3. С.35-37.
2. Дмитриева С.В. Особенности психологической адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2005.
3. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
4. Пантелеев А.Б. Психолого-педагогические технологии адаптации детей и подростков из семей мигрантов в системе образования: Дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 2007.
References:
1. Grigoreva M.V. Spetsifika strukturnoy organizatsii kompleksnyih faktorov shkolnoy adaptatsii // Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P.G. Demidova. Seriya Gumanitarnyie nauki. 2009., #3. S.35-37.
2. Dmitrieva S.V. Osobennosti psihologicheskoy adaptatsii uchaschihsya k usloviyam obucheniya pri perehode v srednyuyu shkolu: Diss. ... kand. psihol. nauk. M., 2005.
3. Kostyak T.V. Psihologicheskaya adaptatsiya pervoklassnikov: ucheb. posobie dlya stud. vyissh. ped. ucheb. zavedeniy. - M.: Izdatelskiy tsentr «Akademiya», 2008.
4. Panteleev A.B. Psihologo-pedagogicheskie tehnologii adaptatsii detey i podrostkov iz semey migrantov v sisteme obrazovaniya: Diss. ... kand. psihol. nauk. Moskva, 2007.