Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ МАРКСИЗМА К КИТАЙСКОМУ КОНТЕКСТУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

АДАПТАЦИЯ МАРКСИЗМА К КИТАЙСКОМУ КОНТЕКСТУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
106
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКСИЗМ / КИТАЯ / ЭКОНОМИКА / ПОЛИТИКА / ПАРТИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бао Синькай

На создание Коммунистической партии Китая 100 лет назад оказало решающее влияние идеология марксизма-ленинизма. Однако с развитием страны и сменой международной обстановки, партия осуществляла адаптацию коммунистической идеологии к китайским условиям и разрабатывала собственные идеи. По мере изменения потребностей страны у каждого партийного лидера появлялись собственные мысли о том, как интерпретировать учения предшественников и создавать новые. В настоящее время также можно наблюдать адаптацию концепции марксизма к реалиям Китая, связанным с глобализацией, интеграцией, цифровой революцией и сменой геополитического порядка в мире. С учетом вышеизложенного, в статье выделены ключевые аспекты, предпосылки и особенности развития марксизма в современном Китае. Отдельный акцент сделан на экономике, улучшении благосостояния страны, укреплении военной мощи и внедрении инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF MARXISM TO THE CHINESE CONTEXT AT THE PRESENT STAGE

The creation of the Communist Party of China 100 years ago was decisively influenced by Marxism-Leninism. However, as the country developed and the international environment changed, the party adapted communist ideology to Chinese conditions and developed its own ideas. As the needs of the country changed, each party leader had his or her own ideas about how to interpret the teachings of predecessors and create new ones. At present, one can also observe the adaptation of the concept of Marxism to the realities of China due to globalization, integration, the digital revolution, and the changing geopolitical order of the world. In view of the above, the article highlights the key aspects, prerequisites and features of the development of Marxism in modern China. Separate emphasis is placed on the economy, the improvement of the country’s welfare, the strengthening of military power and the introduction of innovation.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ МАРКСИЗМА К КИТАЙСКОМУ КОНТЕКСТУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Адаптация марксизма к китайскому контексту на современном этапе

Бао Синькай,

аспирант, кафедра истории и теории социологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова E-mail: waltermitty@126.com

На создание Коммунистической партии Китая 100 лет назад оказало решающее влияние идеология марксизма-ленинизма. Однако с развитием страны и сменой международной обстановки, партия осуществляла адаптацию коммунистической идеологии к китайским условиям и разрабатывала собственные идеи. По мере изменения потребностей страны у каждого партийного лидера появлялись собственные мысли о том, как интерпретировать учения предшественников и создавать новые. В настоящее время также можно наблюдать адаптацию концепции марксизма к реалиям Китая, связанным с глобализацией, интеграцией, цифровой революцией и сменой геополитического порядка в мире. С учетом вышеизложенного, в статье выделены ключевые аспекты, предпосылки и особенности развития марксизма в современном Китае. Отдельный акцент сделан на экономике, улучшении благосостояния страны, укреплении военной мощи и внедрении инноваций.

Ключевые слова: марксизм, Китая, экономика, политика, партия.

В 2021 году отмечалось столетие со дня основания правящей Коммунистической партии Китая, период, который Пекин назвал «славным путешествием» на заседании Центрального комитета в ноябре 2021 года [1]. В июле 1921 г. состоялся первый съезд Коммунистической партии, на котором присутствовало 12 или 13 человек, в том числе Мао Цзэдун, ставший впоследствии «пожизненным лидером» страны. Сегодня та же партия насчитывает миллионы членов, продолжая определять дальнейшую судьбу государства [2]. В то время как коммунистический эксперимент Советского Союза, с треском провалился в 1991 году вместе со многими другими социалистическими государствами в Восточной Европе, Китай по-прежнему считает себя коммунистическим государством, которое руководствуется идеологией марксизма, позволившей ему стать второй по величине экономикой в мире.

Коммунистическая партия Китая (КПК) прошла невероятный, стремительный путь развития за последнее столетие. Адаптация марксизма к китайскому контексту стала отдельной главой в 100-летней истории КПК и важным инструментом, который позволил партии одерживать победу за победой и добиваться одного достижения за другим.

В своем выступлении на церемонии, посвященной столетию КПК 1 июля 2021 года, генеральный секретарь Си Цзиньпин сказал: «Коммунистическая партия Китая придерживается основных принципов марксизма и принципа поиска истины на основе фактов. Основываясь на реалиях Китая, мы развили тонкое понимание тенденций дня, перехватили инициативу у истории и провели кропотливые исследования. Таким образом, мы смогли на постоянно адаптировать марксизм к китайскому контексту и потребностям нашего

334

времени. Изучая исторический опыт, который мы приобрели благодаря тому, что КПК руководила китайским народом многие годы, мы теперь можем формализовать глубокое и точное понимание законов и характеристик марксизма, которые партия поддерживала, обогащала и развивала в разные исторические периоды времени» [3].

Однако, резкий переход КПК от китайской революции Мао Цзэдуна к китайской мечте Си Цзиньпина остается недостаточно изученным и даже зачастую неправильно понятым или представленным в ложном свете, несмотря на его огромное влияние на все аспекты национальной жизни Китайской Народной Республики. Столкнувшись с проблемами, которые инициировали в последние годы ведущие капиталистические страны мира, направленные против социалистических стран и в связи с возобновившейся агрессией США, Китай приступил к процессу реформ, учитывающему конкретную ситуацию в современном глобальном мире.

В данном контексте сегодня существует актуальная потребность в глубоком анализе того, в какой степени КПК развивает философские основы марксизма и маоизма, каким образом партия видоизменила принципы социализма и коммунизма, трансформировала свою собственную идентичность и обновила свою субъектную позицию. Таким образом, необходимость решения обозначенных задач предопределяет выбор темы данной статьи.

Изучению международного опыта и уроков адаптации марксизма в Китае посвятили свои труды Сун Л., Ли С., Хэ Б., Чжан В., Cheng, Enfu; Adlakha, He-mant; Jacob, Jabin T.; Subba, Bhim B.

Новые тенденции в идеологии КПК, основанные на концепции Дэн Сяопина «социализм с китайской спецификой» рассматриваются в работах Нин Я., Гао Я., Мэн Ю., Сотниковой И.Н., Син Г., Jacob, Jabin T.; Subba, Bhim B.

В работах Дай Ц., Хуан Ш., Чэнь С., Ань Ц., Nathan, Andrew J.; Zhang, Boshu ученые описывают, по их мнению, противоречивую логику национализма

и марксизма, которая имеет серьезные последствия для политико-культурных изменений в постмаоистском Китае, особенно в Новую эру правления Си Цзиньпина.

Анализ имеющихся на сегодняшний день публикации и наработок свидетельствует о том, что рассматриваемая проблематика находится в фокусе внимания многих ученых и изучается с разных аспектов. Однако, трансформации и структурные сдвиги в политической системе и философии правления в Китае, возникающие в настоящее время в связи с возрождением социализма XXI века, способствуют появлению ряда проблемных вопросов, которые требуют особого внимания и более глубокого анализа.

Так в отдельном исследовании нуждается применимость тезиса об универсальном коммунизме, который знаменует окончательную победу марксизма во всем мире, для Китайской Народной Республики. Также необходимо уточнить в какой степени капиталистические элементы интегрированы в марксистскую политэкономию Китая и насколько они действенны.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, цель статьи заключается в рассмотрении особенностей адаптации марксизма к китайскому контексту на современном этапе.

На первом этапе исследования, прежде всего, необходимо отметить, что марксизм - это передовая идеологическая система, созданная Марксом и Энгельсом на основе развития культурного наследия и обобщения опыта рабочего движения с целью освобождения пролетариата и всего человечества от гнета империалистов. Ученые утверждали, что, только овладев передовой мыслью, рабочий класс может превратиться из неорганизованного пролетариата в пролетариат, вооруженный передовой теорией, и, в свою очередь, приложить мощную материальную силу для сокрушения старого общества и построения нового [4]. С момента своего появления более 170 лет назад марксизм стал частью народов во мно-

335

гих странах мира, сыграл и продолжает играть важную роль в формировании современного общества. В интеллектуальной истории человечества никогда не было другого направления мысли, оказавшего столь глубокое и масштабное влияние на развитие человеческой цивилизации.

Широкое распространение марксизма в Китае стало катализатором возникновения КПК. Марксизм снабдил партию научным мировоззрением и методологией, а также мощными теоретическими инструментами для понимания и формирования мира. Однако, в современном глобальном мире, в эпоху цифровизации и глобализации экономических отношений, финансовой интеграции и набирающей обороты Четвертой промышленной революции, руководителям Китая стало очевидно, что передовые социалистические производственные отношения не могут быть устойчивыми на низших уровнях производительных сил. Длительный период низкого, отсталого развития производительных сил породил бы крупное противоречие и противостояние между ними и ежедневно растущими материальными и культурными потребностями людей [5].

В результате КПК был проведен серьезный анализ политических и экономических вопросов и на рубеже веков, преодолевая путаницу и устаревшее понимание многих ключевых концептов и практик марксизма, КПК приняла всеобъемлющую идеологическую линию, которая вылилась в то, что современные лидеры называют «одна центральная задача и два основных положения». «Одна центральная задача» - это экономическое развитие, а «два основных положения» - это приверженность четырем основным принципам (марксизм-ленинизм и Мао Цзэдун, социалистический путь, главенство народной демократии и руководство коммунистической партии), а также проведение реформ и политики открытых дверей.

Вскоре после начала процесса реформ, в беседе с Ким Ир Сеном, Дэн Сяопин отметил: «В такой большой

и бедной стране, как наша, если мы не попытаемся увеличить производство, как мы сможем выжить? Как социализм может быть лучше, когда у нашего народа столько трудностей в жизни? «Банда четырех» ратовала за «бедный социализм» и «бедный коммунизм», заявляя, что коммунизм - это в основном духовная вещь. Это полная чушь!» [6].

Благодаря такой адаптации марксизма к китайскому контексту, КНР ускорила процесс развития за последние 50 лет, определяя собственную систему управления как «социализм с китайскими особенностями», который был закодированным способом выражения участия внутри страны и за ее пределами в капиталистической мировой экономике, ориентируясь на точку зрения, обычно описываемую как «неолиберальная глобализация». Такая идентичность была подчеркнута членством Китая во Всемирной торговой организации, широко признанной в качестве институционального органа, которому поручено контролировать и продвигать неолиберализм. Экономисты обычно описывают Китай после политических реформ, связанных с Дэн Сяопином в 1991 году, как «социалистическую рыночную экономику» [7].

Основываясь на вышеизложенном, можно утверждать, что адаптация марксизма к китайским условиям означает интеграцию его основных постулатов с особенностями современного развития, путем объединения сути передовых идей прошлого и настоящего, опыта развития Китая и всего мира, использования системы теоретического дискурса с китайскими особенностями, стиля и манеры построения марксизма с учетом глобальных экономических условий.

Также адаптация марксизма в современном Китае находит свое выражение в инновациях и неустанном, постоянном развитии нации. Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпинь отметил: «Развитие марксизма и процесс его адаптации к китайскому контексту показали нам, что общество постоянно развивается, и поэтому мы должны по-

336

стоянно продвигаться в нашем мышлении и понимании и стремиться к инновациям в соответствии с практикой. Как нет конца эволюции практики, поскольку мир и время постоянно меняются, так и не может быть конца нашим усилиям по поиску истины, теоретическим и практическим инновациям и новым достижениям» [8].

В отличие марксистского подхода, которым руководствовался СССР, успех КПК с адаптированной марксистской идеологией заключается в ее «впечатляющем послужном списке административной компетентности» как внутри китайских границ, так и во внешней политике. Так, Пекин выстраивает международные отношения опираясь на подходы мягкой силы, создавая множество взаимовыгодных решений, таких как амбициозный проект «Нового Шелкового пути», в который вовлечены и активно участвуют как социалистические, так и капиталистические страны.

В процессе адаптации идей марксизма к новым реалиям, как внутреннее, так и внешнее поведение КПК, явно отличается от советской модели, чья коррумпированная бюрократия и авантюристические военные начинания в долгосрочной перспективе ухудшили положение государства и привели к его краху. За последние два десятилетия Китай продемонстрировал всему миру величайший в истории экономический и геополитический подъем, который находит свое проявление в сокращении крайней бедности, галопирующих темпах экономического роста и в растущем доминировании страны на самых значительных технологических рубежах инноваций XXI века.

Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

Адаптация марксизма к китайскому контексту на современном этапе находит свое проявление в следующих процессах и трансформациях: - переход от крестьянской революции

к рыночным реформам и прогрессивному экономическому развитию;

- превращение Китая в нацию с новаторским мировым влиянием, поднятие статуса вооруженных сил страны до уровня «мирового класса», искоренение нищеты, дальнейшее открытие рынков, а также создание равных условий для бизнеса;

- реализация широкомасштабной антикоррупционной кампании, больший упор на защиту окружающей среды и использование «мягкой силы» в дипломатии;

- обеспечение устойчивого, энергоэффективного экономическое развития.

Литература

1. Буров В.Г. История длиной в сто лет (к юбилею компартии Китая) // Азия и Африка сегодня. 2021. № 9. С. 5-13.

2. Cheng, Enfu Ten Views of Marxism Originating from the Revolution and Development in China and the World // International critical thought. 2022. Volume 12: Number 1; pp 15-34.

3. Full text of Xi Jinping's speech on the CCP's 100th anniversary URL: https:// asia.nikkei.com/Politics/Full-text-of-Xi-Jinping-s-speech-on-the-CCP-s-100th-anniversary

4. Сун Л., Ли С. Международный опыт и уроки адаптации марксизма в Китае // Власть. 2020. Т. 28. № 4. С.222-226.

5. Guo, Yangsheng Translating Marxism as a philosophy of modernity in China: the case of the Manifesto of the Communist Party // Perspectives: studies in translatology. 2022. Volume 30: Number 2; pp 292-305.

6. Poulin, Maxence Comparative Analysis of the Economic Structure of the Socialist Market Economy of China and the New Economy Policy // International critical thought. 2021. Volume 11: Issue 4; pp 519-534.

7. Rockmore, Tom Marx, Chinese Marxism and poverty // Journal of global ethics. 2021. Volume 17: Issue 1; pp 42-54.

8. Understanding Marx, understanding modernism / edited by Mark Steven.

337

London: Bloomsbury Academic, 2021. 119 p.

ADAPTATION OF MARXISM TO THE CHINESE CONTEXT AT THE PRESENT STAGE

Bao Xinkai

Lomonosov Moscow State University

The creation of the Communist Party of China 100 years ago was decisively influenced by Marxism-Leninism. However, as the country developed and the international environment changed, the party adapted communist ideology to Chinese conditions and developed its own ideas. As the needs of the country changed, each party leader had his or her own ideas about how to interpret the teachings of predecessors and create new ones. At present, one can also observe the adaptation of the concept of Marxism to the realities of China due to globalization, integration, the digital revolution, and the changing geopolitical order of the world. In view of the above, the article highlights the key aspects, prerequisites and features of the development of Marxism in modern China. Separate emphasis is placed on the economy, the improvement of the country's welfare, the strengthening of military power and the introduction of innovation.

Keywords: Marxism, China, economy, politics, party.

References

1. Burov V.G. History of a hundred years (to the anniversary of the Communist Party of China) // Asia and Africa Today. 2021. № 9. C. 5-13.

2. Cheng, Enfu Ten Views of Marxism Originating from the Revolution and Development in China and the World // International critical thought. 2022. Volume 12: Number 1; pp 15-34.

3. Full text of Xi Jinping's speech on the CCP's 100th anniversary URL: https://asia.nik-kei.com/Politics/Full-text-of-Xi-Jinping-s-speech-on-the-CCP-s- 100th-anniversary

4. Sun L., Li S. International Experience and Lessons of Adapting Marxism in China // Power. 2020. № 4. pp. 222-226.

5. Guo, Yangsheng Translating Marxism as a philosophy of modernity in China: the case of the Manifesto of the Communist Party // Perspectives: studies in translatology. 2022. Volume 30: Number 2; pp 292-305.

6. Poulin, Maxence Comparative Analysis of the Economic Structure of the Socialist Market Economy of China and the New Economy Policy // International critical thought. 2021. Volume 11: Issue 4; pp 519-534.

7. Rockmore, Tom Marx, Chinese Marxism and poverty // Journal of global ethics. 2021. Volume 17: Issue 1; pp 42-54.

8. Understanding Marx, understanding modernism / edited by Mark Steven. London: Bloomsbury Academic, 2021. 119 p.

338

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.